Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура конфликта





Структура конфликта – понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Рассматривая структуру конфликта, выделяют:

· Объективные элементы конфликта.

· Психологические элементы конфликта.

· Особенности восприятия конфликтной ситуации.

а) Объективные элементы конфликта могут быть представлены следующими компонентами:

1. стороны (участники) конфликта;

2. предмет и объект конфликта;

3. условия конфликта;

4. действия участников конфликта;

5. исход (результат) конфликта.

Стороны (участники) конфликта. В конфликтологической литературе их часто называют противостоящими сторонами, реже – конкурентами, или соперниками. Участники конфликта обычно обозначают в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации («начальник – подчиненный, «муж – жена» и т.д.).

Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого, выделяют: - основные участники конфликта; - группа поддержки; - другие участники.

Основные участники конфликта: стороны или противоборствующие силы, или инициатор и оппонент. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Они являются ключевым звеном любого конфликта.

Инициатор (франц. initiative, от лат. initium – начало) конфликта – сторона, которая первая начала конфликтные действия. Чаще всего это понятие несет негативную нагрузку, но необходимо иметь в виду, что сторона инициирующая конфликт может защищаться.

Оппонент (от лат. opponens – возражающий) противник в споре. Часто выделяют такую характеристику оппонента, как его ранг. Ранг оппонента – это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия. Ранги оппонентов различаются также наличием и величиной их деструктивных «потенциалов». В межличностных конфликтах – это физическая сила, оружие, в войнах – это вооруженные силы, характер вооружения и т.п.

Группа поддержки. Практически в любом конфликте за оппонентом стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами; друзьями; субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами; коллегами по работе; руководители или подчиненные; государства; межгосударственные объединения; общественные организации, средства массовой информации. Активными действиями или только своим присутствием, молчаливой поддержкой они могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход.

Другие участники конфликта. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результат конфликта. Среди них обычно выделяют подстрекателей и организаторов. Подстрекатель – лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель в дальнейшем может в этом конфликте и не участвовать. Его задача – спровоцировать, развязать конфликт и его развитие. Организатор – лицо или группа, планирующие конфликт, различные пути обеспечения и охраны участников и др.

Предмет и объект конфликта.

Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Оно может затухать и обостряться. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешиться. Чаще всего суть противоречия в конфликте не видна.

Объект конфликта – рассматривается как причина, повод к конфликту. Сразу выделить его в конкретном конфликте не всегда удается. Объект лежи глубже, является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть), духовная ценность ( принцип, норма, идея), к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Объект конфликта может быть как неделимым, так и делимым, так как условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ними.

Условия конфликта – под ними обычно понимают обстоятельства и факторы. Определяющие характеристики конфликта и возможность его возникновения (в случае необходимых и достаточных условий). Различают: - условия возникновения и – условия протекания.

Под условиями возникновения понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. Р. Дарендорф, описывая причины конфликта, выделяет: «технические» (появление руководящих лиц в подгруппе); «политические» (возможность организации противоположных интересов); «социальные» (возможность общения и увеличения числа членов группы)

Причины возникновения конфликта связаны с какими-то конкретными действиями участников ситуации или возникшими обстоятельствами. Какие бы проблемы ни существовали, какие бы объективные ситуации ни возникали в конфликт, в конечном счете, вступают конкретные люди. Выявить причину конфликта – это значит понять, что именно в действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в конфликтные формы.

К условиям протекания относятся факторы, оказывающие влияние на его развитие. Обычно говорят о факторах ситуации – социокультурном контексте, включающем культурные нормы протекания и разрешения конфликта; непосредственном ситуационном фоне развития данной конфликтной ситуации, т.е. факторы ужесточения конфликта; наличие третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта и другие.

Действия участников конфликта образуют то, что в совокупности называется конфликтным взаимодействием. Они являются основным содержанием процесса конфликта. Взаимонаправленность и взаимообусловленность действий участников говорит о действиях не отдельных людей, а об их взаимодействии.

Исход конфликта представляет не столько результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько идеальный образ этого результата, определяющий его направленность. В конфликтном взаимодействии участники преследуют цели, связанные с предметом конфликта, воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т.д. Не всегда они полностью осознаются участниками конфликтной ситуации и тем более формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Вместе с тем образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участников ситуации.

б) Психологические компоненты конфликта. Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются стремления сторон, стратегии и тактики их поведения, восприятие конфликтной ситуации. Данные вопросы подробно рассматриваются Н.В. Гришиной, А.Я. Анцуповым, А.И. Шипиловым.

При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте речь идет о мотивах, целях, интересах, ценностях, потребностях.

Фактически никогда при анализе конфликтов объектом специального рассмотрения не становятся мотивы, связанные с потребностью в обосновании своей позиции, своих действий или решений для себя или для других. В психологической литературе общепринятым является представление, что стандартное, типичное, совпадающее с принятыми шаблонами и потому «понятное» поведение в обосновании не нуждается. В остальных же случаях поведение людей нуждается в «расшифровке», так как у окружающих вырабатывается определенный автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению.

Мотивы в конфликте – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выяснить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их. Можно выделить: - фиксируемые, заявляемые (декларируемые) в ходе взаимодействия; - скрытые, глубинные мотивы. Помимо этого, можно выделить «два смысловых полюса, два противолежащих смысловых пласта – «смысл для себя» и «смысл для других»». Первый из них не требует никаких обоснований и мотивировок. Второй – предполагает наличие за каждым элементом поведения, определенного социального «кодифицированного, конвенционального и общедоступного значения».

В конфликтной ситуации, с одной стороны, изначально присутствует оправдание своей позиции и своих действий («смысла для себя»): каждый из участников конфликта уверен в своей правоте, он делает «правильно», а партнер – «неправильно»; с другой стороны, конфликтная ситуация «по определению» содержит в себе множественность альтернатив: само противодействие сторон направлено на то, чтобы добиться от партнера желаемых действий, желаемого поведения. Следовательно, неоднозначность интерпретации противоречия между участниками конфликта усиливает у них мотив «быть понятым», а если речь идет об окружающих, то и быть поддержанным. Она заставляет человека стремиться к обоснованию своих действий в глазах окружающих, причем тем сильнее, чем более он осознает возможность неоднозначной интерпретации своего поведения.

Цели участников конфликтного взаимодействия связаны с предметной стороной конфликта (мотивы получения желаемого, мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях), его эмоциональными аспектами (эмоциональными установками участников конфликта относительно друг друга) и нормативным обоснованием своей позиции / действий для себя и / для других (мотив «быть понятым» и «быть справедливым»).

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. В конфликте целью субъекта является его представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый полезный (с точки зрения личности или общественной, групповой значимости) результат. Достижение целей участников конфликта может обеспечиваться использованием ими разных стратегий: они могут ориентироваться на «выигрыш» обоих или на достижение односторонних преимуществ. Эти установки могут различаться в разных целях, цели разных участников конфликта с точки зрения их значимости образуют иерархию, которая может изменяться в ходе конфликта. Цели могут соотноситься по-разному, в силу чего хотя они и являются регулятором поведения участников конфликта, но не могут однозначно определять характер их взаимодействия.Выделяют стратегические и тактические цели оппонентов. Основная цель оппонента – овладение объектом конфликта, ей подчинены тактические цели. Однако, в зависимости от развития конфликта эта основная цель может быть заменена на другую (нанесение максимального ущерба – материального, морального, психологического – оппоненту), которая вначале конфликта выступала как цель-средство.

Ценности, которые могут отстаивать в конфликте могут быть:

- общечеловеческие ценности (идеи, справедливость решения, истинность суждений и т.п.);

- ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении культуры;

- личностные ценности (честь, чувство собственного достоинства, самооценка и т.п.).

Интересы оппонента представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают его направленность на объект конфликта и способствуют реализации его конфликтного поведения.

Потребности – являются базисным побудителем активности оппонента в конфликте. Они представляют собой состояния субъекта, создаваемые испытываемой оппонентом нуждой в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности), необходимые для его существования и развития.

Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы).

Среди основных принципов конфликтного противоборства выделяют: - концентрацию сил; - координацию сил; - нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника; - экономию сил и времени и др.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле» мотивации руководителя, ориентированного либо на производство, либо на человека, производителя (В. Зигерт, Л. Ланг). Данная линия рассматривается как напористость. Вторая направлена на человека, на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и запросам. Она рассматривается как кооперативность.

Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, при доминировании одной из них: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.

Существует и другой подход к типологии стратегий поведения личности в конфликте (А.И. Шипилов). Стратегии могут быть выделены на основе соотношения таких базовых параметров поведения, как жесткость позиции и модальность отношения к оппоненту.

Жесткость позиции имеет два полюса: жесткость (напористое, энергичное воздействие на оппонента путем требований, указаний, различных форм социального, физического и психологического регулирования) и мягкость (тонкое, не прямолинейное воздействие) предъявления и отстаивания своих интересов.

Модальность отношения к оппоненту – параметр поведения, отражающий степень уважительного отношения к оппоненту, который может рассматриваться как объект (на который направлены действия в пользу своих интересов) воздействия или как субъект (предполагает признание психологического равенства, реализация уважительного отношения в ходе решения проблемы) взаимодействия.

В рамках данного подхода выделяют четыре основные стратегии поведения в конфликте:

а) нормативная, представляющая собой линию поведения, в основе которой лежит опора на нормативность позиции в сочетании с уважением к личности оппонента. Она излагается в инструкциях, распоряжениях, кодексах и т.д.;

б) конфронтационная (агрессивная) рассматривается как конфликтный тип поведения, предполагающий использование угроз, психологического давления, оскорблений и т.д. Характерен слабый контроль над своими эмоциями;

в) манипулятивная стратегия предусматривает достижение поставленной цели путем косвенного психологического воздействия на оппонента, в результате которого он вынужден уступить или действовать в нужном для манипулятора направлении;

г) переговорная стратегия предполагает реализацию стремления личности обсуждать проблему, вести активный диалог по поиску компромисса, находить решение, которое устраивает обе стороны.

Выбор стратегии поведения в конфликте определяется многими факторами. Выделяют факторы ситуации и личностные факторы.

Факторы ситуации включают: - оценку участниками конфликта успешности применения стратегии для достижения своих целей; - статус участников конфликта; - наличие времени для оценки ситуации.

Личностные факторы: - ориентированность мотивации участников конфликта на свои или чужие интересы; - преобладающий тип отношения к окружающим (властно-лидирующий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный, недоверчиво-скептический); - влияние некоторых акцентуаций характера личности на выбор стратегии поведения в конфликте.

Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактика (от греч. tasso – выстраиваю войско) – это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Они бывают: - жесткими (захват и удержание объекта, физическое насилие, давление, психологическое насилие); - нейтральными (коалиционная, санкционирование, демонстрация действий); - мягкими (сделка, дружелюбие, фиксация позиции).

 

Date: 2015-09-05; view: 1720; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию