Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. П. Пушкин





ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ

 

«Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум…»

А.П.Пушкин

 

Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества. Прочитайте вслух стихотворение Ф.И.Тютчева, найдите в тексте повторяющиеся согласные. Какие звуковые образы создают эти повторения?

 

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

В душе поэта рожаются эти звуки, и вместе с ним мы можем слышать раскаты грома и шум дождя. О звуке как выразительном средстве речи писали ученые и художники, писатели и поэты. Фонетический строй в художественном тексте создает мелодию стиха, образ.

К.Д.Бальмонт дал образную характеристику звукам речи: звук есть «малый колдующий гном», волшебство. М.В.Ломоносов писал: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени «А» способствовать может к изображению великолепия великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного («вспомните песню «Широка страна моя родная, много в ней полей, лесов и рек…»); учащение письмен «Е», «И», «Ю» - к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей (вслушайтесь в музыку есенинского стиха: «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым…»). Через «Я» показывать можно приятность, увеселение, нежность; через «О», «У», «Ы» - страшные и сильные вещи: гнев, зависть, печаль». Какие чувства вызывает стихотворение А.Некрасова «Русь», какую роль играет созвучие гласных «О», «У», «Ы»?

 

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка – Русь.

 

Сила народная,

Сила могучая –

Совесть спокойная,

Правда живучая!

 

…………………….

 

Русь не шелохнется,

Русь – как убитая!

А загорелась в ней

Иискра сокрытая.

 

Ввстали – небужены,

Ввышли – непрошены:

Жжита по зернышку

Ггоры накошены.

 

Конечно, чтобы услышать в поэзии «волшебные звуки», нужно обладать воображением. И все-таки язык выработал свои приемы для отражения реального мира, наших слуховых впечатлений. Есть особые слова – подражательные уже по своему звуковому составу: шуршать, хрустеть, тикать, булькать, цокать, шипеть, чирикать, каркать.

Гармоническое слияние звука и слова мы наблюдает в стихотворении А.Т.Твардовского о сенокосе.

Покос высокий, как постель,

Ложился, взбитый пышно,

И непросохший сонный шмель

В покосе пел чуть слышно.

И с мягким махом тяжело

Косье в руках скрипело.

И солнце жгло,

И дело шло,

И все, казалось, пело:

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой.

 

Задания:

1. Найдите в этом стихотворении аллитерацию, воспроизводящую звуки, издаваемые косой.

2. Попробуйте узнать ассонанс и аллитерацию в этих строчках: «Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою» (А.Н.Некрасов); «Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь».

М.Горький учил молодых писателей избегать шипящих звуков лишь там, где они не звукоподражательны. Если же поэт обращается к звукописи как к стилистическому приему, стараясь придать речи особую фонетическую выразительность, то повторение гласных и согласных становится сильным источником образности.

Какие гласные и согласные звуки настойчиво повторяются в этих текстах? Согласны ли вы с утверждением, что звуками можно «живописать предметы и явления? Выучите наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер». Сделайте анализ фонетического строя стихотворения. Какие образы вызывают ассонансы и аллитерации, то есть созвучия гласных звуков и созвучие согласных звуков?

 

Date: 2015-09-05; view: 1206; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию