Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А) Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме





 

Бихевиоризм на время вообще исключил исследования мотивации из проблем

психологии, ибо сама формула S-R исключала какие-либо детерминанты

поведения кроме внешних стимулов. Как таковой бихевиоризм вообще не

особо интересуется психикой: его задача выяснить, какую R вызовет

определенный S, таким образом психика предстает в качестве

совокупности автоматических R'ий. Для того, чтобы говорить о мотивации

в пределах бихевиоризма, стоит принять следующие посылки:

1) Не существует простой R'ии (в ней принимают участие привычки,

опыт), т.к. в момент R на организм не действует один

изолированный S.

2) Поведение не укладывается в формулу S-R, ибо один и тот же S может

вызывать различные R.

3) Существуют внутренние силы, которые закрепляются в виде

потребностей.

Принятие этих посылок привело к возникновению необихевиоризма и

возвращению психики и мотивации (задача которой объяснить особенности

действий животного в изменяющихся условиях) в круг проблем

исследования, к возникновению таких понятий как "побудительные силы",

потребности, нужды и т.д.

 

Мотивация понимается как источник активности и направленности

поведения (направленность - сущность мотивации).

При изучении мотивации выделяют два аспекта:

1) Направленность (активная, длительная и избирательная).

2) Динамика (изменяющееся во времени усиление или ослабление).

Сферой мотивации является об'яснение - как осуществляется поведение

и почему именно так (через мотивы, потребности и т.д.).

 

Коль скоро мы говорим о необихевиоризме или "исправленном бих-ме",

который изучал поведение, то первейшими исследованиями, даже после

введения среднего звена (мотивов), остались исследования внешней

активности орг-ма (говорилось о том, что активность определяет,

мотивирует поведение).

1) Выделялись детерминанты активности - физиологические циклы

(например, половые - Рихтер), эмоциональные состояния

(неуверенности - Биллингсли).

2) Отмечалось существование индивидуальных различий проявления

активности. Существует энергетическая интерпретация (Холт)

активности: предполагается, что активность и запас химической

энергии (от пищи) связаны, т.е. когда "организм голоден"

уровень поисковой активности (за пищей) повыщается. Но

существуют факты против такого взгляда - общественное

признание и активность по его достижению не зависят от уровня

метаболизма. Хейманс положил активность в основу топологии

характеров. Гезелл - смотрел на активность с точки зрения

генетики. Ширли - изучал изменения активности с возрастом.

Московиц - чем меньше крысу кормишь, тем быстрее бегает по

колесу.

 

В связи с характеристикой направленности активности вводится такое

понятие как валентность. Экспериментально показано, что организм не

всегда стремится к тому, в чем испытывает потребность (например,

для человека весьма привлекательны вредные вещи), однако все равно

выделяют положительную и отрицательную валентности. Если предмет

обладает положительной валентностью, то организм будет стремится к

обладанию этим предметом, если отрицательной - возникнет реакция

избегания. То, какой валентностью будет обладать тот или иной

предмет зависит от опыта, вида, научения - у человека очень сильно

влияние социальных факторов.

 

В рамках необих-ма изучалась так же познавательная потребность

(познавательная мотивация).

1) Эксперимент с манипулированием - "макак и головоломка".

Экспериментатор на глазах у обезьяны собирал головоломку и уходил, а

обезьяна разбирала ее. Так продолжалось 12 дней, на 13 же - обезьяне

предлагали разбирать головоломку каждые 6 минут в течении 10 часов -

при таком раскладе число манипулирований уменьшилось по сравнению с

другими днями, однако полностью не исчезло, обезьяна продолжала

разбирать, именно в этом якобы и проявлялась познавательная мотивация.

2) Потребность в исследовании - "обезьяна в непрозрачной клетке".

В клетке было два окошка, которые открывались рычажками. Если обезьяна

нажимала на правильный рычаг, то она могла в течение 30 сек. смотреть

на мир, если на неправильный, то на некоторое время блокировались оба

окошка. В каждой пробе правильные и неправильные окошки произвольно

менялись местами, правильное окошко отмечалось цветной карточкой.

Если обезьяна вообще не нажимала рычаг, то окошко все равно

открывалось, однако позже - через 5 минут и тоже на 30 сек.

Эксперимент проводился в течении 5 дней, животных было несколько,

однако нажатия не прекращались - следовательно у животного очень

высокая познавательная мотивация (ждать не желает, зараза...).

3) Изоляция и сенсорное лишение (эксперимент Хэбба). Человек помещался

в звуконепроницаемую камеру, где неподвижно лежал, на глаза

надевались очки, не позволяющие различать предметы, к минимуму

сводились и тактильные ощущения - после 12 часов такой развлекухи

начинала основательно ехать крыша, следовательно у данного человека

была очень высока потребность в контакте с внешним миром.

 

Существует точка зрения, что поведения детерминируется отрицательной

мотивацией, т.е. реакций избегания (например, стремление к богатству

это избегание бедности).

Маурер выделял страх как двигательную силу поведения человека.

Действительно, например, наказание имеет тенденцию мотивировать

поведение (избегание наказания), в результате чего возникает

"осторожное" поведение.

Поведение избегания может инициироваться приобретенной мотивацией

страха:

Крыса в клетке: одно отделение белое - там крысу лупят током, другое

черное - там ее не трогают. Даже после того как ток от белого

отделения отключают, крыса все равно ломится в черное.

Приобретенная мотивация - это распространение существующей мотивации

на новые об'екты.

Толмен (нео) - выделял три уровня побуждающих сил поведения:

1) биологические - голод, жажда и пр.

2) социальные - господство, власть.

3) желания делиться, желание успеха.

 

Date: 2015-09-05; view: 2790; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию