Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность конституционализма выражается в общественном согласии по вопросам государственного и общественного строительства, которое выступает необходимым условием его прочности. 3 page





Ликвидация общественного объединения означает запрет на его деятельность независимо от его государственной регистрации. Ликвидация общественного объединения осуществляется на основании решения суда, в случаях нарушения требований Конституции РФ и закона о запрете создания общественных объединений определенного направления деятельности (ст. 13 Конституции РФ и ст. 16 Федерального закона "Об общественных объединениях"); виновного нарушения действиями общественного объединения прав и свобод граждан; неоднократных или грубых нарушений законов или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

В 2012 г. был принят новый Федеральный закон о политических партиях, который заложил основы для обеспечения подлинной многопартийности в Российской Федерации.

 

§ 7. Российская Федерация - светское государство.

Правовое обеспечение свободы совести

 

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, существующие в таком государстве, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

В современном мире есть страны, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии такой религией является англиканская, в Израиле - иудейская и т.п. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.).

Противоположность светскому государству составляет теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Таким государством сегодня является Ватикан. В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные законодательством, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ (ст. 14), "не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Содержание этого положения раскрывает Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в котором установлено, что все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповедания и убеждений нейтрально, не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.

Отделение религиозных объединений от государства несовместимо с каким-либо их участием в государственной деятельности, как, например, освящение открываемых государственных учреждений и предприятий, выпускаемой ими продукции и т.п., а равно помещение в них тех или иных знаков религиозной символики. Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона.

Согласно Закону религиозное объединение - это добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное для совместного исповедания и распространения веры, в целях осуществления права граждан на свободу вероисповедания. Исповедание и распространение веры включают в себя совершение культа, распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное обучение и воспитание, паломничество, подвижническую и иную деятельность, определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную уставом данного объединения.

Религиозное объединение совершеннолетних граждан, в состав которого входит не менее 10 человек, пользуется правом юридического лица. Оно вправе проводить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и иные печатные материалы. Религиозные объединения пользуются исключительным правом учреждать предприятия по производству богослужебной литературы и предметов культа, устанавливать и поддерживать международные связи и прямые контакты. Религиозные объединения имеют право собственности на имущество, приобретенное ими за счет собственных средств, пожертвований, а также завещанное гражданами. Имущественные и финансовые приобретения, а также все виды денежных поступлений от граждан не подлежат налогообложению.

Религиозные объединения граждан могут принимать участие в социально-культурной жизни общества в соответствии с действующим законодательством. По просьбам массовых религиозных объединений органы государственной власти в Российской Федерации вправе принимать решения об объявлении дней больших религиозных праздников дополнительными нерабочими (праздничными) днями.

Запрещаются общественные объединения, пропагандирующие расовую, национальную, религиозную, иную вражду и ненависть, насилие и войну, призывающие к насильственному изменению или ниспровержению конституционного строя Российской Федерации, созданию параллельных структур власти.

Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

В течение длительного исторического периода многие серьезные мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религиозной идеологией, а совесть человека, его самосознание, оценка своих поступков и мыслей опирались на религиозное миропонимание, религиозную мораль и нравственность. Поэтому выражение "свобода совести" со временем стало означать возможность каждого самостоятельно решать вопрос, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или отказаться от них. Свобода совести стала выражать отношение человека к религии.

Свобода вероисповедания означает беспрепятственную возможность каждого принадлежать к какой-либо религии, церкви, конфессии и свободную деятельность образуемых верующими религиозных объединений.

Политико-правовое содержание свободы совести и свободы вероисповедания, гарантированных ст. 28 Конституции РФ, заключается в праве каждого исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения.

Граждане, придерживающиеся материалистических, атеистических убеждений, вправе создавать соответствующие объединения согласно законодательству об общественных объединениях, а также беспрепятственно осуществлять свою деятельность.

Наказываются по закону нарушение равноправия граждан по признаку отношения их к религии (ст. 136 УК РФ), нарушение свободы совести и вероисповедания и организация религиозных и общественных объединений, посягающих на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ).

 

§ 8. Россия - федеративное, суверенное государство.

Обеспечение суверенитета Российской Федерации

 

Федеративная природа российской государственности отличается следующими признаками:

1. Российская Федерация имеет Конституцию, принятую путем всенародного голосования, что придает ей особую юридическую силу. Наряду с этим, республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ - свой устав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов Российской Федерации.

2. Российская Федерация обладает своей территорией, на которую распространяется ее суверенитет и в пределах которой Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

3. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Наряду с этим, республики, входящие в состав Российской Федерации, также могут иметь свое гражданство.

4. Российская Федерация имеет общие для всей Федерации высшие органы государственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждой республики и действуют на территории всех республик.

5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную систему, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

6. Не только Российская Федерация, но и ее субъекты имеют право внешних отношений с иностранными государствами, коммерческими структурами, международными организациями, реализуя при этом свои интересы, но по согласованию с федеральными органами власти.

7. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их полномочий. Причем Конституция РФ закрепляет исключительные полномочия Российской Федерации (ст. 71) и совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Все иные полномочия принадлежат субъектам Федерации. Конституция РФ их не перечисляет, а только ограничивается указанием, что "вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти" (ст. 73).

Российская Федерация - суверенное государство. Суверенитет РФ - свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства.

Уже на I Съезде народных депутатов России, состоявшемся 12 июня 1990 г., была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. Она как бы подвела итог тому факту, что Россия, как и все бывшие союзные республики, стала независимым государством.

Суверенитет Российской Федерации получил свое правовое закрепление и воплощение в Конституции РФ 1993 г. В ее нормах провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3); суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ст. 4); Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ст. 4); Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ст. 67).

Суверенитет Российской Федерации характеризуется тремя неотъемлемыми чертами: самостоятельностью государственной власти, ее независимостью при осуществлении внутренних и внешних функций государства, дифференцированным содержанием государственной власти, осуществляемой на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реализует свое назначение без вмешательства в ее деятельность негосударственных структур.

Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотрению, без вмешательства других государств, осуществляет внутренние и внешние функции Российской Федерации.

Дифференциация государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет возможность ее узурпации со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц и придает незыблемый характер конституционному положению, согласно которому носителем суверенитета в РФ является ее многонациональный народ.

Суверенитет РФ реально представлен в ее компетенции, т.е. в круге ее прав, обязанностей и предметов ведения, получивших конституционное закрепление в ст. ст. 4, 5, 11, 67, 71 и др. Конституции РФ. Компетенция РФ, нашедшая концентрированное выражение и воплощение в ст. 71 Конституции, подразделяется на определенные блоки или разновидности.

1. В области государственной власти в ее ведении находятся следующие вопросы: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеральное устройство и территория Российской Федерации, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

2. Ведению Российской Федерации в сфере хозяйственного и социально-культурного строительства подлежат: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики.

3. В области правовой политики государства в исключительном ведении Российской Федерации находятся: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

4. В области внешних сношений, обороны и государственной безопасности ведению Российской Федерации подлежат: вопросы внешней политики и международных отношений, международные договоры; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; деятельность в космосе.

5. Что же касается полномочий Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод гражданина и человека, то они закреплены в различных главах и статьях Конституции РФ. К ее ведению, в частности, относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; представление законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа; принятие федерального закона об автономной области, автономном округе; защита прав коренных малочисленных народов; предоставление политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, в соответствии с общепризнанными нормами международного права; гарантирование своим гражданам защиты и покровительства за пределами Российской Федерации.

 

§ 9. Конституционные основы организации

государственной власти и местного самоуправления

в Российской Федерации

 

Государство потому и является государством и тем самым отличается от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть.

Власть представляет собой такое взаимодействие, в процессе которого люди в силу различных причин добровольно или по принуждению признают верховенство воли других, а также целевых, нормативных установлений, в соответствии с которыми совершают те или иные поступки и действия.

Известная власть существует в семье, группе людей, коллективе; она содержится в традициях, обычаях, общественном мнении, морали и т.д. Но все это несравнимо с государственной властью, которая имеет источником правовую обусловленность (легитимность) и реализуется через силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.

Специфическими свойствами государственной власти являются верховенство, независимость, самостоятельность и ее распространенность на все общество. Именно государство посредством законодательных актов устанавливает основные, общие типовые правила (нормы) поведения людей во всех сферах жизни общества и обеспечивает их соблюдение силой своей власти.

Организация власти в государстве имеет одно из первостепенных значений и входит в основы конституционного строя. В гл. 1 Конституции РФ закрепляются такие принципы и свойства государственной власти, как государственный суверенитет, разделение властей, установление органов государственной власти, а также гарантированность местного самоуправления в Российской Федерации.

Государственный суверенитет - это верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и за ее пределами.

Государственный суверенитет является важнейшим свойством государственной власти, а значит, и всего государства в целом.

Суверенитет (от фр. "верховная власть", "верховенство права") - политико-правовое обоснование и определение приоритетной принадлежности у того или иного субъекта (монарха, народа, государства и его субъектов) независимости и самостоятельности в решении своих внутренних дел и во внешних отношениях <1>. Суверенитет - по сути верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах. Само понятие суверенитета как свойства власти относится только к государству как целому, а не к отдельным частям государственного механизма.

--------------------------------

<1> Федерализм: Энциклопедия / Отв. ред. К.С. Гаджиев и др. М., 2000. С. 530 - 531.

 

Принцип "разделение властей" выступает как условие формирования правового порядка в государстве. При этом проблема заключается не только в том, чтобы создать такую систему государственной власти, которая не узурпировалась бы одним государственным органом или ветвью власти, а в том, чтобы законодательная, исполнительная и судебная ветви власти уравновешивали друг друга, т.е. были бы равновеликими, и, более того, могли сдерживать, а в случае необходимости быть противовесами друг другу.

Разделение властей исторически проявило себя как определенная идея, зародившаяся еще в античные времена (Аристотель) и сформировавшаяся в особое учение - теорию разделения властей Дж. Локка и Ш. Монтескье.

Дж. Локк, рассматривая соотношение властей, отдавал абсолютное первенство законодательной власти, признавая ее "не только верховной властью в государстве, но и священной, неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило" <1>.

--------------------------------

<1> Локк Дж. Соч.: В 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 339.

 

В отличие от Дж. Локка Ш. Монтескье считал, что государственная власть едина, хотя функционально разделял ее на законодательную, исполнительную и судебную: "В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского" <1>. Первая власть, как объясняет Ш. Монтескье, призвана создавать законы. Вторая ведает внешними сношениями и обеспечивает безопасность. В силу третьей власти караются преступники и разрешаются столкновения между частными лицами. Эту власть в современных теориях называют судебной.

--------------------------------

<1> Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955. С. 290.

 

Учения Дж. Локка и Ш. Монтескье стали предпосылкой создания целой концепции разделения власти на три ветви, каждая из которых должна быть, во-первых, относительно самостоятельной, а во-вторых, уравновешивать другие, обеспечивать права и свободы граждан. Они также оказали огромное влияние на всеобщую государственно-правовую практику. Это четко проявилось, например, в Конституции США 1787 г., во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в других правовых актах. В частности, в ст. 16 названной Декларации утверждается: "Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции" <1>.

--------------------------------

<1> Французская Республика. Конституция и законодательные акты / Пер. с фр.; сост. В.В. Маклаков, В.Л. Энтин. М., 1989. С. 29.

 

В соответствии с действующей Конституцией РФ (ст. 11) на федеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

- Президент РФ (является главой государства) (ст. 80 Конституции);

- Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) - парламент Российской Федерации (является представительным и законодательным органом Российской Федерации) (ст. 94 Конституции);

- Правительство РФ (исполнительная власть в Российской Федерации) (ст. 110 Конституции);

- суды Российской Федерации (гл. 7 Конституции).

Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. При этом Президент РФ хотя и назван первым среди органов, осуществляющих государственную власть в России, тем не менее не входит ни в одну из ее ветвей.

Государственный орган представляет собой относительно самостоятельный, структурно обособленный элемент системы органов государственной власти, создаваемый государством, наделенный соответствующей компетенцией в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности.

Органы государственной власти Российской Федерации образуют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции). Принцип единства системы государственных органов означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства.

Для утверждения принципа разделения властей недостаточно одного наличия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Не менее важно, чтобы эти власть несущие ветви находились в таком соотношении, при котором каждая из них была независимой, решала только свойственные ей задачи и при необходимости могла умерить и сдерживать амбиции других ветвей власти.

Разделение власти преследует и другую цель - определение и разграничение функций, компетенций и полномочий каждой из ветвей (не функций государства, а функций органов государственной власти).

Обособление власти предполагает не только "взаимосдерживание" законодательной, исполнительной и судебной ветвей, но и их сбалансированность, взаимодействие между собой.

К числу наиболее весомых элементов системы сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией РФ следует отнести, с одной стороны, право Президента РФ на роспуск Государственной Думы, а с другой - отрешение Президента от должности на основании обвинения, выдвинутого Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Указанное право Президента, как известно, достаточно широко используется в государствах с различными формами организации государственной власти. Условия возникновения права Президента РФ на роспуск Государственной Думы названы в ст. ст. 111 и 117 действующей Конституции. К ним относятся: а) троекратное отклонение кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой; б) двукратное в течение трех месяцев выражение недоверия Президенту РФ Государственной Думой Федерального Собрания РФ по собственной инициативе; в) отказ Государственной Думы в доверии Правительству РФ при возникновении вопроса о доверии по инициативе Правительства. Причем если два последних основания предоставляют Президенту возможность принятия альтернативных решений (или отставка Правительства, или роспуск Государственной Думы), то в первом случае Президент в обязательном порядке распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Категоричность конституционных норм определяет отношение Государственной Думы к кандидатуре Председателя Правительства, предлагаемой Президентом, и Правительству, формируемому Президентом, ставит законодателя в определенной мере в зависимое положение.

Вместе с тем в четырех случаях перед Президентом РФ возникают конституционные запреты по роспуску Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Так, Государственная Дума не может быть распущена: а) в течение года после ее избрания при двукратном выражении недоверия Правительству в течение трех месяцев по инициативе самой Государственной Думы или при отказе в доверии Правительству, поставившему по своей инициативе этот вопрос перед Государственной Думой; б) с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; г) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Со своей стороны Федеральное Собрание РФ наделено определенными функциями надзора за деятельностью Президента. Совету Федерации и Государственной Думе дано право запроса в Конституционный Суд РФ о соответствии нормативных актов Президента РФ Конституции РФ (ч. 2 ст. 125). Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации (ч. 1 ст. 93).

Представляется, что для согласования действий органов государственной власти Российской Федерации большое значение имеют ежегодные послания Президента к Федеральному Собранию о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президентские послания, кроме информативной цели, преследуют цель представить ежегодную программу действий, перспективные направления деятельности всех властных структур страны и всего общества.

Особая и чрезвычайно важная роль высшего арбитра в отношениях между ветвями власти и обществом отводится Конституционному Суду РФ. Он призван определять не только отношение всех инстанций власти, общества и его членов к праву, закону, но и отношения между отдельными ветвями власти.

Государство должно скорее служить правосудию, чем распоряжаться им. Судья является только хранителем права, провозглашающим его волю.

Конституционное положение о разделении власти на три ветви не только относится к организации государственной власти на федеральном уровне, но и затрагивает систему органов государственной власти субъектов Федерации. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Федерации отнесено Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "н" ч. 1 ст. 72). Таким образом, как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации существует триада ветвей власти.

Особого внимания заслуживает принцип гарантированности местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако именно на уровне местного самоуправления активно реализуются основные формы народовластия: непосредственная (собрания, сходы, местные референдумы) и представительная (выборы) демократия, народная (гражданская) правотворческая инициатива.

 

Выводы

 

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что конституционный строй - это форма или способ организации государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство. Задача конституции всякого конституционного государства состоит в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования.

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ 1993 г. регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. В их число входят: демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, признании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Его основу составляет признание государством человека и гражданина, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой представляется и социальное рыночное хозяйство. К основам конституционного строя относятся также принципы федерализма, суверенности Российского государства и республиканская форма правления.

Конституционная форма закрепления основ конституционного строя подчеркивает их юридическую значимость, обязательность для всех субъектов правоотношений. Благодаря конституционному закреплению в систему гарантий основ конституционного строя входят материальные, политические, социальные и правовые гарантии. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт "основы конституционного строя Российской Федерации".

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое конституционный строй государства?

2. Как происходило развитие и закрепление принципов конституционного строя в России?

3. Кто является источником власти в Российской Федерации?

4. Какие формы народовластия существуют в Российской Федерации? Охарактеризуйте каждую форму.

5. В чем заключается сущность идеи правового государства? Какими основными чертами оно характеризуется?

6. Как в правовом государстве сочетается принцип верховенства права с принципом верховенства закона?

7. Охарактеризуйте направление и тенденции конституционного регулирования экономической системы в Российской Федерации.

8. Какое государство принято считать социальным?

9. Каковы направления социальной политики в Российской Федерации?

Date: 2015-09-18; view: 407; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию