Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сегодня





В сад сегодня выносить

Мы не будем Машу.

На морозе простудить

Можно куклу нашу.

(О. Кригер)

 

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

(С. Есенин)

Завтра

«Завтра вы спать еще будете, детки,

А уж мы все понесемся на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,

Ветер листы не срывает с ветвей,

Солнышко в тучи не прячется там...» —

«Скоро ли, птичка, вернешься ли к нам?»

(А. Плещеев)

 

Завтра утром

Рано встанем

И увидим: на окне

Мчат серебряные сани

По серебряной стране.

(В. Степанов)

Декабрь. Детям предлагается игра «Вчера. Сегодня. Завтра»: организовывается наблюдение в природе (вторая половина дня), а в конце месяца занятие на тему: «Сутки, части суток».

Дидактическая игра «Вчера. Сегодня. Завтра»

Дидактическая задача. В игровой фор­ме упражнять в активном различении времен­ных понятий «вчера», «сегодня», «завтра»:

Игровая задача. Действовать по сигна­лу воспитателя. Во время бега не наталкиваться друг на друга.

Правила. Выигрывает тот, который первым добежал до домика. Проигрывает тот, кто начи­нает действовать раньше сигнала, поданного воспитателем.

Место и оборудование. Групповая ком­ната, зал, участок, три модели линейки с тре­мя вертикально нарисованными кругами: один красный, два белых.

На первой модели — «вче­ра» — нижний круг красный, два верхних бе­лые; на второй — «сегодня» — средний круг красный, верхний и нижний белые; на третьей — «завтра» — верхний круг красный, два нижних белые; кусочек мела.

Содержание. По углам групповой комнаты (зала, участка) мелом рисуют на полу три доми­ка. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, берясь за руки, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихот­ворения. По окончании останавливаются, а воспи­татель громко произносит: «Да, да, да, это было... вчера!»

Дети бегут к домику под названием «вчера». Победитель, т. е. прибежавший первым, получа­ет карточку, на которой изображены сутки в виде модели. Затем все возвращаются в круг, игра продолжается.

Усложнение первое. Тот, кто прибежал последним, тоже может получить карточку, если придумает предложение, в составе которого сло­ва «вчера», «сегодня», «завтра».

В декабре еще один из видов работы по закреп­лению знаний о частях суток — наблюдение во второй половине дня за местонахождением солнца и цветом неба. Вопросы, народные при­меты, загадки («Светит, светит и не гаснет, как костер сияет ясный, ходит в небе круг за кругом — и тепло во всей округе. Но зимой как будто тлеет: светит так же, но не греет. Что же это? Смотрит, смотрит все в оконце с...»), худо­жественные произведения — вот арсенал пе­дагога. Наблюдения освежают ранее получен­ные впечатления, способствуют дальнейшему практическому выполнению заданий по ориенти­ровке во времени. Желательно их проводить в ясную погоду, чтобы хорошо было видно солнце, не было туч на небосклоне.

В один из последующих дней воспитатель на занятии предлагает несколько прямоуголь­ных листков сине-голубой бумаги, четыре желтых кружочка, обозначающих солнце, разноцветные — розового, белого, синего, черного — прямоуголь­ные фишки (размером 3X10 см).

Ход занятия

Воспитатель. Какие части суток вы знаете? Назовите все части по порядку. Сколько всего частей в одних сутках? Так, а теперь задания (они базируются на ранее проведенных наблю­дениях в природе).

Задание первое. Из множества цветных прямоугольных листков, каждый из которых обоз­начает измененный цвет неба в каждое время суток, выбрать только четыре и разложить в последовательности: утро, день, вечер, ночь.

Задание второе. Возьмите три желтых кружочка — это солнце,— при их помощи по­кажите местонахождение солнца в каждой части суток, используя четыре цветных прямоугольных листка.

Для облегчения задаются вопросы. Воспитатель. В какое время суток солнце стоит высоко над землей? А когда его вообще не видно?

Задание третье. Из множества прямо­угольных фишек выберем четыре: розовую, бе­лую, синюю, черную — и положим каждую под определенный лист бумаги.

Выполнение задания контролируется вопросами.

Воспитатель. Что обозначает фишка чер­ного, розового, синего цветов? Почему мы от­считали четыре фишки?

Опыт показал: после проведения серии таких заданий почти все дети усваивают эти понятия, самостоятельно ориентируются в четырех частях суток.

Январь. Работа начинается проведением дидак­тической игры «Части Суток», но в услож­ненном варианте.

Дидактическая игра «Части суток»

Дидактическая задача. Углубить зна­ния детей о частях суток, активизировать их умственную деятельность, формировать умение применять знания в игре, развивать абстракт­ное мышление.

Игровая задача. Развивать внимание, скорость реакции, выдержку.

Правила. Действовать по сигналу воспита­теля.

Материал и оборудование. Четыре флажка — розового, белого, синего, черного цвета, подборка стихотворений, мел для выполнения модели «части суток».

Содержание. Начерченный на полу круг делится на четыре разных сектора. В каждом устанавливается флажок. Воспитатель закрепляет за каждым флажком название части суток. Дети на расстоянии 5—6 м, выстроившись в шеренгу, становятся напротив круга. Воспитатель читает отрывок из какого-либо стихотворения (так, чтобы часть суток не называлась). Иг­рающие должны побежать и занять соответ­ствующий сектор круга.

Например:

Встала баба снеговая

В белом зипуне.

Но темнеет — вот досада! —

Гаснет свет зари.

По домам ребятам надо,

Что ни говори!

(А. Барто)

Или:

Да и вам, дорогие дети,

Спать не следует при свете.

Для того чтоб видеть сны,

Лампы вовсе не нужны.

(С. Маршак)

Воспитатель (по прочтении отрывка). Когда это бывает? (Подает сигнал: «Игра нача­та!»)

Дидактическая игра «Вчера. Се­годня. Завтра».

Дидактическая задача. Соединить по­нятия «вчера», «сегодня», «завтра» со знанием частей суток, ввести в активный словарь дан­ные понятия.

Игровая задача. Бегать, не мешая друг другу.

Правила. Выигрывает тот, кто первым до­бежит до домика. Проигрывает тот, кто не под­чиняется сигналу.

Место и оборудование. Группа, зал, участок; три модели-линейки с тремя вертикаль­но вырезанными (нарисованными) кругами. На модели, обозначающей «вчера», нижний круг разделен на четыре цветных сектора: розовый, белый, синий, черный, что соответствует четырем частям суток, два верхних круга белого цвета.

На модели, обозначающей «сегодня», средний круг четырехцветный, а верхний и нижний — белого цвета. На модели, обозначающей «завтра», верхний круг четырехцветный, два нижних — белые..

Содержание. По углам комнаты (зала, участка) мелом на полу рисуют три домика: «вчера», «сегодня», «завтра». В каждый домик помещается соответствующая модель. Дети обра­зуют круг, берутся за руки и, водя хоровод, начинают читать стихотворение. По окончании чтения воспитатель подает сигнал. Дети бегут в определенный домик. Выйти из домика можно лишь в том случае, когда кто-то из играющих при­думает предложение, в котором встречаются слова «утро», или «сегодня», или «вечер», или «вчера» и т. д. Победитель поощряется словом или карточ­кой, на которой изображены сутки в виде модели.

В ранее описанном варианте игры «Вчера. Сегодня. Завтра» местоположение красного круга обозначало соответствующие сутки. В данном ва­рианте он заменен на четырехцветный (части суток), но его нахождение на модели отражает прежние понятия: «вчера» (внизу), «сегодня» (в середине), «завтра» (вверху).

Январь. С начала месяца воспитатель посте­пенно сообщает, какой день недели сегодня и ка­кие занятия на сей день предусмотрены. Тем самым готовится основа практического умения детей ориентироваться в днях недели. В конце месяца можно провести контрольную беседу. Ее цель — выявить стихийные знания детей о днях недели, приобретенные в процессе общения с роди­телями, с другими взрослыми, со школьниками. Эти знания необходимо связывать с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».

Февраль. Проводятся занятия, цель которых — познакомить детей с названиями дней недели, с их некоторыми особенностями. В свободное время желательно прочитать стихотворение (его текст приводится далее) с использованием календаря «Дни недели», а в конце месяца предложить игру «Лови, бросай, дни недели называй».

Что представляет собой календарь «Дни неде­ли»? Это планшет (30X40 см), на котором рас­положены семь белых кругов (диаметр 8 см). На каждый круг наклеены черные маленькие кружочки — от одного до семи (порядковый номер дня недели). Посередине планшета за­креплена подвижная стрелка, показывающая день недели.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята! Предлагаю вам за­гадку: «Что за птицы пролетают? По семерке в каждой стае, вереницею летят, не воротят­ся назад»? (Дни недели.) О чем эта загадка? Как вы догадались, что это о днях недели? (Вы­вешивает календарь «Дни недели».) Как вы ду­маете, сколько дней в одной неделе? Посмотрите

на календарь, по которому точно можно опреде­лить количество дней в неделе. (Дети вместе с воспитателем считают дни на календаре.) Значит в одной неделе семь суток (дней) и у каждого дня есть свое название и свой порядковый номер. Какие дни недели вы уже запомнили? (Дети выборочно называют.)

Рабочая неделя начинается с понедельника — первый день недели. Это можно узнать, глядя на наш календарь. Круг с одним черным кружочком обозначает понедельник, с двумя — вторник. (Объясняя, воспитатель показывает все на кален­даре и, таким образом, рассказывает о каждом дне недели.) Сегодня среда. Как вы думаете, где сейчас должна находиться стрелочка? (На белом круге с тремя черными кружочками.) Посмотри­те на календарь и скажите, какой день недели будет завтра. (Четверг.) Куда продвинется стре­лочка — вперед или назад? Почему вы так думаете? А сейчас мы повторим все дни недели. (Дети называют все дни недели, начиная с по­недельника.) А сейчас игра на внимание. Когда я скажу слово «ночь», вы закроете глаза, а я листом бумаги прикрою любой день неде­ли. (Игра повторяется несколько раз.)

После этого занятия календарь вывешивается на постоянное место — в уголке живой приро­ды. К нему обращаются по мере надобности: когда дети дежурят, когда предусмотрена индиви­дуальная работа.

В свободное время педагог может прочитать забавное стихотворение 3. Александровой «Но­вая столовая». Хорошо, если у воспитателя бу­дут заранее заготовлены иллюстрации птиц и мо­дели дней недели, имеющие форму круга. Во время чтения стихотворения иллюстрации будут последовательно раскладываться по кругу на дни недели (модели).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри.

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев —

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний —

Путешественник-скворец...

Вот и песенке конец.

 

По прочтении уточняется, в какой день неде­ли прилетели птицы — снегири, воробьи. Если кто-либо испытывает затруднение, педагог может иллюстрацию соотнести с определенным днем не­дели на календаре. В конце занятия еще раз закрепляются порядковые номера дней недели. Следующее закрепление материала — совместная игра воспитателя с детьми. (Минский Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня.— М.: Просвещение.— 1983.— С. 39. Наш вариант игры упрощен и включает задачи: дидактиче­скую, игровую, правила. Однако основа игры аналогична ранее названной.)

Подвижная игра «Лови, бросай, дни недели называй!»

Дидактическая задача. Упражнять де­тей называть дни недели в правильной после­довательности.

Игровая задача. Подбрасывать мяч вверх двумя руками, стараясь поймать его. Мяч не должен касаться пола, земли.

Правила. Побеждает та команда, у кото­рой в конце игры осталось наибольшее коли­чество игроков.

Место проведения игры и оборудо­вание. Участок группы, физкультурный зал, групповая комната, мяч.

Содержание. Детей делят на две команды (количество игроков должно быть равным). Капитаны, установив очередность (с помощью считалочки), выстраивают свои команды в две ко­лонки, игра начинается. Первый игрок подбра­сывает мяч, ловит его двумя руками, называя при этом последовательно дни недели. На один бросок приходится одно название дня. (Следо­вательно, всего должно быть семь бросков.) Пер­вый игрок передает мяч следующему, а сам пере­ходит в конец колонки. Если игрок ошибся (уронил мяч, неправильно назвал день недели), он выбывает. Выигрывает та команда, в составе которой под конец наибольшее количество участ­ников.

Продолжается работа по формированию знаний и умений ориентироваться в днях недели. На одном из занятий проводится дидактическое уп­ражнение «Я начну, ты продолжай, дни недели называй...». В конце месяца — занятие (одна его часть), в ходе которого дети учатся после­довательно называть, какой день неделибыл вче­ра, какой день сегодня и какой день будет завтра.

Дидактическая игра «Неделя, стройся!» (См.: Дошкольное воспитание.— 1979.— № 1.— С. 28.)

Дидактическая задача. В игровой фор­ме повторить название дней недели, их последо­вательность.

Игровая задача. По сигналу быстро най­ти место в шеренге.

М е с т о и проведения игры и оборудо­вание. Карточки-символы (размер, форма соответственно календарю «Дни недели»), группо­вая комната.

Содержание. Участники игры получают карточки-символы дней недели. Прежде чем де­ти прикрепят их к груди, называется день недели, порядковый номер играющего. Игроки выстраива­ются в шеренгу и запоминают свое Место. Под звуки бубна дети начинают активно двигаться. С подачей последнего сигнала они быстро вы­страиваются в шеренгу. Ведущий проверяет пра­вильную последовательность построения недели. Во время проверки дни недели называются вслух.

Усложнение первое. Воспитатель раздает 14 карточек-символов (две недели). Получив их, дети выстраивают недели — одну и вторую. Каждый участник находит глазами свою пару из другой недели. Под звуки бубна (или музыкаль­ного сопровождения) ребята начинают двигаться. С подачей последнего сигнала каждый играющий находит свою пару.

Усложнение второе. Воспитатель раздает семь карточек-символов, игра продолжается, как в первом варианте, но в ходе ее воспи­татель незаметно одному из участников пред­лагает спрятаться. Звучит сигнал «Неделя, стройся!». Участники находят свое место и опреде­ляют, какой же день недели спрятался.

Игра возобновляется тогда, когда дети пра­вильно назовут потерянный день недели и имя это­го участника.

Дидактическое упражнение «Я нач­ну, ты продолжай, дни недели называть!»

Оборудование: мяч.

Участники. Воспитатель и дети — стоят в Шеренге перед ним.

Воспитатель ( бросает мяч). Понедельник.

1-й ребенок (возвращает мяч). Вторник. Воспитатель (бросает мяч). Среда.

2-й ребенок (возвращает мяч). Четверг. Когда воспитатель убедился, что дети хорошо усвоили последовательность дней недели, он мо­жет предложить им назвать их в обратном порядке или вчерашний день недели (предыду­щий) по отношению к названному (торопить с ответом не следует).

Перечисленные варианты упражнения исполь­зуются как в индивидуальной работе, так и с подгруппой (группой) детей.

На занятиях по математике уточняются зна­ния детей о времени. Понятия «вчера», «сегод­ня», «завтра» объединяются со знанием дней недели. Для занятия необходимы: модель календа­ря «Дни недели», модель дней недели — круг­лые числовые карточки (7 штук на каждого ребен­ка).

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, я вам загадаю загад­ку: «Семь братьев, ростом одинаковые, имена­ми разные». (Воспитатель помещает на середину 12 доски модель календаря «Дни недели» и обраща­ется к детям.) Назовите дни недели по поряд­ку. Назовите, кто сосед понедельника, среды, четверга, пятницы. Какой сегодня день недели? (Среда.) Как называется вчерашний день недели? (Вторник.) Этот день был или будет? Как назы­вается завтрашний день недели? (Четверг.) Вы­ложите в правильной последовательности дни не­дели, используя числовые карточки. (Задание для самостоятельной работы.)

У меня в руке листок бумаги (новое задание), им я буду закрывать любой день недели на ваших столах. Вы должны догадаться, какой день неде­ли у вас закрыт, назвать его, а также день недели вчерашний и завтрашний по отношению к закры­тому.

Воспитатель проходит между рядами и выбороч­но накрывает любой день недели. Таким образом дети упражняются в назывании дней недели.

Апрель. Ранее полученные знания закрепляют­ся в дидактической игре «Будь внимательным». В свободное время дети смотрят диафильм «Еме-лина неделя».

Дидактическая игра «Будь внима­тельным!»

Дидактическая задача. Продолжать уг­лублять знания детей о времени, включать в активный словарь понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Игровая задача. Бегать активно, не на­талкиваясь друг на друга.

Правила. Если ловишка притронется рукой к игроку, то осаленный становится ловишкой.

Материал и оборудование. Три моде­ли-линейки с тремя верт.икально нарисованными кругами: один — красный, два остальных — белые (смотри дидактическую игру «Вчера. Сегод­ня. Завтра»); дни недели (семь кругов).

Содержание. По углам комнаты (участка) мелом рисуются три домика. В каждый помещает­ся модель вчерашних, сегодняшних и завтрашних суток. Воспитатель предлагает ловишкам занять место в середине круга. Дети берутся за руки и ведут вокруг ловишек хоровод, произнося при этом знакомые слова, например:

Мы веселые ребята. Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!

По сигналу воспитателя «Лови!» дети врассып­ную бегут от ловишек. Те же стараются осалить кого-либо из них. Осаленных ведут в домики. Пойманный игрок должен назвать домик, глядя на модель-линейку, затем выбрать любой день неде­ли (одну круглую числовую карточку) и при­думать интересное предложение, в котором бы встречались слова — название дня недели и су­ток. Правильный ответ означает: игра может возобновиться.

Через неделю-полторы воспитатель включает в очередное занятие по математике следующие программные задачи по ориентировке детей во времени: закрепить знания детей о днях недели, их последовательную сменяемость посредством ре­шения логических задач познавательного харак­тера. На занятии необходим календарь «Дни недели» (демонстрационный материал) и сюжет­ная картина или самостоятельно выполненные ри­сунки детей для каждого воспитанника. Ра­зумеется, детские рисунки повысят активность участников, их интерес к занятию. Кроме того, обеспечивается и межпредметная связь, где одно занятие дополняется другим (рисование, мате­матика), а в целом претворяется единая цель.

Ход занятия

Воспитатель (вывешивая календарь «Дни недели»). Сколько всего дней в одной неделе? Назовите их. Назовите последовательно дни недели. Назовите, кто соседи понедельника, четвер­га, среды. Что раньше приходит: четверг или среда? пятница или суббота? Решите такие зада­чи.

Маша приехала в гости к бабушке в четверг, а ее брат Коля на один день раньше. В какой день недели приехал Коля? Кто из детей гостил у бабушки дольше, если возвратились они вместе?

Встретились две подружки. Одна из них гово­рит: «Я вчера, в воскресенье, ходила с мамой на сборник мультфильмов «Ну, погоди!». «А я завтра пойду»,— ответила другая. В какой день недели встретились девочки?

Во второй половине дня воспитатель мо­жет предложить детям посмотреть диафильм «Емелина неделя». К этому времени дети долж­ны хорошо усвоить дни недели, их последователь­ность, осознать, какой игровой, учебной деятель­ностью наполняются будни, проведенные в детском саду, поэтому они поймут юмористическое со­держание диафильма.

Мы спросили у Емели:

— Назови нам дни недели. Стал Емеля вспоминать. Стал Емеля называть:

Понедельник.

— Дядька крикнул мне «Бездельник!»

Это было в понедельник.

Вторник.

На забор я лез, и дворник

Гнал метлой меня во вторник.

Среда.

В среду я ловил жука

И свалился с чердака.

Четверг.

Воевал в четверг с котами

И застрял под воротами.

Пятница.

В пятницу дразнил собаку

—Изорвал себе рубаху.

Суббота.

А в субботу — вот потеха!

— На свинье верхом поехал.

Воскресенье.

В воскресенье отдыхал —

На мосту сидел, дремал,

Да с моста свалился в реку.

Не везет же человеку!

Так у нашего Емели

Дни недели пролетели!..

После просмотра — беседа.

Воспитатель. А как у нас в детском саду проходит неделя? Какими играми заполнен каждый день? Что вы скажете о Емелиной неделе?,как вы понимаете пословицу «У лени семь праздников в неделю»?

 

Май. На этот месяц педагог может спланировать как в свободное время, так и во время занятий дидактические игры, упражнения, облег­ающие формирование умения ориентироваться

0 времени. В конце месяца — контрольное занятие, цель которого — выявить уровень усвоения знаний о сутках, о понятиях «вчера», сегодня», «завтра», о днях недели.

Итак, суть нашей методики — единство и взаимосочетание коллективных и индивидуальных норм работы, использование практических, наглядных, вербальных методов, широкое применение различных видов наглядности в виде плоскостных моделей. Особое внимание мы уделяли последовательности в расположении учебного материала по ориентировке во времени. Итоговые занятия в конце учебного года показали, что дети накопили осознанные знания, которые позволяют им в дальнейшем (на седьмом году жизни) строить учебную работу на более высоком уровне, активно использовать модели времени, в частности объемные.

 

ЩЕРБАКОВА,

кандидат педагогических наук,

Date: 2015-09-05; view: 605; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию