Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение. Исторический факультет ТГПУ им





 

Исторический факультет ТГПУ им. Л.Н. Толстого располагается в старинном здании XVIII в. Вот его краткая история.

Первое упоминание об этом доме мы встречаем в Атласе Тульского наместничества на конец XVIII в. Постройка его относится к 1760 году[1]. В исторической справке о Тульской гимназии, составленной в 1872 году[2], говорится, что это постройка знаменитого Растрелли. Исторический анализ не позволяет сделать такой убедительный вывод. Конечно, здесь присутствует дух великого зодчего, потому что все созданное в эпоху Елизаветы наполнено им. Трехэтажное разделение поэтажными пилястрами на отдельные поля здание. Плоскостное решение фасада: многопрофильные тяги, раскрепованные над пилястрами, делят фасад на три этажа. Весь декоративный акцент сосредоточен на чрезвычайно богатых, в каждом этаже по-разному решенных оконных наличниках. Но невероятно, чтобы Растрелли был в Туле и строил лично, хотя бы и для Демидовых и Лугининых - крупнейших богачей и культурных людей, из семей которых многие отличались любовью к наукам и искусствам и покровительствовал ученым и художникам. Автором дома не может быть и один из учеников Растрелли: дом построен в период, когда у него не было еще фанатичных последователей, подражавших часто до иллюзии. Возможно, проект действительно принадлежит Растрелли, а строил просто образованный строитель, сумевший понять и передать весь замысел великого зодчего Елизаветинской поры.

Дом был построен по заказу Максима Лугинина, который имел троих сыновей: Ивана, Николая и Иллариона, они и распоряжались домом в порядке наследования. После Лугининых владельцами были купцы Плаховы, отец и сын. Именно они названы владельцами дома в статье П. Мартынова[3] и в исторической справке о Тульской мужской гимназии[4]. А затем дом принадлежал белгородскому купцу 3-й гильдии Александру Васильевичу Слатину[5].

"Книга со списками домовладельцев г. Тулы об оценке их имуществ и сборов налогов за 1799 г."[6] и "Описание дома и имущества Николая Максимовича Лугинина"[7] дают нам сведения о планировке усадьбы и внутреннем убранстве дома.

При въезде с улицы на господский двор - ворота створчатые, решетчатые, выкрашены черною краскою, а на каменных столбах над воротами - два сфинкса алебастровые, выкрашенные черною краскою, а по бокам оных ворот в каменной ограде железные полукруглые решетки. У ворот сторожка. Перед домом сад, колодец.

К концу XVIII в. в результате перепланировки города ограда отнесена дальше от дома. Возможно, произошли некоторые изменения в декоративном убранстве самой ограды. И, может быть, поэтому в 1847 г. Н. Андреев в статье "О старом доме в Туле", основываясь на воспоминаниях очевидцев, пишет не о сфинксах, возвышающихся над воротами, а о фаянсовых или гранитных вазах[8].

"Дом каменный, 4- этажный, крыт железом, обширностью в длину 16 саж., шир. 7 саж., в верхнем этаже комнат 8 холодных, во 2-м и 3-м этажах комнат 18, в нижнем этаже три избы и 6 кладовых чуланов... В усадьбу входили: каменный 2-этажный флигель (7,5 x 6 саж.), каменный каретный сарай, амбары, погреб, и еще один каменный 2- этажный флигель (9 x 6 саж.) и каменная изба"[9].

Один из флигелей, постройка которого датируется тем же годом, что и здание сохранился до настоящего времени и находится на территории воинской части. В плане имеет форму буквы "I".

Прочитав записки Н. Андреева "О старом доме в Туле", мы как бы проникаем во внутренние покои. "С неопределенным волнением в душе ходим мы по паркету затейливого рисунка", невольно останавливаемся в зале", "где обращали на себя внимание мифологические сцены, написанные на стенах и обрамленные золоченными багетами". "Сохранились узорчатые, фантастических форм кафельные печи, все до одной синего и желтого цвета..." "Везде, куда ни посмотрите, дубовые панели: резьба на дверях и коробках когда-то вызолочены тщательно".

Дом и усадьба с каждым годом теряла свое великолепие. Н. Андреев в 1847 г. писал, что все находились "в расстроенном виде", "состоит в заведовании конкурса". Зданию необходим ремонт. Но еще долгое время оно оставалось в запустении. В 1859 году Н. Андреев на страницах "Тульских

губернских ведомостей" высказал предложение о передаче этого дома Тульской мужской гимназии[10]. Эта идея, хотя и не сразу, но была реализована. В 1862 году дом был куплен для размещения в нем мужской гимназии и пансиона[11].

Покупка и перестройка дома обошлась в сумму около 60 тыс. рублей. Часть денег была отпущена из казны, часть пожертвована Тульским дворянским обществом. К торцевым фасадам здания пристроены две одинаковые четырехэтажные пристройки.

После реконструкции расположение хозяйственных и учебных помещений выглядело следующим образом: на первом этаже, слева от сеней, находились квартиры инспектора и директора гимназии, справа - столовая, буфет, кухня, пекарня, комната швейцара, помещение, в котором собирались гимназисты перед занятиями, и квартира надзирателя. Второй этаж занимали учебные классы. На третьем этаже в левом крыле находились учебные классы, в центре — зал Совета гимназии, а в правом — спальные помещения. Четвертый этаж полностью занимал пансион. Здесь находились спальные помещения, умывальни и цейхгауз. Просторное помещение с высокими потолками и двумя рядами окон, занимавшее левое крыло третьего и четвертого этажей, отдано для церкви, официальное открытие которой состоялось в 1871 году[12]. Решение о пристройке каменного флигеля к правому торцу здания было принято в 1881 г. Вероятно, в течение нескольких лет здание было закончено, где и разместился спортивный и актовый залы. А в 1893-1895 гг. перпендикулярно основному объему был пристроен учебный корпус. Это помещение отвечало всем государственным нормативам и стандартам организации учебных заведений. Просторные классные комнаты с высокими окнами, стеклянные двери через которые надзиратель или классный наставник могли контролировать учащихся.

Во второй половине XIX в. здание претерпело значительные изменения. Металлические лестницы художественного литья были установлены именно в это время. В 1880 г. были заменены паркетные полы[13]. К сожалению, с каждым годом здание теряет свое великолепие и красоту. Но "есть всегда что-то особенно привлекательное в красоте, обреченной на гибель".[14]

 

 


* Имя неизвестно.

* Для сравнения: Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле – 82 м.

* Имя неизвестно.

** Имя неизвестно.

 

*Ф.А. Бруни (1855-1871 гг.) - президент АХ, профессор исторической живописи; М.О. Микешин (1836-1896 гг.) - живописец, график, скульптор; Н.А. Рамазанов (1818-1867 гг.) - скульптор, художественный критик.

 

[1] Рудаков, А.П. Тульские здания, как исторические памятники: Настольный календарь-альм. на 1922 год /А.П. Рудаков. - Тула, 1921.

[2] ГАТО, ф.7, оп. 1, д. 665.

[3] Мартынов, П. Время открытия казенных учебных заведений Тульской губернии / П. Мартынов //Тул. губернские ведомости. – 1872. - № 11.

[4] ГАТО, ф. 7, оп. 1, д. 665.

[5] ГАТО, ф. 518, оп. 1, д. 140.

[6] ГАТО, ф. 518, оп. 1, д. 140.

[7] ГАТО, ф. 1, оп. 1,д. 475.

[8] Андреев, Н. О старом доме в Туле: Сб. лит. ст., посвященных рус. писателям / Н. Андреев. – СПб., 1859. – Т. 4.

[9] ГАТО, ф. 518, оп. 1, д. 140.

[10] Андреев Н. О старом доме в Туле / Н. Андреев //Тул. губернские ведомости. - 1859. - № 30.

[11] Мартынов, П. Время открытия казенных учебных заведений Тульской губернии / П. Мартынов //Тул. губернские ведомости. – 1872. - № 11.

[12] ГАТО, ф. 7, оп. 1, д. 657

[13] ГАТО, ф. 8, оп. 1, д. 621.

[14] Шамурины, Ю. и 3. Калуга. Тверь. Тула. Торжок // Культурные сокровища России. – Вып. № 7. – М., б.г.

Date: 2015-09-05; view: 468; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию