Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенностями советского трудового права и советской системы права социального обеспечения. 5 page





Резюмируя проведенный анализ категории "факт" с учетом атомистического контекста, определим его как зафиксированное значение элементарного соединения предметов. Эта дефиниция отражает суть гносеологической категории и потому сугубо формальна: ее содержательное наполнение предполагает исследование конкретного явления. При этом универсальность приведенной трактовки факта позволяет использовать ее как в естественной, так и в социогуманитарной научных сферах.

В социологии категория социального факта достаточно разработана и имеет несколько основных значений, сформулированных В.А. Ядовым следующим образом: "В современной социологии социальными фактами принято считать: а) совокупные, систематизированные характеристики массового поведения; б) совокупные, систематизированные характеристики массового сознания - мнений, оценок, суждений, верований и т.п.; в) совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной; наконец, г) в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия, подлежащее интерпретации с позиций деятельного субъекта" [5]. Дефиниции, обозначенные литерами "а", "б" и "в", отражают суть классической трактовки социального факта в различных аспектах: соответственно поведенческом, духовном и культурологическом. Все они основаны на понимании социального факта, предложенном Э. Дюркгеймом в работе "Социология, ее предмет, метод и назначение" [3]. Рассмотрим эту точку зрения более подробно в контексте проведенного в настоящей статье анализа категории "факт".

Социальными фактами Э. Дюркгейм называет типы поведения или мышления, которые "не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания" [3. 25]. Социолог, таким образом, отчетливо разделял индивида от общества, утверждая надындивидуальный, объективный характер социальных фактов, к которым он относил мораль, право, религию и т.п. Однако разделение это относится к онтологической сфере, как и сама категория социального факта. Э. Дюркгейм даже представил своеобразное - короткое и емкое - онтологическое обоснование: "Пусть возьмут одного за другим всех членов, составляющих общество, и все сказанное (о социальных фактах - Е.Т.) может быть повторено по поводу каждого из них" [3. 25]. Вместе с тем мы определили, что факт - категория гносеологическая, так как относится к логическому пространству. Э. Дюркгейм этого не учитывал. Равно как не учитывал он и атомарную природу единичного факта. Не ставя под сомнение социально-онтологический аспект концепта, разработанного французским социологом: его актуальность обоснована эпистемологической продуктивностью теории - все же следует отметить, что для обозначения описанных Э. Дюркгеймом социальных явлений следовало бы подобрать иной термин, более точно отражающий онтологическую суть исследованной им реальности.

Особого внимания заслуживает определение социального факта, изложенное В.А. Ядовым под литерой "г" - феноменологическая трактовка. Следует сразу же подчеркнуть, что сам родоначальник феноменологической социологии А. Щюц напрямую не оперировал этой категорией: в его основных работах она не встречается ни одного раза. Однако с исследования проблемы факта как такового начинается один из наиболее фундаментальных трудов А. Щюца: "Обыденная и научная интерпретации человеческого действия" [4. 7 - 50], с первых же страниц которого автор обозначает методологическое поле, в котором он собирается анализировать категорию факта. Опираясь на рассуждения о факте, изложенные А. Уайтхедом в "Организации мышления", А. Щюц приходит к выводу о том, что "так называемые конкретные факты обыденного восприятия не столь конкретны, как кажутся. Они уже включают в себя абстракции высокосложной природы" [4. 7], демонстрируя тем самым глубокое понимание субъективной природы факта. Далее он пишет: "...не существует чистых и простых фактов..." они всегда интерпретированы, как факты, на которые взирают как на искусственно выбранные из их контекста (контекст определяется деятельностью нашего разума - Е.Т.) посредством абстрагирующей деятельности, так и факты, рассматриваемые сами по себе" [4. 8]. А. Щюц, вслед за А. Уайтхедом, пошел дальше Л. Витгенштейна и, помимо атомарных фактов (фактов, рассматриваемых самими по себе), учитывал факты, значение которых определяет контекст рациональной деятельности субъекта. Таким образом, в современной социологии наиболее адекватно категория факта понимается феноменологом А. Щюцем.

 

Литература

 

1. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 2008.

2. Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб., 2003.

3. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод и назначение. М., 1995.

4. Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования // http:// www.vuzlib.net/ beta3/ html/ 1f20489/ 20495/.

6. http:// slovari.yandex.ru/ ~кнuгu/ Естественные%20науки/ Факт.

 

 

 

 

Название документа

Статья: К вопросу о реализации права на социальное обеспечение

(Серебрякова Е.А.)

("Социальное и пенсионное право", 2010, N 1)

Дата

29.12.2009

Информация о публикации

Серебрякова Е.А. К вопросу о реализации права на социальное обеспечение // Социальное и пенсионное право. 2010. N 1. С. 36 - 37.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Е.А. СЕРЕБРЯКОВА

 

Серебрякова Е.А., доцент кафедры ИБМ-5 МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат юридических наук.

 

А. Глобальный финансовый кризис влечет за собой изменение роли государства в рыночной экономике. Следствием этого, по нашему мнению, должен стать пересмотр подходов к базовым аспектам функционирования системы пенсионного обеспечения.

Действующая модель пенсионной системы ориентирована на эффективно функционирующий финансовый рынок, обеспечивающий свободное движение капитала при максимальном уровне надежности осуществленных вложений. При этом застрахованному лицу, далекому от знакомства с законами финансового рынка, предложено воспользоваться на выбор услугами государственных или частных операторов. Эта модель была внедрена в ходе реформы системы пенсионного обеспечения.

Ранее нами были сформулированы условия, без которых эта действующая пенсионная система не может функционировать <1>:

--------------------------------

<1> См.: Серебрякова Е.А. К вопросу о предпосылках реформы социального законодательства в России // Реформирование права: зарубежный и российский опыт: Материалы круглого стола по теоретическим аспектам модернизации права и сравнительному правоведению. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2005. С. 249.

 

1. Принятые правила должны оставаться неизменными в течение значительного промежутка времени.

2. Государству должен быть возвращен кредит доверия со стороны граждан.

3. До момента начала реализации реформы должна быть создана инфраструктура, необходимая для обеспечения ее реализации.

4. Граждане должны доверять национальной валюте.

5. Риск возможной неудачи реформы должен быть застрахован государством и за его счет.

6. Действие на протяжении длительного периода неизменной структуры государственного управления и на случай реформы этой структуры существование реальных гарантий преемственности функций и ответственности органов власти.

Экономический кризис, в дополнение к другим объективно существовавшим причинам, сделал невозможным реализацию названных условий.

Декларированный в ежегодном Послании Президента РФ <2> курс в интересующей нас области сводится:

--------------------------------

<2> Российская газета. 2008. 6 ноября.

 

1) к повышению пенсий;

2) к вовлечению в инвестиции застрахованных лиц.

При этом сколько бы средств ни вкладывалось застрахованными лицами и государством, участвующим в процессе соинвестирования, отсутствуют гарантии сохранности этих средств. Условий для эффективного управления этими инвестициями нет. Профессионализм частного или государственного оператора также не является гарантией инвестиций. Это касается не только пенсионной системы, но и других сегментов финансового рынка. Процесс носит глобальный характер.

Придя к закономерному выводу о том, что источником помощи рынку является государство, мы должны признать, что альтернативы государственному пенсионному обеспечению тоже нет. При таких условиях единственной возможностью остается переход к государственно гарантированным пенсиям, прекращение спекуляций на страховании.

Социальное государство предполагает государственные гарантии на социальное обеспечение.

B. Представляется, что одним из факторов, сдерживающих создание достойной человека системы пенсионного обеспечения, является нормативно закрепленное и политически поощряемое неравенство в подходах к социальному обеспечению различных категорий населения.

Государство должно оказывать социальную помощь в период кризисного состояния индивидуума. При этом объективно возникают как обязательные в жизни каждого человека кризисные периоды, обусловленные природными причинами, так и факультативные кризисы, носящие индивидуальный характер.

Поэтому социально несправедливым является дифференциация государственной помощи в зависимости от отношения нуждающегося лица к государственной службе <3>. Провозгласив равенство всех видов собственности и равную их защиту, государство не должно обладать преференциями по сравнению с другими работодателями, а государственные служащие - по сравнению с другими занятыми гражданами.

--------------------------------

<3> См.: ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46. Ст. 4437; 2004. N 19 (ч. 1). Ст. 1835; N 35. Ст. 3607; 2006. N 48. Ст. 4946; N 52 (ч. 3). Ст. 5505; 2007. N 16. Ст. 1823; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3612.

 

За заслуги в труде и службе следует награждать в период трудовой деятельности, а не после ее окончания.

Уравнение государственных служащих в правах на пенсионное обеспечение как в части размеров обеспечения, так и в части источников его получения с иными гражданами будет являться сильным мотивирующим фактором для повышения эффективности деятельности государственного аппарата, поиска источников и способов решения социальных задач.

C. С сожалением приходится констатировать разрыв отраслевой науки и практики. Опыт науки, ее знания в настоящее время фактически не востребованы. Результат - появление законов, которые критикуются большинством специалистов. Решение проблемы видится в объединении усилий разных специалистов и создании механизмов внедрения научных разработок.

В противном случае уделом науки права социального обеспечения останется выполнение двух важных, но не основных функций: комментирование действующего законодательства и обучение.

D. Неравномерное экономическое развитие регионов Российской Федерации, размер территории страны обусловливают миграцию трудоспособного населения в поисках рабочих мест. Вместе с тем возникает проблема, которая, возможно, не затронет некоторые народы Российской Федерации, в которых традиционно остается сильным институт семьи. Эта проблема - необходимость социального обслуживания людей, которые по различным причинам остались без ухода, но нуждаются в нем. Решением этой проблемы может явиться создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность соответствующих видов социального обеспечения для человека. Создание такой инфраструктуры возможно с привлечением частного капитала. При этом соответствующая инфраструктура должна быть высокоразвита независимо от степени экономического развития того или иного региона. Без государственной поддержки и государственного внимания к этой проблеме решить ее на местном уровне невозможно. Следовательно, необходимо принятие нормативных правовых актов, закрепляющих преференции для частных инвесторов, обязанности для ответственных за соответствующую инфраструктуру государственных служащих, механизм финансирования, конкретные сроки и мероприятия (решения).

 

 

 

 

Название документа

Статья: Социальный наем жилого помещения

(Никифорова Е.)

("Жилищное право", 2010, N 11)

Дата

18.10.2010

Информация о публикации

Никифорова Е. Социальный наем жилого помещения // Жилищное право. 2010. N 11. С. 55 - 82.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЕМ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

 

Е. НИКИФОРОВА

 

Небольшой экскурс в историю. Историю как дореволюционную, так и советскую, а также совсем близкую к нашим дням, которую правильнее было бы назвать недавним прошлым. Такой краткий обзор даст возможность проследить развитие жилищного законодательства в интересующей нас сфере, определить достигнутый уровень.

 

До начала всем известных событий 1917 г. в России регулирование найма жилых помещений осуществлялось в рамках гражданского права, а именно Свода законов гражданских (том X Свода законов Российской империи). Оно называлось наймом имущественным и в общем-то не получило хоть сколько-нибудь продуманного и детального закрепления в специальных нормах. Да и, надо сказать, государство к этому не стремилось, несмотря на жилищный кризис, бушевавший на просторах нашей необъятной родины в конце XIX в.

Следующая точка отсчета - 1922 г., когда был принят Гражданский кодекс РСФСР. Наем опять же не стал рассматриваться как самостоятельный вид гражданско-правового договора и подпадал под регламентацию правилами, посвященными уже упомянутому имущественному найму. По большому счету первостепенное значение в регулировании данных правоотношений имели издававшиеся в огромном числе постановления, разнообразные инструкции и т.д. К слову, в течение, пожалуй, всего советского периода нормативное регулирование жилищных отношений осуществлялось прежде всего административными методами, численное превосходство которых было очевидно.

Первое упоминание именно о договоре найма, его правовое положение было закреплено в Постановлении ЦИК СССР N 112, СНК СССР от 17.10.37 N 1843 "О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах". А еще позже, в Основах гражданского законодательства СССР 1961 г. и Гражданском кодексе 1964 г., положения о найме жилого помещения были систематизированы, выделены в отдельную главу, правда, ряд норм об имущественном найме по-прежнему применялся. Договор найма определялся как соглашение, направленное на передачу гражданам в пользование специфического имущества - жилого помещения для проживания в нем. Договор являлся срочным и возмездным.

Значительным шагом на пути развития норм о найме стало принятие Основ жилищного законодательства СССР 1981 г. и на их базе Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. Вышеназванные акты 1961 и 1964 гг. в этой сфере перестали действовать, а новые правила впервые определили договор как бессрочный. Как видно, в данный период времени наем жилого помещения регулировался только жилищным законодательством. Такое положение вещей сохранялось вплоть до принятия Основ гражданского законодательства СССР 1991 г.

В начале 90-х гг. после серьезных политических и экономических потрясений произошли не менее серьезные изменения в законодательстве. Власть допустила существование наряду с наймом жилых помещений в государственном и общественном фонде одну из его разновидностей - аренду, с помощью которой стало возможным возмездное владение и пользование жилыми помещениями (Закон РФ от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики"), причем снимать их могли как граждане, так и юридические лица, а размер платы не ограничивался. Капитализм шагал по стране, и такие изменения были вполне разумными и соответствующими времени.

Но что интересно, понятие найма тогда было еще довольно далеко от настоящих представлений. Данный договор мог заключаться в отношении жилых помещений, находящихся исключительно в собственности государства (думаю, помните, что таковых было преобладающее большинство). Сейчас же мы видим совершенно другую ситуацию. Наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде не перестал существовать, но получил название социального, что обусловлено особенностями использования жилых площадей. Хотя наряду с ним появилась еще одна разновидность, характеризующаяся различными по сути отношениями возмездного владения и пользования чужим жильем,- наем коммерческий. Почему коммерческий, понятно: у наймодателя главная цель - посредством своего имущества получить прибыль. Однако такое название в законодательстве не фигурирует, нормотворцы ограничились просто "наймом жилого помещения".

А вот социальный наем как таковой существует. И в Гражданском кодексе он упоминается (правда, как договор найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования - ст. 672), и в Жилищном, где ему посвящена целая глава 8. Именно ею в первую очередь и регулируются складывающиеся (или давно сложившиеся) социальные отношения нанимателя и наймодателя. Однако это не единственный вариант. Помимо ЖК РФ и ряда норм ГК РФ, которые применяются, если иное не установлено жилищным законодательством, по-прежнему действуют некоторые акты (пусть и в определенной степени), изданные еще в СССР или РСФСР. Конечно, они не отражают реалий настоящего времени и иногда вызывают трудности в правоприменительной практике, но с ними все-таки нужно считаться. К тому же всегда есть надежда, что нормы жилищного права когда-нибудь перестанут отличаться противоречивостью. Рассмотрим самые важные и значимые из них.

Начнем, конечно же, с ЖК РФ. В нем говорится, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона, собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель), обязуется передать другой стороне, гражданину (нанимателю), жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.

Какова цель заключения такого договора? Удовлетворение государством потребности в жилище собственных граждан, которые не имеют иных возможностей улучшить свои жилищные условия (ну нет у них средств или кредитных возможностей!), посредством передачи жилого помещения во владение и пользование. Причем исключительно для проживания <*>.

--------------------------------

<*> Комментирует: Дмитрий Карпухин, к.и.н.

Следует отметить, что договор социального найма не исключает осуществления определенного круга сделок с жилыми помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности. К числу таковых следует отнести обмен жилыми помещениями и поднаем. Их осуществление обусловлено согласием наймодателя(ей), соблюдением требований об учетной норме жилой площади и т.д. Таким образом, можно говорить об ограниченной жилищной оборотоспособности жилых помещений, являющихся предметом договора социального найма.

Это принципиально отличает его от жилых помещений, являющихся предметом договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, полностью изъятых из гражданского оборота.

Обмен жилыми помещениями является производной сделкой от договора социального найма, так как его предметом могут выступать только жилые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

 

Так как права и обязанности сторон возникают с момента заключения договора, последний является консенсуальным. А также взаимным (и у нанимателя, и у наймодателя есть корреспондирующие друг с другом обязанности), возмездным (наниматель должен вносить плату за пользование помещением) и бессрочным.

Стоит обратить внимание на тот факт, кто же будет являться субъектами по договору социального найма. Начнем с наймодателя. Как сказано в определении, это собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. государство, его субъекты или муниципальные образования. Однако от их имени могут действовать уполномоченные государственные органы, уполномоченные органы местного самоуправления или управомоченные лица (конечно же, юридические, например государственные и муниципальные предприятия и учреждения, в хозяйственное ведение или оперативное управление которых переданы жилые помещения).

В качестве нанимателя может выступать только гражданин, ведь и помещение-то ему передается с единственной целью - проживать. При этом он должен состоять на жилищном учете, как того требует гл. 7 ЖК РФ. Спорным является вопрос, в каком положении здесь находятся члены семьи нанимателя? Или они тоже входят в названную категорию? Формально в договоре статус стороны имеет лишь одно физическое лицо. Однако, как гласит п. 2 ст. 672 ГК РФ, проживающие совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору наравне с нанимателем. Также по требованию нанимателя и членов его семьи договор социального найма может быть заключен с одним из членов семьи, а в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения заключается (без всяких "может быть") с одним из совместно проживающих членов семьи. Кстати, к ним относятся супруг, дети и родители нанимателя, а также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях допускается признание иных лиц членами семьи нанимателя в судебном порядке. Все эти лица (не только полностью дееспособные, но и ограниченно дееспособные) несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора (ч. 2 ст. 69 ЖК РФ).

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что умалять роль членов семьи нанимателя явно не стоит. И пусть стороной в договоре они не являются, но как минимум они там указываются и по факту именно в качестве нанимателей и выступают. Можно сказать, что формальный наниматель (сторона договора) действует в качестве законного представителя членов семьи, тем самым порождает у них определенные права и обязанности, вводит их в статус своих сонанимателей. Сторона нанимателя тем самым обогащается неким "субъектным составом", что, безусловно, отличает социальный наем от других разновидностей гражданско-правовых договоров.

Теперь подробнее остановимся на предмете сделки, не менее особенном. Пункт договора, его определяющий, является существенным условием. Причем в нем недостаточно просто указать, что "передается жилое помещение, находящееся в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования". Его нужно еще индивидуализировать, определить (указать место расположения, площадь, адрес, число комнат и т.д.), только в этом случае договор может считаться заключенным.

Кстати, понятие предмета не ограничивается лишь квартирой. Допускается передача во владение и пользование благоустроенного и в соответствии с установленными санитарными и техническими требованиями жилого дома, а также части жилого дома или части квартиры. Главное, чтобы это не были неизолированные жилые помещения, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме (п. 2 ст. 62 ЖК РФ). Ну и само собой, как уже было указано выше, они должны входить в жилищный фонд социального использования, фонд динамичный и подвижный, какие-то площади приватизируются и из него выбывают, какие-то, наоборот, пополняют ряды. В целом же это вся совокупность жилых домов, квартир, иных жилых помещений, заселенных на условиях социального найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них <*>.

--------------------------------

<*> Комментирует: Ева Шипунова, к.ю.н., адвокат.

Действительно, предметом договора социального найма могут быть все разновидности жилого помещения: жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры (ч. 1 ст. 62 ЖК РФ). Однако ни ч. 1 ст. 62, ни ч. 3 ст. 19 ЖК РФ (регламентирующая состав жилищного фонда социального использования) не содержат упоминаний о "специализированных домах и жилых помещениях в них". Можно предположить, что речь идет о специализированных жилых помещениях. Но жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений (ч. 1 ст. 99 ЖК РФ), которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.

 

В принципе, особенности возникновения отношений пользования такими жилыми помещениями указанной нормы жилой площади непосредственно и касаются. Появлению конкретных жилищных правоотношений в сфере социального найма всегда будет предшествовать сложная юридическая процедура, которая учеными-теоретиками обозначается как юридический состав. Его компоненты - это сначала признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, затем принятие органом власти (органом юридического лица, которому на праве хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит помещение) решения о выделении конкретной площади, являющегося по сути основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей (в том числе для заключения договора и последующего вселения). И наконец, непосредственно само заключение договора в простой письменной форме. Это требование не является условием действительности договора, раньше вообще допускалась устная форма, а гражданин, сдав ордер в ЖЭО, сразу же вселялся без прочих юридических формальностей. Сейчас ордерная система не действует, и единственным основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение является договор социального найма. Собственно, именно с момента заключения договора и возникают жилищные правоотношения <*>.

--------------------------------

<*> Комментирует: Ева Шипунова, к.ю.н., адвокат.

Позиция, в соответствии с которой "решение о выделении конкретной площади" является "основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей", была распространена в советский период развития жилищного законодательства и была наиболее воспринята правоприменительной практикой: как верно указывает автор, жилые помещения предоставлялись по ордеру без заключения договора найма в письменной форме. Безусловно, без решения о предоставлении жилого помещения договор социального найма не будет заключен. Однако представляется, что в настоящее время, по мнению законодателя (установившего, что "по договору социального найма предоставляется жилое помещение" (ч. 1 ст. 49 ЖК РФ)), отношения по поводу жилого помещения фонда социального использования возникают и регламентируются именно договором. Признание договора в качестве основания для возникновения гражданских прав и обязанностей следует рассматривать как шаг вперед в регулировании отношений по предоставлению и пользованию жилым помещением фонда социального использования, т.к. именно договорная форма обеспечивает равенство сторон.

 

Несоблюдение же простой письменной формы обернется для сторон невозможностью ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий. Однако права представлять письменные и иные доказательства этот запрет никак не касается. В целом же его (запрета) существование обусловлено содержанием п. 1 ст. 162 ГК РФ, ведь форма сделки в законе оговорена, вместе с тем отсутствует норма о недействительности договора в случае ее несоблюдения, и в результате - названные последствия.

Кстати, не всегда правоведы включают в юридический состав первый из названных пунктов и ограничиваются решением о предоставлении площади как первичным элементом и подписанием договора.

Но нуждающихся в жилье много (ЖК РФ предусматривает целый перечень случаев, которые предоставляют гражданину такой статус, например обеспеченность жилой площадью размером ниже установленной нормы на одного человека; проживание в жилом помещении, не отвечающем санитарным и техническим требованиям; наличие некоторых заболеваний и др.), а помещений мало. Поэтому на практике складывается такая ситуация, что при наличии общей предпосылки граждане, желающие осуществить свое право на получение жилья по договору социального найма, должны встать в очередь, причем порядковый номер определяется исходя из времени постановки на учет. Кроме того, некоторым категориям граждан жилищное законодательство дает право на получение жилья в первую очередь или вообще без очереди, однако это не избавляет их от необходимости условно находиться в очереди для перво- и внеочередников. Но надежда, как говорится, умирает последней... <*>.

--------------------------------

<*> Комментирует: Ева Шипунова, к.ю.н., адвокат.

Date: 2015-09-17; view: 307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию