Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея и современность





Право под углом зрения "высших характеристик" наряду с рациональными началами правовой материи, особенностей права как "явления Разума" имеет еще одну грань. Это – его становление и развитие как права человека.

В этой связи сначала об идее прав человека и со­временности.

Принципиальные основы идеи прав человека зало­жены и сохранили свое значение до наших дней в эпо­ху Просвещения, Великой французской революции. Они выражены в декларациях, конституциях и других доку­ментах того времени. В частности, в словах – "все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами"; "цель всякого политическо­го союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека" - прежде всего таких "неотчуждаемых и священных" прав, как "жизнь, свобода, стремление к счастью, собственность, безопасность личности" (Дек­ларация независимости США 1776 г.; Декларация прав человека и гражданина 1789 г.). Итоговая формула тако­го понимания прав человека закреплена уже в настоя­щее время в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совес­тью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

Вместе с тем надо видеть, что во второй половине XIX – начале XX в. идея прав человека в обстановке бедствий "дикого" капитализма, экономико-социальных кризисов и социалистических иллюзий, начала засло­няться представлениями о приоритете "прав трудящихся" и о будто бы безусловном верховенстве в жизни общества государственной власти.

"Потребовались" (увы, приходится именно так го­ворить) неисчислимые жертвы и беды Второй мировой войны, смертный ужас сталинского и нацистского ти­ранических режимов, чтобы идея прав человека вновь заняла достойное место среди передовых взглядов, ду­ховно-интеллектуальных свершений человечества.

Более того, эта идея к середине XX в. не только была как бы заново выстрадана человечеством, поднята на высокий уровень общественного признания, но и обо­гатилась новым, основательным социальным содержа­нием. И именно в таком качестве она, начиная с 1950– 1960-х гг., стала реально осуществляться – не всегда и не во всем, впрочем, последовательно – в развитых демократических странах. Причем – так, что можно признать исторически доказанным фактом реальную воз­можность существования и успешного функционирова­ния такого социального и государственного строя, в центре которого – человек, личность с высоким стату­сом, достоинством, неотъемлемыми правами (не это ли крупнейшее, не сравнимое ни с чем иным, свершение человечества XX века?).

Два основных положения характеризуют это новое, современное содержание идеи прав человека.

Во-первых, именно права человека, выражен­ные в общественном и государственном строе общества, оказались силой —- не исключено, единственной надеж­ной и действенной силой, – способной стать преградой тирании и определить модернизацию общества, его вос­ходящее развитие в интересах человека. Демократия, сводимая (к представлении многих людей, к сожале­нию, до сей поры) к одним лишь институтам свободных выборов, в условиях доминирования силовых методов власти, "большего денежного мешка" и изощренных избирательных технологий показала себя в XIX – пер­вой половине XX в. в качестве политической структу­ры, вполне совместимой с авторитарными и даже тота­литарными режимами. Отсюда и необходимость поста­вить в центр жизни общества человека как такового, личность с высоким статусом и достоинством, неотъемлемыми правами и реализовать такую организацию со­циальной жизни в общественном и государственном строем страны.

В этой связи примечательно, что передовые мыс­лители современности особо выделяют права человека как первейшую основу современной организации жизни людей. Так, Ю. Хабермас, рассматривая главное насле­дие Французской революции (которая по значению для развития человечества, по его словам, ни с чем "не сопоставима"), указывает на то, что именно права че­ловека наряду с демократией "образуют универсальное ядро конституционного государства"1. И что более того – "права человека обладают нормативным приори­тетом перед демократией"2.

Во-вторых, права человека оказались именно тем социальным началом, которое призвано определить высокий правовой статус человека, не уступающий по­ложению государства как суверена – носителя полити­ческой власти. Причем – высокий статус не только по отношению к тому или иному государственному органу или должностному лицу (как это склонны интерпрети­ровать приверженцы приоритета "государственности"), а в отношении государства в целом.

По словам замечательного русского правоведа-мыс­лителя. И. А. Покровского, "есть такие "неотъемлемые права человека", которые никаким законом уничтоже­ны быть не могут, которые даже для государства в целом недосягаемы. "Если всякое субъективное право, – продолжает правовед, – обеспечивает личность от про­извола властей, то идея "неотъемлемых прав" на­правляется против государства как таково-г о". "Самоутверждение личности, – пишет И. А. По­кровский, – достигает здесь в юридическом отноше­нии своего кульминационного пункта. Некогда безглас­ная овца в человеческом стаде, она заявляет теперь пре­тензию на роль равноправной с государством державы..."

2. Права человека: юридические аспекты

Теперь – пункт, к которому хотелось бы привлечь внимание.

Возвышение прав человека во второй половине XIX в. (во всех указанных ранее характеристиках) – это, наряду со всем другим, не что иное как обрете­ние ими особенностей юридического права.

Эти особенности имеют два аспекта.

Во-первых, придание неотъемлемым правам чело­века непосредственно юридического значения и дей­ствия – основы юридически значимых последствий.

Существенный шаг в данном направлении был сде­лан уже в первые послевоенные годы. В декабре 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, юридически на международно-правовом уровне закре­пившую эту, ранее в основном декларативную, катего­рию.

Затем конституции ряда европейских стран (при­том – знаменательно! – прежде всего стран, испы­тавших "на себе" ужасы фашистской тирании – Герма­нии, Испании, Италии) сообщили правам человека, в первую очередь, основным, фундаментальным, непос­редственно юридическое действие и плюс к тому – приоритетное значение во всей данной национальной государственно-юридической системе.

Во-вторых, – и этот момент наиболее важен – права человека через национальное законодательство и юридическую практику стали постепенно воплощаться в юридических конструкциях и специфических право­вых принципах, т. е. обретать особенности, которые ха­рактерны для материи, "тела" позитивного права. И, стало быть, входить в новое качество, становиться объективным правомправом человека.

Последний пункт представляется особо важным: он знаменует качественный поворот во всей проблематике прав человека.

Date: 2015-09-25; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию