Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Общественное движение в России в 60-80-е ГГ. XIX в





 

Общественное движение 60-80-х гг. XIX в. представлено тремя идейными направлениями, сложившимися еще в 40-е гг. XIX в.: консервативным, либеральным, леворадикальным.

Русские консерваторы по-прежнему исповедовали идеи, заложенные в теории С.С. Уварова. Самодержавие для России - единственная форма правления, считали они. Власть царя опирается на Божественное соизволение, он венчается на царство и принимает присягу у алтаря. Монарх отвечал за свои дела не перед смертными, а перед Богом, что для православного христианина (последние Романовы были глубоко верующими людьми) являлось абсолютной формой ответственности. Известный консерватор В.П. Мещерский (внук Н.М. Карамзина) - издатель "Гражданина" - писал, что "самодержавный русский царь ответственностью перед Богом и своею совестью несравненно более ограничен, чем президент Французской республики". Отношение консерваторов к "Великим реформам" было отрицательным. Они надеялись, что пришедшие в МВД консервативно настроенные чиновники (вместо ушедших в отставку либералов в апреле 1861 г.) при проведении реформ в жизнь, учтут требования дворянства. В ответ на разочарование либеральными реформами появляется "культурный консерватизм" в общественно-литературной жизни России 60-х гг. XIX в., именуемый "почвенничество". Основные принципы его были сформулированы в журналах "Время", "Эпоха" Н.Н. Страховым и братьями Достоевскими. Видным идеологом почвенничества был писатель и публицист А.А. Григорьев.

В ответ на кризис ценностей модернизации почвенники проповедовали идею самоценности русского народа ("почвы") и рассматривали его как "воплощение добродетели". Говоря о "разрыве между образованным обществом и народом, почвенники призывали к восстановлению связей между ними на религиозно-этической основе. Почвенничество более всего проявилось в литературе и архитектуре (почвенниками были архитекторы И.П. Ропен и В.А. Гартман).

Либеральный лагерь встретил реформы с одобрением, его приверженцы хвалили инициативу и твердость Александра II. Однако существование всевластия бюрократии вызывало у либералов раздражение. Они требовали продолжение реформ и особенно реформы самодержавия. Спектр их воззрений колебался от ограничения самодержавия Земским собором до введения представительного правления - парламента.

С созданием земских учреждений либерализм использовал земскую трибуну для выражения своих устремлений и превратился в земский либерализм. Земские либералы обращались к государю с просьбами продолжения реформ, посылали адреса и ходатайства в правительство, что было одной из форм проявления земского либерализма. Особенно активными были земские либералы Твери, Чернигова, Харькова, Москвы. Тульские земские либералы в 60-80-е гг. не проявляли политической активности.

Революционно-демократический лагерь считал реформы побочным продуктом революции, не признавал самостоятельного значения реформ и альтернативой им считали народную революцию.

Сложилось два центра леворадикального революционного движения: лондонский - во главе с А.И. Герценом и петербургский - вокруг журнала "Современник" - во главе с Н.Г. Чернышевским. Между ними не было единства мнений на подготовку крестьянской революции.

Во второй половине 60-х годов активизируется революционное народничество. В его деятельности можно выделить следующие этапы:

I. Формирование и деятельность народнических кружков. "Хождение в народ" (середина 60-х - середина 70-х годов XIX в.).

II. Деятельность народнической организации "Земля и Воля" (1876-1879 гг.).

III. Деятельность "Народной воли" и "Черного передела" (1879-1881 гг.).

Убийством царя Александра II, "освободителя", 1 марта 1881 г. революционное народничество исчерпало себя. Революционный террор исторически бесперспективен и пагубен для общества.

Таковы основные направления общественного развития во второй половине XIX в.

 

Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения

Date: 2015-09-05; view: 655; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию