Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессор Б. Лисин: Откуда родом Рюрик?





Тысячелетие крещения Руси как-то оставило в тени другую важную дату нашей истории. В прошлом году исполнилось 1125 лет основания первого русского государства. Конечно, за давностью лет такие даты часто несколько условны. Сейчас уже не вызывает сомнения, что государственные образования славян и соседних с ними племён как на севере, в районе Новгорода, Пскова, так и на юге, в бассейне Днепра, существовали ранее летописной даты. Но 862 год, год призвания варягов, на который указывает «Повесть временных лет», нам всё-таки дорог пусть не как исходный, но всё-таки принципиально важный исторический рубеж для всех восточных славян. С этой датой, а точнее сказать, с тем, что происходило на новгородской земле в ту пору, связана одна из бурных и долголетних научных дискуссий. Эта дискуссия вышла за рамки научных споров и приобрела чётко выраженный идеологический и политический характер. Пытаясь поставить под сомнение возможность осуществления в нашей стране планов коренной перестройки общества, наиболее «солидные» западные оппоненты начинают именно с древних времён. Дескать, славяне не в состоянии были даже сами создать своё государство. Потребовались норманны (германцы), чтобы навести на землях восточных славян порядок. Действительно, согласно русским летописям, варяг Рюрик вместе со своими братьями Синеусом и Трувором был приглашён на княжение в новгородскую землю. В XVIII веке историки Г.Ф. Миллер, Г.З. Байер, А.Л. Шлёцер, работавшие в Петербургской академии наук, выдвинули версию, согласно которой Рюрик и его дружина были шведского (норманнского) происхождения. Так возникла норманнская теория в различных вариантах, сохранившаяся и до наших дней. Причём её влияние оказалось настолько сильным, что даже многие известные историки – антинорманнисты (Х. Ловмяньский, В.Т. Пашуто и др.) согласны были с тем, что на русском троне находилась скандинавская династия. Различие между приверженцами и противниками норманнской теории состоит главным образом в определении роли пришлых элементов в создании Русского государства. Первые считают приход варягов-норманнов решающим фактором в объединении восточных славянских и угро-финских племён, другие это место отводят внутренним процессам экономического и социально-политического развития. Но есть и принципиально иная точка зрения. Выдающаяся заслуга в её возрождении принадлежит покойному В.А. Чивилихину. Среди бесценной россыпи оригинальных идей и интереснейших фактов в его романе «Память» есть страницы, посвящённые призванию варягов. Владимир Чивилихин считает и убедительно доказывает, что Рюрик и его братья были славяне. Обратимся к «Повести временных лет». Там говорится: «И пошли за море, к варягам, к руси, ибо так звались те варяги – Русь, как другие зовутся – шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так». Скажите, пожалуйста, где же здесь хоть малейший намёк на то, что приглашённые варяги – это шведы или норманны? Наоборот, здесь подчёркивается их различие. Речь идёт о руси, но ни один источник X-XIV веков не смешивает русь ни со шведами, ни с иным германским племенем. В летописях нет и намёка на иноязычие варягов. Более того, прямо говорится: «А славянский язык и русский один и тот же». Не подтверждается норманнская теория и скандинавскими сагами. В них ничего не сообщается о событиях ранее княжения Владимира (978-1015 годы). Другим распространённым доводом норманнистов является якобы скандинавское происхождение имён многих послов и купцов, подписавших вместе с Игорем, сыном Рюрика, договор в Константинополе в 945 году. Между тем эти имена имеют кельтическое, фризское или собственно-славянское происхождение. Кстати, и клянутся эти послы и купцы чисто славянскими, а не скандинавскими богами. Эти и другие аргументы приводит профессор А. Кузьмин в своих примечаниях и комментариях к многочисленным первоисточникам о происхождении нашего государства, опубликованным в двухтомнике «Молодой гвардии» под названием «Откуда есть пошла Русская земля» (1986). На территории герцогства Мекленбург на рубеже Х века жили многочисленные славянские племена ободритов, вендов, ругов и другие. Одно из этих племён называлось Варины или вэринги, в русском языке это звучало как варяги. Близкое им славянское племя по языку и культуре было руги, руяне или русы, проживавшие на острове Рюген. Причём этот остров занимал совершенно особое положение в мире славян. Многие авторы, в частности Саксон Грамматик, подчёркивали, что находящийся на острове храм почитала «вся Славянская земля». Интересно, что в письме к рюгенским князьям в 1304 году папа Бенедикт IX обращается как к «возлюбленным сынам, знаменитым мужам, князьям русских». Даже город Любек по документам 1373 и 1388 годов помещается в Руссии. А разве случайно, что последняя жительница острова Рюген, говорившая по-славянски и умершая в 1402 году, носила фамилию Голицына? С другой стороны, как сообщает В.А. Чивилихин, многие знатные роды России – Воронцовы, Вельяминовы, Морозовы, Левашовы, Кутузовы, Толстые, Пушкины и другие – числили своих предков из бывших славянских земель южной Прибалтики. Договариваясь предварительно по телефону о встрече в государственном архиве города Шверина, я предупредил, что интересуюсь историей России. Доктор Раков, заведующий отделом, приготовил несколько интереснейших документов, включая подлинники писем Петра I. Кстати, фамилии типа Раков, Кленов, Дубов, и другие очень распространены на севере ГДР. Для меня особенно важной была книга о генеалогии мекленбургских герцогов, изданная в 1717 году в связи с браком Карла-Леопольда, герцога Мекленбургского, князя вендов, графа Шверина и дочери русского царя Ивана Алексеевича – Екатерины. Мекленбургские герцоги ведут свою родословную от славянских королей вендов и ободритов. Согласно ей, Рюрик, Трувор, Синеус были сыновьями короля Годлайба (Годлава, Годослава), погибшего в 808 году в войне с датчанами. В силу их малолетства престол перешёл к братьям Годлава Трасику и Славомиру, а затем к преемникам Славомира – Годомыслу и Табемыслу. На последнем эта ветвь династии пресекается. Трон переходит к потомку родного брата деда Годлава Билингуса I – Мечиславу III. Рюрик, Синеус и Трувор вынуждены были искать счастье за морем. Такой поворот дел не был чем-то необычным для жителей королевства вэрингов, ободритов, вендов, ругов. Тесные связи соединяли их с жителями Восточной Прибалтики. С полной уверенностью можно говорить о существовании там обширных колоний полабских славян. Бесспорно, что варяги-русь попадали практически в родную языковую и культурную среду. Были обширные династические связи. Например дядя Рюрика Витислав, князь Мечислав I и король Мечислав II были женаты на дочерях русских князей. В.А. Чивилихин высказывает даже предположение, что и сам Годлав имел жену – дочь новгородского князя Гостомысла Умилу. А. Кузьмин собрал много и других убедительных доказательств. Скажем, по всему северу Руси распространена специфическая фельдбергерская керамика, характерная для балтийских славян VIII-X веков. В Пскове, например, она в соответствующих слоях составляет более 80 процентов. Много её и в Новгороде и других городах, где, по летописи, жили варяги. Обнаружено, что ранние средневековые новгородцы, ярославцы, костромичи имели антропологические характеристики, аналогичные черепам из славянских могильников Нижней Вислы и Одера. Уже в наше время на западном побережье Псковского озера зафиксирована группа населения, принадлежащая к западнобалтийскому типу «Южного побережья Балтийского моря». Изборские постройки VIII-X веков аналогичны городищам балтийского Поморья и славянского Мекленбурга. Дом советской науки и культуры в Берлине провёл коллоквиум с участием ведущих учёных ГДР, занимающихся историей, языком, культурой славянских народов. Обсуждался доклад об образовании первого Русского государства. После оживлённой дискуссии участники согласились со следующим. Связи полабских славян с восточными славянами в VII-XI веках были значительно теснее и интенсивнее, нежели связь последних со Скандинавией. Однако в исторической науке до последнего времени это направление фактически не разрабатывалось. Данных в поддержку норманнской теории практически нет. Более того, те аргументы, которые выдвигали её основоположники в свете современных методов исследования, выглядят совсем по-другому. Справедливости ради нужно сказать, что норманнистам был дан жестокий бой нашими русскими учёными ещё в XVIII веке. 24 сентября 1752 года на защите диссертации Миллера «О начале русского народа» с резкой критикой её положений выступили Ломоносов, Крашенинников, Попов. В итоге было признано необходимым диссертацию уничтожить. Ломоносов был, в частности, убеждён, что Рюрик происходил из полабских славян. С этим тезисом не спорили и участники коллоквиума. Однако высказывались сомнения в достоверности мекленбургского генеалогического источника. Действительно, в истории немало случаев, когда родовое древо создавалось в угоду политическим или династическим амбициям. Предвзятость мекленбургских авторов могла объясняться браком между представителями двух правящих династий, существенной в тот период зависимостью Мекленбурга от России. Доводы, заслуживающие внимания. Однако есть факты и подтверждающие сведения генеалогии. В Чивилихиным было установлено, что в 30-е годы прошлого века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в Северной Германии была записана древняя легенда о Рюрике и его братьях. В ней говорится, что дети короля ободритов Годлава – Рюрик, Сивар, Трувар отправились на восток, где совершили много подвигов. Благодарный народ упросил их не уходить. Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар – Псковское, Трувар – Белозерское. Младшие братья скоро умерли, не оставив детей. Рюрик присоединил их княжества к своему и стал главой династии, которая царствовала до 1598 года. Маловероятно, чтобы сведения из русской летописи фигурировали за две тысячи вёрст в другой стране в виде народной легенды. Трудно заподозрить в предвзятости и австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, который, будучи посланником императора в Московском княжестве в ХVI веке, оставил подробное описание его истории, быта, нравов и так далее. Рюрика и его братьев он тоже считал славянами. Интересную книгу выпустил в 1858 году в Петербурге Александр Васильев. Она называлась «О древнейшей истории северных славян до времён Рюрика, и откуда пришёл Рюрик и его варяги». Автор также доказывает, что варяги были славяне. Однако он считает, что они пришли не из-за моря (Балтийского), а из-за озера Ильмень, куда переселились с Южной Прибалтики задолго до этого. Ряд источников позволяет предполагать, что язык, культура, обычаи полабских славян были ближе к восточным славянам (или даже почти идентичны), чем к западным (полякам, чехам). К сожалению, язык полабских славян нам известен плохо. Они не выдержали германкой экспансии. Ослабленные междоусобицами, они частично были истреблены, частично ушли в другие земли, преимущественно славянские. Большая же часть подверглась онемечиванию. Причём славянский язык сохранялся в отдельных местах ещё до ХVII века. В обычаях, национальной одежде, языке жителей бывшего Мекленбурга, нынешних округов ГДР Шверин, Росток и Нойбранденбург имеются особенности, вызванные славянским происхождением значительной части коренных жителей… И всё-таки история подарила нам прекрасную возможность вернуться к первоистокам связей наших предков с полабскими славянами. На территории ГДР в округах Коттбус и Дрезден проживают лужицкие сербы, прямые потомки полабских славян, родные братья и сёстры ободритов, руссов и других племён. Древняя и самобытная культура лужичан, их язык имеют много общих элементов с русскими. Наших исследователей здесь ждут интереснейшие открытия, проливающие свет на историю русского и других славянских народов. Итак, на вопрос, откуда родом Рюрик, есть достаточно оснований для определённого ответа. Но поиск нельзя считать завершённым. Мы вправе рассчитывать на выявление новых фактов, новых источников в исторических архивах, археологических раскопках, этнографических и лингвистических исследованиях. Они позволят более полно и ощутимо представить нам одну из важнейших страниц истории нашей Родины.

 

Александр Белов: "ВАРЯГИ-РУСЬ"

Вот уже два столетия как в отечественной историографии не прекращается полемика вокруг так называемого "варяжского вопроса". Самим его появлением мы обязаны немецкой научной школе, навязавшей славянам теорию скандинавского происхождения варягов. Эту сомнительную теорию, кое-как подкрепленную документальными свидетельствами действительного присутствия скандинавов на Руси, по сей день широко использует значительная часть нашей пишущей братии. Поэтому нелишне разобраться в причинах распространения мифа и сделать достоянием современников многие очевидные факты.
Поводом для изначального заблуждения послужила давнишняя привычка славян называть всех пришельцев из Балтики варягами. Примерно так, как русские некогда называли большинство германцев немцами, или как сегодня мы называем кавказцами в равной степени грузин, армян, азербайджанцев, чеченцев. Племена южной и северной Балтики, действительно, отличались по своей внешности и другим качествам от восточных славян, хотя в целом южная Балтика была славянской, а северная — германо-скандинавской (если не считать шведскую "хорось"). Эта разница и стала причиной того, что восточные славяне называли все морские дружины Балтики общим понятием варяги. Нашу критику мифа о варягах-шведах мы начнем с главного инструмента подчинения народа, с идеологии. Для того, чтобы преодолеть антагонизм "свои-чужие", пришельцам было необходимо адаптировать местное население под свое мировоззрение. Вспомните пример тевтонской экспансии и ее провал на Чудском озере. Тевтонцы несли на Русь католицизм. Что же должны были принести шведы? Культы Одина, Тора, Бальдра, Локки?.. Но разве источники не указывают прямо на символ поклонения тех, подлинных варягов? "И кляшися оружием своим, и Перуном, богом своим..." (Радзивиловская летопись о походе Олега с варяжской дружиной на Царьград в 907 г.) Спрашивается, как это шведы могли поклоняться Перуну, "богу своему", если скандинавам не известно было даже его имя. Зато славянам Перун был хорошо знаком еще со времен антов. Известно, что варяжская общность прочно обосновалась на Руси. Но тогда тем более не понятно, почему после четырехсотлетнего присутствия "варягов" -шведов остался лишь один могильный памятник. "Вскрыт единственный на Руси чисто скандинавский могильник в урочище Плакун...", — сообщают современные археологи. (И.В.Дубов. Новые источники по истории Древней Руси. Л., издательство Ленинградского университета, 1990, с.4.) Подлинные исторические варяги обосновались не по ту, а по эту сторону Балтийского моря, то есть по южному его побережью. Они были известны еще Публию Корнелию Тациту, римскому историку первого века нашей эры. Причем, на карте Европы тех времен Тацит дважды помещает варягов: в нижнем течении Эльбы по юго-западной оконечности Балтийского моря, и значительно южнее, в верховьях Вислы. Уже значительно позже варяги и смешанные с ними родственные племена ободритов являлись последним рубежом славянского мира на Западе. Их этническую самостоятельность активно поглощали как англы и тюринги с запада, так и славяне с востока. И все же у нас есть все основания считать, что балтийские варяги были родственны именно славянам. Об этом говорит датский миссионер XII века Гельмольд. Приведу его высказывания из книги А.Гильфердинга "История балтийских славян", а также красноречивые выводы самого автора исследования, немца по происхождению, но отнюдь не славянолюба по духу. "Из всех балтийских племен, вагры, передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, отнимало возможность мирного, торгового судоходства. Таким образом, главным занятием вагров сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом — морские разбои" (А.Гильфердинг. История балтийских славян. М., 1855г., т.1). "Дания, — продолжает автор, — состоя по большей части из островов и окруженная водами, не легко может уберечься от нападений морских разбойников, потому что в изгибах ее берегов необыкновенно удобно скрываться славянам. Выходя тайком из засады, они наносят ей внезапные удары,.. пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, они вечно готовы к морским походам и наездам, надеясь на свои корабли как на единственное средство к обогащению. На нападения датчан они не обращают внимания, и даже считают особенным наслаждением с ними биться" (там же). Весьма красноречивое свидетельство, не правда ли? О происхождении варягов говорится вполне однозначно. Ни один из современников не отождествлял варягов ни с немцами, ни с датчанами, ни со скандинавами. Адам Бременский свидетельствует: "Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные — вагры..." (Деяния священников Гамбургской епархии под 1075 годом), а сага о Вига-Стире дополняет эти сведения важной деталью: об особом обычае "вэрингов и норманов, что день они проводят в играх и борьбе". Даже русские летописи, не различавшие принципиальной разницы между теми и этими выходцами с Балтики, описывая эпизод призвания варягов, четко разделяют их и шведов: "И пошли за море к варягам-Руси, поскольку те звались варяги-Русь, как иные называются шведами, иные урманы (норманы, мурманы), англы, а другие — готы". (Радзивиловская летопись. Л., Наука, 1989, с.16.) Таковы документальные свидетельства. Русские летописи непременно соединяют Русь и варягов в одно целое. Это дало основание норманистам вообразить в качестве варягов шведов, поскольку у них на территориях, примыкающих к Дании, расселялось русское племя хоросъ. Однако и этот аргумент не выдерживает критики. Дело в том, что исторические варяги-ободриты территориально сплелись с самым боевым и доблестным русским племенем — руинами. Более того, Ругия или Руяния и ее центр Аркона считались мистическим центром Руси, истоком славянского мира. Не случайно языческие сказители помещают именно на острове Руяне (Буяне) мировое древо, над кроной которого простирается Ирий, воинский Рай русов. Когда-то русские племена соседствовали с варягами не только с востока, но и с запада. Вся территория Датских островов была подчинена герулам. А герулов русами считал еще их современник, готский хронист Иордан. Строптивые герулы сперва были потеснены Германарихом, победившим восточных русов, а затем и вовсе рассеяны Карлом Великим. Варяги, со всех сторон зажатые Русью, способствовали формированию ее мощной культуры. В процессе европейского этногенеза Русь вживается в варягов также точно, как и в остальную массу славян. Изучение "варяжского" вопроса, как правило, начинают с анализа источников и этим же заканчивают. До сих пор, почему-то никто не обращал внимания на логику, предшествующую факту призвания варягов новгородцами. А напрасно, ибо именно логика дает обоснование любому действию. Вчитаемся в летописную строку: "...люди новгородские от рода варяжского прежде были" (Радзивиловская летопись, там же). Этим, фактически, сказано все. Варяги-ободриты и Русь балтийская имели прочную княжескую власть, тогда как иные славянские народы пребывали еще в народоправии. Между варяжским Старгородом (Альтландом — нем.) и славянским Новгородом существовало единое этническое пространство. Не случайно летопись подчеркивает, что от тех варягов "прозвася Новгород". Еще не существовало польского государства, разделившего позднее это пространство и противопоставившего себя ему. Таким образом, новгородцы не только никогда не происходили от шведов, но и не имели ни малейшего основания приглашать на княжение именно их. Особенно, если учесть, что у шведов не было опыта государственных образований и генеалогию их королей исследователи, в частности И.Хюбнер, начинают только с середины XII столетия. Куда логичнее здесь были бы норвежцы, опередившие шведов на триста лет.
А что об этом вопросе думают сами шведы? Нас интересует, разумеется, мнение современников тех событий. "У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом... Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Конунг Альдейгьюборга был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины. И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море... Тогда им (словенам — прим. А.Б.) пришлось вспомнить о том, что в Гауталанде (на острове Готланде — прим. А.Б.) воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком... Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику: "Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга". (Сага о конунге Рорике и его потомках (в пересказе Д.М.Михайловича). М., РАЕН, 1995, с. 12-13).
В данном отрывке указывается на то, что Рюрик происходит от "конунгов Восточного пути", то есть славян, и то, что он вместе с новгородцами противостоит шведскому конунгу. Удивительно здесь то, что новгородцы обязуются помочь Рюрику занять принадлежащий ему по праву Старградский (Альдейгьюборг) престол. Достоверно известно, что после гибели своего отца Готлейба (по другой версии — Годлава) в 808 году, плененного датским королем Готфридом, малолетний Рюрик не только не мог претендовать на Старградский престол, но и должен был скрываться со своими братьями, чтобы сохранить себе жизнь. "Для меня, — пишет по данному поводу Б. Лисин, — особенно важной была книга о генеалогии мекленбургских герцогов, изданная в 1717 году в связи с браком Карла-Леопольда, герцога Мекленбургского, князя венедов, графа Шверина, и дочери русского царя Ивана Алексеевича - Екатерины. Мекленбургские герцоги ведут свою родословную от славянских королей венедов и ободритов. Согласно ей, Рюрик, Трувор, Синеус были сыновьями короля Годлайба, погибшего в 808 году в войне с датчанами. В силу их малолетства престол перешел к братьям Годлайба, Трасику и Славомиру — дядям малолетних братьев, а затем к преемникам Славомира — Годомыслу и Табемыслу. На последнем эта ветвь династии пресекается. Трон переходит к потомку родного брата деда Годлава (Готлайба) Белингуса — Мечиславу III. Рюрик, Синеус и Трувор вынуждены были искать счастья за морем" (Бронислав Лисин, "Литературная Россия", ст. "Откуда родом Рюрик", 5 февраля 1988 г.).
Упомянутая же нами сага свидетельствует о том, что не только варяги имели влияние на Хольмград-Новгород, но и новгородцы могли пообещать варяжскому княжичу вернуть себе отцовский престол в Старграде. Постоянные войны с датчанами и шведами в конечном счете сделали Альтландскую землю уязвимой. В IX веке пал стольный град ободритов Рарог. На его месте довольно скоро возводится новая столица Вагрии — Микельбор, по-немецки -— Мекленбург. Именно Микельбору было суждено снаряжать корабли варягов для походов в Восточную Русь, чтобы там с помощью варяжского меча в междоусобицах утверждалась русская княжеская власть. Однако не стоит думать, что восточные славяне кроме варяжских кораблей не видели никаких других. Еще при Владимире приходили на Русь норманны, сопровождавшие его друга и советника, норвежского конунга Трюгвассона, кстати, подсказавшего Владимиру политическую идею христианизации подвластной территории. Шведы бывали на Руси и при Ярославе, но факты свидетельствующие об этом, оказываются недостаточными для принятия гипотезы норманистов. "Когда мы говорим о летописном пути из "варяг в греки", — пишет профессор, доктор наук В.В.Мавродин, — нам обычно представляется путь, соединяющий Скандинавию и Византию, идущий транзитом через Русь. Такое представление традиционно, но неверно. Ни византийские источники, ни скандинавские саги ничего не говорят о постоянной и регулярной торговле норманнов в Царьграде. Византия не знала "норманнских" товаров, как Скандинавия почти не знала византийских. На Готланде, который вел обширную торговлю, найдено около 67 тысяч арабских, английских, германских, польских и прочих монет VII 1-Х веков, и среди них только 180 византийских, те есть около 0,25%! В роли купцов в Константинополе скандинавы никогда не выступали" (В.В.Мавродин. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., изд-во МГУ, 1977, с.47.) Это авторитетное свидетельство очередной раз доказывает, что путь "из варяг в греки" был преимущественно славянорусским. Еще можно добавить несколько аргументов в пользу славянского происхождения легендарных князей Рюриковичей, которых некоторые известные ученые по недоразумению считают скандинавскими. Так, один из современных авторов разглядел в именах Синеус и Трувор шведские значения "свой род" и "верная дружина", хотя это противоречит даже трудам свидетелей событий, Иордана, Саксона Грамматика и других, причисляющих варягов к славянам. Вместе с тем известно, что в древнепольском наречии, использующем венедские диалекты, Синеус означал просто-напросто "безусый", а имя Трувор образовано от существительного "тривер". Уместно было бы напомнить также, что братья-варяги по своей религиозной ориентации были триверами, о чем свидетельствует их родовой герб-символ-трезубец. А Триглав, как мы знаем из любого мифологического словаря, это "триглавое божество в мифологии балтийских славян".

 

Рюрик: Загадочных персонажей в тысячелетней русской истории накопилось более чем достаточно. Среди них "вечные любимцы публики"- скажем, автор
"Слово о полку Игореве", Лжедмитрий или Распутин. По каждому из них существует целая гора материала, литературы. Но прочно забыт едва ли не первый наш таинственный исторический герой. А ведь с его именем связан один из коренных вопросов отечественной историографии, которым сам Нестор-летописец начал свои "Повести временных лет".
Откуда есть - пошла земля русская. Только эта несторовская хроника (в составе двух
древнейших летописей Лаврентьевской и
Ипатьевской) и донесла до нас то немногое, что
вообще известно о князе Рюрике. Думается, нам
вполне по силам одолеть его короткую историю в
оригинале,на нашем с вами древнем языке.
"В лето 6367 (859 г по Р.Х) имаху дань варязи
из моря на чуди, на словенех, на мери и на всех
кривичех. А хозари имаху на полян, витячей... В
лето 6370 (861 г по Р.Х) изгнаши варязи на
море, не даша им дани и почаша сами в собе
владети. И не быть в них правды, вестя род на
род и быша усобицы, и воевати почаше сами на
ся. И реша сами в себе: поищем себе князя, иже
бы володеть нами и судить по праву. И идоша за
море к варязям, к русичам. Сице бо зваху ся тьи
варязи на Русь, яко се друзи зовутся
"свие"(шведы), урмяне(норманны), англяне-
гте(готландцы), тако и ся. Реша русичи, чудь,
мери, кривичи и все ся: земля наша велика и
обильна, а наряда в ней нет. Да поидите княжить
и воеводить нами. И изборси 3 брата с роды
своими пояша по себе всю Русь и придоша.
Старейший, Рюрик седе возле Новегороде, а
другий Синеус на Беле озере, а третий, Изборсте
Трувор. По двою же лету братья Рюрика умре. И
приимя власть Рюрик роздал своим мужьем грады.
Тепереча Рюрик всеми владети стал есть".

Ипатьевский список сохранил еще два факта:
Рюрик срубил город в низовье Волхва, у
Онежского озера - Ладогу. Это по тем временам и
была граница Руси. Но позже Рюрик сместил
столицу "в центр" - к Ильменю, срубив там город
Новгород. Итак, картина предельна ясна: первым
законным государем Руси стал скандинавский
конунг. Но заметим, что аж до 18 века, при
самом горячем патриотизме наших предков, мало
кому приходило в голову усомниться в
правдивости летописного сюжета, равно как и в
реальности его главного героя.
Варяжские споры. Но вот в недавно созданную Петербургскую
Академию Наук прибыли историки Г.З.Байер,
Г.Ф.Миллер. Ничего особенного с сюжетом
сказания они не сделали. По сути они изложили
его лишь языком науки. Но эффект оказался
сильным. С летописью не спорили: она еще
виделась чем - то священным; совсем другое
писания всяких немцев. И у норманнской теории
сразу появились противники: М.В.Ломоносов,
С.А.Гедеонов и другие. Большинство, как и
Михаил Васильевич оспаривали лишь варяжское
происхождение Рюрика, но кое - кто счел его и
вовсе легендарным. Правда, вплоть до 1917 года
норманнисты оставались в твердом большинстве.
Но зато потом... В первые 20 лет советским
историкам было до норманнов. Но когда о них
вспомнили, всем стало ясно: реакционная теория
- явный продукт низкопоклонства перед Западом,
а значит подлежит решительной и полной отмене.
Какую роль могли сыграть варяги в образовании
Великого Русского Государства? Пираты,
наемники, бродяги,-случайное подспорье в
усобицах(приличная гипотеза)! И полу-мифический
Рюрик, если и существовал, то был так же с ними
за одно. Понятно, что о таких авторах, как
профессор Тартукского университета Ф.Крузе, и
упоминать стало неудобно. В дремучем 1836 году
он дескать вычитал в западных хрониках о каком-
то датском конунге. Но его, правда, звали
Рерик. Но годы жизни и факты биографии
соответствуют русским источникам. Короче
говоря, сплошная цепь совпадений! Так что
беспочвенные всякие попытки реанимировать
абсурдную гипотезу. Но попробовать всегда
хочется.

Сага о Рерике Датском. На рубеже 8-9 веков напор франкской империи
Каролингов на север и восток сменился обратным
натиском норманнов, норвежцев, шведов. В 810
году умер грозный противник франков - первый
король Дании Годфред. Трон у его сыновей
пытались оспорить четыре брата из очень
знатного рода Скельдунгов, но они потерпели
поражение. Двое уцелевших, Гарольд и Хемминг,
бежали к императору, и получили большие
владения в Голландии. В 837году Хемминг
погибает, и его сын Рерик перебрался к своему
дяде в Дорестадт, крупный порт фризов в устье
Рейна. В 841 году умер и Гарольд, а через два
года империя распалась. Перед новым
императором, Лотарем, Рерика обвинили в измене
и схватили. Но Рерик сумел сбежать к брату
Лотаря,- королю Людовику, получившему при
разделе империи германские земли. В 850 году
Рерик отвоевал Дорестадт у Лотаря. В 852 году
Pepик примкнул к претенденту на шведский
престол Амунду и участвовал в осаде Бирки,
главного торгового центра шведов. А после
взятия его, пошел на восток и разграбил земли
поморских славян. В солидном по тем меркам
возрасте - уже лет за сорок, Рерик пошел с
походом на восточные земли и не возвращался до
870 года. В 870 году Рерик вновь вернулся на
Запад, помирился с Карлом Лысым, преемником
Лотаря и получил владения в Голландии.
Последний раз наш герой упоминается в летописях
в 882 году, но уже в прошедшем времени...
Напомним, что по русской летописи Рюрик умер в
879 году. За морями- земли великие. Насколько
же реальна "датская версия"? Попробуем понять.
И начнем с вопроса: что вообще представляли
собой викинги в Восточной Европе? Какую роль
они играли? Бурная жизнь Рерика была по тем временам
типичной. История Дании, Норвегии, Швеции той
эпохи - сплошная череда войн. А жертвы родовой
мести и изгои охотно вошли в состав дружин
викингов. Так что с начала 8 века к восточным
берегам Балтики все чаще приставали ладьи
воинственных "северных мужей" - викингов.
Поднимаясь по рекам, проходили в глубь финских
и славянских земель. А поживиться тогда было
чем: меха и рабы, воск и мед. Отряды викингов,
даже небольшие, были профессиональной и
сплоченной военной силой. А в умелых наемниках
нуждались тогда многие: хазары воевали с
арабами, не вылезала из войн Византия...
Викинги быстро поняли выгоды привычного
ремесла. И столь же быстро освоили два главных
водных пути к работодателям: по Волге в Каспий,
и по Днепру в Константинополь. По дороге не
только воевали и грабили, но и торговали.
Помните былинных "варяжских гостей"? Да при
случае также выполняли дипломатические
поручения - шли послами в халифат или в
Византию. Так что когда в 9 веке войны на
некоторое время прекратились, оба пути
сохранили свое торговое и дипломатическое
значение.
Страна городов. Недаром ведь именно тогда возникают в Северной
Руси первые поселения городского типа -
торговые и племенные центры, резко превышавшие
по размерам обычные деревни. Жили там, в
основном местные уроженцы. Но варяги немало
помогли росту этих городков. Сбывали туда
награбленное, купленное, держали там склады,
чинили суды, пополняли команду, не особо
разбирая: финн или славянин, был бы боец. А
заодно начинали ассимилироваться. Так, в начале
8 века близ нынешнего Пскова, куда вел путь с
моря через Нарву и Чудское озеро, возник
древний Изборск. На 50 лет позже, на Невском
пути, в низовьях Волхва, на северной окраине
земель словен-ильменских - Старая Ладога. Еще в
19 веке русские археологи начали исследовать 3
крупнейших восточнославянских курганных
могильника: один под Смоленском, а два других
около Ярославля. В 20 веке ученые убедились,
что имеют дело с крупными торгово-ремесленными
поселениями 9-10 веков - предшественниками
упомянутых выше городов. И в них опять-таки
найдены многочисленные скандинавские вещи и
погребения. Вот они, перевалочные пункты на
военно-торговых путях! К тому времени варяги
окончательно поняли ценность этих путей.
Разбойничать там - значит портить коммерцию.
Связи с пышным Константинополем и Багдадом
неизмеримо дороже пиратской добычи. Так что это
на Западе во всех соборах взывали: "Боже, спаси
нас от ярости норманнов". А у нас они все же
больше налегали на торговлю. Вот поэтому и
запомнились как "гости". О том же говорит
невероятное количество арабских дихремов,
найденных на Руси и в Скандинавии, в сотнях
кладов. Или еще показательный факт: в Швеции
раскопаны погребения воинов с
восточнославянским оружием. В общем, по своей
роли в Восточной Европе варяги вполне могли
стать опорой, связующим началом единой
политической власти. Но тут имеется ввиду нечто
новое: создание единого, даже по нынешним
меркам огромного, а главное, надплеменного
государства, включавшего и славян, и финнов, и
скандинавов...
Пора переходить на личности. Какую же роль в общерусском государственном строительстве можно отвести Рюрику Хемминговичу
лично? Объединил ли он Русь? Нет, это сделал его преемник Олег, когда объявил занятый им Киев "матерью городов русских". Может быть он одним из первых заморских гостей попытался стать у нас князем? Тоже нет - здесь у него были предшественники....Но вот стою я близ Новгорода над широким истоком серого Волхва - и на противоположном берегу вижу покрытые зеленью холмы. Эту
местность с древности зовут Рюриковым Городищем. Долгое время место считалось легендарным. Однако не так давно свое слово сказали
археологи. Они открыли остатки укрепленного поселка середины 9 века, с пристанями у реки, с торговыми амбарами. Все дома славянского типа.
Особенно важно, что в самом Новгороде столь древних слоев вообще не обнаружено! Самые ранние - на 80 лет младше Рюрикова Городища. Но
летописи упоминают Новгород именно во времена Рюрикова Городища!? Скорее всего археологи нашли "Перво-Новгород"- предтечу нынешнего. И если не Рюрик его заложил, то кто? Время совпадает, имя тоже, связи со Скандинавией тоже обнаружены. Причем это по сути столица только что родившегося государства,- стратегический пункт на водном пути из Балтики в славянские земли. В общем, роль Рюрика давно раскрыл Александр Сергеевич Пушкин: "... и город заложен на берегу пустынных волн, и окно, отколь грозить мы будем шведу".
Пятый пункт анкеты. Вот именно - шведу. А швед в нашем исследовании
- явная неувязка с фигурой Рерика Датского. Дело в том, что наши варяги и впрямь-таки приходили из Швеции, а не из Дании. Датчане, как и Норвежцы, устремились в Англию, Францию, Германию, шведы же - на восток. Так вроде бы диктовала и география. Действительно: в Швеции найдены десятки камней с руническими надписями,поставленными в память о родичах, погибших в землях эстов, ливов, и у мусульман. Наконец само слово "русь" произошло от "руси", так называют финны на своем языке шведов....С другой стороны, как раз всем этим можно, наоборот подкрепить идею о датском происхождении Рюрика! Почему не предположить,
что шведов- то и прогнали союзные ильменские племена? А князя пригласили, естественно, из враждовавшего со шведами народа, - вполне возможно, что из датчан. Могли учесть, что Рерик заходил на Бирку. И все же: Дания и Русь - была ли между ними реальная связь в то время? Но во-первых: посмотрим на карту. Полуостров Ютландия буквально примыкает к Скандинавии, отделяясь от нее лишь узким проливом. Что из Швеции, что из Дании добираться до славян целый месяц. Во-вторых, как известно из хроник путь в славянские земли Рерик знал не понаслышке. И, кстати, если уж он искал любую возможность поправить свои дела, то мог сначала и без приглашений двинуться знакомой дорогой на восток. И в третьих: мы просто-напросто переносим в прошлое сегодняшние реальности. "Эпоха викингов", 9-10 века, - время активного роста первых городов не только на Руси, но и по всей Балтике: шведской Бирки, датских Хедебю... И на всем пространстве от Норвегии до Приильменья сложилось тогда единое экономическое пространство, скрепленное плаваниями викингов. Короче, Европа тогда гораздо резче делилась не на Запад и Восток, а на Север и Юг - почти как в римскую эпоху. Более цивилизованный мир едва начинал выходить за пределы бывшего римского лимеса - укрепленной границы по Рейну и Дунаю. И этот рубеж Европа помнила многие века. Не даром, например, династические связи киевских князей тянулись в Швецию, Данию, Англию. А Ярослав Мудрый известен в сагах под именем "Конунг Ярицлейва". Вот только не было до недавнего времени прямых подтверждений восточно-славянско-датских связей, например, свидетельств торговли датчан на Восточной Балтике. Последние доводы. Поищем их севернее, в низовье Волхва. Предо мною высятся стены и башни Старой Ладоги, средневековой крепости, построенной при Иване III. Но под ней - камни более древние, вплоть до 10 века. Это ворота на Русь. Здесь, по летописи, Рюрик ступил на землю русскую. Скорее всего, сюда же, а не в Данию, к нему пришли и послы. А может предприимчивый конунг сам предложил свою кандидатуру. Земляное городище рядом с крепостью, чуть выше по реке, по данным раскопок, датируется 8 веком. Там проживало постоянно около 1000 человек. А весной население увеличивалось в несколько раз за счет пришлых со всей Балтики, точно так же, как в Бирке или Хедебю. При раскопках в Ладоге был выявлен след пожара, охватившего городище. Он примерно датируется 860 годом, который можно связать с известным изгнанием варягов. И самое главное: находки в Ладоге говорят о культурной связи не столько со Швецией, сколько с Фрисландией и Ютландией: вся планировка поселения, устройство домов, вещи... Теперь окончательно ясно, что из знакомых земель, постоянно торговавших с Ладогой, вполне могли призвать князя. Рерик владел Дорестадтом, из которого везли украшения, изделия из стекла, сукно и оружие. Мечи в Северной Руси появились именно оттуда. Остается вопрос: почему целый век варяги брали дань, а династию основал только Рюрик? Но ведь имея у себя во владении чуть ли не половину Голландии, он должен был постоянно думать об обороне побережья от набегов. В его действиях на Руси сказался и этот опыт. Он посадил своих людей в 2х местах, а сам сел в Ладоге. А сколько было водных путей к славянам? Три. На западе через Нарву и Чудское озеро: там Изборск. Дальше на восток - через Ладожское озеро, по Волхву: там Ладога. Еще дальше - через Онежское озеро и Вытергу в Белое озеро. Все эти пути перекрыл Рюрик и удерживает там власть. В заключении добавим, что недаром Рюриковичи, а потом Романовы всегда поддерживали дружественные связи с датским королевским домом, а шведы вплоть до 19 века числились врагами.

Date: 2015-09-18; view: 544; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию