Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы контроля знаний студентов





 

Тип контроля Форма контроля 1 год Параметры **
       
Текущий   Работа на семинарах          
Контрольная работа         10–15 тыс. знаков, 45 минут
Итоговый Экзамен           Устный экзамен 90 минут в конце курса

 

Критерии оценки знаний, навыков

 

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Для получения положительной оценки по контрольной работе студент должен демонстрировать навыки аналитической работы с законодательными актами. При написании эссе и реферата студент должен демонстрировать способность провести самостоятельное исследование, сделать выводы на основе сведений, полученных из источников и научной литературы. Обязательным требованием ко всем письменным работам является грамотность оформления и наличие научно-справочного аппарата.

На зачете и экзамене студент должен демонстрировать усвоение не менее 70 % изученного материала, владение навыками анализа историко-правового источника, владение юридической терминологией, умение мыслить юридически.

 

Порядок формирования оценок по дисциплине

 

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,5* Ок/р + 0,5 *·Оэкз

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.

После перевода преподавания дисциплины в LMS накопление и формирование оценок осуществляется по правилам системы LMS.

 

Содержание дисциплины

Раздел 1: Линейно-исторический и цивилизационный подходы к правосознанию, истории политико-правовых учений

 

Понятие и определения правосознания в теории государства и права.

Связь правосознания с политическими и правовыми учениями.

Идеи о власти и законе в их историческом развитии как предмет науки истории политических и правовых учений.

История – деградация, прогресс или «вечное возвращение»?

Основы метафизического подхода к истории. Манифестационизм и креационизм = основные метафизические парадигмы. Власть и закон в манифестационизме как онтофания. Власть и закон в креационизме как «договор», «завет». Цивилизационный и линейно-исторический (формационный) поход к истории. Восточный (первичность собственности) и западный (первичность власти) пути развития государства и права.

Возможен ли «третий путь»? Преодоление дуализма.

 

4 часа лекций

4 часа семинаров

 

Литература

1. Дугин А.Г.Социология русского общества М, 2011.

2. Исаев И.А. Метафизика власти и закона. М., 1999.

3. Мальцев Г.В. Понимание права: Подходы и проблемы. М., 1999.

4. Нерсесянц В.С. Право и закон: из истории правовых учений. М., 1983

5. Общая теория государства и права: Академический курс в 3-х томах/Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2002.

6. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998.

7. Белов А.В. Теория культурно-исторических типов: pro et contra. Ростов-на-Дону, 2002.

8. Библия. Синодальный перевод. (Люб. изд.).

9. Генон Р. Символы священной науки. М., 1983.

10. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

11. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

12. Дугин А.Г. Философия традиционализма. М., 2002

13. Дугин А.Г. Этносоциология. М, 2011

14. Исаев И.А. Метафизика власти и закона. М., 1999

15. Исаев И.А. Politica hermetica: скрытые аспекты власти. М., 2002.

16. Книга глаголемая Библия. Острожская редакция. М., 2003 (репринт).

17. Лейст О.Э. Методические рекомендации к изучению курса истории политических и правовых учений. М., 1994.

18. Ленин И.В. Апрельские тезисы (люб. изд.).

19. Лосев А.Ф. Миф и число. Сущность. М., 1994.

20. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

21. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.

22. Лосев А.Ф. Хаос и структура. М., 1997.

23. Лосев А.Ф. Языковая структура (учебное пособие). М., 1983.

24. Лосский В.Н. Догматическое богословие. М., 1991.

25. Лукач Д.К. К онтологии общественного бытия.

26. Маркс К. Философско-экономические рукописи 1848 г. (Люб. изд.).

27. Мифы народов мира. Тт. 1-2, М., 1979-1980.

28. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2001.

29. Новгородцев П.И. Труды по философии права: Кризис соврем. правосознания. СПб, 2000.

30. Панарин А.С. Философия политики. М., 1996.

31. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М., 1997.

32. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

33. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и переделка миропорядка. Pro et contra. M., 1997.

34. Шмитт К. Политическая теология. М., 2000.

35. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

 

 

Раздел 2: Архаическое правосознание индоевропейских народов. Правосознание руссов и славян дохристианской эпохи. Понятие «роты» («мирового закона»)

 

Индоевропейская общность народов и ее происхождение. Теории происхождения индоевропейцев (ариев): северно-причерноморская, гиперборейская. Мировоззрение ариев – классический и законченный манифестационизм. Учение о кальпах, манвантарах и югах. Адвайта (недвойственность). Происхождение мира из жертвоприношения. Ведизм. Учение о варнах. «Ригведа». «Рита» и «дхарма» как закон и правовая норма. Широта понятия «дхарма». Отсутствие императивности права. «Законы Ману» как основа арийского миропонимания.

Венеды. Варново-сословная структура общества. Жреческие (славянские) и княжеско-воинские (русские) общества. Основы правосознания жрецов и князей. Континентальный и морской факторы в формировании политического и правового сознания Древней Руси.

Славяно-кельтский и германский миры. Условность деления на славян, кельтов и германцев в начале I тыс. по Р.Х. «Варвары», «вандалы», «венеды». Готы. Сведения Геродота, Страбона арабских историков, Прокопия Кесарийского, Фредегара. Легендарные сведения и археологические находки.

Основы правосознания северных индоевропейцев (славяно-русской ветви) в догосударственный и раннегосударственный периоды. Право и природно-географическая среда. «Мировой закон» (рита) договор (ряд) как источники позитивного права. «Божий суд» (ордалии). Архаическое право славян. «Голубиная книга» как древнейший памятник славянской мысли.

Догосударственные и дохристианские истоки «Русской Правды».

 

2 часа лекций

2 часа семинаров

 

Литература.

1. Авеста в русских переводах (1861-1996). СПб, 1998.

2. Аникеева Е.Н. Индийская предфилософия ведического периода. М., 1997.

3. Атхарваведа. Избранное. М., 1956.

4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Тт. 1-2, М., 1868.

5. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.

6. Вирт Г. Священный Год. В альм. «Конец света» («Милый ангел»), М., 1998.

7. Генон Р. Царь мира. М., 1995.

8. Голиченко Т.С. Мировоззрение древних славян и античная культура. Киев, 1987.

9. Древнеиндийская философия. М., 1972.

10. Дугин А.Г. Гиперборейская теория. М., 1993.

11. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.

12. Законы Ману. М., 1960.

13. Иванов В.В., Топоров В.Н. О языке древнего славянского права. В сб. Славянское языкознание. VIII Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. М., 1978..

14. Йожко Шавли. Венеты: наши давние предки. М., 2003.

15. Кейпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986.

16. Классен Е. Новые материалы для древней истории славян вообще и Славяно-Руссов, в особенности дорюриковского времени, с кратким очерком истории руссов до Рождества Христова. Вып. 1-3, 1854-1861, репр., М., 1999.

17. Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985.

18. Марр Н.Я. Этапы развития яфетической теории. Л., 1933.

19. Ригведа. Мандалы I-IV, М., 1989; Мандалы V-VIII, М., 1995; Мандалы IX-X, М., 1999.

20. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988.

21. Серяков М.Л. Голубиная книга. Священное сказание русского народа. М., 2001.

22. Тилак Б. Арктическая родина в Ведах. М., 2001.

23. Шафарик П.-Й. Славянские древности. М., 1847.

 

 

Раздел 3. Народное, церковное и аристократическое правосознание эпохи Крещения Руси. Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона и его влияние на русское правосознание

 

Родовая монархия как основа государственности раннесредневековой Руси (IX-XII вв.). Основные архетипы монархической власти в мировой культуре. Архетипы «призвания князя». Рюриковичи как сакральный монархический род. Синонимический характер понятия «Русь» и «дом Рюрика». «Княжое право». Политическая идеология начального летописания. «Власть» и «земля».

Дохристианское и христианское начала в русском праве IX-XII вв. «Язычество» как поздняя, деградирующая фаза древнего ведического Основные политико-правовые идеи Нового Завета. Метафизика закона и аномии в Новом Завете. Политические и правовые взгляды Отцов Церкви

Влияние православного христианства на правосознание раннесредневековой Руси. Церковное освящение власти. Рецепция канонического права. Правосознание сословия «церковных людей».

Раннесредневековое понимание права собственности и частноправовых отношений.

«Слово о законе и благодати» – первый памятник собственно политико-правовой мысли на Руси. Соотношение Ветхого и Нового Завета в «Слове».

Закон и право как вторичное явдение в мировой иерархии смыслов, по митр. Илариону. Соотношение закона и «правды», права, морали и благодати в христианском смысле. Аномизм «Слова о законе и благодати».

Взгляды митрополита Илариона на роль православной монархии и монарха. «Анархо-монархизм» «Слова».

Цивилизационно-образующая роль памятника в русской истории. Влияние памятника на правосознание руccкого народа на протяжении веков. «Слово о законе и благодати» и «правовой нигилизм»: к постановке проблемы.

 

2 часа лекций

2 часа семинаров

 

Литература основная.

  1. Громов М.Н. Время и его восприятие в Древней Руси. («Древлеправо-славный вестник», 1998, №1).
  2. Громов М.Н. Идейные течения древнерусской мысли. СПб, 2001.
  3. Громов М.Н. Русская философская мысль Х-XVII вв. М., 1990.
  4. Замалеев А.Ф. Мыслители Киевской Руси. Киев, 1987.
  5. Златоструй. Древняя Русь X-XIII в. (сост. А.К.Кузьмин), М., 1990.
  6. Идейно-философское наследие Иллариона Киевского в 2-х тт. М., 1986
  7. Илларион, митрополит. Слово о законе и благодати. (Люб. изд.).
  8. Погосбекян Д.Р. Политические и правовые идеи в «Слове о законе и благодати» Илариона. М., 2003.
  9. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Тт. 1-2, М., 1996-98.
  10. Успенский Б.А. Анти-поведение в культуре Древней Руси. В изд. «Проблемы изучения культурного наследия». М., 1985.
  11. Фроянов И.Я. Древняя Русь. СПб, 1995.

 

Раздел 4. Правосознание в русской книжности 11-14 вв. Два пути – два правосознания – Москва и Новгород. Влияние Золотой Орды на русское правосознание.

 

Развитие основных положений «Слова о законе и благодати» в церковной и светской книжности. Завещание Владимира Мономаха о целостности Русской земли. «Слово Даниила Заточника» – образ справедливого правителя и последующая апологетика монархической власти.

«Житие Авраамия Смоленского» – представление о преобладании княжеской власти над епископской (в противовес папоцезаризму) и о союзе монарха и святого.

«Слово о полку Игореве» как соединение дохристианских и христианских идей о власти и законе.

Формирование представлений о «законе» как онтологической категории и «правде» как позитивном правовом источнике.

Московский путь. «Тягловое государство».

Сословное представительство. Понятие правообязанности. Отражение правовых отношений в летописях и народной словесности. «Правовой нигилизм» как цивилизационное явление (попытка анализа вне современных оценок). Подчиненность права религии. Народное отношение к собственности на землю и праву собственности вообще. Категории «крепости» и «круговой поруки». Роль общины.

Новгородский путь. Личная свобода. Вечевая демократия.

Влияние западных взглядов на право. Формирование права собственности. Почему «новгородский путь» оказался нежизнеспособным для Русского единого государства?

Монгольская империя средневековья как один из основных архетипов имперского государства. «Сокровенное сказание монголов» и средневековые представления о происхождении правящих родов. «Imperium mundi in statu nascendi». Противоположность монгольской концепции международных отношений и римского «права народов». «Великая Яса» и карательное право. Идея всеобщего равенства и ее место в историческом русском правосознании. Влияние монгольской политико-правовой идеи на русскую государственную и правовую традицию и народное правосознание, на «русский коллективизм».

Русско-ордынские отношения как пра- и прообраз «двух властей» - «земщины» и «опричнины» и даже соотношения «советского» и «партийного» в позднейшей истории.

Геополитика Орды и геополитика Государства Российского.

Историки либеральной и евразийской традиции о «наследии Чингисхана».

 

2 часа лекций

2 часа семинаров

 

Литература.

1. Актуальные вопросы истории политических и правовых учений. Сб. научных трудов. М., 1987.

2. Безсонов П. Калики перехожие. М., 1861.

3. Бондарь С.В. Философско-мировоззренческое содержание «Изборников» 1073-1076 гг. Киев, 1980.

4. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, 1998.

5. Воинские повести Древней Руси. Л., 1985.

6. Громов М.Н. Время и его восприятие в Древней Руси. («Древлеправо-славный вестник», 1998, №1).

7. Громов М.Н. Идейные течения древнерусской мысли. СПб, 2001.

8. Громов М.Н. Русская философская мысль Х-XVII вв. М., 1990.

9. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. М., 1997.

10. Евразийский временник (в пяти выпусках). Прага, 1927-29.

11. Златоструй. Древняя Русь X-XIII в. (сост. А.К.Кузьмин), М., 1990.

12. Исход к Востоку (альманах Евразийцев). Прага, 1927.

13. Слово о полку Игореве и мировоззрение его эпохи. Киев, 1990.

14. Сокровенное сказание монголов. М., 1996.

15. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Тт. 1-2, М., 1996-98.

16. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана.

17. Хара-Даван Э. Русь Монгольская. М., 2000.

 

 

Раздел 5: Окончательное становление «русской парадигмы правосознания» в XV-XVI вв. Политико-правовые учения эпохи Московской Руси.

 

«Перенос царства» и его понимание на Руси. Византийское наследие в его полноте. Идея «Третьего Рима» - основа мировоззрения Московской Руси. Корни идеи «Третьего Рима» – «Сказание о князьях Владимирских», «Повесть о белом клобуке», Тверское летописание, преп. Иосиф Волоцкий, преп. Геннадий Новгородский, митрополит Зосима. Рецепция византийской государственной символики. Послания старца Филофея. Эсхатологический характер учения о «Третьем Риме».

Царская власть и идея самодержавия в Московской Руси. Отличие самодержавия от абсолютизма и ограниченной монархии. «Государство правды». Соотношение «правды» и «закона». Учение о неюридической (религиозно-нравственной) ответственности власти (преп. Иосиф Волоцкий), о соотношении «веры» и «правды» (Иван Пересветов). Идея незыблемости русской монархии в «Степенной книге». Внутридинастический спор в переписке Иоанна Грозного и Андрея Курбского. Царское право и ответственность у Царя Иоанна и князя Андрея.

Политико-правовые взгляды преп. Нила Сорского и «нестяжателей». Исихазм – духовная основа движения «заволжских старцев». Отсутствие расхождений между «нестяжателями» и «иосифлянами» по принципиальным вопросам при разногласиях о церковном землевладении и монастырском устроении. «Заволжские старцы» и еретические движения (новгородско-московская ересь XV в., ересь Башкина, «капитоновщина».

Стоглавый собор 1551 г. и «Стоглав» как правовая основа церковно-государственных отношений.

Метафизика и онтология опричнины. Опричнина и позднейшая традиция Русской государственности. Влияние опричнины на народные представления о государстве и праве, на правосознание.

 

2 часа лекций

2 часа семинаров

 

Литература.

1. Амвросий (Погодин), архимандрит. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. (Репр.), М., 1994.

2. Боханов А.Н. Самодержавие. Идея царской власти. М., 2002.

3. Вернадский Г.В. Византийские учения о власти Царя и Патриарха («Сборник статей, посвященных памяти Н.П.Кондакова»), Прага, 1926.

4. Громов М.Н. Максим Грек. М., 1983.

5. Дьяконов М.А. Власть Московских Государей. Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века. СПб, 1889.

6. Золотухина Н.М. Иосиф Волоцкий. М., 1981.

7. Зорькин В.Д. Муромцев: Из истории политической и правовой мысли. М., 1984.

8. Иосиф Волоцкий, преподобный. Просветитель. Рус. перевод. М., 1993.

9. Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-начала XV века. М.-Л., 1955.

10. Кириллов И.А. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914.

11. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985.

12. Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.

13. Манягин В.Г. Апология Грозного Царя. М., 2005.

14. Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2000.

15. Переписка Иоанна Грозного с Андреем Курбским. М., 1979.

16. Погосбекян Д.Р. Политические и правовые идеи в «Слове о законе и благодати» Илариона. М., 2003.

17. Полубников А.В. Идеи монархической государственности. М., 2002.

18. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998.

19. Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 2002.

20. Стоглав (материалы Стоглавого Собора). М., 2003.

21. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 2001.

22. Щеглов А.П. Философское содержание Толковой Палеи по материалам русской рукописи. М., 1994.

 

Date: 2015-09-05; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию