Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сегодня ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В сад сегодня выносить Мы не будем Машу. На морозе простудить Можно куклу нашу. (О. Кригер)
Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. (С. Есенин) Завтра «Завтра вы спать еще будете, детки, А уж мы все понесемся на юг. Нет там ни стужи теперь, ни дождей, Ветер листы не срывает с ветвей, Солнышко в тучи не прячется там...» — «Скоро ли, птичка, вернешься ли к нам?» (А. Плещеев)
Завтра утром Рано встанем И увидим: на окне Мчат серебряные сани По серебряной стране. (В. Степанов) Декабрь. Детям предлагается игра «Вчера. Сегодня. Завтра»: организовывается наблюдение в природе (вторая половина дня), а в конце месяца занятие на тему: «Сутки, части суток». Дидактическая игра «Вчера. Сегодня. Завтра» Дидактическая задача. В игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра»: Игровая задача. Действовать по сигналу воспитателя. Во время бега не наталкиваться друг на друга. Правила. Выигрывает тот, который первым добежал до домика. Проигрывает тот, кто начинает действовать раньше сигнала, поданного воспитателем. Место и оборудование. Групповая комната, зал, участок, три модели линейки с тремя вертикально нарисованными кругами: один красный, два белых. На первой модели — «вчера» — нижний круг красный, два верхних белые; на второй — «сегодня» — средний круг красный, верхний и нижний белые; на третьей — «завтра» — верхний круг красный, два нижних белые; кусочек мела. Содержание. По углам групповой комнаты (зала, участка) мелом рисуют на полу три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие. Дети, берясь за руки, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко произносит: «Да, да, да, это было... вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Победитель, т. е. прибежавший первым, получает карточку, на которой изображены сутки в виде модели. Затем все возвращаются в круг, игра продолжается. Усложнение первое. Тот, кто прибежал последним, тоже может получить карточку, если придумает предложение, в составе которого слова «вчера», «сегодня», «завтра». В декабре еще один из видов работы по закреплению знаний о частях суток — наблюдение во второй половине дня за местонахождением солнца и цветом неба. Вопросы, народные приметы, загадки («Светит, светит и не гаснет, как костер сияет ясный, ходит в небе круг за кругом — и тепло во всей округе. Но зимой как будто тлеет: светит так же, но не греет. Что же это? Смотрит, смотрит все в оконце с...»), художественные произведения — вот арсенал педагога. Наблюдения освежают ранее полученные впечатления, способствуют дальнейшему практическому выполнению заданий по ориентировке во времени. Желательно их проводить в ясную погоду, чтобы хорошо было видно солнце, не было туч на небосклоне. В один из последующих дней воспитатель на занятии предлагает несколько прямоугольных листков сине-голубой бумаги, четыре желтых кружочка, обозначающих солнце, разноцветные — розового, белого, синего, черного — прямоугольные фишки (размером 3X10 см). Ход занятия Воспитатель. Какие части суток вы знаете? Назовите все части по порядку. Сколько всего частей в одних сутках? Так, а теперь задания (они базируются на ранее проведенных наблюдениях в природе). Задание первое. Из множества цветных прямоугольных листков, каждый из которых обозначает измененный цвет неба в каждое время суток, выбрать только четыре и разложить в последовательности: утро, день, вечер, ночь. Задание второе. Возьмите три желтых кружочка — это солнце,— при их помощи покажите местонахождение солнца в каждой части суток, используя четыре цветных прямоугольных листка. Для облегчения задаются вопросы. Воспитатель. В какое время суток солнце стоит высоко над землей? А когда его вообще не видно? Задание третье. Из множества прямоугольных фишек выберем четыре: розовую, белую, синюю, черную — и положим каждую под определенный лист бумаги. Выполнение задания контролируется вопросами. Воспитатель. Что обозначает фишка черного, розового, синего цветов? Почему мы отсчитали четыре фишки? Опыт показал: после проведения серии таких заданий почти все дети усваивают эти понятия, самостоятельно ориентируются в четырех частях суток. Январь. Работа начинается проведением дидактической игры «Части Суток», но в усложненном варианте. Дидактическая игра «Части суток» Дидактическая задача. Углубить знания детей о частях суток, активизировать их умственную деятельность, формировать умение применять знания в игре, развивать абстрактное мышление. Игровая задача. Развивать внимание, скорость реакции, выдержку. Правила. Действовать по сигналу воспитателя. Материал и оборудование. Четыре флажка — розового, белого, синего, черного цвета, подборка стихотворений, мел для выполнения модели «части суток». Содержание. Начерченный на полу круг делится на четыре разных сектора. В каждом устанавливается флажок. Воспитатель закрепляет за каждым флажком название части суток. Дети на расстоянии 5—6 м, выстроившись в шеренгу, становятся напротив круга. Воспитатель читает отрывок из какого-либо стихотворения (так, чтобы часть суток не называлась). Играющие должны побежать и занять соответствующий сектор круга. Например: Встала баба снеговая В белом зипуне. Но темнеет — вот досада! — Гаснет свет зари. По домам ребятам надо, Что ни говори! (А. Барто) Или: Да и вам, дорогие дети, Спать не следует при свете. Для того чтоб видеть сны, Лампы вовсе не нужны. (С. Маршак) Воспитатель (по прочтении отрывка). Когда это бывает? (Подает сигнал: «Игра начата!») Дидактическая игра «Вчера. Сегодня. Завтра». Дидактическая задача. Соединить понятия «вчера», «сегодня», «завтра» со знанием частей суток, ввести в активный словарь данные понятия. Игровая задача. Бегать, не мешая друг другу. Правила. Выигрывает тот, кто первым добежит до домика. Проигрывает тот, кто не подчиняется сигналу. Место и оборудование. Группа, зал, участок; три модели-линейки с тремя вертикально вырезанными (нарисованными) кругами. На модели, обозначающей «вчера», нижний круг разделен на четыре цветных сектора: розовый, белый, синий, черный, что соответствует четырем частям суток, два верхних круга белого цвета. На модели, обозначающей «сегодня», средний круг четырехцветный, а верхний и нижний — белого цвета. На модели, обозначающей «завтра», верхний круг четырехцветный, два нижних — белые.. Содержание. По углам комнаты (зала, участка) мелом на полу рисуют три домика: «вчера», «сегодня», «завтра». В каждый домик помещается соответствующая модель. Дети образуют круг, берутся за руки и, водя хоровод, начинают читать стихотворение. По окончании чтения воспитатель подает сигнал. Дети бегут в определенный домик. Выйти из домика можно лишь в том случае, когда кто-то из играющих придумает предложение, в котором встречаются слова «утро», или «сегодня», или «вечер», или «вчера» и т. д. Победитель поощряется словом или карточкой, на которой изображены сутки в виде модели. В ранее описанном варианте игры «Вчера. Сегодня. Завтра» местоположение красного круга обозначало соответствующие сутки. В данном варианте он заменен на четырехцветный (части суток), но его нахождение на модели отражает прежние понятия: «вчера» (внизу), «сегодня» (в середине), «завтра» (вверху). Январь. С начала месяца воспитатель постепенно сообщает, какой день недели сегодня и какие занятия на сей день предусмотрены. Тем самым готовится основа практического умения детей ориентироваться в днях недели. В конце месяца можно провести контрольную беседу. Ее цель — выявить стихийные знания детей о днях недели, приобретенные в процессе общения с родителями, с другими взрослыми, со школьниками. Эти знания необходимо связывать с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра». Февраль. Проводятся занятия, цель которых — познакомить детей с названиями дней недели, с их некоторыми особенностями. В свободное время желательно прочитать стихотворение (его текст приводится далее) с использованием календаря «Дни недели», а в конце месяца предложить игру «Лови, бросай, дни недели называй». Что представляет собой календарь «Дни недели»? Это планшет (30X40 см), на котором расположены семь белых кругов (диаметр 8 см). На каждый круг наклеены черные маленькие кружочки — от одного до семи (порядковый номер дня недели). Посередине планшета закреплена подвижная стрелка, показывающая день недели. Ход занятия Воспитатель. Ребята! Предлагаю вам загадку: «Что за птицы пролетают? По семерке в каждой стае, вереницею летят, не воротятся назад»? (Дни недели.) О чем эта загадка? Как вы догадались, что это о днях недели? (Вывешивает календарь «Дни недели».) Как вы думаете, сколько дней в одной неделе? Посмотрите на календарь, по которому точно можно определить количество дней в неделе. (Дети вместе с воспитателем считают дни на календаре.) Значит в одной неделе семь суток (дней) и у каждого дня есть свое название и свой порядковый номер. Какие дни недели вы уже запомнили? (Дети выборочно называют.) Рабочая неделя начинается с понедельника — первый день недели. Это можно узнать, глядя на наш календарь. Круг с одним черным кружочком обозначает понедельник, с двумя — вторник. (Объясняя, воспитатель показывает все на календаре и, таким образом, рассказывает о каждом дне недели.) Сегодня среда. Как вы думаете, где сейчас должна находиться стрелочка? (На белом круге с тремя черными кружочками.) Посмотрите на календарь и скажите, какой день недели будет завтра. (Четверг.) Куда продвинется стрелочка — вперед или назад? Почему вы так думаете? А сейчас мы повторим все дни недели. (Дети называют все дни недели, начиная с понедельника.) А сейчас игра на внимание. Когда я скажу слово «ночь», вы закроете глаза, а я листом бумаги прикрою любой день недели. (Игра повторяется несколько раз.) После этого занятия календарь вывешивается на постоянное место — в уголке живой природы. К нему обращаются по мере надобности: когда дети дежурят, когда предусмотрена индивидуальная работа. В свободное время педагог может прочитать забавное стихотворение 3. Александровой «Новая столовая». Хорошо, если у воспитателя будут заранее заготовлены иллюстрации птиц и модели дней недели, имеющие форму круга. Во время чтения стихотворения иллюстрации будут последовательно раскладываться по кругу на дни недели (модели). Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед! В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри. Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краев — Стая жадных воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей, А в субботу на пирог Налетело семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Прилетел гонец весенний — Путешественник-скворец... Вот и песенке конец.
По прочтении уточняется, в какой день недели прилетели птицы — снегири, воробьи. Если кто-либо испытывает затруднение, педагог может иллюстрацию соотнести с определенным днем недели на календаре. В конце занятия еще раз закрепляются порядковые номера дней недели. Следующее закрепление материала — совместная игра воспитателя с детьми. (Минский Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня.— М.: Просвещение.— 1983.— С. 39. Наш вариант игры упрощен и включает задачи: дидактическую, игровую, правила. Однако основа игры аналогична ранее названной.) Подвижная игра «Лови, бросай, дни недели называй!» Дидактическая задача. Упражнять детей называть дни недели в правильной последовательности. Игровая задача. Подбрасывать мяч вверх двумя руками, стараясь поймать его. Мяч не должен касаться пола, земли. Правила. Побеждает та команда, у которой в конце игры осталось наибольшее количество игроков. Место проведения игры и оборудование. Участок группы, физкультурный зал, групповая комната, мяч. Содержание. Детей делят на две команды (количество игроков должно быть равным). Капитаны, установив очередность (с помощью считалочки), выстраивают свои команды в две колонки, игра начинается. Первый игрок подбрасывает мяч, ловит его двумя руками, называя при этом последовательно дни недели. На один бросок приходится одно название дня. (Следовательно, всего должно быть семь бросков.) Первый игрок передает мяч следующему, а сам переходит в конец колонки. Если игрок ошибся (уронил мяч, неправильно назвал день недели), он выбывает. Выигрывает та команда, в составе которой под конец наибольшее количество участников. Продолжается работа по формированию знаний и умений ориентироваться в днях недели. На одном из занятий проводится дидактическое упражнение «Я начну, ты продолжай, дни недели называй...». В конце месяца — занятие (одна его часть), в ходе которого дети учатся последовательно называть, какой день неделибыл вчера, какой день сегодня и какой день будет завтра. Дидактическая игра «Неделя, стройся!» (См.: Дошкольное воспитание.— 1979.— № 1.— С. 28.) Дидактическая задача. В игровой форме повторить название дней недели, их последовательность. Игровая задача. По сигналу быстро найти место в шеренге. М е с т о и проведения игры и оборудование. Карточки-символы (размер, форма соответственно календарю «Дни недели»), групповая комната. Содержание. Участники игры получают карточки-символы дней недели. Прежде чем дети прикрепят их к груди, называется день недели, порядковый номер играющего. Игроки выстраиваются в шеренгу и запоминают свое Место. Под звуки бубна дети начинают активно двигаться. С подачей последнего сигнала они быстро выстраиваются в шеренгу. Ведущий проверяет правильную последовательность построения недели. Во время проверки дни недели называются вслух. Усложнение первое. Воспитатель раздает 14 карточек-символов (две недели). Получив их, дети выстраивают недели — одну и вторую. Каждый участник находит глазами свою пару из другой недели. Под звуки бубна (или музыкального сопровождения) ребята начинают двигаться. С подачей последнего сигнала каждый играющий находит свою пару. Усложнение второе. Воспитатель раздает семь карточек-символов, игра продолжается, как в первом варианте, но в ходе ее воспитатель незаметно одному из участников предлагает спрятаться. Звучит сигнал «Неделя, стройся!». Участники находят свое место и определяют, какой же день недели спрятался. Игра возобновляется тогда, когда дети правильно назовут потерянный день недели и имя этого участника. Дидактическое упражнение «Я начну, ты продолжай, дни недели называть!» Оборудование: мяч. Участники. Воспитатель и дети — стоят в Шеренге перед ним. Воспитатель ( бросает мяч). Понедельник. 1-й ребенок (возвращает мяч). Вторник. Воспитатель (бросает мяч). Среда. 2-й ребенок (возвращает мяч). Четверг. Когда воспитатель убедился, что дети хорошо усвоили последовательность дней недели, он может предложить им назвать их в обратном порядке или вчерашний день недели (предыдущий) по отношению к названному (торопить с ответом не следует). Перечисленные варианты упражнения используются как в индивидуальной работе, так и с подгруппой (группой) детей. На занятиях по математике уточняются знания детей о времени. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра» объединяются со знанием дней недели. Для занятия необходимы: модель календаря «Дни недели», модель дней недели — круглые числовые карточки (7 штук на каждого ребенка). Ход занятия Воспитатель. Ребята, я вам загадаю загадку: «Семь братьев, ростом одинаковые, именами разные». (Воспитатель помещает на середину 12 доски модель календаря «Дни недели» и обращается к детям.) Назовите дни недели по порядку. Назовите, кто сосед понедельника, среды, четверга, пятницы. Какой сегодня день недели? (Среда.) Как называется вчерашний день недели? (Вторник.) Этот день был или будет? Как называется завтрашний день недели? (Четверг.) Выложите в правильной последовательности дни недели, используя числовые карточки. (Задание для самостоятельной работы.) У меня в руке листок бумаги (новое задание), им я буду закрывать любой день недели на ваших столах. Вы должны догадаться, какой день недели у вас закрыт, назвать его, а также день недели вчерашний и завтрашний по отношению к закрытому. Воспитатель проходит между рядами и выборочно накрывает любой день недели. Таким образом дети упражняются в назывании дней недели. Апрель. Ранее полученные знания закрепляются в дидактической игре «Будь внимательным». В свободное время дети смотрят диафильм «Еме-лина неделя». Дидактическая игра «Будь внимательным!» Дидактическая задача. Продолжать углублять знания детей о времени, включать в активный словарь понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Игровая задача. Бегать активно, не наталкиваясь друг на друга. Правила. Если ловишка притронется рукой к игроку, то осаленный становится ловишкой. Материал и оборудование. Три модели-линейки с тремя верт.икально нарисованными кругами: один — красный, два остальных — белые (смотри дидактическую игру «Вчера. Сегодня. Завтра»); дни недели (семь кругов). Содержание. По углам комнаты (участка) мелом рисуются три домика. В каждый помещается модель вчерашних, сегодняшних и завтрашних суток. Воспитатель предлагает ловишкам занять место в середине круга. Дети берутся за руки и ведут вокруг ловишек хоровод, произнося при этом знакомые слова, например: Мы веселые ребята. Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать! По сигналу воспитателя «Лови!» дети врассыпную бегут от ловишек. Те же стараются осалить кого-либо из них. Осаленных ведут в домики. Пойманный игрок должен назвать домик, глядя на модель-линейку, затем выбрать любой день недели (одну круглую числовую карточку) и придумать интересное предложение, в котором бы встречались слова — название дня недели и суток. Правильный ответ означает: игра может возобновиться. Через неделю-полторы воспитатель включает в очередное занятие по математике следующие программные задачи по ориентировке детей во времени: закрепить знания детей о днях недели, их последовательную сменяемость посредством решения логических задач познавательного характера. На занятии необходим календарь «Дни недели» (демонстрационный материал) и сюжетная картина или самостоятельно выполненные рисунки детей для каждого воспитанника. Разумеется, детские рисунки повысят активность участников, их интерес к занятию. Кроме того, обеспечивается и межпредметная связь, где одно занятие дополняется другим (рисование, математика), а в целом претворяется единая цель. Ход занятия Воспитатель (вывешивая календарь «Дни недели»). Сколько всего дней в одной неделе? Назовите их. Назовите последовательно дни недели. Назовите, кто соседи понедельника, четверга, среды. Что раньше приходит: четверг или среда? пятница или суббота? Решите такие задачи. Маша приехала в гости к бабушке в четверг, а ее брат Коля на один день раньше. В какой день недели приехал Коля? Кто из детей гостил у бабушки дольше, если возвратились они вместе? Встретились две подружки. Одна из них говорит: «Я вчера, в воскресенье, ходила с мамой на сборник мультфильмов «Ну, погоди!». «А я завтра пойду»,— ответила другая. В какой день недели встретились девочки? Во второй половине дня воспитатель может предложить детям посмотреть диафильм «Емелина неделя». К этому времени дети должны хорошо усвоить дни недели, их последовательность, осознать, какой игровой, учебной деятельностью наполняются будни, проведенные в детском саду, поэтому они поймут юмористическое содержание диафильма. Мы спросили у Емели: — Назови нам дни недели. Стал Емеля вспоминать. Стал Емеля называть: Понедельник. — Дядька крикнул мне «Бездельник!» Это было в понедельник. Вторник. На забор я лез, и дворник Гнал метлой меня во вторник. Среда. В среду я ловил жука И свалился с чердака. Четверг. Воевал в четверг с котами И застрял под воротами. Пятница. В пятницу дразнил собаку —Изорвал себе рубаху. Суббота. А в субботу — вот потеха! — На свинье верхом поехал. Воскресенье. В воскресенье отдыхал — На мосту сидел, дремал, Да с моста свалился в реку. Не везет же человеку! Так у нашего Емели Дни недели пролетели!.. После просмотра — беседа. Воспитатель. А как у нас в детском саду проходит неделя? Какими играми заполнен каждый день? Что вы скажете о Емелиной неделе?,как вы понимаете пословицу «У лени семь праздников в неделю»?
Май. На этот месяц педагог может спланировать как в свободное время, так и во время занятий дидактические игры, упражнения, облегающие формирование умения ориентироваться 0 времени. В конце месяца — контрольное занятие, цель которого — выявить уровень усвоения знаний о сутках, о понятиях «вчера», сегодня», «завтра», о днях недели. Итак, суть нашей методики — единство и взаимосочетание коллективных и индивидуальных норм работы, использование практических, наглядных, вербальных методов, широкое применение различных видов наглядности в виде плоскостных моделей. Особое внимание мы уделяли последовательности в расположении учебного материала по ориентировке во времени. Итоговые занятия в конце учебного года показали, что дети накопили осознанные знания, которые позволяют им в дальнейшем (на седьмом году жизни) строить учебную работу на более высоком уровне, активно использовать модели времени, в частности объемные.
ЩЕРБАКОВА, кандидат педагогических наук,
|