Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие скульптуры высокой классики в Греции





Искусство высокой классики Греции и его главные достижения

 

С первых десятилетий 5 в. до н. э. начинается классический период развития греческой куль­туры и всех видов искусства. Совершенное, ис­полненное возвышенного реализма искусство греческой классики явилось важным этапом в развитии всего мирового искусства.

В первой четверти 5 в. до н. э. Греция подвер­галась нашествию полчищ персидской державы. Борьба народных ополчений объеди-нившихся греческих полисов за независимость ускорила рост общественного самосознания эллинов. Ре­шающие победы над персами - морская при Саламине (480 г. до н. э.) и на суше при Платеях (479 г. до н. э.) - укрепили могущество греческого общества, благоприятствовали даль­нейшему экономическому расцвету полисов, в особенности Афин. Все это способствовало ут­верждению основных принципов гуманистиче­ского мировоззрения и культуры.

 

Высокая классика (450—410-е гг. до н. э.)

Вторая половина 5 в. до н. э.— время рас­цвета всех видов искусства и наиболее гармо­ничного воплощения эстетических идеалов классики.

Ведущее место среди полисов Греции продол­жают занимать Афины, которые в период прав­ления Перикла переживают золотой век своего экономического, политического и культурного развития.

 

 

Скульптура. Фидий. Скульптурное убранство Парфенона создавалось под руководством и при участии Фидия. Ему принадлежала и 12-метровая статуя Афины Девы (Афины Парфенос). Торжественно стояла она в парадном одеянии, опираясь на щит. У ног ее расположилась змея - символ мудрости, на правой вытянутой руке - фигурка богини По­беды. Прекрасный облик богини покорял спо­койной уверенностью, строгой мудростью. Вели­чавому покою Афины противостояла динамика рельефа, покрывающего ее щит, с изображением полной бурного движения сцены битвы греков с амазонками. Среди сражающихся греков Фидий изобразил самого себя и Перикла. Статуя Афины Парфенос была выполнена из золота и слоновой кости.

На восточном фронтоне Парфенона размеща­лась композиция, посвя-щенная рождению Афины из головы Зевса, на западном — спору Афи­ны с Посейдоном за обладание аттической зем­лей. Фидий отказался от пост-рое­ния симметричной композиции и вертикально стоящих центральных фигур, как это делали ма­стера ранней классики. Среди статуй восточн. фронтона, где был представлен весь Олимп, выделяются три мой­ры, богини судьбы, дочери богини ночи (ныне считается, что это Афродита, Диона и Пейто), их образы - совершеннейшие творения высокой классики.

Все 92 метопы храма были укра­шены мраморными горельефами, среди которых выделяются изображения битвы лапифов и кен­тавров.

 

Поликлет. Современник Фидия Поликлет, проявил осо­бенный интерес к изображению спокойно стоя­щего человека. Самая прославленная статуя Поликлета - «Дорифор» («Копьеносец»), совершенное воплощение мужественного идеа­ла доблестного гражданина-воина.

Эта бронзовая статуя изображает мускулистого, сильного юношу, несущего на плече копье. Ощущение полной реальности. Все уравновешено. Поликлету принадлежал теоретический трактат «Канон» (система идеальных пропорций и законов, но которым должно строиться изоб­ражение человека - пропорции головы и фигуры выражались отношением 1:7).

К концу 5 в. до н.э.в искусстве высокой классики. произошли значительные изменения: чер­ты утонченного лиризма и интимности начали вытеснять монументальную героику (мраморные релье­фы балюстрады храма Ники Аптерос на Акро­поле - рельеф «Ника, развязывающая сандалию»).

 

 

Ранняя классика (500-490-е гг. до н. э.)

Во время греко-персидских войн начался первый этап развития классического искусст­ва - ранняя классика, продолжавшийся пер­вую половину века. Искусство этого времени пронизано напряжен-ными поисками обобщен­ных типических образов, приемов прав-дивого изображения человека, и в первую очередь пе­редачи разно-образных движений. Оно обраща­ется к сценам реальной жизни, решает задачу построения групповых композиций,

проблему синтеза скульптуры и архитектуры.

 

Скульптура. В монументальной скульптуре, в статуях, стоявших на пло­щадях или украшавших храмы, ярче всего проявился гражданственный эстетический идеал. Фронтонные группы храма Афины Афайи на острове Эгине. Композиции обоих фронтонов построены на основе зеркальной симметрии, что придавало им несколько условно-орнаментальный характер. На западном фронто-не изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. В центре - фигура богини Афины, покровительницы греков. Спокойная и бесстра­стная, она как бы незримо присутствует среди сражающих-ся. В фигурах воинов нет архаиче­ской фронтальности, их движения реальнее и разнообразнее, чем в архаике, но развертывают­ся строго по плоскости фронтона. Каждая от­дельная фигура достаточно жизненна, но на ли­цах сражающихся и раненых воинов архаичес-кая улыбка - признак условности, несовме­стимый с изображением напряженности и дра­матизма битвы. Большой свободой деталей и реалистической точностью в трактовке тела и передаче движений отличаются статуи восточного фронтона (фигура Геракла).

Новое понимание задач ис­кусства сказывалось и в новом понима-нии обра­за человека, критериев красоты. Чрезвычайно убедительно идеал гармонично развитого пре­красного человека раскрывается в образе «Дель­фийского возничего». Эта одна из немногих дошед-ших до нас подлинных бронзовых древне­греческих статуй была частью мону-ментальной скульптурной группы, изображающей победите­ля на состязаниях и возницу, исполненного су­рового спокойствия. Героический идеал ранней клас­сики в его динамичес-ком варианте получил свое яркое воплощение в бронзовой статуе «Посей­дон». Проблема движения решена и в «Победительнице в беге», и в «Мальчике, вы­нимающем занозу», где ребенок изобра-жен в живом, естественном движении. Орнаментально трактован-ные волосы - пе­режиток архаики. Мифологическаякая тема продол-жает занимать ведущее место в искусстве, но фантастическая сторона все более отходит на задний план. В образах прежде всего раскрывается идеал силы и красоты реального человека. Пример - рельеф с изображением рождения Афродиты (богини любви и красоты) из пены морской-так называемый «Трон Людовизи».

Образ гражданина - атлета и воина - стано­вится центральным в искусстве классики. Про­порции тела и многообразные формы движения стали важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека ос­вобождается от застылости и статичности. Но нигде еще типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобра­зие человека, склад его характера не привлека­ли внимания мастеров ранней греческой клас­сики. Скульптор не стремился к раскрытию индивидуального характера. В этом заключались и сила и ограниченность реализма греческой классики.

 

Мирон. Замечательный ваятель. В своем творчестве он полностью освободился от архаической условности.

Особенности искусства Мирона наглядно про­явились в прославленном «Дискоболе». Как и многие другие статуи, «Дискобол» был испол­нен в честь определенного лица, хотя и не носил портретного характера. Скульптор изобразил: прекрасного духом и телом юношу, находяще­гося в стремительном движении. Несмотря на напря­жение, которое пронизывает фигуру, статуя: производит впечатление устойчивости.

Спокойное самообладание, господство над своими чувствами - характерная черта грече­ского классического мировосприятия. Ут­верждение красоты разумной воли, сдерживаю­щей силу страсти, нашло выражение в скульп­турной группе «Афина и Марсий», созданной Мироном для Афинского акрополя. Группа «Афина и Марсий» образно утверж­дает идею превосходства разума, над стихийны­ми силами природы. Эта скульптурная группа наметила пути развития реалистической сюжет­ной композиции, показывающей взаимоотноше­ния характеров, связанных общим действием.

 

Поздняя классика (конец 5—4 в. до н. э. 400-323 гг. до н.э.)

Эллада переживает политический кризис: война между Афинами и Спартой, гибель Перикла. Все это не могла не отразиться на искусстве, которое в поздней классической фазе стало следовать 2 основным направлениям. Традиция Фидия сохранялась. На ее фоне наметился в одной стороны, уход в патетическую героику, с другой – в индивидуаль-ный, возвышенно-лирический мир. Выразители: Скопас и Пракситель.

 

Скопас создавал динамичные, экспрессивные статуи, показывал человека в момент наивысшего душевного и физического напряжения (танцующие Менады ). Он создавал скульптурные композиции на архитектурных сооружениях - фриз мавзолея в Галикарнасе (битва греков с амазонками). Отличается от равномерного движения фриза Парфенона. Также фронтон храма Афины в Теге. Сохранились фрагменты из них. Голова раненого воина (стремительный патетический поворот, резкая игра светотени – драматизм выражения). Скопас предпочитал работать в мраморе, поч­ти отказавшись от излюбленного мастерами вы­сокой классики материала — бронзы.

В своем творчестве Пракситель обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости, безмятежной созерцательности. Пракситель и Скопас дополняют друг друга, раскрывая раз­личные состояния и чувства человека, его внут­ренний мир. Пракситель передавал невозмутимый покой, эстетическое наслаждение. Показывал мечтание, отдых, покой. Создавал плавные, текучие формы. «Гермес с Дионисом». У своих работ он раскрашивает волосы, лица, зрачки. Его персонажи молоды, здоровы. Он не изображал стариков и детей. Поэтому младенец у него изображен в виде уменьшенного в размере взрослого. «Отдыхающий сатир » - он нежен, с мягкой улыбкой. «Афродита Книдская»- обнаженная богиня. Здесь плавная и нежная линия, естественная поза, красота женского тела. Воплоще­но преклонение перед совершенством красоты человека.

Ломка старого и зарождение нового в искус­стве, и прежде всего в скульптуре, привели к размежеванию направлений: классицизирующего идеалистического и реалистического, ищуще­го новых путей развития на основе переработки лучших достижений классики.

Леохар. Самым видным представителем идеа­лизирующего направления был Леохар, при­дворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная статуя — Аполлон Бельведерский, исполненная с высоким профессиональ­ным мастерством, характеризуется спокойным величием и холодной торжественностью.

Лисипп. Крупнейшим скульптором реалисти­ческого направления был Лисипп, последний большой мастер поздней классики. Ре­шал задач индивидуализации образа челове­ка, раскрытия его переживаний; он вносил бо­лее ясно выраженные особенности возраста, рода занятий. Статуя юноши, скребком счищающего с себя песок после состязаний,— «Апоксиомен», ко­торого он представил не в момент напряжения сил, а в состоянии расслабленности. Портреты Александра Македонского.

 

Date: 2015-09-05; view: 2303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию