Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мужчина и женщина в христианской и мусульманской традиции





Женский вопрос в религии оказывает влияние на различ­ные духовные процессы, протекающие в обществе. Религия способна предложить определённые идеалы и ценности, ориен­тируясь на которые мы можем ответить на многие актуальные вопросы настоящего времени. Но проблема заключается в том, соответствуют ли эти идеалы требованиям современного мира. Так, неоспорим тот факт, что христианство стремится поддер­жать и защитить институт семьи от разрушения, обрести духов­но-нравственные ориентиры. Но, с точки зрения феминизма, реализация данного замысла осуществляется в ущерб женской идентичности и субъективности. В том, что христианство под­держивает идеологию женского предназначения, не содержит­ся открытого принижения женщины, но путем ограничения её интересов исключительно сферой семьи статус женщин марги­нализируется и не распространяется на их социальное про­странство.

В силу своего консервативного характера роль религий в со­здании устойчивых представлений о природе и предназначении полов чрезвычайно велика. Они закрепляются не только с помо­щью религиозных ритуалов, но и посредством базовых мифов, догм и концептуальных схем.

Например, в христианстве гендерная асимметрия проявляет­ся уже в актах творения и грехопадения. Так, всем известно, что в Библии существуют два рассказа о сотворении человека. В пер­вой главе мы читаем: «И сотворил Бог человека по образу и по­добию своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и жен­щину сотворил их». Вторая глава говорит: «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Затем «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц не­бесных...» Далее, «И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему». «И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из рё­бер его и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из реб­ра, взятого у человека, жену и привёл её к человеку». Момент создания человека очень важен для объяснения ген­дерного неравенства. Сами богословы не оспаривают факт созда­ния женщины после мужчины, получается, что женщина такое же существо, что и мужчина, но все же отличная от него, и это отличие формируется уже в акте творения. Так, в христианской литературе мы встречаем следующее объяснение неравенства по­лов: «Женщина не ниже мужчины, она помощница, подобная ему, ибо только при условии равенства она может оказать ему помощь, в которой он нуждается. Но место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, взята от него, кость от кости его, плоть от плоти его».

Зависимое положение женщины от мужчины ортодоксы христианства склонны связывать с актом грехопадения. В хрис­тианской литературе отмечается следующее: «Законом Божьим требуется, чтобы женщина (замужняя) подчинялась своему мужу. Основание этого подчинения в самом творении человека, потому что Адам создан прежде, а потом Ева, и в падении пра­родителей, потому, что Адам не согрешил, пока был один, а жена ввела его в преступление». Таким образом, в христианстве женщина была признана виновной в акте грехопадения челове­чества.

Христианство настаивает на том, что в результате грехопаде­ния женщина утратила свою изначальную сущность и стала об­ладательницей многих пороков, избавиться от которых она мог­ла только через рождение Иисуса. Но, несмотря на искупление своей греховной природы, женщина по-прежнему осталась зави­симой от мужа. Главной сферой ее деятельности объявляется се­мья, забота о муже и детях. Основной аргумент, который предъявляют ортодоксы христианства, основан на том, что до­машняя сфера предопределена женщине её природой, и если женщина попытается изменить существующее положение ве­щей, то последствия будут ужасающими. В назидание вновь при­водится пример грехопадения.

Для ортодоксов христианства неприемлема сама мысль о том, что существует возможность изменения гендерных стерео­типов, что сама практика доказывает необходимость устранения застывших, окаменевших догматов о полоролевом назначении мужчин и женщин. Совершенно очевидно, например, что для современного общества невозможен вариант отказа женщине в праве на труд. Поэтому в христианстве женское право на труд признаётся, но подчёркивается, что женщина должна выполнять только ту работу, которая была бы сообразна с её природой. И вовсе не активная жизненная позиция должна быть реализована женщиной, свою самореализацию женщина должна обрести в ма­теринстве.

Следует обратить внимание, что хотя мужчина и женщина признаются христианством равными перед Богом, но только в сфере возможности духовного слияния с Богом. На практике христианство не допускает равенства, как это происходит, на­пример, в церковной сфере. Идеологи католицизма и правосла­вия твердо стоят на позиции невозможности принятия женского священства. Наиболее лояльны в этом вопросе протестанты, многие деноминации которых положительно относятся к воз­можности женского священства и даже применяют его на прак­тике. Как бы ни отрекались идеологи христианства от дискрими­национного характера религии, очевидно, что это так.

В исламе миф о творении женщины из ребра мужчины успешно используется в качестве не подлежащих сомнению аргументов в вопросах пола. Однако изложение сущности женской природы сопровождается в Коране рядом дополнений, существенно принижающих ее значимость как личности. Речь идёт прежде всего о кораническом мифе дарения мужчине Аллахом движимого и недвижимого имущества, среди которого оказалась и женщина. Поэтому если в христианстве вопрос о происхождении женщины еще выходит в плоскость дискуссии о ее равенстве с мужчиной, то в исламе он даже не обсуждается. Женщина изначально представлена как существо низшего порядка, данное мужчине в пользование. Этот догмат обрастает многими дополнениями, подтверждающими правомочие мужчины на женщину, как на личную собственность, в числе других её видов.

Соответственно определяемому статусу женщины решается и вопрос о ее духовности. Мухаммед долго колебался — есть или нет душа у женщины? В ранних проповедях, посвящённых описанию рая, он ничего не говорит о её возможности попасть в «сады вечности». Но какой рай для мужчины без женщины? И коранические картины райских кущей населяются вечно юными девами-гуриями, которые должны ублажать праведников. Позже Мухаммед допустил вхождение в рай и жён праведников.

Женщина, согласно исламу, ограничена в своих устремлениях, так как вырастает в думах о нарядах и ведёт только бестолковые споры. Объясняется такое положение дел изначальной женской природой; «поистине, женщина была сотворена из ребра, и она никоим образом не станет для тебя прямой. Если ты захочешь насладиться ею, то наслаждайся, несмотря на её кривизну, а если будешь пытаться выпрямить её, то сломаешь, сломать же её, значит развестись с ней».

Женщина напрямую отождествляется с предметом наслаждений: «Мир этот даётся во временное пользование, а лучшим из того, что можно получить в пользование эти миром, является праведная жена». Она является товаром при заключении брака, а позже частной собственностью мужа. Главное её достоинство — покорность мужу: «Если бы пришлось склониться перед другими в земном поклоне, то я (Мухаммед) бы, конечно, велел женщине склониться перед её мужем». Её удел — деторождение. К тому же она ограничена в вопросах семейного права. Например, во всех случаях развода, кроме тех, которые обусловлены физическими и умственными недостатками мужа, права женщины ущемляются, и ещё больше эти права ограничиваются этическими нормами ислама. Так, женщина часто отказывается самостоятельно поднять вопрос о разводе, даже если имеет для этого достаточно оснований, потому что общественное мнение, создаваемое под воздействием религии, может объявить этот поступок безнравственным и даже постыдным.

Последователям ислама свойственно утверждать, что ислам относится к женщине с уважением и достоинством. Такое благожелательное отношение, считают исламские ортодоксы, прослеживается в концепции равенства мужчины и женщины, зафиксированной в Коране. Речь идёт прежде всего о духовном равенстве мужчины и женщины перед Аллахом. Однако вопрос о равенстве в исламе требует осмысления. Погружение в проблему выявляет, как и в христианстве, следующее. Признавая за женщиной теоретическую возможность достижения духовного равенства, ислам на практике поддерживает иные принципы отношений между мужчиной и женщиной. В частности, исполнение религиозных обрядов носит явно выраженный дискриминационный характер, сопряжённый с рядом ограничений, запретов и унизительных установлений. Распространяются эти ограничения на исполнение религиозного долга и служения вере. Как и христианство, ислам не позволяет женщине занимать должности служителей культа, она недостойна, как существо второстепенное, быть муфтием, ахундой, муллой и т.д. Эти должности предназначены только для мужчин. Теоретическое оправдание и обоснование дискриминационной практики закреплено в Коране, где говорится, что женщина недостойна быть ангелом, а раз Аллах не пожелал иметь ангелов из числа женщин, то они не могут занимать какие-либо духовные должности.

Большое внимание в исламе уделяется вопросу о так называемом кодексе одежды исламской женщины. В Коране (24: 31-32) мы узнаем, что верующая женщина должна быть скромна. Это значит, что она не может показать свое очарование, красоту и украшения, она должна тянуть химар (полотно) по своим грудям, закрывать волосы и уши специальным платком. Во многих странах женщина должна носить хиджаб — специальное, свободного покроя платье, закрывающее ее от шеи до ног. В некоторых странах женщина обязана покрывать лицо, например, чадрой в Иране или беркой в Афганистане. В индустриальных странах, где не существует предписаний закона о религиозной одежде, ношение традиционной мусульманской одежды может рассматриваться многими исламскими женщинами как испытание веры или как возможность выразить идентичность восточной женщины.

Патриархатные нормы, существующие в исламе, требуют признать женщину неспособной управлять не только семейной жизнью, но и своими желаниями. Поэтому ислам предостерегает всех мужчин от искушений, связанных с женщинами, дабы эти самые искушения не могли ослепить их, ослабить их решимость и поколебать их религию. Говорил посланник Аллаха: «Я не оставил после себя искушения, более вредоносного для мужчин, чем женщины». Подавление женского «Я», уничтожение её личности — это, по сути, преодоление мужчиной искушения, привносимого женщиной в мир, путь его личного спасения от дурного влияния. Дискриминация женщины приобретает в этом смысле глубокий онтологический характер на уровне добра и зла.

 

Date: 2015-09-17; view: 1073; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию