Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движение как способ бытия материи





Движение в широком смысле слова — любое изменение, в уз­ком смысле — изменение положения тела в пространстве, важ­нейший атрибут, способ сущ-я материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процес­сы. В самом общем виде движение — это изменение в обществе, всякое взаимод. Матер. объектов. В мире нет мате­рии без движения, как не м/б и движения без материи. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относите­лен и представляет собой один из моментов движения. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множе­стве форм движения. Качественная устойчивость тел и стабиль­ность их свойств также представляют собой проявления относи­тельного покоя. Но данная устойчивость обусловлена особым типом взаимодействия микрочастиц в теле. Тем самым она вы­ступает как результат движения микрочастиц.

Движение определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Движение мате­рии многообразно по своим проявлениям и существует в различ­ных формах. В процессе развития материи появляются качест­венно новые и более сложные формы движения. Но даже механическое перемещение не является абсолютно простым. В процессе перемещения тело непрерывно взаимодействует с др. телами через электромагнитное и гравитационное по­ля и изменяется при этом. Так, теория относительности А. Эйн­штейна указывает, что с увеличением скорости движения проис­ходит возрастание массы тел. Всякое движение включает в себя взаимодействие различных форм движения и их взаимные пре­вращения. Оно так же неисчерпаемо, как и сама материя. Движе­ние материи представляет собой процесс взаимодействия проти­воположностей. Так, механическое движение выступает как единство прерывности и непрерывности пространства и времени; электромагнитное, ядерное и гравитационное движения основа­ны на единстве противоположных процессов поглощения и излу­чения микрочастицами квантов электромагнитного, ядерного и гравитационного полей; химическое движение включает в себя ассоциацию и диссоциацию атомов и т. д. Бесконечное самодви­жение материи в космосе также выступает как результат единства противоположных процессов рассеяния материи и энергии (в хо­де эволюции звезд) и их обратной концентрации, ведущей в ито­ге к возникновению звезд, галактик и других форм материи.

Если движение материальной системы подчиняется некото­рому единому закону и включает в себя целостное изменение си­стемы, то оно выступает как процесс ее развития. При восходя­щем развитии происходят усложнение связей, структуры и форм движения материальных объектов, прогрессивное преобразова­ние от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает де­градацию и распад системы, упрощение форм ее движения. Дви­жение является более общим понятием, чем развитие, поскольку оно включает в себя всякое изменение, в том числе нынешнее и случайное, не соответствующее внутреннему закону развития системы.

 

12. Парадоксы движения (апории Зенона)

Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения. Быть – значит быть в движение, неподвижное бытие не может обнаружиться, т.к. не вступает во взаимодействие с др. фрагментами мира.

Элеаты обратили внимание на противоречивый хар-р движения и связали вопрос о движении с определенными представлениями о пространстве и времени. Зенон сформулировал свои апории (неразрешимые противоречия), показывающие невозможность мысли о движении.

Первая из этих апорий Зенона касается движения вообще и формулируется предельно просто: «Движущееся не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет» (В 4). Вторая апория Зенона, известная под названием «Дихотомия», говорит о том, что движение не может закончиться, так как прежде чем движущееся тело достигнет конечного пункта, оно должно достичь половины пути, а прежде чем достигнет половины – половины половины и т. д. до бесконечности. Впрочем, это означает, что движение не может и начаться. Третья апория Зенона Элейского «Ахиллес и черепаха» гласит: быстроногий Ахиллес не догонит медлительную черепаху, поскольку пока он пробежит разделяющее их расстояние, она уйдет немного вперед, пока он пробежит это расстояние, она уйдет еще немного вперед, и т. д. до бесконечности. Ахилл не догонит черепаху,т.к. мы не можем об этом помыслить. Если бытие и мысль о нем - одно и тоже, то невозможность мысли о движении свидетельствует о невозможности самого движения. Четвертая апория Зенона – «Летящая стрела»: летящая стрела покоится, ибо она в любой момент движения занимает равное себе место, т. е. покоится, но наши чувства свидетельствуют, что стрела движется. Следовательно, наша мысль вступает в противоречие с чувствами, но поскольку бытием является мысль, то свидетельства чувств надо отбросить. Наконец, пятая апория Зенона Элейского, именуемая «Стадион», может быть выражена таким образом: если два равных по величине тела движутся навстречу друг другу и относительно друг друга, то одно из них затратит на прохождение мимо другого столько же времени, сколько на прохождение мимо половины покоящегося. А значит, половина будет равна целому, что нелепо. Итак, внутренняя противоречивость логических следствий из понятия движения делает последнее видимостью, «мнением», а не сущим.

Зенона интересует только противоречивость понятий – то, что противоречиво мыслится, не может существовать. А значит, бытие мыслимо и может существовать только как единичное и единое, как неподвижное и неизменное.

 

 

13. Движение и развитие

Гераклит, Гегель идеи становления, движения и развития, согласно к-м действительность есть процесс. Гераклитовское «все течет» позволяет понять бытие как все всебя включающий и непрерывно изменяющийся поток жизни. Согласно Гераклиту, бытие, будучи небытием, неустойчиво. Выражением этой неустойчивости является борьба противоположностей. «Борьба (вражда) — отец всему и царь». В основе всех противоречий лежит противоречие между бытием и небытием. Отсюда — «все течет, все изменяется».

Однако идея бесконечного становления имеет свои напряженные следствия. Реальному человеку, живущему в конкретном месте со своими нерешенными повседневными заботами, импонирует мысль об изменяющемся мире, но желательно в лучшую сторону и исключительно целесообразно. Идея бесконечного и непреходящего изменения, изменения спонтанного и нерегулируемого — неудобна обыденному мышлению. Вся напряженность бытийственных отношений как раз и сосредоточивается в противоречии преходящего и непреходящего, конечного и бесконечного, устойчивого и изменчивого.

В процессе развития элементы могут возникать и исчезать, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации характера взаимоотношения между ними. Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные, качественные изменения.

Суть принципа развития: как бы ни сочетались прогрессивные, регрессивные и одноплоскостные изменения, любой объект или сам проходит стадию прогрессивного развития, или входит в другой объект, проходящий такую стадию. Развитие материи и сознания, взятое в целом, отличается безусловной прогрессивной направленностью, восхождением от низшего к высшему. Оно есть бесконечное движение по восходящей спирали, движение противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад. Однако в целом это движение от форм простых к формам более сложным, от систем примитивных к высоко организованным.

В отличие от движения как изменения вообще, развитие должно быть понято как самодвижение, т.е. как такой процесс, источники к-го были заложены в самом развивающемся предмете. Развитие возникает в рез-те борьбы противоположностей, понимаемых как друг друга обуславливающие и друг друга отрицающие крайности. Другим отличительным признаком развития является то, что развитие, в отличие от движения, выступает как необратимый, направленный закономерный процесс изменений.

Всеобщая универсальная связь и взаимодействие явлений и процессов должны найти свое адекватное отражение во взаимодействии человеческих понятий.

Мыслители эпохи Возрождения были уверены, что всякое бытие, от Вселенной и до мельчайшей частицы, приводится в движение присущей ему душой. Они исходили из так называемой установки панпсихизма — одухотворения всей Вселенной. Механика Нового времени показала чрезвычайную уязвимость подобного представления, так как с точки зрения механики, чтобы привести тело в движение, на него нужно подействовать какой-либо внешней силой. Преимущественное развитие механики в XVII—XVIII вв., успехи, достигнутые в объяснении некоторых немеханических явлений (например, тепловых и даже физиологических) привели к тому, что движение стали рассматривать в весьма узком смысле как механическое движение, т.е. простое пространственное перемещение. В целом ограниченность метафизических представлений была связана с отождествлением движения как такового с одним его специфическим видом — перемещением; с отношением к движению не как к атрибуту, а как к модусу; с убеждением в необходимости первотолчка.

В совр. фил. понятие движения истолковывается в «широком» смысле как представление о любом изменении вообще. Ф.Энгельсу принадлежат слова: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут,

обнимает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением». Понимание движения как изменения вообще предостерегаетпротив сведения всего многообразия видов движения к какому-либо одному его виду и указывает на всеобщий характер и взаимопревращаемость движения. В понятии «изменение вообще» подразумеваются такие изменения, которые существуют объективно, вне наших рассуждений о них.

 

Date: 2015-09-18; view: 454; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию