Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное осмысление механизма воздействия музыки на орга­низм человека началось с конца XIX — начала XX в





В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых В.М.Бехтеревым, С.С.Корсаковым, И.М.Догелем, И.М.Сече­новым, И.Р.Торхановым, Г. П. Шипулиным и др. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двига­тельную, нервную. Очень важными были выводы о том, что поло­жительные эмоции, полученные от общения с искусством, ока­зывают лечебное воздействие на психосоматические процессы в организме человека, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество, а отрица­тельные указывают противоположное действие. Именно эти вы­воды отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства (музыки) в коррекционной работе с взрослыми и детьми.

Вторая половина XX в. связана с выделением музыко­терапии как самостоятельного направления в практике арттерапии в странах Европы и США.

Во Франции, Голландии музыкотерапия широко используется в психотерапевтической практике, а также в хирургии. При этом важно учитывать характер и особенности заболевания, физиоло­гического состояния организма человека.

В Швеции применение музыкотерапии основывается на кон­цепции психорезонанса, в которой отмечается, что глубокие слои человеческого сознания резонируют со звучащими гармоническими формами и оказываются доступными для понимания.

В США в музыкальной терапии лечебный эффект объясняется в русле традиционного психоанализа и достигается путем подве­дения пациента через музыкальное воздействие к осознанию трав­мирующей ситуации, добиваясь катарсистической разрядки.

В Англии, Германии музыкотерапия широко применяется во всех областях медицины, детской и общей психиатрии, педиат­рии, невропатологии.

Особое место среди музыкотерапевтических течений в Европе, используемых в лечебной и коррекционной практике, занимает на­правление, изучающее влияние музыки на детей с различными про­блемами в развитии. Эффективность применения музыки в лечебно-адаптационных целях у детей с различной патологией раскрывает­ся в работах немецких исследователей: у детей, страдающих не­врозами (К. Швабе), ранним детским аутизмом (Р. О. Бензон), орга­ническим поражением головного мозга (Э. Коффер-Ульбрих).

В России во второй половине XX в. музыкотерапия использует­ся в лечебной и коррекционной практике как в разных направле­ниях в медицине, так и в психологии, в частности специальной психологии. Эффективность применения терапии музыкой в про-филактико-адаптационных и лечебных целях подтверждают научные исследования А. С. Брусиловского, В. И. Петрушина, И. М. Грине­вой, С. В. Шушарджана, А. Л. Готендинера, Н.Д.Масловой, С. Ма-муловой, И.М.Гриневой, Е.Ю.Рау, Ю.Б.Некрасова и др.

Однако было бы неверно ограничиваться раскрытием только одного психотерапевтического или психосоматического влияния музыки на человека, поскольку музыка обладает более широким спектром развивающего, воспитывающего и коррекционного воздей­ствия.

Известные музыканты, педагоги, общественные деятели все­гда отмечали, что обучение искусству невозможно без связи с вопросами духовной культуры человека, при этом выделяли осо­бую роль музыки.

Д. Б. Шостакович отмечал, что никакие слова не могут оказать на душу слушателя такого воздействия, которое производит му­зыка. Музыка позволяет не только прислушаться к внутреннему голосу народа, но и услышать самого себя.

Высказывание Б.В.Асафьева о том, что музыка — это «и ис­кусство, и наука, и язык, и игра»1, говорит о многогранности музыкального искусства.

Подлинное изучение музыки, по мысли А.В.Луначарского, возможно лишь при совместных усилиях специалистов таких наук, как физиология, психология и социология. При этом он подчер­кивал, что музыка может рассматриваться как одна из сторон со­циализации личности.

Музыка, представляя собой, по выражению В.Д.Днепрова, «звучащее мироощущение», необычайно расширяет эмоциональ­ный спектр личности. Без музыки мир эмоций был бы недоста­точно дифференцирован2. Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н.И.Сакулина, Н.А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т.С.Комарова и др. утверждают, что процесс вос­приятия искусства детьми представляет сложную психическую де-1 ятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные мо­менты. Художественная деятельность детей обеспечивает их худо­жественное развитие, способность различать цвет, звуки, форму, подводит к более глубокому восприятию богатств линий, красок, их сочетаний в окружающем мире, обеспечивает формирование сенсорных эталонов, понимания языка различных видов искусств.

Особое место музыка и движения занимают в развитии и кор­рекции отклонений в развитии детей с различными проблемами.

Зарубежные педагоги и психологи прошлого (Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли) и отечественные ученые (Л.С.Выготский, В.П.Ка­щенко, А. И.Граборов и др.), занимавшиеся изучением детей с проблемами, указывали на важную роль искусства, музыки в раз­витии детей. Л. С. Выготский отмечал особое значение художествен­ной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с отклонениями в раз­витии.

Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале XX в. в период ста­новления отечественной дефектологии. В это время в систему му­зыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмиче­ское направление, разработанное швейцарским педагогом, музы­кантом Жаком Далькрозом. Формирующее начало ритмики обус­ловливалось сочетанием ритма, музыки и движения. Идея «воспи­тания ритма при помощи ритма» реализовывалась посредством использования специально подобранных упражнений, которые развивали у взрослых и детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластиче­скую выразительность движений. При этом стержнем музыкаль­но-ритмического развития Ж.Далькроз считал музыку, отмечая, что в ритмике музыка приобретает телесные формы и преобразует наши тела.

Внедрявшая систему ритмического воспитания Ж. Далькроза в России Н.А.Александрова расширила область применения рит­мики; она отмечала, что ритмика является той общей точкой, от которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, ди­рижера, мимиста, танцора, актера. Это разделение по специаль­ностям явилось первым шагом к использованию ритмики в раз­личных областях человеческой деятельности, в том числе к выделе­нию целого направления — лечебной ритмики. При этом Н.А.Алек­сандрова подчеркивала значение дифференцированного исполь­зования ритмики в зависимости от возраста и характера нарушения, как у детей, так и у взрослых. Ритмика используется в работе с нормально развивающимися детьми и может выполнять музы­кально-педагогические функции, а ее применение для работы с Детьми с проблемами (с нарушениями речи, слуха, зрения, за­держкой психического развития, умственной отсталостью) опре­деляет еще и коррекционные задачи.

Первые шаги по использованию ритмики в системе лечения Нервнобольных были предприняты профессором В. А. Гиляровским. Под его руководством в 1926 г. в нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была создана особая система лечебной ритми­ки для детей и взрослых. На практике эта система была реализована Ритмистом В. А. Гринер. Ритм как организующий элемент музыки был положен в основу двигательной системы, целью которой является регуляция движений и поведения больного. В 1930-х гг. ле­чебная ритмика начинает использоваться в логопедических уч­реждениях, закладываются основы целого направления реабили­тационной работы с детьми, имеющими нарушения речи, — ло­гопедической ритмики.

С этого времени ритмика активно применяется в работе с деть­ми с различными формами патологии: имеющими расстройства центральной нервной системы (Н.А.Власова, В.А.Гиляровский); глухими и слобослышащими (Н.А. Pay, Е.Ф. Pay, 3. Е. Пунина, Л.Я.Брозело, И.Н.Мусатов, А.М.Кыштымова, Н.П.Збруева); имеющими афазию (Ю.А.Флоренская, В.А.Гринер); заикающи­мися (В.А.Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова). Авторы под­черкивали как значимость общепедагогического, эстетического влияния музыки, ритма на ребенка с проблемами, так и возмож­ность коррекции имеющихся отклонений в психофизической сфе­ре—в моторике, развитии памяти, внимания. При этом указыва­лось, что такие занятия являются и психотерапевтическим мето­дом воздействия на ребенка, коррекции его эмоциональной сфе­ры.

В 1920-е гг. в содержание коррекционной работы первых дет­ских садов для глухих и слабослышащих детей входили музыкаль­ные занятия, которые воспитывали тактильно-вибрационное, слуховое, зрительное внимание, формировали координацию дви­жений, вырабатывали навыки ориентировки, внутренней собран­ности ребенка, развивали у детей дыхание, голос, четкое произ­ношение звуков, слоговых сочетаний и ритмичность речи, спо­собствовали организованности детского коллектива.

В 1950 — 1970-е гг. в работах Е. Ф. Шершеневой, Е. Ф. Pay отме­чается значение музыки и логопедической ритмики в коррекции заикания у детей раннего возраста, предлагается конкретный ма­териал для детей 2 — 3 лет: песни, игровые упражнения, короткие драматизации стихов, хороводы, в которых учитываются возраст­ные особенности и нервно-психическое состояние детей.

В этот же период разрабатывались содержание и методика му­зыкального воспитания детей с нарушением слуха. Учеными и практиками (Е.Ф.Pay, С.В.Чешева, Е.Ф.Шершенева, Г.И.Яшун-ская и др.) определялись их возможности в восприятии музыки на основе использования различных анализаторов. Акценты дела­лись на формирование тактильно-вибрационной чувствительности, рассматривались вопросы развития речи во взаимодействии с му­зыкой и движением, а также разрабатывались и раскрывалась ме­тодика организации и проведения праздников в специальных дет­ских садах (И.Н.Мусатов, Е.Ф.Pay, E.Ф.Шершенева и др.).

Изучение влияния музыки и движения на детей с проблема­ми, проводимое в 1960— 1980-е гг. такими исследователями, как

т- д.Волкова, В.А.Эркман, В.С.Ляпидевский, Б.И.Шостак, ц'.А.Тугова, В.И.Селиверстов, Г.Р.Шашкина, А.В.Кручинин, О.С. Стерник, О. П. Гаврилушкина и др., показало возможности музыкально-ритмических движений как реабилитационной мето­дики в системе воспитания и обучения детей с нарушениями раз­вития речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умствен­ной отсталостью.

В 1960-е гг. польский логоритмист Аурелия Розенталь предпри­няла попытку ввести элементы ритмопластики в логопедическую работ}'. Программа А. Розенталь включает ритмические упражне­ния Ж.Далькроза, которые, с одной стороны, препятствуют по­явлению аритмии в процессе речевого развития заикающихся, а при ее возникновении — нивелируют ее, с другой — удовлетво­ряют потребность живого организма в движении, а положитель­ный эмоциональный фон способствует снятию напряжения.

Методика музыкального воспитания глухих детей, разработан­ная в 1970—1980-х гг. Г.И.Яшунской, обеспечивала развитие у ребенка устойчивого интереса к музыкальной деятельности, обу­чала восприятию и чувствованию музыки, умению создавать му­зыкально-двигательные образы с помощью педагога, добиваться пластичности, выразительности движений, ориентировки в про­странстве, согласованности движений с музыкой.

Исследования возможностей развития музыкального воспри­ятия глухих и слабослышащих дошкольников, формирования у них чувства ритма с помощью движений, музыки, ритмоинтона-ционной структуры речи проводились Л.В.Глубоковой, Г. В.Ко-ротковой, Н. И. Сладковой, Н.А.Тутовой, А. С. Кагарлицкой и др. В этот период Г. В. Коротковой были разработаны государствен­ные программы музыкального воспитания глухих и слабослыша­щих детей, а также показаны возможности развития у глухих и слабослышащих дошкольников слухового восприятия элементов музыки с помощью электроакустической аппаратуры.

Результаты изучения О. П. Гаврилушкиной музыкального раз­вития детей с умственной отсталостью показали, что музыкаль­ное воспитание является одним из важнейших путей коррекцион-ного воздействия на детей данной категории. Было выявлено, что особенности музыкального развития умственно отсталых дошколь­ников проявляются как в восприятии музыки, так и в пении, в «Музыкально-ритмических движениях.

Современные исследования в специальной психоло­гии и педагогике объективно подтверждают положительное влия­ние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. Эф­фективность влияния слушания музыки, музыкально-ритмических занятий на развитие речевой функции, слухового внимания, мото­рики у детей с нарушением слуха раскрывается в работах Е.З.Яхниной.

Активизация мышления, формирование целенаправленной деятельности, устойчивости внимания у умственно отсталых де­тей и дошкольников с задержкой психического развития сред­ствами музыки подтверждаются исследованиями С. М. Мидовской, И. В. Евтушенко, Е.А. Медведевой.

Значение, содержание и специфика использования музыкаль­но-ритмических движений при обучении дошкольников с нару­шением зрения отражаются в программах и методических пособи­ях Л. И. Плаксиной, В. А. Кручинина.

Области научного обоснования возможностей развития и кор­рекции отклонений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время значительно расширились. Поло­жительное влияние занятий театрализованной деятельностью на детей с задержкой психического развития, качественные измене­ния в развитии воображения, знаково-символической функции мышления, внимания, возможности коррекции отклонений в развитии личностной сферы раскрыты в исследованиях Е. А. Мед­ведевой. Особое значение в данном виде художественной деятель­ности играет музыка, оживляющая театральное действие, напол­няющая его мелодикой, усиливающая эмоциональное воздействие и на исполнителя, и на зрителя.

Коррекционные возможности музыкального искусства в раз­личных его сочетаниях (с движениями, с театрализованной дея­тельностью) по отношению к ребенку с проблемами проявляются, прежде всего в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музы­кальной культуры и осуществления коррекции отклонений в по­знавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, со­здает условия для социальной адаптации.

Date: 2015-09-17; view: 1456; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию