Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историография восточных славянСтр 1 из 37Следующая ⇒ Каждому историческому этапу соответствуют различные виды источников: ранние этапы – вещественные и другие виды неписьменных источников, позднее – письменные. Первый источники изучаются такими науками как археология, этнология, лингвистика, фольклористика, вторые – источниковедение. Источниковедение – специальная или вспомогательная историческая дисциплина, которая разрабатывает методы изучения исторических письменных источников. Первыми из таких источников являются летописи. Летописи позволяют отслеживать древнерусский период. Наибольшее значение имеют – «Повесть временных лет», общерусские летописные своды – Никоновская, воскресенская. В состав воскресенской летописи включено сказание о князьях Владимирских, легенды о происхождении правящей династии от римского императора Августа и о княжеских регалиях – шапке Мономаха (посланы императором Константином Мономахом князю Владимиру Всеволодовичу). Относительно вопроса зарождения древнерусского государства большое значение имеют византийские сочинения. Первые сведения о славянах можно встретить в трудах Прокопия Кесарийского, Маврикия, императора Константина Багрянородного. Эти произведения дают возможность проследить этнические и политические процессы во всем славянском регионе. Для характеристики властных прерогатив князя и становление его администрации важное значение имеют законодательные памятники. Для реконструкции социальных процессов широко используется «Русская правда», сохранившаяся в двух редакциях: пространной и краткой. Ее изучение позволяет проследить расширение княжеской юрисдикции, развитие доминиального права (князь – сюзерен, самый крупный феодал). Важная характеристика внешней политики – международные акты. Известны тексты договоров с Византией 907, 944, сохранившиеся в ПВЛ. От более позднего времени сохранился договор Новгорода Великого с островом Готланд и немецкими городами (12в.). В 12в. появляются жалованные грамоты (сохранились 4, выданные князьям, новгородским монастырям – Юрьеву и Пантелеймонову). Для характеристики представителей образованной части древнерусского общества об идеальном государе интересны «Жития Бориса и Глеба», включенные в ПВЛ. Определенное значение имеют и литературные произведения – «Поучения Владимира Мономаха», «Повесть об убиении Андрея Боголюбского». Произведения древнерусской литературы дают цельный идеальный образ правителей, указывая на негативные явления в политической жизни восточнославянских земель: политическую раздробленность, злоупотребления администрации. Как источник используются и скандинавские саги, несмотря на искажение действительности. Они дают сведения о повседневной жизни правящих династий Восточной Европы, позволяют понять идеалы, стереотипы, ценности князей. Для получения полной исторической картины необходимо комплексное использование всех видов источников. ТАТИЩЕВ Василий Никитич (19.04.1686-15.07.1750), государственный деятель, историк. Родился под Псковом в небогатой, но родовитой дворянской семье. 16.Номанизм и антинорманизм. Теории происхождения названия «Русь» С решением вопросов о происхождении государства Руси обычно начинались споры о происхождении слова «Русь». В новгородских и киевских летописях сказано однозначно: русами назывались варяги. Отсюда и название государства – Русь. Вопрос этот, однако, очень сложный, противоречивый и окончательно нерешенный. Теперь большинство историков придерживаются мнения, что у восточных славян к 9в. существовали все социально-экономические условия для возникновения государственности. Появление варягов решающего значения не имело, возможно, они ускорили этот процесс. Сын Рюрика, Игорь, был малолетним, когда умер его отец. Родственник Рюрика, князь Олег, начал собирать и подчинять восточно-славянские земли, какие находились за гранью Новгородской земли. В 882 году Олег захватил Киев. Объединение под властью одного князя городов Новгорода и Киева было важным событием в развитии восточно-славянской государственности. Олег и Игорь были первыми киевскими князьями, которые подчинили своей власти почти все племенные объединения восточных славян. Подчинение осуществлялось исключительно силой. Случалось, когда власть в Киеве переходила от одного князя к другому, отдельные племенные княжества отказывались платить дань. Киевские великие князья опирались на свою дружину, которая содержалась за счет собираемой дани. Опираясь на дружину, киевские князья представляли Русь в международных делах. При Ярославе Мудром фактически завершилось основание Руси, как формально единого государства. Так возникла Киевская Русь или по-другому Древнерусское государство. В 18в. некоторые из приглашенных в Россию немецких ученых (Байер, Миллер, Шлецер) создали теорию о несамостоятельном развитии русской государственности. Опираясь на русскую летопись, передающую легенду о призвании рядом славянских племен в качестве князей трех братьев (Рюрика, Синеуса и Трувора) – варягов, норманнов по происхождению, эти историки утверждали, что норманны были создателями Русского государства. «Норманисты» полагали, что славяне в 9-10вв. были совершенно дикими людьми, не знавшими ни земледелия, ни ремесла, ни оседлых поселений, ни военного дела. Всю культуру Руси они приписывали варягам; само название Русь связывали только с варягами. Противоположного мнения придерживались «антинорманисты», к которым относился и М.В. Ломоносов. Большинство дореволюционных историков вопросы происхождения Русского государства связывало с вопросами этнической принадлежности народа «русь», о котором говорят летописцы. «Норманисты» настаивали на том, что «русь» – это варяги, норманны, т.е. жители Скандинавии. Но отсутствие в Скандинавии племени или местности по имени «русь» поколебало тот тезис норманнской теории. Историки «антинорманисты» предприняли поиски народа «русь» во всех направлениях от коренной славянской территории. Древних русов искали среди балтийских славян, литовцев, хазар, черкесов, финно-угорских народов Поволжья, сармато-аланских племен и т.д. ИРАНО-СЛАВЯНСКАЯТЕОРИЯ Согласно этой теории существуют два вида русов - русы-ободриты или руги, жители Рюгена (прибалтийские славяне), и причерноморские русы, потомки славянских и иранских племен. Словенами ильменскими были приглашены русы-ободриты. При объединении восточнославянских племен в единое государство - Русь, происходит сближение двух видов русов.Нарративные и лингвистические источники доказывают давнее происхождение этнонима русов в форме "рос" на Северном Причерноморье. На иранское происхождение, в форме "рус", указывали в свое время А.И. Рогов и Б.Н. Флоря. В "Гетике" Иордана, готского историка VI в., есть упоминание о племени росомонов. Форма "рос" у М. Фасмера отождествляется с древнеиранским словом auruša, что означает "белый", так же и в осетинском vors. А.Г. Кузьмин расшифровал название племени "роксаланы" как светлые или белые аланы. Итак, форма "рос" имеет тождественность с иранскими языками (от слова "рохс"). Со времени скифского господства в Северном Причерноморье ираноязычные народы имели влияние на неиранские племена. Среди этих неиранских племен были и славянские племена (анты), что проживали между Поднепровьем и Подонцовьем в период раннего средневековья, и которые имели отношения с иранскими племенами. КЕЛЬТО-СЛАВЯНСКАЯТЕОРИЯ НОРМАННСКАЯ (ВАРЯЖСКАЯ) ТЕОРИЯ Исторически первой теорией, объясняющей феномен возникновения государства у восточных славян, была так называемая норманнская теория. Ее «крестными отцами» были немецкие ученые Г.3. Байер (1694—1738) и Г.Ф. Миллер (1705—1783), утверждавшие, что Древнерусское государство основали выходцы из Скандинавии — норманны, которых на Руси называли варягами. При этом ученые ссылались на данные древнейшей русской летописи — «Повести временных лет» монаха Нестора, в которой под 862 г. действительно помещен миф о призвании варягов в земли чуди, словен, кривичей и веси. От варягов, согласно «Повести временных лет», произошло также название Руси. «Пошли они [чудь, словене, кривичи и весь] за море к варягам, к руси, — сообщает Нестор-летописец. — Ибо так именовали тех варягов — русь... Молвили руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша великая и щедрая, а порядка в ней нет. Идите-ка княжить и владеть нами». 1. убит древлянами (945), править стала его вдова Ольга. Как видим, все первые правители Руси носят варяжские имена. Основные аргументы норманнистов следующие:
|