Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительные психологические портреты коммерсантов и артистов по невербальным особенностям их речи





В условиях предпринимательской деятельности огромное значение имеет фактор доверия и недоверия компаньонов друг к другу. Естественно, что о человеке судят прежде всего по его долам. Но всякому коммерческому, тем более, совместному делу предшествует определенная договоренность сторон. А в процессе договоренности уже и формируются представления компаньонов друг о друге, которые и решают вопрос быть или не быть совместным делам.

При речевом общении, например, по телефону, доверие или недоверие формируется не только на основании того, ЧТО говорит человек собеседнику, но и того, КАК он говорит, т.е. на основе всего комплекса как лингвистической, так и экстралингвистической невербальной информации. При этом, если вербальная информация адресуется к сознанию и логике слушателя, то невербальные компоненты речи (своеобразное интонационно-тембровое сопровождение слов), являющиеся эволюционно-древним предшественником речи, воздействуют в основном на подсознание слушателя, непроизвольно создают психофизический образ говорящего, формируют определенную психологическую установку слушателя к говорящему.

Любому человеку важно знать, какое впечатление он производит па других людей своим поведением и, в частности, речью и голосом. Для бизнесмена, как мы видим это впечатление является особо важным, поскольку может повлиять на характер коммерческих отношений с его партнерами. Любой человек, ознакомившись с собственным психологическим портретом, который формируется у среднестатистического слушателя при восприятии речи и

Искусство и наука общения невербальная коммуникация 79

голоса данного человека (например, по телефону, по радио, ТВ и в жизни), может принять меры к тому, чтобы постараться изменить свой психологический портрет в лучшую сторону. Этому будут способствовать и рекомендации деловым людям, основанные на результатах данных экспериментально-психологических исследований

Основная цель настоящего исследования состояла в научном обосновании и экспериментальной проверке нового комплексного подхода к решению задачи формирования психологического портрета делового человека на основании аудиторского анализа его речи и голоса слушателями

Обычно в условиях деловых межличностных отношений психологический портрет определенного человека складывается у реципиента на основании комплекса зрительно-слуховых его восприятий с учетом опосредованной информации, получаемой из других источников. В настоящем исследовании ставится задача выяснить информационно-психологическую значимость канала непосредственно слухового восприятия в его "чистом виде", т.е. с исключением возможности влияния на аудиторов зрительной и другой информации, характеризующей объект исследований. Типичными реальными ситуациями, отвечающими этим требованиям в естественных жизненных условиях, является, например, восприятие говорящего человека в магнитофонной записи, по радио или в условиях телефонных деловых разговоров.

Поскольку психологический портрет человека строится по особенностям его речи и голоса, то естественно ожидать, что характеристики каждого конкретного портрета будут сильно зависеть от указанных особенностей речи и голоса обследуемого человека. Можно с достаточной степенью уверенности предсказать, что совершенные в эстетическом отношении речь и голос (красивый тембр, приятная интонация, дикция и т.п.) дадут более благоприятные показатели

В. П. Морозов

психологического портрета, по сравнению с невыразительной речью, несовершенной орфоэпией и т.а

Речь и голос каждого из людей уникальны, неповторимы и чрезвычайно разнообразны по своим техническим и эстетическим характеристикам (в том числе и среди бизнесменов). Но с целью подчеркивания указанных различии мы сочли целесообразным в число обследуемых включить также группу мастеров художественного слова из числа известных драматических артистов и чтецов.

Суть предложенного метода создания психологического портрета человека по его голосу состоит в балльной аудиторской оценке группой экспертов целого ряда психологических характеристик говорящего в координатах семантически противоположных пар этих характеристик (доброжелательный-недоброжелательный и т.п.) и дальнейшей специальной статобработке результатов. Таким образом в отличие от распространенных в психологии методов опроса испытуемых (где они практически характеризуют себя) в нашем методе степень выраженности той или иной психологической черты обследуемого определяют эксперты-аудиторы на основании особенностей его речи и голоса. Основанием правомочности такого подхода является установленная связь между рядом психофизических свойств и состояний человека, с одной с стороны, и акустическими особенностями его речи и голоса, с другой стороны (Морозов, 1991,1993,1998).

Из всего многообразия психологических характеристик человека были отобраны такие, которые так или иначе значимы для портрета коммерсанта и его потенциального партнера (доброжелательньгй-недоброжелательньгй,

чистосердечный-коварный, икренний-неискреннш, щедрый-скупой и т.п.). Всего таких характеристик было отобрано 63. При этом 56 из них представлены в форме семантически противоположных пар, а 7 - в форме униполярных свойств (чувст-

Искусство и наука общения невербальная коммуникация gj

во собственного достоинства, чувство превосходства, эмоции: радость, страх и др.).

Важнейший теоретический и практический интерес представляет вопрос о том, какие особенности речи и голоса человека являются ответственными за те или иные его психологические характеристики, возникшие в сознании слушателя. С этой целью второй этап экспериментальных исследовании состоял в проведении аудиторских оценок речи и голоса предпринимателей и менеджеров по специально разработанной схеме. Данная схема включает в себя оценки 82 характеристик речи и голоса обследуемого. Все перечисленные психологические свойства и особенности речи оценивались по 5-балльной шкале.

Было обследовано 11 человек, принадлежащих к двум различным профессиональным категориям: бизнесмены (5 чел.) и представители искусства, владеющие техникой профессиональной художественной речи (драматические артисты и чтецы - 6 чел.). Группу бизнесменов составили: N 1 -маклер одной из коммерческих фирм; N 2 - генеральный директор крупной коммерческой фирмы; N 3 - сотрудник этой же фирмы; N10- директор Российского представительства Всемирной Компании управления капитала; N11 - Президент фирмы Термес".

Группу артистов и чтецов составили: N 4 -А. Михайлушкин (отрывок из рассказов о Суворове); N 5 -нар. артист СССР Б. Ливанов (рассказ М.Ю. Лермонтова "Белла"); N 6 - засл. арт. Н. Пеньков (рассказ "Сервис императора"); N 7 - засл. арт. Республики Е. Вестник (текст "Советы доктора Добсона"); N 12. - нар. арт. СССР В.И.Качалов (сцена из пьесы Н. Островского "Лес", в диалоге с арт. В.И. Хенкиным); N 13 - нар. арт. СССР О.Н. Абдулов (рассказ АП Чехова "Дипломат").

ВЛ. Морозов

Речевые фрагменты коммерсантов состояли из чтения отрывков текста и свободной речи - ответов на вопросы об их отношении к НЛО, экстрасенсам и т.п., а -также высказываний на профессиональные темы. Указанные образцы речи были частично получены путем магнитофонной записи при непосредственном контакте с обследуемыми, а частично - из фондов Радио.

Прослушивание образцов речи обследуемых проводилось аудиторами в магнитофонной записи. Бригада аудиторов состояла из 6 человек (три психолога, два лингвиста, один фонопед-вокалист). Прослушав очередной фрагмент речи, они заносили свои суждения в бланки по 5-балльной шкале оценок каждого из психологических качеств, согласно инструкции, данной на бланках.

Результаты статистической обработки представлены в таблице 1.

Анализ всех 63 качеств портрета, использованных для его описания, позволил сгруппировать их в пять основных категорий: а) общей оценки обследуемого (располагающий-отталкивающий, образованный-необразованный и т.п.); б) отношение к слушателю, собеседнику (искренний-неискренний, доброжелательный-недоброжелательный и т.п.); в) отношение к предмету разговора, к делу (заинтересованный-незаинтересованный, энергичный-вялый и т.п.); г) отношение говорящего к себе (уверенный-неуверенный, чувство достоинства, превосходства и т.п.); д) эмоциональность (радость, печаль, гнев и т.п.).

Сравнение портретов коммерсантов и артистов показывает следующее. Портреты артистов при всем их разнообразии и индивидуальных особенностях в целом характеризуются существенно более высокими баллами положительных качеств (см. таблицу). Общая оценка по всем 64 качествам у коммерсантов равняется 26,2 ±13,1, артистов 71,3 ±7,8.

Искусство и наука общения- невербальная коммуникация 83

Максимально высокие показатели психологического портрета аудиторы дали нар. арт. СССР В.И. Качалову (номер 12): общая оценка +86,7%, отношение к слушателю +78,1%, к делу +71,7%, к себе +85,9% при самом высоком чувстве собственного достоинства +96,7%.

Таблица1 Сравнительная оценка портретов коммерсантов и артистов по основным психологическим категориям свойств

Категории качеств Коммерсанты Артисты
Общая оценка 26,2±13,1 71,37,8
Отношение к собеседнику 15,9±13,0 52,2±17,9
Отношение к делу 41,2+13,5 63,9+8,8
Отношение к себе 29,5 + 19.6 67,5 ± 14,9
Эмоциональность в том числе:    
Радость (оптимизм) 20,0±10,8 63,3+23,5
Печаль (пессимизм) 26,7±11,1 27,2+20,1
Гнев (недовольство) 11.3±5,6 19,5±9,3
Страх 18,0±10,2 4,5 ± 5,4
Нейтрально 58,0±12,8 21,0±13,8

Выборочная компьютерная оценка коэффициентов корреляции между различными качествами обследованных по-

В. П. Морозов

казала сильные статистические связи основного качества - располагающий - с такими свойствами, как доброжелательность (R=0,6318), искренность (R=0,9617), заинтересованность (R=0,8354), чувство собственного достоинства (R=0,8347) и в то же время не обнаружили достоверных связей с чувством собственного превосходства (R=0,2273).

Поскольку психологические портреты составлены по особенностям речи и голоса обследуемых людей, именно эти особенности и определяют характеристики портретов Речь и голос несут в себе достаточно определенную информацию о психологических свойствах говорящего и эти свойства оказываются существенно разными у разных людей как по качественному разнообразию, так и по степени выраженности каждого из обследованных качеств.

У артистов речь и голос обладает несомненно более высокими, чем у коммерсантов, эстетическими свойствами, что и сказывается на психологических групповых портретах: средние баллы психологических качеств артистов намного выше таковых качеств коммерсантов по всем показателям, включая такие, казалось бы, специфические для деловых людей качества, как отношение к делу: коммерсанты +41,2, артисты+63,9%.

Кроме того, в пределах одной и той же профессиональной категории наблюдаются весьма значительные различия в оценке аудиторами психологических характеристик обследуемых. Так, в группе коммерсантов наиболее высокие оценки получили руководители крупных коммерческих фирм (NN 2 и 11) и более низкие оценки - рядовые работники (например, N1).

Результаты показывают, что повышение уровня общей оценки свойств человека сопряжено с практически пропорциональным ростом общих эстетических свойств речи данных обследуемых лиц. Таким образом, человек (по совокупности многих психологических свойств) оценивается вце-

Искусство и неука общения невербальная коммуникация 85

лом тем более высоко, чем совершеннее его речь (по оценкам тех же аудиторов). И наоборот, чем больше речь и голос того или иного субъекта набирает отрицательных баллов (увеличиваются "минус-качества" речи), тем ниже общая психологическая оценка человека

Анализ этой важной закономерности показал, что "плюс-качества" человека коррелируют с "плюс-качествами" его речи с вероятностью R=0,98, т.е. практически стопроцентно и с абсолютной достоверностью. В то же время "плюс-качества" человека сопряжены с "минус-качествами" его речи с коэффициентом корреляции R=4),94, что еще раз подчеркивает обнаруженную закономерность.

Установленная весьма значимая статистическая связь между свойствами речи и голоса человека и характеристиками его портрета обусловливает реальную возможность дня людей, желающих улучшить свой психологический портрет, достигнуть этого путем совершенствования речи и голоса, совершенствования их эмоционально-эстетических характеристик. Опыт артистов -мастеров художественного слова является примером такого рода возможности.

Эстетический облик человека, воспринимаемый окружающими по его внешнему виду, является вполне естественной и привычной заботой каждого. Усилия, которые предпринимает человечество (в особенности его лучшая половина) для того, чтобы выглядеть лучше (с помощью косметики, одежды и т.п.), поистине грандиозны. Но внешний вид - это лишь часть общего эстетического портрета человека, причем лишь его малая часть. Более значительная психологическая часть, создаваемая особенностями речи и голоса, почему-то не является у нас предметом столь же пристальной заботы. Это, по-видимому, результат длительного пренебрежения к эстетической культуре речи и голоса, как и к многим другим гуманитарным ценностям, имевшего место в нашем обществе в течение многих десятилетий.

BJLMqxBoe

Настоящая работа является экспериментальным доказательством наличия для каждого человека, в том числе и для деловых людей, чье общение с другими людьми происходит в основном с помощью телефона, равно как и для всех лиц речевых профессий (дикторов радио, ТВ, лекторов, педагогов, политических деятелей и др.) и вообще для всех людей, желающих выглядеть лучше в глазах окружающих, наверняка нереализованной ими возможности улучшения своего психологического портрета путем совершенствования эмоционально-эстетических характеристик собственной речи. Разработанный метод позволяет не только оценить количественно множество отдельных составляющих психологического портрета, но и указать, за счет каких характеристик речи психологический портрет любого человека может быть улучшен.

Date: 2015-09-05; view: 530; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию