Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. П. ПушкинСтр 1 из 2Следующая ⇒ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
«Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум…» А.П.Пушкин
Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества. Прочитайте вслух стихотворение Ф.И.Тютчева, найдите в тексте повторяющиеся согласные. Какие звуковые образы создают эти повторения?
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
В душе поэта рожаются эти звуки, и вместе с ним мы можем слышать раскаты грома и шум дождя. О звуке как выразительном средстве речи писали ученые и художники, писатели и поэты. Фонетический строй в художественном тексте создает мелодию стиха, образ. К.Д.Бальмонт дал образную характеристику звукам речи: звук есть «малый колдующий гном», волшебство. М.В.Ломоносов писал: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени «А» способствовать может к изображению великолепия великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного («вспомните песню «Широка страна моя родная, много в ней полей, лесов и рек…»); учащение письмен «Е», «И», «Ю» - к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей (вслушайтесь в музыку есенинского стиха: «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым…»). Через «Я» показывать можно приятность, увеселение, нежность; через «О», «У», «Ы» - страшные и сильные вещи: гнев, зависть, печаль». Какие чувства вызывает стихотворение А.Некрасова «Русь», какую роль играет созвучие гласных «О», «У», «Ы»?
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка – Русь.
Сила народная, Сила могучая – Совесть спокойная, Правда живучая!
…………………….
Русь не шелохнется, Русь – как убитая! А загорелась в ней Иискра сокрытая.
Ввстали – небужены, Ввышли – непрошены: Жжита по зернышку Ггоры накошены.
Конечно, чтобы услышать в поэзии «волшебные звуки», нужно обладать воображением. И все-таки язык выработал свои приемы для отражения реального мира, наших слуховых впечатлений. Есть особые слова – подражательные уже по своему звуковому составу: шуршать, хрустеть, тикать, булькать, цокать, шипеть, чирикать, каркать. Гармоническое слияние звука и слова мы наблюдает в стихотворении А.Т.Твардовского о сенокосе. Покос высокий, как постель, Ложился, взбитый пышно, И непросохший сонный шмель В покосе пел чуть слышно. И с мягким махом тяжело Косье в руках скрипело. И солнце жгло, И дело шло, И все, казалось, пело: Коси, коса, Пока роса, Роса долой – И мы домой.
Задания: 1. Найдите в этом стихотворении аллитерацию, воспроизводящую звуки, издаваемые косой. 2. Попробуйте узнать ассонанс и аллитерацию в этих строчках: «Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою» (А.Н.Некрасов); «Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь». М.Горький учил молодых писателей избегать шипящих звуков лишь там, где они не звукоподражательны. Если же поэт обращается к звукописи как к стилистическому приему, стараясь придать речи особую фонетическую выразительность, то повторение гласных и согласных становится сильным источником образности. Какие гласные и согласные звуки настойчиво повторяются в этих текстах? Согласны ли вы с утверждением, что звуками можно «живописать предметы и явления? Выучите наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер». Сделайте анализ фонетического строя стихотворения. Какие образы вызывают ассонансы и аллитерации, то есть созвучия гласных звуков и созвучие согласных звуков?
|