Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?







УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ



1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТИПЫ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

 

Существуют различные подходы, определяющие основные понятия сферы профилактики употребления ПАВ. В некоторых случаях понятие «наркотик» определяется как ключевой термин и фактически обозначает различные психоактивные вещества [56]. Однако мы будем исходить из того, что наркотики относятся к одному из видов ПАВ.

Понятие ПАВ является базовым в законодательных документах, регулирующих организацию деятельности в сфере профилактики употребления ПАВ в образовательной среде [28]. К основным документам такого рода следует отнести «Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде». Содержание этого документа представлено в Приложении 1. Изложенная в нём концепция профилактики весьма серьёзно «проработана» и даёт нужные ориентиры для специалистов сферы школьной профилактики употребления ПАВ.

Итак, основное понятие сферы профилактики употребления ПАВ - психоактивное вещество.

Психоактивные вещества - природные и синтетические вещества, изменяющие состояние человека[73]. Эти вещества, попадая в организм человека, изменяют его психическое и физиологическое состояние. При этом у человекаможет измениться поведение, восприятие окружающего, настроение, способность к познанию и двигательные функции [44].

Существует большое разнообразие ПАВ. Некоторые ПАВ используются в медицинских целях как обезболивающие средства и снотворные лекарства. В спорте ПАВ ассоциируются с понятием «допинг». В обычной жизни мы также сталкиваемся с потреблением ПАВ, когда пьём кофе или чай. Однако употребление некоторых ПАВ может привести к весьма трагичным последствиям для здоровья человека. Безусловно, наибольшую опасность среди ПАВ представляют наркотики [1].

Если говорить о ПАВ в целом, то они не являются ни хорошими, ни плохими. Степень их «вреда/полезности» зависит от того, кто, как и с какой целью их использует [72, с.5]. Несомненно, что следует различать ПАВ по степени их действия на организм. Употребление чая или кофе не имеет каких-либо опасных последствий для человека. Эти напитки без особого вреда для здоровья употребляют многие люди в разных странах мира. Вместе с тем, употребление некоторых из ПАВ может привести к серьёзным заболеваниям.

Наиболее опасными для здоровья школьников являются: табак, алкоголь, наркотики и ингалянты. Организуя деятельность в сфере школьной профилактики употребления ПАВ, мы должны стремиться к снижению вероятности приобщения школьников к этим психоактивным веществам.

В дальнейшем под понятием ПАВ в пособии будут пониматься, прежде всего, эти 4 вида психоактивных веществ: табак, алкоголь, наркотики и ингалянты. В этом параграфе мы дадим определения каждого из них.

Существуют различные классификации типов ПАВ. Мы остановимся на двух из них.

Природные и синтетические психоактивные вещества

Вначале укажем некоторые из наиболее распространённых природных ПАВ.

Марихуанасобирательный термин для сушеных листьев различных видов конопли. Курение марихуаны более опасно, чем курение табака [72].

Кокаин белый мелкокристаллический порошок, получаемый с помощью экстрак-ции из листьев растения кока [21]. Этот кустарник произрастает в Южной Америке. Листья коки являются сильнодействующим стимулятором психики.

О синтетических ПАВ. К сожалению, несмотря на уголовные наказания, наркобизнес в нашей стране процветает. Это связано с его высокой прибыльностью. Поэтому кроме природных ПАВ на «наркотический рынок» поставляется также большое разнообразие синтетических ПАВ. Скажем лишь о героине - одном из наиболее известных и опасных синтетических наркотиков.

Героин – синтетический наркотик. На вид белый порошок. Героин курят, глотают, нюхают или вводят шприцом. При его приёме ощущается сонливость, тепло, прилив сил и духа. Этот наркотик опасен передозировками, быстрым возникновением сильной и трудно преодолимой зависимости [73].

Легальные и нелегальные психоактивные вещества

Рассмотрим более подробно эту классификацию.

Легальные ПАВпсихоактивные вещества, не запрещённые законом к употреблению, хранению и распространению [44, с.34]. Наиболее известные легальные ПАВ: никотин, кофеин и алкоголь.

Никотин. Содержится в табаке, сигаретах, папиросах, сигарах, махорке и т.д. Употребление никотина в любых дозах опасно для здоровья человека. Наиболее развитые страны резко ограничивают торговлю табачными изделиями и запрещают курение во всех общественных местах и на работе [44].

Кофеин. Кофеин содержится в чае, кофе и шоколаде. Он действует на центральную нервную систему возбуждающе. Частое и обильное употребление крепкого чая или кофе может нанести вред организму [44, с.34].

Алкогольлюбой напиток, содержащий токсическое вещество этанол (этиловый спирт). Алкоголь в небольших количествах действует на организм как стимулятор. При умеренных и больших дозах алкоголь угнетает деятельность организма [72]. Алкоголь содержится в пиве, вине, в крепких спиртных напитках, некоторых медицинских средствах, сиропах и парфюмерных изделиях [44, с.33]. Длительное злоупотребление алкоголем может вызвать хроническое заболевание алкоголизм [20, с.40].

Легальные ПАВ употребляются взрослыми людьми открыто. И эти действия не вызывают юридической ответственности. Однако потребление некоторых легальных ПАВ (табак и алкоголь) может привести к значительному разрушению здоровья человека.

Наблюдение практика

Не следует на родительских собраниях, посвящённых теме «Профилактика употребления ПАВ», говорить что «алкоголь в небольших количествах действует на организм как стимулятор». В российской ментальности есть такая особенность как «отсутствие чувства меры». Подобное объективное определение свойств алкоголя (для небольших доз) может подтолкнуть людей, употребляющих алкоголь, к позиции «самооправдания», а стало быть, к риску неумеренного потребления спиртных напитков.

 

Позиция превентолога

Каждый взрослый человек сам отвечает за своё здоровье и последствия, которые возникают при употреблении алкоголя и табака;

Родители должны помнить: независимо от их желания, поведение родителей является образцом для подражания;

Школьники должны знать, что употребление табака и даже малых доз алкоголя является для них вредным и опасным.

Нелегальные психоактивные вещества

К нелегальным ПАВ относятся наркотики. Они запрещены законом для производства, транспортировки, хранения, продажи и потребления. Потребление наркотиков действует на психику человека так, что он не в состоянии жить полноценно. Наркоман не может принимать здравые решения, контролировать своё поведение и производительно работать.

На наш взгляд, промежуточное положение между легальными и нелегальными ПАВ занимают ингалянты.

Ингалянты (от англ. inhalation - вдыхание) - химические вещества технической и бытовой химии. Речь идёт о бензине, ацетоне, различных аэрозолях, чистящих жидкостях, клеях, красках, растворителей для красок, жидкости для снятия лака, газ для зажигалок и т.д.

Ингалянты также называют «летучими веществами», поскольку они активно испаряются. Ещё одно возможное название ингалянтов - токсиканты [1, с. 8]. Более подробно об ингалянтах и их действии на организм речь пойдёт во второй главе.

Обозначим также и другие понятия, значимые для сферы профилактики употребления ПАВ (в дальнейшем, профилактика УПАВ).

Защитные факторыразличные факторы, снижающие вероятность УПАВ. Защитные факторы усиливают намерение людей не употреблять ПАВ. Каждый человек обладает большими защитными возможностями для здоровья. Можно выделить внешние и внутренние защитные факторы. Например, к внутренним защитным факторам относят: адекватную самооценку, навыки принятия решений, навыки общения и т.д.

Внешние защитные факторы: поддержка семьи, обучение в валеологической школе и т.д. [36].

Факторы риска - факторы, повышающие вероятность употребления ПАВ. Существует множество факторов риска. Например, доступность наркотиков, воспитание в «алкоголизированной» семье и т.д.

Мишень профилактики - объект, на который направлена работа по предупреждению употребления ПАВ. В сфере предупреждения УПАВ выделяют следующие мишени: индивид, семья, группа сверстников, школа, общество [36].

Зависимость от ПАВсостояние человека, когда он постоянно употребляет какое-либо ПАВ и не может остановиться.

В ходе дальнейшего изложения материала будут определены и другие важные понятия сферы профилактики УПАВ.

 

1.2. ПРОБЛЕМА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ

ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ И ЕЁ РЕШЕНИЕ

 

Многочисленные исследования говорят о значительном росте потребления ПАВ, произошедшем в нашей стране за последние два десятилетия [17, 20, 44, 55, 58, 72, 87].

В наибольшей мере за это время обострилась проблема наркомании. На начало 21 века в России по официальным данным зарегистрировано от 2 до 3 млн. наркоманов [17, 38, 88, 89]. По мнению экспертов, реальное число наркоманов в РФ в 2-3 раза выше и оно продолжает расти. Приблизительная продолжительность жизни наркоманов с момента начала употребления наркотиков составляет в среднем – от 4 до 5 лет [90].

В России, как и по всему миру, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет. Темпы роста наркомании в этой возрастной категории самые высокие. Известно, что 20% общего числа наркоманов в России – школьники, 60% – молодежь в возрасте 16–30 лет, и лишь 20% – люди старшего возраста [90, 92].

В сфере потребления наркотиков за последние 15 лет можно выделить следующие тенденции:

1) В России одна из самых высоких в мире динамика потребления наркотиков. В Европе есть страны, где на душу населения употребляют отдельных видов наркотиков больше, чем в РФ. К примеру, по марихуане. Однако в целом, динамика потребления наркотиков в РФ одна из самых высоких в мире.

2) В структуре потребления наркотиков на первое место начинает выходить героин. Героин - один из самых опасных для здоровья наркотиков. Мы кратко упоминали о нём в параграфе 1.1. Российская особенность потребления героина состоит в том, что его чаще всего употребляют в крупных городах.

3) Омоложение потребителей ПАВ. Особенно быстро растёт потребление наркотиков среди подростков. Средний возраст приобщения к наркотикам постоянно снижается и к 2012 году составляет 13 лет [88]. Поэтому неслучайно проблему наркомании обозначают как «подростковую».

Арсенал потребляемых подростками ПАВ велик – от лекарственных препаратов, используемых с целью одурманивания (димедрол, пенталгин, циклодол и др.) до нелегальных наркотических веществ [55].

В нашей стране происходит омоложение потребителей алкоголя. Как правило, первые пробы алкоголя происходят в 9-10 лет, а регулярное приобщение - с 12-13 лет [14]. По нашим данным, количество школьников г. Ижевска имеющих опыт «проб» алкоголя, с возрастом увеличивается (с 18 % в 3 классе до 40 в седьмом) [3].

В последние 20 лет пробы алкоголя и его периодическое употребление для подростков стало нормативным поведением [72]. По мнению Арефьева А.Л., 82 % подростков и молодёжи в возрасте 12-22 лет употребляют алкоголь [12].

Со второй половины 90-ых годов прошлого века в детских психиатрических больницах городов стали появляться подростки 12-14 лет с диагнозом токсикомания. В дальнейшем отмечается увеличение числа токсикоманов и их омоложение [20]. Токсикомания может приводить к серьёзным нарушениям здоровья. Известно немало случаев, когда потребление ингалянтов приводило к смерти.

По данным Роспотребнадзора, в России курит более половины населения. Если в мире наблюдается сокращение числа курильщиков, то в нашей стране происходит всё наоборот. В РФ от болезней, связанных с табакокурением, ежегодно умирают от 330 до 500 тыс. человек. В настоящее время некоторые дети начинают курить с восьми лет.

Руководитель Лиги здоровья нации академик Лео Бокерия так комментирует ситуацию: «У нас один из самых высоких в мире уровней табакокурения. 28% населения мира курят табак, в России курят 60,4% мужчин; 25,5% женщин; 33% учащихся средних учебных заведений. Среднее количество потерянных лет жизни при смерти от заболеваний, связанных с курением - 19 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Это огромная выброшенная часть жизни. И с этим нельзя мириться!» [91].

Ранее потребление табака, алкоголя и ингалянтов способствует увеличению риска потребления наркотиков. В частности, ранее употребление алкоголя детьми и подростками активно способствуют подготовке организма к употреблению наркотиков [57]. До 75 % алкоголиков и наркоманов начали употреблять ПАВ будучи подростками [24].

Позиция превентолога

Пристрастие к наркотикам у подростков, как правило, развивается (если развивается) по линии табак - алкоголь – марихуана – наркотики. Многочисленные исследования показывают, что чем раньше человек приобщается к табаку или алкоголю, тем выше риск того, что он «дойдёт» до наркотиков. Таким образом, занимаясь профилактикой табакокурения и употребления алкоголя среди школьников, мы преследуем долговременную цель - предупреждение употребления наркотиков.

 

Рост потребления ПАВ детьми и подростками актуализировал деятельность в сфере предупреждения табакокурения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. За последние 10 лет ситуация в области профилактики УПАВ изменилась. Появилась теоретическая и научно-исследовательская база. Были сформулированы задачи профилактической деятельности, определены направления и принципы построения профилактических программ. Появились законодательные документы, позволяющие разрабатывать и реализовывать программы профилактики УПАВ на разных уровнях [66].

В сфере профилактики УПАВ появились активно и эффективно действующие благотворительные организации [4,5]. Однако пока ещё нет хорошего координирования работы государственных и общественных организаций.

Ситуация в системе общего образования такова, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, а их здоровье от первого к выпускному классу ухудшается [54].

Отметим, что в последние годы более активно разворачивается работа в области школьной профилактики УПАВ. Фактически ва последние 10 лет школа приняла на себя ответственность за здоровье учеников.

В настоящее время общеобразовательная школа становится центральным звеном системы, занимающейся первичной профилактикой употребления ПАВ. К примеру, практически каждая школа г. Ижевска в той или иной мере реализует программы профилактики УПАВ. Это вполне логичная и адекватная реакция на угрозу подростковой наркотизации.

Можно констатировать, что за последние 10 лет государство и общество перешли к позиции активных практических действий в сфере профилактики УПАВ. Однако предпринимаемых усилий недостаточно, поскольку рост потребления ПАВ среди детей, подростков и молодёжи продолжается.

Наблюдение практика

Несмотря на ряд позитивных перемен, профилактика УПАВ в школе до сих пор «держится» на энтузиазме отдельных педагогов и руководителей школ. Не следует эксплуатировать их энтузиазм бесконечно. Лучших школьных превентологов, которые эффективно работают и имеют собственные профилактические программы, следует всячески поддерживать (в том числе и финансово).

 

Проблема снижения потребления табака, алкоголя, токсикантов и наркотиков детьми и подростками носит мультидисциплинарный характер, что означает необходимость учёта множества её аспектов (личностный, социальный, медицинский, семейный, правоохранительный и т.д.). Это требует межведомственного подхода в её решении.

Профилактика УПАВ не должна сводиться к набору мероприятий, акций и отдельных программ. Если мы хотим достичь устойчивых и основательных результатов, она должна стать сферой долгосрочной деятельности опирающейся на теоретические подходы и программную деятельность подготовленных профессионалов. Причём эта деятельность должна быть направлена в отношении всех мишеней профилактики: индивида, семьи, группы сверстников, школы и общества.

В настоящее время нет единого концептуального подхода к профилактике УПАВ на уровне государства. Речь идёт о подходе, объединяющем усилия ведомств, общественных организаций, образовательных учреждений и граждан в решение архиважной для нашего государства задачи – задачи снижения потребления табака, алкоголя, ингалянтов и наркотиков подростками.

1.3. ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ: ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИИ, УРОВНИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

Понятие профилактика происходит от греческого слова prophylaktikos, что означает предохранительный. Оно трактуется так, профилактикасистема мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека [72].

Профилактика ставит своей целью повышение качества жизни [38]. Качество жизни во многом определяется уровнем здоровья человека. В свою очередь, здоровье - это гармоничное сочетание физического, психического и социального благополучия человека [72, с. 6].

В пособии речь идёт о профилактике в более узком значении, а именно, о профилактике употребления ПАВ.

Профилактика УПАВ - деятельность, направленная на предупреждение употребления ПАВ.

В 70-ые годы 20 века Всемирная организация здравоохранения (в дальнейшем, ВОЗ) предложила классификацию видов профилактики, которая сейчас является наиболее распространённой в России. Она различает первичную, вторичную и третичную профилактику употребления ПАВ [28, 44].

Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение употребления ПАВ. Первичная профилактика проводится среди детей и подростков, не имеющих опыта потребления ПАВ. Её цель: предупреждение употребления ПАВ. Вполне правомерны и такие варианты постановки цели: 1) Отсрочить начало употребления ПАВ детьми и подростками; 2) Снизить вероятность употребления ПАВ.

Основные задачи первичной профилактики: 1) формирование личной ответственности за своё здоровье; 2) формирование навыков, снижающих риск потребления ПАВ.

 

Позиция превентолога

Принципиально важно начинать первичную профилактику УПАВ до возраста первых проб. То есть, профилактическую работу в общеобразовательной школе следует вести с первого класса. Этому есть несколько причин. Во-первых, профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ. Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Именно алкоголь и табак являются веществами «воротами приобщения». Профилактика их употребления способствует предупреждению употребления наркотиков.

Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на работу с «группой риска». Вторичная профилактика ведётся с лицами, которые уже употребляют ПАВ. Однако они ещё не являются химически зависимыми людьми и не нуждаются в специальном лечении [28]. Чаще всего, в «группу риска» входят подростки и молодёжь. В последние годы количество подростков, входящих в группу риска, возросло. Это означает, что потребность в разработке и реализации программ вторичной профилактики увеличилась.

Третичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на работу с химически зависимыми людьми с целью предотвращения срывов и рецидивов заболевания. Подробнее о термине «химически зависимые люди» речь пойдёт в параграфе 2.1.

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной. Этот вид профилактики, организованный в государственных медицинских учреждениях опирается, главным образом, на медицинское воздействие. Однако существующие там методики лечения малоэффективны. Статистика наркологических центров и реабилитационных программ по всему миру приводит неутешительную цифру – около 90% всех наркоманов, прошедших через дезинтоксикацию в любых лечебных центрах возвращается к приему наркотиков [87]. Совершенно очевидно, что максимум усилий должен быть направлен на первичную и вторичную профилактику.

В последние два десятилетия появились новые модели третичной профилактики, которые в большей степени используют психотерапевтические и религиозные подходы. Речь идёт о так называемых антинаркотических некоммерческих организациях (в дальнейшем, АННКО).

АННКО не занимаются медицинской реабилитацией. Они оказывают услуги социальной реабилитации. Подобные центры АННКО составляют сегодня не менее 90% всех реабилитационных учреждений страны. Эффективность программ социальной реабилитации АННКО - от 40 до 60% [5].

Наряду с вышеуказанной классификацией видов профилактики в последние годы в нашей стране стали использовать ещё одну [36]. Эта классификация выделяет универсальную, избирательную и профилактику по показаниям.

Более подробно эта классификация представлена в таблице 1 «Три вида профилактики».

 

Таблица 1

Три вида профилактики

Основание Универсальная Избирательная По показаниям
Цель профилактики Предупреждение употребления ПАВ Предупреждение злоупотребления ПАВ Сдержать прогрессивное развитие злоупотребления ПАВ
Мишень профилактики Популяция в целом Группа риска в целом. Например, дети алкоголиков Люди с химической зависимостью
Подбор участников Участники не подбираются Участники приглашаются Участники подбираются строго по показаниям
Требование к специалисту Может быть с любым базовым образованием Опытные специалисты Специальное обучение опытного персонала
Стоимость Невысокая Выше универсальных программ Самая дорогая

 

Существуют и иные классификации видов профилактики [38]. Например, различают неспецифическую и специфическую профилактику.

Неспецифическую профилактику можно определить как косвенную, поскольку она непосредственно не затрагивает проблему употребления ПАВ. Например, к мероприятиям неспецифической профилактики относят: установку замков на дверях подъездов, изоляцию подвалов и чердаков и т.д. Другие распространённые примеры неспецифической профилактики: организация досуга детей и подростков, деятельность молодежных центров, спортивные соревнования. Такой подход к профилактике создаёт для подростков и молодёжи альтернативу употреблению ПАВ и организует их занятость в свободное время.

Деятельность в рамках специфической профилактики фокусируется на какой-либо целевой группе. К такой профилактике относят: обучение по превентивным программам, проведение психологических тренингов для подростков по теме «Умей сказать нет», уроки психологии по профилактической тематике, выпуск специализированной литературы и т.д.

Выделяют также уровни профилактики: личностный, семейный и социальный [1].

Работа на личностном уровне направлена на формирование определённых качеств личности, которые мы ранее определили как «защитные факторы». Наиболее важные из них: коммуникабельность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, навыки сопротивления давлению и принятия решений. Распространённая форма проведения профилактических занятий для личностного уровня: тренинги и обучение в группе [13, 41, 44, 63, 73, 76].

Семейный уровень предполагает оказание влияния на семью. Формы проведения занятий для этого уровня: тематические родительские собрания, тренинги, семейные консультации, вовлечение родителей в программы школьной профилактики УПАВ.

Социальный уровень направлен на изменение общественных норм в отношении употребления ПАВ, а также на изменение отношения к потребителям в обществе. Этот уровень профилактики способствует созданию благоприятных условий для профилактической работы на личностном и семейном уровнях. Формы работы для этого уровня: социальная реклама, обучающие семинары для специалистов сферы профилактики.

Приобщение людей к ПАВ процесс вероятностный и он обусловлен соединением различных обстоятельств и факторов [73]. Общую цель для первичной, вторичной и третичной профилактики УПАВ можно сформулировать так: снижение вероятности употребления ПАВ.

Также вполне правомерна такая постановка цели: создание условий для осознания участниками профилактических программ форм собственного поведения, развития личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды или смене дезадаптивных форм поведения – адаптивными [44].

Опираясь на различные источники [28, 44, 72, 76], в сфере профилактики УПАВ среди детей и подростков можно выделить следующие наиболее важные задачи:

- способствовать увеличению знаний подростков и молодёжи путем обсуждения проблем, связанных с ПАВ;

- изменить ценностное отношение детей и молодёжи к ПАВ;

- сформировать личную ответственность за своё здоровье;

- способствовать осознанию собственных целей и путей их достижения;

- сформировать личностные ресурсы, снижающие вероятность употребления ПАВ.

1.4. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

 

В последние 15-20 лет наметилась неблагоприятная тенденция омоложения потребителей ПАВ. Употреблять табак и алкоголь, пробовать ингалянты и наркотики обычно начинают в подростковом возрасте. К сожалению, в последние годы участились случаи когда «первые пробы» табака, алкоголя и ингалянтов происходят в детском возрасте.

Особенности подросткового возраста (прежде всего, от 13 до 15 лет) позволяют утверждать, что этот возрастной период сам по себе является фактором риска потребления ПАВ. Выделим те возрастные особенности подростков, которые в наибольшей степени могут спровоцировать употребление ПАВ.

· Наличие внутренних противоречий и сомнений [7]. Многие исследования также говорят о том, что многих старших подростков отличает высокая тревожность и низкая самооценка [27, 61]. По мнению И. Кона, становление самосознания - центральный процесс ранней юности. Не полностью осознанное «Я» «подталкивает» подростков к неосознанному беспокойству. Тревожность связана и с бурным физическим и половым созреванием, а также наличием внутренних противоречий. Подростки с повышенной тревожностью и депрессивными состояниями могут использовать алкоголь для улучшения самочувствия, для того чтобы расслабиться и почувствовать себя более уверенно. В ряде случаев, употребление алкоголя подростками это их реакция на ощущение тревоги и одиночества. Алкоголь позволяет им на определённое время избавиться от неуверенности в себе, стеснительности, беспокойства и преодолеть общественные запреты. Исследования показали, что злоупотребляющие алкоголем подростки испытывают чувство неудовлетворённости собой [20, с.49].

· Конфликтность. Сами старшие подростки нередко отмечают, что их отличает высокая конфликтность. Действительно, многих из них отличает грубость и упрямство. В ранней юности подростки отдаляются от родителей. Это обстоятельство усиливает риск конфликтов с родителями и проявление неуважения к ним. Во многих случаях «отношения детей и родителей ассиметричны, неравноправны. Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти» [27]. Реакция эмансипации отражает противоречивость стремлений подростка. В силу неопытности подростки нуждаются в помощи и поддержке взрослых специалистов [30]. Однако они не всегда обращаются к взрослому за советом и помощью. Само по себе обращение к взрослому для них внутренне конфликтно – они чувствует свою слабость по сравнению с ним. Частое употребление алкоголя с целью расслабиться и снять психологическое напряжение говорит о существовании серьёзных личностных проблем [20, с.49]. При своём стремлении к самостоятельности подростки не до конца уверены в своих си­лах. Подросток излишне активно отстаивает свою точку зрения не потому, что считает свои высказывания истинными, а только потому, что это его мнение. Ему важно отстоять его. Явные проявления реакции эмансипации состоят в открытом непослушании, игнорировании требований родителей или учителей, других взрослых. Все попытки взрослых поставить под контроль поведение подростка, навязать ему свои взгляды, интересы, мелочная опека обычно вызывают ярко выраженное сопротивление. В знак протеста против диктата родителей сын или дочь могут делать всё «назло»: пропускать уроки, курить и т.д. В более острых ситуациях подростки убегают из дому, начинают употреблять спиртные напитки, наркотики и токсические вещества. Опросы подростков злоупотребляющих спиртными напитками показали, что употребление алкоголя они воспринимают как «форму протеста» [20, с.48].

· Стремление к познанию нового. Стремление подростков к познанию всего нового и необычного понятно. Они хотят поскорей стать взрослыми, перенять привычки и способы поведения старших. Такая мотивация подростков при неблагоприятно сложившейся ситуации приводит подростка к употреб­лению ПАВ. Нормально развивающийся подросток всегда чем-то увлечён: техникой, спортом, музыкой, рисованием, какой-либо отраслью науки. Эти увлечения могут меняться, а мо­гут быть устойчивыми, переходящими в занятия на профессиональном уровне. Однако не все подростки имеют социально полезные, содержательные увлечения. Исследования показали, что 58% подростков не имеют таких увлечений, а довольствуются развле­кательными видами досуга. Особенно ярко это проявляется у подростков «группы риска». Исследования показали, что 79% подростков и юношей, эпи­зодически употребляющих ПАВ, не умеют занять себя чем-то конкретным, полезным. Кроме склонности к примитивному группированию со сверстниками, они не имеют никаких интересов [32].

· Потребность в неформальном общении со сверстниками. Неформальное общение – ведущий вид общения для старших подростков. Особенно в этом возрасте ярко выражена реакция группирования. В уличной микросреде подросток может обрести высокий социальный и личностный статус. Это особенно важно, если он ни в каком другом месте (семья, школа и т.д.) не находит реального поля для самоутверждения. В группе подросток удовлетворяет потребность в свободном, нерегламентированном общении, там он находит средство для самовыражения [27]. Известно, что отверженные и изолированные в классном коллективе подростки вынуждены искать другие группы сверстников для удовлетворения потребностей развивающейся личности в признании. Они вступают в конфронтацию с классным коллективом и опираются на поддержку «уличных компаний». В большей части подростковых неформальных групп существует жёсткая иерархия и подчинение лидерам. Употребление алкоголя в группах нередко играет роль своеобразного посвящения в члены группы. Выпивка спиртного становится характерным занятием для многих асоциальных групп [20]. Поскольку количество асоциальных неформальных молодёжных групп в настоящее время выросло, то становится понятным и рост подросткового алкоголизма.

· Чувство взрослости. Л.С. Выготский считал главным новообразованием подросткового возраста “чувство взрослости” [18]. Старшие подростки постепенно отделяются от родителей и приобретают навыки самостоятельной жизни. Употребление алкоголя нередко восприниматься ими как проявление взрослости, а состояние опьянения позволяет стать им более независимыми. По сути, употребление алкоголя для них является элементом экспериментирования с разными стилями взрослого поведения. Стремление быть взрослым побуждает подростка вести себя на грани дозволенного и запретного, пробуя на «прочность» нормы, за­коны, традиции общества. Для значительной части старших подростков употребление алкоголя становится своеобразным ритуальным обрядом перехода во взрослый мир. Питие спиртных напитков - важная часть роли взрослых, которую им так не терпится играть [20, с. 49]. Изучение жизненного пути подростков, употребляющих ПАВ, показало, что все они сталкивались с ситуацией невозможности удовлетворения своих ак­туальных, жизненно важных социальных потребностей, в том числе возрас­тных [32].

В качестве резюме для параграфа можно сказать, что в старшем подростковом возрасте существует много факторов риска, повышающих вероятность употребления ПАВ. Эта ситуация усугубляется нестабильностью в социальной, экономической и других сферах жизнедеятельности. В этих условиях государству, семье, образовательным и общественным организациям, другим социальным институтам следует выстраивать эффективную систему работы со старшими подростками, позволяющую снизить риски их приобщения к ПАВ.

 

1.5. ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ

 

Причины, по которым подростки начинают употреблять ПАВ, многообразны. Выделим наиболее важные из них.

Специфика возраста. Одна из особенностей подростков - преувеличенные представления о собственных физических возможностях и неадекватный оптимизм в отношения здоровья в будущем. Вот поэтому их мало интересуют опасные последствия употребления ПАВ для здоровья и многочисленные предостережения со стороны взрослых.

Развивающееся мышление. Мышление подростка становится более гибким и абстрактным. Оно позволяет рассматривать логические альтернативы поведения, возможность отклонения от правил. Подростки могут замечать противоречивые поступки взрослых. Они могут формулировать утверждения обратные тем, что внушают им взрослые. Они ищут контраргументы и рационально объясняют, почему они игнорируют здравую и полезную для здоровья информацию. Это подрывает усвоенные ими ранее знания о вреде употребления ПАВ. Вопросы здоровья, заслоняемые актуальными для них сиюминутными социальными интересами и потребностями, отходят на задний план [72].

Давление сверстников. Влияние родителей с возрастом уменьшается, а давление сверстников - нарастает. Известно, что неформальное общение является ведущим видом общения у подростков. Общение подростка с группой сверстников часто способствует употреблению ПАВ. Чем сильнее связь с группой, тем больше индивид поддаётся влиянию. Более податливы группе подростки тревожные, с заниженной самооценкой.

Особенности семьи. Если в семье есть люди, употребляющие ПАВ, то риск приобщения к ним возрастает.

Телевидение. На экранах нередко показывают употребление ПАВ. У подростков может сложиться представление о том, что употребление ПАВ есть норма жизни. Некоторые подростки подражают «героям с экрана».

Знания, установки, ожидания. Недостаточные знания и положительное отношение к употреблению ПАВ способствуют приобщению к ним.

Психологические черты. Употребление ПАВ связано также с определёнными психологическими качествами. Прежде всего, с такими чертами: низкая самооценка, несформированные коммуникативные навыки, повышенная потребность в социальном одобрении, тревожность, неумение противостоять давлению и справляться со стрессом. Наличие этих черт повышает риск приобщения к ПАВ.

Департамент по молодёжной политике Министерства образования РФ провёл масштабное исследование среди подростков и молодёжи с целью определения уровня наркотизации среди подростков и молодёжи. Были выявлены следующие характерные черты потребителей наркотиков: отсутствие сострадания к людям, крайняя степень эгоизма и корыстолюбия [58].

Фармакологические свойства ПАВ. Все ПАВ в разной степени вызывают привыкание к ним (зависимость). Поэтому, начав употребление ПАВ по социальным или психологическим причинам, подросток со временем может продолжить употреблять его из-за физиологической потребности. Со временем развивается толерантность к ПАВ и организму требуется увеличение доз. Прекращение ПАВ вызывает болезненный абстинентный синдром. Таким образом, фармакологические свойства ПАВ способствуют их регулярному употреблению.

Самолечение, преодоление стресса. Некоторые подростки с повышенной тревожностью, пониженным настроением и депрессивным состоянием используют ПАВ для улучшения самочувствия. Это позволяет им расслабиться и почувствовать себя более уверенно.

Отклоняющееся поведение. Специалисты считают, что употребление ПАВ – часть синдрома отклоняющегося поведения [72]. Для него характерен особый стиль жизни и ценности. Он проявляется в употреблении ПАВ. Такие подростки обычно плохо учатся, не занимаются спортом, не посещают центры дополнительного образования, лгут, занимаются мелким воровством и мошенничеством. Концепция отклоняющегося поведения будет рассмотрена в следующем параграфе.

Есть также точка зрения, что пристрастие к наркотикам формируется в силу следующих причин [59]:

· социальной незрелости, когда человек поддается любопытству и не задумывается о последствиях употребления ПАВ;

· личных переживаний и проблем;

· влияния нездорового окружения;

· стремления следовать «моде» и желанию подражать;

· психологического напряжения в семье.

Авторы вышеуказанного сборника справедливо приходят к выводу о том, что рост потребления ПАВ среди подростков связан со следующими явлениями [59]:

· насаждение псевдокультуры и бездуховности;

· чувство «стадности;

· признание авторитета своих сверстников выше авторитета родителей и учителей;

· желание казаться сильным, мужественным и оригинальным перед противоположным полом;

· реклама ПАВ;

· ориентации на потребительство и развлечения;

· отсутствие разъяснительной работы, предупредительных мер и активных методов борьбы со злоупотреблением ПАВ.

1.6. НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ

 

Употребление ПАВ рассматривается многими научными теориями. На основе их анализа можно заключить, что употребление ПАВ вызывается множеством факторов, среди которых нет главного. Ни одна из теорий в отдельности не может полностью объяснить такое сложное явление как употребление ПАВ.

В последние десятилетия появились теории, описывающие взаимодействие познавательных и эмоциональных, социальных и личностных факторов употребления ПАВ [73].

Познакомимся с двумя известными теориями, которые часто используются для разработки школьных программ профилактики УПАВ. Это теория социального научения Бандуры и теория отклоняющегося поведения Джессора [72]. Они представляют популярный концептуальный подход, называемый «формирование жизненных навыков» [44, с.55]. Подробнее о нём мы расскажем в параграфе 4.2.

 

Позиция превентолога

Приобщение детей и подростков к употреблению ПАВ - вероятностный процесс, зависящий от стечения большого количества обстоятельств. Процесс приобщения связан с двумя явлениями [72].

Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая генетические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ.

Второе - это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложениями ПАВ. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложений ПАВ.

 

Теория Бандуры

Суть теории в том, что дети обучаются взрослому поведению через подражание взрослым (наблюдая за ними) и положительное подкрепление приемлемого поведения. Если ребёнок видит известных людей, употребляющих ПАВ, то он стремится подражать им. Он может подражать «телегероям» и реальным людям. Наблюдая за группой старших подростков, употребляющих табак или алкоголь, дети вырабатывает убеждение, что это нормальное поведение. Они могут полагать, что такое поведение делает их более взрослыми и «крутыми».

Теория Бандуры придает большое значение саморегуляции и самоконтролю. Это вызвано тем, что восприимчивость к социальным влияниям зависит от установок и убеждений ребенка. Дети, перед которыми стоят серьезные жизненные цели, не совместимые с употреблением табака и алкоголя, скорее всего, не будут «поддаваться вредным влияниям» и откажутся от употребления ПАВ.

С точки зрения теории Бандуры, восприимчивость к социальным влияниям, прежде всего, обусловлена:

- низкой самооценкой;

- неуверенностью в себе;

- неудовлетворенностью собой;

- повышенной потребностью в социальном одобрении;

- неумением контролировать себя;

- неумением отстаивать свою точку зрения.

Согласно этой теории, сопротивляемость социальным влияниям может быть воспитана (сформирована). Цель подобного воспитания: формирование психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям, в нашем случае – к употреблению ПАВ.

Теория Джессора

Эта теория имеет ещё одно называние - теория отклоняющегося поведения (в дальнейшем, ОП). Как правило, ОП проявляется в подростковом возрасте. К проявлениям ОП подросткового возраста относится: употребление ПАВ, ранняя половая жизнь, мелкие правонарушения, прогулы школьных занятий и т.д.

ОП выполняет для некоторых подростков важную необходимую функцию. Например, курение и употребление алкоголя позволяет им казаться интересными и независимыми. Также ОП может помочь преодолеть скуку, тревогу или социальную изоляцию. Для тех, кто плохо учится, ОП служит способом повышения самооценки и достижения определённого социального статуса. При низкой успеваемости самооценка подростков падает и для её восстановления до приемлемого личности уровня в неформальной группе сверстников часто используется употребление ПАВ. Таким образом, ОП становится средством преодоления неуспеха.

Наибольшей опасности ОП подвергаются тревожные подростки, не обладающие навыками преодоления стресса и не умеющие взаимодействовать с другими людьми. Затруднения в межличностных отношениях и связанный с ними психологический дискомфорт порождают отклонения в поведении. Было бы наивным считать, что в этих обстоятельствах достаточно объяснения того, насколько вредны ПАВ для здоровья. Для подростка, озабоченного проблемами межличностного взаимодействия, знания о вреде ПАВ неактуальны.

Подростки начинают употреблять ПАВ тогда, когда не могут удовлетворить свои базовые потребности. Что же беспокоит подростка, прежде всего? Обозначим базовые потребности подростка через такие составляющие личности как:

- Я-физическое;

- Я-социальное;

- Я-сексуальное;

- Я-психологическое.

Я-физическое. Известно, что в подростковом возрасте значительно меняются формы тела и происходит его бурный рост. Причём физически подростки развиваются неравномерно. Х. Ремшмидт замечает: “Молодые люди плохо представляют себе изменчивость физического развития; незначительные, мнимые отступления от нормы служат поводом к преувеличенным опасениям. Если учесть, что примерно у 16 процентов юношей и девушек каждой возрастной группы наблюдаются сильные отклонения от средних показателей физического развития (в рамках нормы), их опасения становятся понятными” [61]. По словам И.С. Кона, подросток “обуреваем жаждой нормы”, в то время как для возраста ранней юности характерны диспропорции и отсутствие нормы [27].

Многим подросткам не нравится свой внешний облик. По их мнению, он не соответствует их представлениям о мужественности и женственности. Культурный стереотип, что мужчина должен быть выше и крупнее женщины вынуждает страдать многих подростков-мальчиков. Половая роль девушек предполагает внешнюю привлекательность, поэтому они в большей мере обращают внимание на лицо, фигуру, кожу. Некоторые из девушек, стремясь к стройности, злоупотребляют диетами и голоданием.

Подростков волнуют многие вопросы, касающиеся их Я-физического. Почему у меня прыщи? Почему я низкого роста? Почему у меня нет силы (мышечной массы)?

Я-социальное. Подростковый возраст характеризуется тем, что юноши и девушки «входят» в новую социальную роль. Раньше они были ведомыми, а теперь им хочется большей самостоятельности. Подростки осознают, что они еще не взрослые, но уже и не дети. Ими движет “чувство взрослости» [18], желание самоутвердиться и «сбросить оковы ребёнка».

В ранней юности многие подростки становятся критичными по отношению к родителям. Их пример уже не воспринимается абсолютно, как в детстве, поскольку идеалы подростка находятся не только в ближайшем окружении [27]. Многие родители продолжают относиться к подросткам как к детям. Естественно, это порождает конфликты и напряжение в отношениях с ними. По той же причине старшеклассники нередко конфликтуют с учителями в школе.

Современные старшие подростки негативно относятся к взрослым ещё и потому, что многие взрослые не могут научить подростка жить в современных условиях. Дело в том, что навыки и ценности многих учителей и родителей не соотносятся с «временем перемен».

Таким образом, для значительной части подростков процесс приобретения нового социального статуса вызывает внутренние тревоги и напряжения.

Я-сексуальное. В подростковый период происходит половое созревание. В это время подросток определяется как носитель какого либо пола. Е.И. Лебедева отмечает: «Одним из очень важных аспектов «повзросления» тела является обострение сексуальных проблем: когда тело уже приобрело взрослую сексуальность, но ни личностно, ни тем более социально подросток к этому ещё не готов. Эти проблемы питают и без того высокую эмоциональность подростка» [30].

Обостряет вышеуказанные противоречия то, что у парней на возраст ранней юности приходится период гиперсексуальности. У юношей, да и у некоторых девушек возникает масса проблем: как знакомиться, как взаимодействовать с другим полом, как вести себя на свидании. Здесь много тревог и сложностей, тем более, на фоне не всегда сформированных коммуникативных навыков. Затруднения в межполовых отношениях и связанный с ними психологический дискомфорт порождают тревоги и отклонения в поведении.

Я-психологическое. Ранняя юность характеризуется открытием внутреннего мира и осознанием реальности "Я". По мнению И.С. Кона, что развитие самосознания является центральным психическим процессом юношеского возраста [27].

Открытие своего внутреннего мира направляет сознание подростка на себя. Это проявляется в повышенной потребности познания себя и через это, в возросшем интересе к тому, как он (подросток) воспринимается другими [27].

Становление самосознания порождает массу вопросов у подростков. Кто я? Что внутри меня? Нормальный ли я? Наш опыт практической работы со старшими подростками позволяет заявить, что возраст ранней юности отличает «жажда познания себя». Иначе говоря, задача самопознания весьма значима для старших подростков [7, с.10].

Итак, отклоняющееся поведение «движет» подростками тогда, когда не удовлетворены их вышеперечисленные базовые потребности. К сожалению, современное общество и школа не могут в полной мере удовлетворить базовые потребности подростков. Приём ПАВ (токсикант, алкоголь или наркотик) удовлетворяет эти потребности одномоментно.

Как же удовлетворяются базовые потребности подростков после употребления ПАВ?

Физическое-Я. «Тело» уже не беспокоит.

Социальное-Я. Я «крут». В группе сверстников меня принимают как взрослого.

Сексуальное-Я. Под «кайфом» уже несложно общаться с противоположным полом и снимаются внутренние запреты на проявление сексуальности.

Психологическое-Я. ПАВ создаёт эйфорию. Тревога и напряжение снимается.

Наивно полагать, что для подростков достаточно лишь объяснения того, насколько вредны ПАВ для здоровья. Подростку, у которого не удовлетворены базовые потребности, знания о вреде ПАВ малозначимы.

С позиций концепции ОП превентивное обучение и воспитание должно сконцентрироваться на формировании навыков учащихся. А самое главное, в школах и системах дополнительного образования следует разрабатывать и реализовывать такие системы воспитательных мероприятий, которые могли бы удовлетворить базовые потребности подростков.

 








Date: 2015-09-18; view: 164; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.201 sec.)