Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ЗВУКОПИСЬ: АССОНАНС, АЛЛИТЕРАЦИЯ, ЗВУКОВОДРАЖАНИЕ





 

Использование определенных звуков в определенном порядке как художественный прием выразительности речи для создания образа называется звукописью.

ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира.

АССОНАНС – французское слово, означающее созвучие. Это повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков для создания звукового образа. Ассонанс способствует выразительности речи. Ассонанс используют поэты в рифме, в ритмике стихотворений.

АЛЛИТЕРАЦИЯ – слово греческого происхождения от существительного буква. Повторение в художественном тексте согласных для создания звукового образа, усиления выразительности поэтической речи.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание явлений окружающего нас мира.

Задания:

1. Выучите стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкина наизусть. Прочитайте его выразительно.

2. Найдите в тексте выразительные средства лексики (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения). Какие из этих тропов построены на употреблении слова в переносном значении?

3. Сравните стихотворение «Зимнее утро» со стихотворением «Зимний вечер». В каком из этих стихотворений поэт рисует зиму с помощью выразительных средств лексики (тропов), а в каком стихотворении образ зимы создается ассонансом и аллитерацией?

Вот отрывки из этих стихотворений:

 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

………………………………..

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То, заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

 

Какие повторяющиеся звуки передают завывание зимней бури? Какие слова являются ключевыми в тексте? Какая часть речи усиливает впечатление, способствует созданию образа?

И ритм, и рифма, и композиция, и, конечно же, звуки, - «живая плоть стиха» (А.П.Журавлев).

Многие загадки созданы при помощи звукописи, повторяющиеся звуки помогают их отгадывать.

Задания:

1. Прочитайте и произнесите загадки выразительно, акцентируя согласные звуки.

1. Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.

2. Еду, еду, следу нету; режу, режу, крови нету.

3. Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу просится.

4. Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

5. Пошел по тух-тухту, взял с собой тав-тавту, нашел я на храп-тахту, кабы не тав-тавта, съел бы меня храп-тахта. (В.И.Даль).

6. В лесу-то тяп-тяп, дома-то ляп-ляп, но на колени возьмешь – заплачет.

 

1. Коса. Соединение ассонанса и аллитерации. Повторение шипящего согласного «Щ» и гласного звука «У» передает звуки при косьбе.

2. Лодка. Ассонанс. Повторение гласного звука «У» помогает передать ее движение.

3. Ветер. Ассонанс. Повторение гласного звука «У» передает шум ветра, его завывание.

4. Вьюга. Аллитерация. Звуки «У», «Р», «Ч» создают образ порывистого ветра, снежной стихии.

5. Человек пошел за лошадью, взял с собой собаку, встретил медведицу, если бы не собака, медведица съела бы человека. Загадка построена на звукоподражании, то есть подражании звукам, издаваемым лошадью при движении, медведем во время спячки, собакой.

Конечно же, загадки легче отгадать сельским жителям, с детства знакомым с этими звуками.

6. Балалайка. В лесу рубят дерево для балалайки (тяп-тяп), дома делают из этого материала инструмент (ляп-ляп), затем ее берут на колени и играют.

 

2. Найдите выразительные средства речи (тропы) и выразительные средства фонетики в стихотворении А.Блока «Митинг». Как создает А.Блок образ оратора на митинге, ропот толпы, напряжение перед расправой. Отрывок из стихотворения А.Блока «Митинг»:

 

И тихий ропот поднял руку,

И дрогнули огни.

Пронесся шум, подобный звуку

Упавшей головни.

 

Как будто свет из мрака брызнул,

Как будто был намек…

Толпа проснулась. Дико взвизгнул

Пронзительный свисток.

 

Для домашней работы нужно воспользоваться полным текстом стихотворения А.Блока «Митинг».

Ассонансы и аллитерации бывают изобразительные (звукоподражательные) и выразительные, выражающие экспрессию, чувства.

Например: Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

 

Образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки передаются через звук «Л».

3. В стихотворении К.Д.Бальмонта «Камыши» глухие шипящие и свистящие звуки ассоциируются с таинственными ночными шорохами, шумом ветра, шуршанием, шелестом листьев:

 

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

 

Мелькают, мигают – и снова их нет.

И снова забрезжил блуждающий свет.

Полночной порой камыши шелестят.

В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

 

В болоте дрожит умирающий лик.

То месяц багровый печально поник.

 

И тиной запахло. И сырость ползет.

Трясина заманит, сожмет, засосет.

 

«Кого? Для чего?» - камыши говорят.

«Зачем огоньки между нами горят?»

 

Но месяц печальный безмолвно поник.

Не знает. Склоняет все ниже свой лик.

 

И вздох, повторяя погибшей души,

Тоскливо, бесшумно шуршат камыши.

 

Какая картина возникает в вашем воображении? Найдите в этом тексте ассонансы и аллитерации.

 








Date: 2015-09-05; view: 527; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.016 sec.) - Пожаловаться на публикацию