Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внутренняя политика в 1801—1812 ггСтр 1 из 4Следующая ⇒ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА XIX век в истории России начался новым и последним дворцовым переворотом. Император Павел I был убит, и на престол вступил его сын Александр I. В изданном на следующий день после гибели Павла манифесте Александр объявил, что он будет управлять «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой». Он начал с того, что восстановил отмененные Павлом жалованные грамоты дворянству и городам, освободил дворян от телесных наказаний, которые ввел Павел, возвратил уволенных им и сосланных деятелей, уничтожил Тайную экспедицию, а также отменил и другие раздражавшие дворянство указы и тиранические распоряжения Павла. Перед Александром I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя России в новой исторической обстановке, когда всем европейским монархам приходилось считаться с ростом прогрессивных сил, проводить гибкую политику не только либеральных обещаний или уступок, но даже и определенных преобразований. Для проведения этого курса Александру I нужны были энергичные, деятельные и высокообразованные советники. Он приблизил к себе друзей своей юности — представителей молодого поколения родовитой знати — Павла Строганова, Виктора Кочубея, Адама Чарторыйского и Николая Новосильцева, которые и составили летом 1801 г. так называемый Негласный комитет. Во время его заседаний (1801—1803) обсуждались вопросы необходимых преобразований, но при этом участники Негласного комитета исходили из незыблемости основ абсолютизма. В 1801—1812 гг. был проведен ряд- мер, призванных сдвинуть решение крестьянского вопроса, преобразовать систему просвещения и реорганизовать органы центрального управления. При вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается практика раздачи в частные руки казенных крестьян. По указу 1801 г. разрешалась покупка земли и недворянам — купцам, мещанам и казенным крестьянам (помещичьи крестьяне такое право получили лишь в 1848 г.). 20 февраля 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах. Он предусматривал отпуск на волю крепостных крестьян за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами, но по обоюдному согласию крестьян с помещиками. Однако практические результаты указа были невелики: в царствование Александра I в вольные хлебопашцы перешли лишь 47 тыс. душ мужского пола (менее 0,5% всех крепостных), а за все время действия указа (до 1858 г.) — 152 тыс. (около 1,5%). Эти меры нисколько не посягали на права и привилегии помещиков, но явились уступками развитию буржуазных отношений в стране. Ряд либеральных мер был проведен в сфере просвещения. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ. Все учебные заведения разделялись на 4 ступени: приходские одноклассные школы, уездные училища, гимназии и университеты. В 1802—1804 гг. помимо существовавшего Московского университета открылось еще пять: Виленский, Дерптский, Казанский и Харьковский. В 1804 г. в Петербурге основан Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. В 1811 г. открыт Царскосельский лицей. Университеты были поставлены во главе учебных округов и по университетскому уставу 1804 г. получили довольно широкую автономию во внутренней жизни — выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела университетов. Первый цензурный устав, изданный в 1804 г., был самым либеральным за всю историю России XIX в. В уставе говорилось, что цензура вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». Цензору предписывалось руководствоваться «благоразумным снисхождением для сочинителя и не быть придирчивым». Большое значение имела реорганизация высших органов управления. В 1802—1811 гг. была проведена министерская реформа. Сначала, в 1802 г., появилось 8 министерств, заменивших прежние петровские коллегии. Их структура и функции еще не были четко определены. Они были подробно разработаны «Общим учреждением министерств» 1811 г., по которому число министерств увеличивалось до 12. В отличие от коллегий в министерствах дела решались единолично министром, ответственным только перед императором. Введение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата. Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г. С 1807 г. на арену политической жизни страны выдвигается М. М. Сперанский (1722—1839). Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии, Сперанский благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал блестящую карьеру государственного деятеля. С 1802 г. все важные законы составлялись или редактировались Сперанским. В конце 1808 г. Александр I поручил ему разработать план государственного преобразования России. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к Уложению государственных законов» был представлен им императору. Задача плана Сперанского-—модернизировать и европеизировать российскую государственную машину путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм. Но это был проект таких перемен, которые должны были быть проведены сверху, в интересах укрепления самодержавия и, по существу, сохранения сословного строя. Сперанский разработал стройную систему центральных и местных учреждений на принципе «разделения властей» — законодательной, исполнительной и судебной — при независимости судебной власти и ответственности исполнительной власти перед законодательной. Предусматривалась выборность распорядительных и исполнительных органов власти четырех степеней — на уровне волости, уезда, губернии и империи. Но участие в управлении согласно проекту должно было быть предоставлено лишь лицам, обладавшим определенным имущественным цензом. Высшим представительным органом являлась бы Государственная дума. При императоре предлагалось создать Государственный совет, который подготавливал бы и обсуждал законопроекты. По одобрении их императором они поступали бы на обсуждение в Государственную думу, а после принятия ею окончательно утверждались бы императором. Александр I признал проект Сперанского «удовлетворительным и полезным», однако он встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, считавших его слишком радикальным и «опасным». Александр I пошел навстречу их требованиям, и проект был отклонен. Единственным мероприятием, связанным с планом Сперанского, явилось учреждение 1 января 1810 г. законосовещательного Государственного совета, в который вошли все министры (по их должности), а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Преобразовательная деятельность Сперанского вызвала недовольство в высших дворянских кругах. Под влиянием их интриг в середине марта 1812 г. последовала опала и ссылка Сперанского — сначала в Нижний Новгород, а затем по новому доносу в Пермь. В 1816 г. Сперанский был «прощен», назначен сначала пензенским губернатором, затем генерал-губернатором Сибири, где провел административную реформу. В 1821 г. он был возвращен в Петербург, назначен членом Государственного совета, однако Александр I держал этого выдающегося государственного деятеля на второстепенных ролях.
|