Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Масленичная неделя





 

Неделя делится на два периода: Узкую Масленица и Широкую Масленица. Узкая Масленица – первые три дня: понедельник, вторник и среда. Широкая Масленица – последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня дозволялось заниматься хозяйственными работами, с четверга же все работы прекращались – начиналась Широкая Масленица.

Каждый день Масленицы имеет свое особое название.

Понедельник – встреча

Знаменует начало Узкой Масленицы. В этот день ходили в гости. Утром свекор со свекровью отправляли невестку к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривали время и место гуляний, определяли состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы – заканчивался подготовительный процесс, приуроченный к гуляниям. Начинали печь блины. По традиции первый блин отдавали беднякам, чтобы те помянули своих усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

Соломенная баба должна держать в руках жёлтый круг, солнечный диск (именно круг ассоциируется с солнцем и Ярилой, языческим богом плодородия!) и помазок, которые являются символами Масленицы, которая являет собой пробуждение природы от зимней спячки.

В первый масленичный день организовывались ледяные горки. По поверьям необходимо, чтобы салазки скатывались с горки как можно дальше. Это символизировало хороший урожай. Дети катились с горки с громкими криками: «Масленица пришла!»

Девушки приходили на катания с масляными блинами. Во время песнопений эти блины съедались.

 

 

* * *

 

Вторник – заигрыши

Вторник считался самым подходящим днём для смотрин невест. Ведь по сути своей масленичные обряды, сводились к сватовству. По окончании Великого поста, на Красную горку, наступало время свадьбу.

С утра парни приглашали девушек покататься с горок, поесть блинов. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!».

В этот день каждый старался вырядиться как можно страшнее, насколько хватит воображение и обязательно скатиться хоть раз с горки, иначе можно обидеть Масленицу. Кругом звучали песни, устраивались пляски, проводилась русская борьба, организовывались состязания в карабканье по шесту. С горок катали подожженные колеса (символ бога Ярилы!) Так отдавалась дань солнцу и наступающей весне. По поверьям считалось: если в Масленичную неделю не повеселиться и не потешиться от души, значит, жить предстоит в крайней нужде и горькой беде.

Среда – лакомка (Скоромная середа)

В Скоромную среду зять приходил к тёще на блины (отсюда пошло изречение: к тёще на блины ходил…). В этот день тёща была воплощением самой доброты и приветливости. Она всячески демонстрировала расположение своему зятю на радость дочери.

О подобных визитах складывалось немалое количество шутливых поговорок:

Зять на порог – стены в масле.

Хорош блин хрустящий, а зять говорящий.

Зять по двору – блины (пироги) на стол.

В тот день женщины старались приготовить самые вкусные и аппетитные блины. У каждой хозяйки должен был быть свой особенный рецепт блинов, который держался в строгом секрете. Блинчики выпекались тоненькие и легкие, сдабривались маслом, яйцами, икрой, сметаной. Вечерами молодежь собиралась на посиделки, там они пели песни и плясали. Степенные люди отправлялись в гости и принимали гостей.

Четверг – разгул (Разгуляй, Широкий разгул, Широкий четверг, Масляная коляда)

С Разгуляя начиналась Широкая Масленица. Хозяйственные и домашние работы прекращались, празднования разворачивались во всю мощь и ширь. Не даром бытовали названия: Широкий разгуляй, Широкий четверг, Масляная Коляда.

Народ безудержно предавался веселью и всевозможным потехам. В этот день катались на лошадях с бубенцами, устраивали кулачные бои и различные соревнования; захватывали снежный городок, что сопровождалось шутейными потасовками и перебранками. Как правило, все эти мероприятия завершались шумными пирушками. Словом, во время Масленицы народ выплескивал всю накопившейся за зиму негативную энергию.

На Широкий разгуляй повсеместно жгли костры, через которые прыгала молодёжь. Это древняя славянская ритуальная традиция. Прыжки через огонь сопровождались песнями:

Яко середу на масленую, на жидовские заговенья

Воробейко яичко украл, на высокую полечку поклал.

А слепые‑то подглядывали, а глухие то подслухивали,

А безногие побегли догонять, а безрукие побегли отбирать.

Маслена, маслена белая нога, а хто не оженится, чирия губа.

Маслена, маслена белый сыр, а кто не оженится – сукин сын.

В некоторых областях на Разгуляй по деревням ходили с бубнами, балалайками, гуслями и пели колядки. Поэтому этот день также назывался Масляной Колядой. Колядка: Уж как шли ребята колядовщики,

Виноград, красно зелёная моя!

Колядовщики, все фабричники,

Мы искали двора господина своего,

Господинов двор на семи верстах,

На семи верстах, осьми столбах.

Посреди двора, посреди широка,

Стоят три терема,

Три терема златоверхие.

В первом терему красно солнушко,

Во втором терему часты звёздочки,

Сам хозяин в дому, господин в терему,

Хозяйка в дому, госпожа в высоком,

Млады девушки в дому, как орешки в меду,

Виноград, красно‑зелёная моя!

На Разгуляй Масленица набирала полную силу. Главным его действием был штурм и дальнейший захват снежного городка. Мальчишки и молодые парни разделялись на два противоборствующих лагеря. По правилам игры одна группа старалась захватить городок, другая стояла его обороняла при помощи метел. На Разгуляй повсеместно организовывались катания на лошадях. Пятница – тёщины вечера

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь – жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Суббота – золовкины посиделки

В этот день молодые невестки приглашали в гости к себе золовок (сестёр мужа) и других родственников мужа. Невестка одаривала золовок подарками.

Также в этот день отправляются к родственникам в гости. Главным угощением в субботу являются блины. Выпекать блины не так просто, как может показаться. Блины бывают самые разнообразные: овсяные, ржаные, яичные, творожные, молочные и т. д. Тесто для масленичных блинов обязательно включает в себя дрожжи, которые позволяют блинам быть пышнее и толще. Перед приготовлением необходимо дать тесту настояться около двадцати минут, чтобы клейковина, содержащаяся в муке, успела набухнуть. Сбитые белки, если они входят в состав, следует добавлять непосредственно перед приготовлением.

Хозяйке на заметку: настоящие русские блины готовятся из высококачественной гречневой муки. Если она отсутствует в продаже, то её можно легко намолоть в домашних условиях при помощи простой кофемолки. Гречка‑ядрица размалывается до порошкообразного состояния.

Воскресенье – проводы (Целовальник, Прощённый день, Прощёное воскресенье)

Прощёное воскресенье являет собой кульминацию масленичной недели. В этот день происходит заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просят друг у друга прощения за причиненные обиды.

Вечером в Прощёное воскресенье поминают усопших, ходят на кладбище прощаться с своими родственниками. Также Прощёный день посещают баню. Остатки праздничной еды сжигают, после чего посуду тщательно моют. Девушки бросают в костёр масленичные куклы, с которыми уходят все невзгоды. В конце праздника торжественно сжигают чучело Масленицы (Морены), а полученный пепел рассыпают по полям (древний ритуал повышения урожая).

Во многих областях устраиваются выезды ряженых. Мужчины надевают соломенные колпаки, затем выезжают за город и там сжигают свои головные уборы. Этот обряд ассоциируется с сожжением Масленицы.

В некоторых деревнях, вечером, жители берут по пучку соломы, складывают в одну кучу и поджигают. Считается, что они «сжигают соломенного мужика».

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). По его примеру прихожане кланяются друг другу, просят прощения и целуются. В ответ произносят: «Бог простит».

В старину поговаривали, чтобы безбедно прожить целый год: «Лучше с себя что заложи, а Масленицу проводи достойно»

Приметы и поговорки. Первый блин за упокой (на масленой).

Сыр, сметану, масло вкушай, все беды – щедростью души избывай.

Милости просим к нам об Масленице с своим добром, с честным животом.

Где блины, тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше.

Блин не клин, брюха не расколет.

Без блина не Масляна.

На горках покататься, в блинах поваляться.

О масленой – неделю пируешь, семь опохмеляешься.

Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы.

Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Масленица‑блинница – скоморошья радельница.

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье (то есть напроказим, перерядимся и пр.).

Широка река Маслена: затопила и Великий пост.

Пируй‑гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай.

Боится Маслена горькой редьки да пареной репы.

Зять на двор – пирог на стол.

У тёщи про зятя и ступа доит (то есть доится).

Придёт зять, где сметанки взять?

Ненастье в воскресенье перед Масляной – к урожаю грибов.

Медвежья потеха

Ни одна масленичная неделя в Москве девятнадцатого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень.

Эта народная забава вызвала резкое осуждение церкви. Однако это «бесовское угодье» и «богомерзкое дело» прочно прижилось в народе, несмотря все на запреты и гонения. Медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей.

С учеными медведями ходили по России с незапамятных времен, этот промысел был занятием древним и традиционным. В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом, поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян он был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара.

Петрушечная комедия

В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.

Успех Петрушки в одних случаях объяснялся злободневностью и сатирической направленностью сценок, а также простотой подачи информации. Обычно представление начиналось с того, что из‑за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка, одетый в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были также горб (или даже два горба), а также длинный горбатый нос.

Балаганы

Центром праздничной масленичной площади были балаганы. Ведь балаган – главная притягательная сила, самое заманчивое, хотя не всегда доступное увеселение. Балаганы являли собой лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний.

Слово «балаган» первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение «временная, разборная торговая постройка».

Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только со второй половины XIX века. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители их числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты.

Масленичное гадание на блинах

● Если любимый объедался блинами с икрой, о нем говорили, что он надежен: способен обеспечить жену и детей всем необходимым, завести и приумножить хозяйство. Но в то же время он был суровым – ни на какую ласку будущей жене рассчитывать не приходилось.

● Если возлюбленный предпочитал блины с красной рыбой любой другой начинке, он обещал быть ласковым, нежным, добрым. Однако о его способностях хозяина и защитника говорить не приходилось – у него их попросту не было.

● Если избранник любил блины с творогом, он считался добрым и заботливым.

● Сметаной поливал блины человек без собственного мнения, очень зависящий от чужой мысли и позиции.

● Добавлял растопленное сливочное масло к блюду жених нежный и ласковый, способный на пылкие и глубокие чувства, однако не умеющий вести хозяйство.

● Посыпал сахаром блины любитель комфортной семейной жизни. Он обожает детей и предпочитает иметь их как минимум пятеро, однако об их воспитании он особо не заботится, доверяя это дело жене.

● Блины с яйцами предпочитают занудные и ворчливые мужчины. Они домоседы, скряги и не любители напрягаться, даже в постели.

● Блины с вареньем и медом любят красавцы, добряки, лидеры – они самые подходящие кандидаты в мужья, о которых говорится «золотая середина».

Тужилки по Масленице. Чистый понедельник

Тужилки по Масленице – это продолжение масленичного гулянья на первой неделе Великого Поста. Чаще тужилки проходили в Чистый понедельник, иногда в субботу или воскресенье. Тужилки – горевание об ушедшей Масленице, очищение после греховного разгула в начале поста.

В это время пекли «туженники» или «тужики», хлебцы из гречневой или пшеничной муки. Крестьяне говорили, что при наступлении поста они «тужуть (тужат, горюют) по масленой» и потому пекут хлебцы.

В первые дни поста устраивали кулачные бои, а в городах – первые весенние гусиные, петушиные, собачьи бои.

В северных областях девочки, девушки и женщины продолжали кататься с ледяных гор. Вместо санок они использовали так называемые донцы – основание прялок или гребней. Согласно поверьям такое ритуальное катание должно было способствовать росту льна и проса. Причём девушки старались скатиться с горки как можно дальше, чтобы лен был долгим.

В этот же день обязательно пекли постные блины.

В Чистый понедельник проходили катания на лошадях в упряжках. При этом лошадей празднично украшали, а для смеха вешали на них лапти и даже одевали штаны. В Чистый понедельник подобные масленичные развлечения разрешались только до мытья в бане. После чего увеселения уже считались грехом.

В середине XIX века в некоторых провинциальных городах в Чистый понедельник происходило прощание с масленицей следующим образом. Рано утром мальчишки, вооруженные ухватами, мётлами и сковородниками, шли от дома к дому и кричали:

«Мы масленицу прокатали, святы вечеры проиграли, мы рождественский пост пропряли.

Свет наша масленица, дорогая! Где ты ночь ночевала? Под кустом на дорожке?

Ехали скоморошки, вырезали по прутичку, сделали по гудочку,

И вы, гудушки, не гудите, вы масленицу не будите!»

В субботу первой недели поста устраивались молодежные гулянья с угощением постными блинами. Часто в этот день собирались только девушки и женщины с работой, при которой пение песен и веселье не считалось грехом. Гостевание на первой неделе поста являет собой некий отголосок Масленицы. Зять приезжал за тещей на лошади, запряженной в сани, на обратном пути при проезде через деревни их встречали толпы кричащих местных мальчишек с грудами веников, которыми они в шутку хлестали проезжающих и бросались снежками.

 

Навий день (19 марта)

 

Навьим днём назывался день общего поминовения покойников на Руси. Навью у древних славян считался потусторонний мир, а реальный назывался Явь. Начинались обрядовые посещения могил с приношением треб. В этот день давно умершим людям приносились требы (ритуальные приношения) со следующим приговором:

Свети, свети, солнышко!

Дам тебе яичко,

Как курочка снесёт в дубраве,

Отнеси его до раю,

Пусть все души радует.

Наши далёкие предки бросали в воду скорлупу от красного яйца. По поверьям считалось, что скорлупа доплывёт до забытых душ (которых давно не поминают) к Русальному дню (4 июня).

 

Весеннее равноденствие. Вербоносица (21 марта)

 

В этот день славяне украшали свой дом ветками вербы. По поверьям считалось, что она выгоняет тяжесть из дома.

День весеннего равноденствия считался в дохристианской Руси праздником Даждьбога [9]. Считалось, что в этот день он открывает лето и начало сельских работ.

 

Date: 2015-09-17; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию