Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Старший дошкольный возраст — шестой год жизни





Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование временных представлений // Дошк. восп. – 1988 - № 3.

Формирование временных представлений

Старший дошкольный возраст — шестой год жизни.

«Необходимо улучшить организацию воспитания и обучения детей дошкольного возраста» — так сказано в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Это озна­чает, что педагогам начального звена обучения предъявляются более высокие требования к активному поиску новых средств, методов и при­емов, которые будут способствовать более прочному формированию знаний, умений, навыков в учебной деятельности дошкольников. С этих позиций обоснованы, уточнены объем и содержание новой «Программы воспитания и обучения в детском саду». В частности, программа предусматривает (начиная со второй младшей группы) развитие ориентировки детей во времени. Круг знаний и умений детей в данной области знаний в каждой возрастной группе усложняется, уточ­няется. На его основе базируются новые знания, их практическое примене­ние. На примере организации учебно-воспитательной работы в старшей группе мы постараемся развернуть программные задачи по формирова­нию у детей временных представлений и понятий.

В старшей группе «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает: закреплять и углублять временные представ­ления: день, ночь, утро, вечер, сегодня, вчера, завтра (I квартал); ознакомить с днями недели (II квартал); формировать знания о том, какой день недели был вчера, какой — сегодня и какой будет завтра (III квартал). Исходя из этого положения, мы разработали (с учетом анализа всех методических пособий на эту тему) конспекты занятий. Одна из программных задач формировать конкретные временные пред­ставления и понятия, развивать умения практически использовать свои знания в разнообразной деятельности. На занятиях и вне — во время игр, наблюдений, бесед, чтения — мы использовали вербальные, прак­тические, наглядные методы и приемы, широко применяли различные модели, дидактические игры: «Части суток», «Вчера, сегодня, завтра», «Будь внимательным!», которые по характеру своей выразительности и обобщенности позволяли успешно решать поставленные задачи. Такая методика обеспечивала необходимую логическую последовательность, поэтапность в работе.

Работа протекала в следующей последовательности.

Сентябрь. Подготовительный этап наблюдения за местонахожде­нием на небосклоне солнца, цветом неба в первой половине дня, рассмат­ривание иллюстраций о труде взрослых и соотнесение их трудовой деятельности с каждой частью суток. Завершающий этап: занятие в конце сентября. Составная часть его программного содержания — углуб­лять представления о четырех частях суток.

Первое наблюдение в природе. Его цель: обратить внимание на главный признак утра — низкое местонахождение солнца по отноше­нию к земле, характерный цвет неба в утренние часы. В процессе наблюдения воспитатель задавал вопросы: «Когда мы встретились сегодня, какая часть суток была? Что в природе подсказывает, что сейчас утро? Какого цвета утреннее небо? Отличается ли утренний цвет неба от ночного? Что еще вы можете рассказать об утре?» Для активизации мыслительной деятельности предла­гал загадки. Скажем, «В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет — и всех разбудит» (Солнце.); «Это что за потолок? То он низок, то высок, то он сер, то беловат, то чуть-чуть он розоват. А порой такой красивый — кружевной и синий, синий!» (Небо.) И, разумеется, заканчивал выводом-обобщением. (Такие наблюдения можно проводить и днем и вечером. Их количество определяет уровень знаний, сформированных в предыдущей возрастной группе.)

Второе наблюдение (следующая неде­ля). Перед тем как начать просмотр иллюстра­ций о труде взрослых, воспитатель спрашивал детей, кем работают их мамы и папы, кто они по профессии, когда начинают свою работу. Рассматривая иллюстрации, дети называли про­фессию персонажа. А чтобы было более зани­мательно и интересно, педагог предлагал прослу­шать какой-либо отрывок из стихотворения, например Джанни Родари «Какого цвета ре­месла?»:

Цвет свой особый

У каждого дела.

Вот перед вами

Булочник белый.

Белые волосы,

Брови, ресницы.

Утром встает он

Раньше, чем птицы.

Соответственно приведенному отрывку и зада­вались вопросы: «О человеке какой профессии говорится в стихотворении? Найдите соответст­вующую картинку. Кто еще начинает свой тру­довой день утром? (Водители городского тран­спорта, почтальоны.) А теперь разложите кар­тинки по порядку: кто начинает работу утром, днем?» В заключение воспитатель обобщал от­веты детей.

На занятии решались и такие задачи, как формирование знаний о сутках, частях суток, сменяемости и последующем соотнесении с раз­нообразной деятельностью и детей и взрослых. Для таких занятий подбирались картинки о природе (четыре) с яркой обрисовкой, неба' и местонахождения солнца, картинки,, изобра­жающие деятельность детей и взрослых (по че­тыре), 13—15 моделей, обозначающих сутки. Модель представляла собой круг, разделенный на четыре равные части с наклеенными картин­ками.

Ход занятия:

Воспитатель. Назовите части суток, кото­рые вы знаете.

Услышав правильные ответы, воспитатель по кругу выставляет четыре картинки на тему о при­роде.

Воспитатель. Сколько всего картинок вы видите? Укажите и назовите по этим картинкам части суток. Кто сможет назвать в правильной последовательности, начиная с утра.

Показываются следующие четыре картинки, отображающие разнообразную деятельность де­тей.

Воспитатель. Кто нарисован на этих кар­тинках? Какое время суток?

Рассматриваются еще четыре картинки, тема которых — труд взрослых. Задаются аналогич­ные вопросы.

Заключительная часть занятия — рассматри­вание модели суток круга, разделенного на рав­ные части с наклеенными картинками (утро — дети делают зарядку, день — дети играют и т. д.). Опрос выборочный.

Октябрь. Игры: подвижные — «День и ночь» и дидактические — «Части суток». В конце меся­ца — занятие.

Подвижная игра «День и ночь»

Цель. Закрепление знаний о сутках, активи­зация временных понятий посредством игровой деятельности.

Игровая задача. Развивать быстроту ре­акции, совершенствовать технику бега, увертли­вость.

Правила. Пойманных игроков после подсче­та отпускают: они равноправные участники. Оса­лить можно игрока другой команды только до черты дома. Запрещается убегать в свой дом до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День!» или «Ночь!».

Место проведения. Участок, групповая комната, музыкальный или физкультурный зал.

Содержание. Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1 —1,5 м, по обе стороны от них, параллельно им,— линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих средних линий и повора­чивают лицом к своим домам. По жребию определяется название команд («День», «Ночь»). Воспитатель стоит у средней линии. Он — ве­дущий. (По его команде — «День!» или «Ночь!» — игроки названной команды убегают в дом; за­дача противника — осалить.) Осаленных пе­ресчитывают и, отпускают, команды снова вы­страиваются у средних линий, а воспитатель подает сигнал.

Усложнение первое. Перед подачей сиг­нала воспитатель предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения (например, поднять руки вверх, прогнуться, при­сесть), можно с музыкальным сопровождением. Затем неожиданно подается сигнал.

Усложнение второе. Ведущий игрок — один из воспитанников. Он подбрасывает кар­тонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, а другая — в белый, и, в зависи­мости от того, какой стороной он упадет (чер­ной или белой), командует: «День!» или «Ночь!»

Варианты проводятся с подгруппами для поддержания интереса.

Дидактическая игра «Части суток»

Дидактическая задача. Упражнять де-тей в различении четырех частей суток, в уме­нии применять свои знания.

Игровая задача. Развивать внимание, скорость реакции, выдержку.

Правила. Задача играющего: по сигналу воспитателя быстро занять домик. Выбывает тот, кто до сигнала проявил несдержанность и по­бежал.

Материал и оборудование. Четыре картинки (утро, день, вечер, ночь), на кото­рых изображена природа; подборка стихотворе­ний, кусочек мела.

Содержание. Воспитатель чертит на полу четыре больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к начер­ченным домикам. Воспитатель читает соответ­ствующий отрывок из какого-либо стихотворе­ния, а затем подает сигнал. Отрывки должны характеризовать каждую часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее, интереснее.

Усложнение первое. На полу чертится большой круг, разделенный на четыре равных сектора. Напротив каждого (части круга) уста­навливается картинка. Далее игра продолжается так, как изложено выше, т. е. читается отрывок из произведения, например Е. Трутневой:

Утром мы во двор идем

— Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят... летят... летят...

Или Я.Акима:

Случится, в солнечный денек

Ты в лес уйдешь поглуше —

Присядь попробуй на пенек,

Не торопись... Послушай.

Или С. Есенина:

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою на дороге.

Прислонившись к иве.

Или Э. Мошковской:

Плакали ночью

Желтые клены:

Вспомнили клены,

Как были зелены...

Разумеется, педагог может сам подыскать стихотворения из тех, что полюбились детям, и, конечно, рекомендованные программой.

Для проведения данного занятия требуется изготовить модель суток — три однотонных круга, разделенных на четыре равные части.

Воспитатель (показывает три круга). Ре­бята! Один из трех кругов обозначает «сегодня» (круг закрепляется посередине доски). Круг, который обозначает «вчера», расположим ниже по отношению к «сегодня», а круг «завтра»... Где его место? (Вверху.) Посмотрите на три круга, расположенных друг под другом вертикально, и скажите, сколько частей содержат «вчера», «сегодня», «завтра». (По четыре.)

По ходу занятия воспитатель составляет предложения со словосочетаниями, например: «вчера утром...», «сегодня днем...», «завтра ночью...». Дети на наглядном материале показы­вают, о какой части суток говорится.

Занятие обобщает воспитатель.

Ноябрь. Работа по ориентировке во времени разнообразится. Дети на одном занятии могут послушать сказку, а на последующих двух педа­гог включает такие слова, как «вчера», «сегодня», «завтра».

«Сказка про вчерашний день». (Ильина Е. Я. Шум и шумок.— М.: Детская литература.— 1964.— С. 37. Текст адаптирован согласно воз­растным особенностям.)

Цель. В ненавязчивой форме показать де­тям, как необходимо беречь время.

Жил-был мальчик по имени Сережа. На столе у него стояли часы-будильник, а на стене висел толстый и очень важный отрывной календарь. Часы вечно куда-то спешили, стрелки никогда не стояли на месте и всегда приговаривали: «Тик-так, тик-так — береги время, упустишь — не догонишь...»

Молчаливый календарь свысока посматривал на часы-будильник, ведь он показывал не часы и минуты, а дни. Но однажды и календарь не выдержал и заговорил:

— Эх, Сережа, Сережа! Уже второе ноября, воскресенье, уже подходят к концу эти сутки, а ты еще уроки не сделал...

— Так как,— сказали часы.— Подходит к концу вечер, а ты все бегаешь и бегаешь. Время-то летит, его не догонишь, если упустил.

Сережа только отмахнулся от надоедливых ча­сов и толстого календаря.

Делать уроки Сережа стал тогда, когда за окном наступила темнота. Ничего не видно. Глаза слипаются. Буквы по страницам бегают, как черные муравьи. Положил Сережа голову на стол, а часы ему говорят:

— Тик-так, тик-так... Сколько часов прогулял, сколько минут потерял. Посмотри на календарь, скоро воскресенье уйдет, и ты его больше никогда не вернешь.

Посмотрел Сережа на календарь, а на листке уже не второе число, а третье, и не воскре­сенье, а понедельник.

— Целые сутки потерял,— говорит календарь,— целый день!

— Не беда... Что потеряно, то найти можно,— отвечает Сережа.

— А вот пойди поищи вчерашний день, по­смотрим, найдешь ты его или нет.

— И попробую,— ответил Сережа.

Только это он сказал, как что-то подняло его, закрутило, и оказался он на улице. Осмотрелся Сережа и видит — подъемный кран тащит кверху стену с дверью и окнами, новый дом растет все выше и выше, и строители подни­маются все выше и выше. Работа у них так и спорится. Ни на что не обращают внимание рабочие, спешат дом построить для других людей. Закинул голову Сережа и как закричит:

— Дяденьки! Не видать ли вам сверху, куда вчерашний день ушел?

— Вчерашний день? — спрашивают строите­ли.— А зачем тебе вчерашний день?

— Уроки сделать не успел,— ответил Сережа.

— Плохо твое дело,— говорят строители.— Мы вчерашний день еще вчера обогнали, а завтраш­ний сегодня обгоняем.

«Вот чудеса,— думает Сережа.— Как же можно завтрашний день обогнать, если он еще не при­шел?»

И вдруг видит — мама идет.

— Мама, где бы мне вчерашний день найти? Понимаешь, я его как-то нечаянно потерял... Только ты не беспокойся, мамочка, я его обяза­тельно найду.

— Вряд ли ты его найдешь,— ответила мама.— Вчерашнего дня уже нет, есть только от него след в делах человека.

И вдруг прямо на земле развернулся ковер с красными цветами.

— Вот наш вчерашний день,— говорит мама.— Этот ковер мы вчера на фабрике соткали.

Только хотел Сережа получше рассмотреть цветы на ковре, как вдруг ковер зашевелился, концы его поднялись, подхватил он Сережу и по­летел. Сережа захотел закричать изо всех сил и вдруг видит, что это не ковер, а самолет, а самолетом летчик управляет.

— Товарищ летчик,— говорит Сережа,— как хорошо, что вы взяли меня с собой. Давайте вчерашний день на самолете догоним. А то часы все время говорят, что время летит, а мы еще быстрее полетим и догоним!

— Как бы ты быстро ни летел, а вчерашний день нам не догнать,— ответил летчик.— Его вчера ловить надо было, а не пускаться сейчас за ним вдогонку...

Расстроили слова летчика Сережу, и отвернулся он к иллюминатору. Видит, облачко плывет, при­гляделся получше, а то вовсе не облачко, а бу­дильник.

— Динь-дилинь! — смеется будильник.— Куда летишь, мальчик?

— Вчерашний день ищу,— ответил Сережа.

— Кто вчерашний день ищет, тот сегодняшний день теряет,— говорит будильник.

И вдруг видит Сережа другое облачко плывет и начинает превращаться в календарь. Посмотрел мальчик на листок календаря, да так и ахнул...

И уже не понедельник, а вторник, и на нем уже число 4 ноября!

— Вторник! — ахнул Сережа.— А как же школа? Я уже два дня потерял!

Тут что-то в самолете стукнуло... Сережа вскрикнул и открыл глаза. Над Сережей стояла его мама.

— Что с тобой, сынок? Чего ты так испугался?

— А какой сегодня день? — спрашивает Се­режа.

— Воскресенье, но уже вечер подходит к концу, пора спать.

— Вот хорошо! — говорит Сережа.— Значит, я не до конца потерял вчерашний день, то есть сегодняшний?

— Почти потерял,— со вздохом ответила ма­ма.— Ну да ладно, ничего не поделаешь. Попро­буй его еще догнать, пока он и вправду не стал вчерашний. Да смотри в другой раз не теряй зря своих дней.

— Так-так,— сказали часы.

Календарь ничего не сказал, но думал скорее всего то же самое.

Это был очень умный календарь. Он знал много, да помалкивал.

Воспитатель. О чем эта сказка? Что в сказке сказочное, а что настоящее? Как назы­вался день, который искал Сережа? Почему Се­режа его чуть не потерял? Можно ли вернуть дни, которые прошли?

В середине ноября как составная часть заня­тия включается задача на закрепление поня­тий «вчера», «сегодня», «завтра». Демонстрацион­ный материал — модель в виде линейки с тремя круглыми окошками (размер 15X30 см, диаметр окошек 8 см). На каждого ребенка изготав­ливаются плоскостные модели, но меньшего раз­мера (8X20 см, диаметр окошек 4—5 см), набор картинок по размеру окошек.

Ход занятия

Воспитатель. Какими словами люди обоз­начают прошедший и настоящий день? («Вчера», «Сегодня».) Чем отличается слово «вчера» от слова «сегодня»? (Было, есть.) Дети, в руках у меня линейка с тремя вырезанными окош­ками, которые обозначают трое суток. Нижнее окошко — это «вчера», среднее — «сегодня», а верхнее обозначает «завтра». У вас тоже есть такие линейки и рядом с ними — разнообраз­ные картинки. Посмотрите, что на них нари­совано. Можно ли по этим картинкам расска­зать, какие события были вчера, а какие насту­пят завтра? (Можно, но трудно.) Чем необхо­димо воспользоваться, чтобы рассказать о собы­тиях как бы недавно прошедших или о насто­ящих, будущих? (Линейкой.) Если вы вставите картинку в нижнее окошко, то как расскажете о событиях, изображенных на этой картинке? (Как о вчерашних.) Почему? (Показывает ниж­нее окошко.)

По заданию воспитателя дети приступают к работе.

Воспитатель. Возьмите три особо понравившиеся картинки, вложите в окошки линейки. Расскажите, что у вас нарисовано на нижней, средней, верхней картинках, употребляя обяза­тельно слова «вчера», «сегодня», «завтра».

Дети должны дать короткий связный рассказ.

Занятие обобщает воспитатель.

Формирование понятий «вчера», «сегодня», «завтра», как показывает опыт, дошкольники осваивают с трудом. Поэтому в конце ноября можно провести еще одно занятие. Его цель — уточнить знания о времени. На занятии исполь­зуются модель времени, примененная на преды­дущем занятии, и однотонные, фишки.

Ход занятия

Воспитатель. Как называются сутки, ко­торые недавно прошли? (Вчера.) Как называ­ются сутки, в которых мы живем в настоящий момент? (Сегодня.) Как называются сутки, ко­торые скоро наступят? (Завтра.) У вас на столах лежат линейки, которыми вы пользовались на прошлом занятии, но к ним добавились фишки. Задание: внимательно послушать отрывок из стихотворения, взять фишку и положить в соот­ветствующее по тексту окошко.

 

Чтоб скорей дождаться

Завтрашнего дня,

Дети спать ложатся

Рано без огня.

(А. Барто)

 

О каких сутках говорится в стихотворении? (О завтрашних.) Они были или будут? (Будут.) В какое из трех окошек вы положите фишку? (В верхнее.)

Воспитатель читает отрывки из известных стихотворений; по окончании определяется, сколь­ко было прочитано текстов на тему «вчера», «сегодня», «завтра» (по количеству фишек в каж­дом окошке).

Вчера

Мама! Глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело.

Посветлело, побелело,—

Видно, есть мороз.

(А. Фет)

 

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

(А. Фет)

 

Date: 2015-09-05; view: 528; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию