Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Старший дошкольный возраст — шестой год жизниСтр 1 из 2Следующая ⇒ Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование временных представлений // Дошк. восп. – 1988 - № 3. Формирование временных представлений Старший дошкольный возраст — шестой год жизни. «Необходимо улучшить организацию воспитания и обучения детей дошкольного возраста» — так сказано в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Это означает, что педагогам начального звена обучения предъявляются более высокие требования к активному поиску новых средств, методов и приемов, которые будут способствовать более прочному формированию знаний, умений, навыков в учебной деятельности дошкольников. С этих позиций обоснованы, уточнены объем и содержание новой «Программы воспитания и обучения в детском саду». В частности, программа предусматривает (начиная со второй младшей группы) развитие ориентировки детей во времени. Круг знаний и умений детей в данной области знаний в каждой возрастной группе усложняется, уточняется. На его основе базируются новые знания, их практическое применение. На примере организации учебно-воспитательной работы в старшей группе мы постараемся развернуть программные задачи по формированию у детей временных представлений и понятий. В старшей группе «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает: закреплять и углублять временные представления: день, ночь, утро, вечер, сегодня, вчера, завтра (I квартал); ознакомить с днями недели (II квартал); формировать знания о том, какой день недели был вчера, какой — сегодня и какой будет завтра (III квартал). Исходя из этого положения, мы разработали (с учетом анализа всех методических пособий на эту тему) конспекты занятий. Одна из программных задач формировать конкретные временные представления и понятия, развивать умения практически использовать свои знания в разнообразной деятельности. На занятиях и вне — во время игр, наблюдений, бесед, чтения — мы использовали вербальные, практические, наглядные методы и приемы, широко применяли различные модели, дидактические игры: «Части суток», «Вчера, сегодня, завтра», «Будь внимательным!», которые по характеру своей выразительности и обобщенности позволяли успешно решать поставленные задачи. Такая методика обеспечивала необходимую логическую последовательность, поэтапность в работе. Работа протекала в следующей последовательности. Сентябрь. Подготовительный этап наблюдения за местонахождением на небосклоне солнца, цветом неба в первой половине дня, рассматривание иллюстраций о труде взрослых и соотнесение их трудовой деятельности с каждой частью суток. Завершающий этап: занятие в конце сентября. Составная часть его программного содержания — углублять представления о четырех частях суток. Первое наблюдение в природе. Его цель: обратить внимание на главный признак утра — низкое местонахождение солнца по отношению к земле, характерный цвет неба в утренние часы. В процессе наблюдения воспитатель задавал вопросы: «Когда мы встретились сегодня, какая часть суток была? Что в природе подсказывает, что сейчас утро? Какого цвета утреннее небо? Отличается ли утренний цвет неба от ночного? Что еще вы можете рассказать об утре?» Для активизации мыслительной деятельности предлагал загадки. Скажем, «В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет — и всех разбудит» (Солнце.); «Это что за потолок? То он низок, то высок, то он сер, то беловат, то чуть-чуть он розоват. А порой такой красивый — кружевной и синий, синий!» (Небо.) И, разумеется, заканчивал выводом-обобщением. (Такие наблюдения можно проводить и днем и вечером. Их количество определяет уровень знаний, сформированных в предыдущей возрастной группе.) Второе наблюдение (следующая неделя). Перед тем как начать просмотр иллюстраций о труде взрослых, воспитатель спрашивал детей, кем работают их мамы и папы, кто они по профессии, когда начинают свою работу. Рассматривая иллюстрации, дети называли профессию персонажа. А чтобы было более занимательно и интересно, педагог предлагал прослушать какой-либо отрывок из стихотворения, например Джанни Родари «Какого цвета ремесла?»: Цвет свой особый У каждого дела. Вот перед вами Булочник белый. Белые волосы, Брови, ресницы. Утром встает он Раньше, чем птицы. Соответственно приведенному отрывку и задавались вопросы: «О человеке какой профессии говорится в стихотворении? Найдите соответствующую картинку. Кто еще начинает свой трудовой день утром? (Водители городского транспорта, почтальоны.) А теперь разложите картинки по порядку: кто начинает работу утром, днем?» В заключение воспитатель обобщал ответы детей. На занятии решались и такие задачи, как формирование знаний о сутках, частях суток, сменяемости и последующем соотнесении с разнообразной деятельностью и детей и взрослых. Для таких занятий подбирались картинки о природе (четыре) с яркой обрисовкой, неба' и местонахождения солнца, картинки,, изображающие деятельность детей и взрослых (по четыре), 13—15 моделей, обозначающих сутки. Модель представляла собой круг, разделенный на четыре равные части с наклеенными картинками. Ход занятия: Воспитатель. Назовите части суток, которые вы знаете. Услышав правильные ответы, воспитатель по кругу выставляет четыре картинки на тему о природе. Воспитатель. Сколько всего картинок вы видите? Укажите и назовите по этим картинкам части суток. Кто сможет назвать в правильной последовательности, начиная с утра. Показываются следующие четыре картинки, отображающие разнообразную деятельность детей. Воспитатель. Кто нарисован на этих картинках? Какое время суток? Рассматриваются еще четыре картинки, тема которых — труд взрослых. Задаются аналогичные вопросы. Заключительная часть занятия — рассматривание модели суток круга, разделенного на равные части с наклеенными картинками (утро — дети делают зарядку, день — дети играют и т. д.). Опрос выборочный. Октябрь. Игры: подвижные — «День и ночь» и дидактические — «Части суток». В конце месяца — занятие. Подвижная игра «День и ночь» Цель. Закрепление знаний о сутках, активизация временных понятий посредством игровой деятельности. Игровая задача. Развивать быстроту реакции, совершенствовать технику бега, увертливость. Правила. Пойманных игроков после подсчета отпускают: они равноправные участники. Осалить можно игрока другой команды только до черты дома. Запрещается убегать в свой дом до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День!» или «Ночь!». Место проведения. Участок, групповая комната, музыкальный или физкультурный зал. Содержание. Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1 —1,5 м, по обе стороны от них, параллельно им,— линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих средних линий и поворачивают лицом к своим домам. По жребию определяется название команд («День», «Ночь»). Воспитатель стоит у средней линии. Он — ведущий. (По его команде — «День!» или «Ночь!» — игроки названной команды убегают в дом; задача противника — осалить.) Осаленных пересчитывают и, отпускают, команды снова выстраиваются у средних линий, а воспитатель подает сигнал. Усложнение первое. Перед подачей сигнала воспитатель предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения (например, поднять руки вверх, прогнуться, присесть), можно с музыкальным сопровождением. Затем неожиданно подается сигнал. Усложнение второе. Ведущий игрок — один из воспитанников. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, а другая — в белый, и, в зависимости от того, какой стороной он упадет (черной или белой), командует: «День!» или «Ночь!» Варианты проводятся с подгруппами для поддержания интереса. Дидактическая игра «Части суток» Дидактическая задача. Упражнять де-тей в различении четырех частей суток, в умении применять свои знания. Игровая задача. Развивать внимание, скорость реакции, выдержку. Правила. Задача играющего: по сигналу воспитателя быстро занять домик. Выбывает тот, кто до сигнала проявил несдержанность и побежал. Материал и оборудование. Четыре картинки (утро, день, вечер, ночь), на которых изображена природа; подборка стихотворений, кусочек мела. Содержание. Воспитатель чертит на полу четыре больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к начерченным домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок из какого-либо стихотворения, а затем подает сигнал. Отрывки должны характеризовать каждую часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее, интереснее. Усложнение первое. На полу чертится большой круг, разделенный на четыре равных сектора. Напротив каждого (части круга) устанавливается картинка. Далее игра продолжается так, как изложено выше, т. е. читается отрывок из произведения, например Е. Трутневой: Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят... летят... летят... Или Я.Акима: Случится, в солнечный денек Ты в лес уйдешь поглуше — Присядь попробуй на пенек, Не торопись... Послушай. Или С. Есенина: Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою на дороге. Прислонившись к иве. Или Э. Мошковской: Плакали ночью Желтые клены: Вспомнили клены, Как были зелены... Разумеется, педагог может сам подыскать стихотворения из тех, что полюбились детям, и, конечно, рекомендованные программой. Для проведения данного занятия требуется изготовить модель суток — три однотонных круга, разделенных на четыре равные части. Воспитатель (показывает три круга). Ребята! Один из трех кругов обозначает «сегодня» (круг закрепляется посередине доски). Круг, который обозначает «вчера», расположим ниже по отношению к «сегодня», а круг «завтра»... Где его место? (Вверху.) Посмотрите на три круга, расположенных друг под другом вертикально, и скажите, сколько частей содержат «вчера», «сегодня», «завтра». (По четыре.) По ходу занятия воспитатель составляет предложения со словосочетаниями, например: «вчера утром...», «сегодня днем...», «завтра ночью...». Дети на наглядном материале показывают, о какой части суток говорится. Занятие обобщает воспитатель. Ноябрь. Работа по ориентировке во времени разнообразится. Дети на одном занятии могут послушать сказку, а на последующих двух педагог включает такие слова, как «вчера», «сегодня», «завтра». «Сказка про вчерашний день». (Ильина Е. Я. Шум и шумок.— М.: Детская литература.— 1964.— С. 37. Текст адаптирован согласно возрастным особенностям.) Цель. В ненавязчивой форме показать детям, как необходимо беречь время. Жил-был мальчик по имени Сережа. На столе у него стояли часы-будильник, а на стене висел толстый и очень важный отрывной календарь. Часы вечно куда-то спешили, стрелки никогда не стояли на месте и всегда приговаривали: «Тик-так, тик-так — береги время, упустишь — не догонишь...» Молчаливый календарь свысока посматривал на часы-будильник, ведь он показывал не часы и минуты, а дни. Но однажды и календарь не выдержал и заговорил: — Эх, Сережа, Сережа! Уже второе ноября, воскресенье, уже подходят к концу эти сутки, а ты еще уроки не сделал... — Так как,— сказали часы.— Подходит к концу вечер, а ты все бегаешь и бегаешь. Время-то летит, его не догонишь, если упустил. Сережа только отмахнулся от надоедливых часов и толстого календаря. Делать уроки Сережа стал тогда, когда за окном наступила темнота. Ничего не видно. Глаза слипаются. Буквы по страницам бегают, как черные муравьи. Положил Сережа голову на стол, а часы ему говорят: — Тик-так, тик-так... Сколько часов прогулял, сколько минут потерял. Посмотри на календарь, скоро воскресенье уйдет, и ты его больше никогда не вернешь. Посмотрел Сережа на календарь, а на листке уже не второе число, а третье, и не воскресенье, а понедельник. — Целые сутки потерял,— говорит календарь,— целый день! — Не беда... Что потеряно, то найти можно,— отвечает Сережа. — А вот пойди поищи вчерашний день, посмотрим, найдешь ты его или нет. — И попробую,— ответил Сережа. Только это он сказал, как что-то подняло его, закрутило, и оказался он на улице. Осмотрелся Сережа и видит — подъемный кран тащит кверху стену с дверью и окнами, новый дом растет все выше и выше, и строители поднимаются все выше и выше. Работа у них так и спорится. Ни на что не обращают внимание рабочие, спешат дом построить для других людей. Закинул голову Сережа и как закричит: — Дяденьки! Не видать ли вам сверху, куда вчерашний день ушел? — Вчерашний день? — спрашивают строители.— А зачем тебе вчерашний день? — Уроки сделать не успел,— ответил Сережа. — Плохо твое дело,— говорят строители.— Мы вчерашний день еще вчера обогнали, а завтрашний сегодня обгоняем. «Вот чудеса,— думает Сережа.— Как же можно завтрашний день обогнать, если он еще не пришел?» И вдруг видит — мама идет. — Мама, где бы мне вчерашний день найти? Понимаешь, я его как-то нечаянно потерял... Только ты не беспокойся, мамочка, я его обязательно найду. — Вряд ли ты его найдешь,— ответила мама.— Вчерашнего дня уже нет, есть только от него след в делах человека. И вдруг прямо на земле развернулся ковер с красными цветами. — Вот наш вчерашний день,— говорит мама.— Этот ковер мы вчера на фабрике соткали. Только хотел Сережа получше рассмотреть цветы на ковре, как вдруг ковер зашевелился, концы его поднялись, подхватил он Сережу и полетел. Сережа захотел закричать изо всех сил и вдруг видит, что это не ковер, а самолет, а самолетом летчик управляет. — Товарищ летчик,— говорит Сережа,— как хорошо, что вы взяли меня с собой. Давайте вчерашний день на самолете догоним. А то часы все время говорят, что время летит, а мы еще быстрее полетим и догоним! — Как бы ты быстро ни летел, а вчерашний день нам не догнать,— ответил летчик.— Его вчера ловить надо было, а не пускаться сейчас за ним вдогонку... Расстроили слова летчика Сережу, и отвернулся он к иллюминатору. Видит, облачко плывет, пригляделся получше, а то вовсе не облачко, а будильник. — Динь-дилинь! — смеется будильник.— Куда летишь, мальчик? — Вчерашний день ищу,— ответил Сережа. — Кто вчерашний день ищет, тот сегодняшний день теряет,— говорит будильник. И вдруг видит Сережа другое облачко плывет и начинает превращаться в календарь. Посмотрел мальчик на листок календаря, да так и ахнул... И уже не понедельник, а вторник, и на нем уже число 4 ноября! — Вторник! — ахнул Сережа.— А как же школа? Я уже два дня потерял! Тут что-то в самолете стукнуло... Сережа вскрикнул и открыл глаза. Над Сережей стояла его мама. — Что с тобой, сынок? Чего ты так испугался? — А какой сегодня день? — спрашивает Сережа. — Воскресенье, но уже вечер подходит к концу, пора спать. — Вот хорошо! — говорит Сережа.— Значит, я не до конца потерял вчерашний день, то есть сегодняшний? — Почти потерял,— со вздохом ответила мама.— Ну да ладно, ничего не поделаешь. Попробуй его еще догнать, пока он и вправду не стал вчерашний. Да смотри в другой раз не теряй зря своих дней. — Так-так,— сказали часы. Календарь ничего не сказал, но думал скорее всего то же самое. Это был очень умный календарь. Он знал много, да помалкивал. Воспитатель. О чем эта сказка? Что в сказке сказочное, а что настоящее? Как назывался день, который искал Сережа? Почему Сережа его чуть не потерял? Можно ли вернуть дни, которые прошли? В середине ноября как составная часть занятия включается задача на закрепление понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Демонстрационный материал — модель в виде линейки с тремя круглыми окошками (размер 15X30 см, диаметр окошек 8 см). На каждого ребенка изготавливаются плоскостные модели, но меньшего размера (8X20 см, диаметр окошек 4—5 см), набор картинок по размеру окошек. Ход занятия Воспитатель. Какими словами люди обозначают прошедший и настоящий день? («Вчера», «Сегодня».) Чем отличается слово «вчера» от слова «сегодня»? (Было, есть.) Дети, в руках у меня линейка с тремя вырезанными окошками, которые обозначают трое суток. Нижнее окошко — это «вчера», среднее — «сегодня», а верхнее обозначает «завтра». У вас тоже есть такие линейки и рядом с ними — разнообразные картинки. Посмотрите, что на них нарисовано. Можно ли по этим картинкам рассказать, какие события были вчера, а какие наступят завтра? (Можно, но трудно.) Чем необходимо воспользоваться, чтобы рассказать о событиях как бы недавно прошедших или о настоящих, будущих? (Линейкой.) Если вы вставите картинку в нижнее окошко, то как расскажете о событиях, изображенных на этой картинке? (Как о вчерашних.) Почему? (Показывает нижнее окошко.) По заданию воспитателя дети приступают к работе. Воспитатель. Возьмите три особо понравившиеся картинки, вложите в окошки линейки. Расскажите, что у вас нарисовано на нижней, средней, верхней картинках, употребляя обязательно слова «вчера», «сегодня», «завтра». Дети должны дать короткий связный рассказ. Занятие обобщает воспитатель. Формирование понятий «вчера», «сегодня», «завтра», как показывает опыт, дошкольники осваивают с трудом. Поэтому в конце ноября можно провести еще одно занятие. Его цель — уточнить знания о времени. На занятии используются модель времени, примененная на предыдущем занятии, и однотонные, фишки. Ход занятия Воспитатель. Как называются сутки, которые недавно прошли? (Вчера.) Как называются сутки, в которых мы живем в настоящий момент? (Сегодня.) Как называются сутки, которые скоро наступят? (Завтра.) У вас на столах лежат линейки, которыми вы пользовались на прошлом занятии, но к ним добавились фишки. Задание: внимательно послушать отрывок из стихотворения, взять фишку и положить в соответствующее по тексту окошко.
Чтоб скорей дождаться Завтрашнего дня, Дети спать ложатся Рано без огня. (А. Барто)
О каких сутках говорится в стихотворении? (О завтрашних.) Они были или будут? (Будут.) В какое из трех окошек вы положите фишку? (В верхнее.) Воспитатель читает отрывки из известных стихотворений; по окончании определяется, сколько было прочитано текстов на тему «вчера», «сегодня», «завтра» (по количеству фишек в каждом окошке). Вчера Мама! Глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело. Посветлело, побелело,— Видно, есть мороз. (А. Фет)
Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. (А. Фет)
|