Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический портрет политического деятеля по невербальным особенностям его речи





Речь политика без преувеличения можно назвать важнейшим инструментом его профессиональной деятельности: это средство пропаганды и зашиты его политической позиции, и борьбы со своими политическими оппонентами, и убеждения широких народных масс и т.п. Бесспорно, что ум, политическая дальновидность, эрудированность, опытность - все это важно и необходимо. Но все эти качества, в конечном итоге выражаются в речи политического деятеля. Все выдающиеся политики достигли своих высот благодаря умению убеждать и переубеждать, вселять уверенность в своей правоте, вызывать не только энтузиазм и доверие, но и расположение слушателей, прежде всего избирателей.

Развитие средств массовой информации - радио, ТВ, телефон - в миллионы раз увеличивают слушательскую аудиторию, а следовательно и роль речи политического дея-

Искусство и наука общения: невербальная коммуникация 87

теля. По сути дела, он всегда «на виду» практически у всего населения страны и зарубежных слушателей.

Как показывают исследования и факты, доверие и расположение человек вызывает не только содержательной, смысловой, логической стороной речи, воздействующей на сознание, но и невербальной, экстралингвистической, действующей на подсознание слушателей. В этом плане говорят а чарующем, гипнотическом, суггестивном воздействии речи (тембр, интонация и др.), невольно склоняющем слушателя на сторону говорящего, вызывающем доверие к словам и симпатию к оратору.

И наоборот, логически безупречная речь может не оказать должного влияния, не вызвать интереса, если невербальные характеристики речи оказываются не на высоте. Примеров подобного рода в политической жизни общества имеется предостаточно.

«В английском парламенте, - писал Дейл Карнеги, -модна старая поговорка, что дело не в том, О ЧЕМ говорят, а в том, КАК об этом говорят.

...Эдмунд Берк писал речи, столь совершенные по логике, аргументации и построению, что их теперь изучают как классические образцы в половине колледжей его страны, но Берк был никуда не годным оратором. Он не обладал способностью преподносить свои перлы, делать их интересными и убедительными. Поэтому в палате общин его называли «обеденным колоколом». Когда он поднимался на трибуну, члены палаты начинали кашлять, шаркать ногами и толпами покидали зал»

Удивительно, что люди, подобные Э. Берку - а он был, бесспорно, умным человеком — даже не осознают, в чем причина неудачи их выступлений. Они продолжают с усердием совершенствовать смысловую - вербальную -сторону речи, нисколько не заботясь о ее не менее важной невербальной стороне. Здесь, по-видимому, сказываются прису-

В. П. Морозов

шие каждому человеку психологические черты его личности

степень принадлежности к мыслительному или художественному типу. Блистательным политиком, по-видимому, будет тот, который обладает свойствами, как того, так и другого типа. Об этом свидетельствует пример Теодора Рузвельта.

«Теодор Рузвельт часто приглашал критиков послушать, как он диктует, или же читал им вслух тексты своих речей. Он отказывался обсуждать с ними правильность того, что он говорил. К тому времени его решение было уже принято, и принято бесповоротно. Он просил советов не о том, что говорить, а о том, как сказать это.»

Что касается наших современников, убедительны свидетельства пресс-секретаря королевы Елизаветы П Майкла Шела: «Сколько часов и дней тратим мы на подготовку речей, выступлений, интервью. И слишком слабым, если не сказать на нулевой отметке, оказывается у нас ответ на вопрос — КАК мы будем произносить написанные слова...

Если обратиться к политике, весьма интересно отметить то воздействие, которое оказывали на своих современников выдающиеся личности XX века, например, Черчилль, Рузвельт, де Голль... И мы сразу осознаем, что дело даже не в словах, которые звучали в устах этих людей, хотя, скажем, Черчилль умел произвести впечатление и самим отбором слов. Дело в той общей амальгаме авторитетности, голоса оратора, выбора момента, решительности и убежденности, всей той ауре власти, которая лепит образ и заставляет людей вслушиваться в то, что говорит этот человек.

Маргарет Тэтчер не хватает глубины, основательности. Пожалуй, это так, но соль в том, что она, знала, как подать себя аудитории, и, по большей части люди слушали ее. Тогда как Нил Киннок (бывший лидер лейбористской партии), хотя и обладал подлинно ораторским даром, явно страдал от

Искусство и наука общения: невербальная коммуникация go,

дефицита коммуникабельности, слова его как бы проходили сквозь нас, не оставляя никаких следов.»

Дополнительные примеры подобного рода читатель найдет в Приложении к книге в высказываниях М.Т. Цицерона, М.В. Ломоносова, А.Ф. Кони, М.Е. Салтыкова-Щедрина и других.

Приведенных примеров достаточно, чтобы показать, насколько важна в речи политического деятеля невербальная составляющая, как велико ее значение в формировании имиджа политика. К сожалению, опыт предшественников мало кого заботит из современных политических деятелей. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты проведенных нами экспериментальных исследований, посвященных роли невербальных характеристик речи в формировании у слушателя образа политического деятеля, его психологического портрета.

Обший контингент обследуемых (респондентов) состоял из 17 человек политических деятелей, фрагменты речи которых были записаны с ТВ- передач. Респонденты были разделены на 3 группы:

группа 1 - выступления депутатов Государственной Думы с трибуны Думы (5 человек)

группа 2 - предвыборные выступления кандидатов в депутаты Городской Думы (6 человек)

группа 3 - интервью депутатов Государственной Думы журналистам ТВ в кулуарах Думы (6 человек)

Указанные записи были прослушаны экспертами-аудиторами с целью получения психологических портретов респондентов по разработанной автором методике (см.

2 В работе по данной теме участвовала студентка 5 курса Московского государственного Социального Университета Е.А. Разоренова, работавшая под моим научным руководством, при консультативном участии проф. ЕВ. Цукановой.

В.П. Морозов

п. 3.12.2). Группу аудиторов (15 человек) составил молодежный коллектив студентов 5 курса Московского Государственного Социального Университета. В число их были включены лица, с хорошим и высоким эмоциональным слухом (по предварительным обследованиям с применением теста на эмоциональный слух) с целью обеспечения наиболее адекватных результатов.

Каждый из респондентов был оценен не только по показателям качеств человека, но и невербальных особенностей его речи.

В общей сложности было получено и обработано на ЭВМ при помощи методов математической статистики 15810 человеко-оценок, из них: 9690 оценок человека (по 38 его частным характеристикам) и 6120 оценок речи (по ее 24 характеристикам). Также как и в предыдущем разделе характеристики человека были сгруппированы в пять основных разделов: 1) общие характеристики, 2) отношение к слушателю, 3) отношение к себе, 4) отношение к делу и 5) эмоционально-эстетические характеристики.

Результаты средних оценок человека всех трех обследованных групп респондентов представлены в таблице.

Можно видеть, что средние групповые баллы оценок аудиторами респондентов всех групп не превышают 3,5 балла (при индивидуальных оценках отдельных качеств - от 1,4 до 4,5 балла). Таким образом, в восприятии слушателей образы политических деятелей не отличаются в среднем сколько-нибудь яркими сюциально-психологическими характеристиками. Особенно низкими оказались у них эмоционально-эстетические свойства личности: ниже 3 баллов! (см табл.2).

Прослеживаются определенные групповые различия в оценках политиков Группа депутатов, выступавших с трибуны Государственной Думы (гр.1); в целом была оценена наименее располагающей (общая характеристика 3,007 балла), тогда как группа депутатов, дающих интервью в кулуа-

Искусство и наука общения невербальная коммуникация 91

рах Парламента (гр. 3), получила более высокие оценки по всем разделам характеристик человека (общая характеристика 3,319 балла). Причины подобных результатов могли стать следующие. Во-первых, речи с трибуны Парламента носят будничный характер и не всегда интересны и актуальны для тех, кто их произносит и слушает. Во-вторых, в кулуарных интервью политик обращается к огромной аудитории телезрителей, в том числе и к своим избирателям, и поэтому проявляет несомненно большую заинтересованность вызвать интерес слушателей, старается быть максимально убедительным, продемонстрировать свою индивидуальную политическую позицию, что несомненно, отражается ив невербальных характеристиках его речи. В-третьих, не исключена вероятность, что телекорреспонденты выбирали для интервью более опытных и интересных собеседников, хотя, в число респондентов мы сознательно не включали наиболее видных политиков, поскольку голоса их хорошо знакомы слушателям и мнение о них аудиторы могли бы высказывать не только по невербальным особенностям их речи, но и на основании априорной информации другого рода.

Группа "кандидатов в депутаты Городской Думы (гр.2) получила более высокие оценки (3,187 балла), чем группа парламентариев, выступающих с трибуны Гос. Думы (гр.1). Это, возможно, связано с особой психологической установкой кандидатов в депутаты произвести хорошее впечатление, добиться доверия и признания избирателей: интонация их речей более располагающая, уважительная и эмоциоанальная.

Результаты показали сильную статистическую связь портретных характеристик человека с характеристиками его речи. Коэффициент корреляции по Пирсону между общими средники оценками человека и речи оказался равным R = 0.81 с уровнем значимости р = 0.0001. Таким образом, сони-

ВЛ. Морозов

ально-психологические характеристики человека были оценены тем выше, чем выше оценки невербальных харакгеристикречи (тембр, интонация, естественность и др.).

Таблица2

Date: 2015-09-05; view: 986; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию