Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А) Проблема мотивации в школе Курта Левина





 

Теория поля - явилась новым шагом в объяснении поведения.

Протекание действия целиком сводится к конкретной совокупности

условий существующего в данный момент поля. Понятие поля охватывает

факторы как внешней, так и внутренней ситуации. Левин дал шесть

характеристик своей теории:

1) анализ поведения должен исходить из общей ситуации (включает

более широкий круг проблем, нежели просто объединение

отдельных элементов - раздражителей и реакций. Совокупную

ситуацию следует реконструировать так, как она представляется

субъекту.

2) объяснение должно быть психологичным (детерминанты поведения

вне зависимости от локализации в субъекте или окружении

не должны пониматься физикалистически). Поэтому к основным

единицам причинно-следственного анализа относятся не

раздражители (как у бихевиористов), а воспринимаемые

субъектом особенности окружения, представляющие ему различные

возможности для действия (валентности объектов =

привлекательность = требовательный характер вещей). Анализу

подлежит не только феноменологическое поле представленных

внутри и снаружи объектов, но и то, что не представлено в

переживании, но тем не менее влияющее на поведение.

3) простых связей (типа S-R) для объяснения поведения недосататочно.

В основе всякого поведения лежат силы.

NB: отличие от всех предыдущих теорий базируется именно на первых трех

пунктах!

4) конструктивный метод - простая классификация не идет дальше

описания наблюдаемых феноменов, а внешнее поведение не

обязательно вызывается одинаковыми причинами. Надо

вырабатывать общие понятия и использовать их как

конструктивные элементы, сочетания которых позволили бы

объяснить каждый конкретный случай.

5) поведение есть функция существующего в данный момент поля. Т.е. на

поведение влияют факторы, присутствующие "здесь и сейчас".

Здесь Левин полемизирует с психоаналитиками, сводившими

все и вся к прошлым событиям. Прошлое представлено в поле

как нечто актуально припоминаемое, будущее, как нечто

предвосхищаемое - удочки для когнитивной психологии.

6) психологические ситуации должны по возможности представляться

в математической форме, которая облегчает их научную

обработку и позволяет "использовать логически неопровержимый

и одновременно соответствующий конструктивным методам язык".

При чем это инструмент не обязательно количественного, а

вполне и качественного анализа.

Активно использует понятия топологии (раздела геометрии, изучающего

не расстояния и направления а соседство областей), вектора

(задаваемого тремы переменными: величиной, направлением и исходной

точкой).

Философский субстрат: отказаться от аристотелева классификационного

типа мышления и перейти к типу галеевскому, т.е. динамический анализ,

с использованием таких понятий как поле, энергия и пр.

Уравнение поведения Левина:

V=f(P,U), где V - поведение, P - личностные факторы,

U - факторы окружения.

Для объяснения поведения были разработаны две дополняющие друг друга

модели - личности и окружения, обе посвящены проблемам мотивации, но

не мотива.

 

Модель личности:

Детерминирующая тенденция не только объясняет как у Аха частную

группу феноменов (отвечающих за образование ассоциаций), но и служит

динамической предпосылкой любого поведения. Для проявления в поведении

определенных моделей не достаточно научения и последующего

воспроизведения его по принципу "стимул-реакция", за поведением всегда

должны стоять некие актуально действующие силы. Вопрос энергетизации -

через энергии пытался объяснить какая из возможных в данный момент

тенденций возобладает и начнет определять поведение. Таким образом

Левин обращал внимание по большому счету на смену и возобновление

поведения, влияние мотивации.

См. картинку - личность состоит из большого количества областей,

каждая соответствует определенной цели действия, будь то устойчивое

стремление, которое можно обозначить как мотив, или сиюминутное

желание. Области так же могут представлять определенные активности

или знания субъекта. Две области максимально похожи, если имеют

общую границу или близки, дальние области наименее сходны. Центральные

области граничат с большим количеством областей, нежели

периферические. Числом пограничных областей определяется "близость

к Я". Пограничная зона - функции восприятия и исполнения. Границы

могут быть прочными или не очень, проницаемыми или нет - с таковыми

особенностями связаны динамические компоненты модели личности.

Напряженная система - одна из ячеек как бы заполнена водой, при

напряжении она стремится к разрядке, для этого есть два пути:

1) разряжается если находит доступ к пограничной системе сенсомоторной

активности, т.е. начинает влиять на поведение до тех пор, пока не

достигается цель действия.

2) если такового доступа не находит, ее энергии начинают

воздействовать на собственные границы, таким образом удовлетворение

достигается путем диффузии в соседние области - это зависит от

прочности границ и от фактора времени.

Структура интраличностных областей задается не раз и навсегда, а

вполне может изменяться со временем.

Квазипотребность есть производная потребность (пример: потребность -

показать знакомому свою дружбу, квазипотребность - опустить письмо

в ящик или позвонить ему по телефону). Объекты, которые могут служить

для разрядки системы и удовлетворения потребностей, приобретают

побудительный характер или валентность, что и выделяет их из

окружения, приводит в движение целенаправленное поисковое поведение.

"Вечеринка с коктейлями". Сила валентности зависит от степени

напряженности системы. От развитости личности зависит количество

областей, их дифференцированность и характер пограничных

взаимодействий. Теория личности в таком варианте не достаточно

учитывает индивидуальные различия, но является красивой эвристической

системой для дальнейшего додумывания.

 

Модель окружения: была создана потому, что модель личности была не

способна объяснить закономерности взаимодействия с окружающим миром,

нельзя было анализировать ситуации (а именно этого Левин активно

добивался). Левин стремился выявить психологическую структуру

окружающего мира как пространства действия. Вывел несколько достаточно

интересных различий меж психологической и географической топологией

пространства: расстояния в мирное время и под пулями на войне.

У модели окружения есть два компонента:

1) Мотивирующие ожидания - структурные компаненты модели окружения:

результат когнитивной репрезентации соотношений средств и целей,

т.е. "что мне за это будет", "на право пойдешь - коня потеряешь"

и т.д.

2) Динамический компонент модель окружения - поле сил. Центр этих

самых сил может лежать в областях с положительной или отрицательной

валентностью, соответственно и силы могут быть положительные или

отрицательные. Соотношения этих сил и определяют предпочтительное

направление "психического движения". Если на субъекта одновременно

действуют и положительные, и отрицательные силы, то возникает

конфликт. Поле сил и создает валентность.

Очевидно, модель окружения была создана для объяснения

целенаправленности поведения и мотивационного конфликта.

Гедологические отношения - связи между текущей локализацией субъекта,

и локализацией цели. Левин допускает существование "лучшего пути".

Данная модель ничего не объясняет, только описывает, поэтому она

постдиктована.

Va(G)=F(t,G) - где Va - валентность, t - напряжение потребности

личности, G - воспринимаемая природа целевого объекта.

Fp,g=Va(G)/Ep,g=(t,G)/Ep,g - где F - психологическая сила, под

действием которой р - предмет движется к g - цели, она равна

валентности данной цели, разделенной на удаленность или же

труднодоступность цели и равна некому соотношению напряжения

потребностей, природной характеристикой цели с удаленностью цели.

Эта самая психологическая сила и является мотивирующей или

результирующей мотивационной тенденцией.

Левин вводит еще и понятие потенции - Ро - это либо личностная

зависимость, либо вероятность достижения различных конкурирующих

целей. В таком случае F=Va(G)xPo(G)/Ep,g Это подвело уже к современным

теориям "ожидаемой ценности".

 

Эмпирика:

Исследование Эффекта Зейгарник + зависимость его от мотивации - если

игра на честолюбие, то прерванные в три раза лучше, чем обычные,

если все пополам, то эффект Зейгарник не наблюдается.

Кэрон и Уоллах - объявляли испытуемым, что прерванные задания были не

решаемыми, таким образом они "завершались", и эффект Зейгарник

пропадал.

Розенцвейг - усложнял задания, тогда ЭЗ исчез - было объяснено

тенденцией к самозащите.

Овсянкина - исследовала замещающую деятельность: давали задание,

прерывали, потом давали другое. На второе давали много времени,

чтобы испытуемый мог его закончить. После этого он без инструкции

снова хватался за прерванное.

Лисснер, Малер, Хенле - детям мешали лепить - если прерванное было

сложнее, чем то, которое предлагалось взамен, действие возобновлялось,

если легче - нет.

Фаянс - показывала двум группам (совсем маленьким и пятилеткам) детей

игрушки, которые были вне досягаемости. Постфрустрационная активность

была тем выше, чем психологически ближе оказывалась игрушка. Таким

образом была доказана формула Левина и постулат об обратном

соотношении валентности и расстояния. Более старшие дети по идее

должны сдаваться чуть быстрее, ибо срабатывает когнитивный механизм

перестройки, реструктурализации поля.

 

 

Date: 2015-09-05; view: 917; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию