Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способности создаются в деятельности и проявляются в таких ее динамических характеристиках, как быстрота, глубина, прочность освоения ее средств и способовСтр 1 из 2Следующая ⇒ Тема: СПОСОБНОСТИ
В современной психологии и педагогике проблема способностей и их развития изучена достаточно хорошо, однако в силу своей значимости продолжает оставаться актуальной. Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся ( А.В. Петровский). Наиболее развернутое определение способностей было дано Б. М. Тепловым. В этом определении способности понимаются как индивидуальное свойство личности, являющееся условием успешного выполнения деятельности. Способности не водятся к умениям и навыкам, они отличают одного человека от другого в отношении успешности выполнения определенной деятельности. Способности создаются в деятельности и проявляются в таких ее динамических характеристиках, как быстрота, глубина, прочность освоения ее средств и способов. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входит, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д. Способности — это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут так и не развиться («зарыть талант в землю»). Способности имеют большое общественное и личное значение: 1. Способности людей имеют большое значение в развитии экономики, в науке и искусстве наряду с объективными социальными условиями. 2. Способности обеспечивают и ускоренное развитие личности, творческие достижения в труде, доставляющие человеку материальное и духовное удовлетворение. Некоторые способности связаны с хорошей работой памяти (например: способность к быстрому и прочному усвоению учебного материала, легкая и точная воспроизведение его). Ярко проявляются способности и в мыслительной деятельности человека (понимания материала, решение сложных задач, глубина мысли, критичность, сообразительность). Большое значение для способностей имеет и творческое воображение, особенно необходимо в труде писателя, изобретателя. Каждая способность имеет свою структуру, в которой можно различать опорные и ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к музыкально-исполнительской деятельности будет высокая природная чувствительность слухового анализатора, чувства ритма, Размера, тона, высоты звука; сенсомоторные качества руки музыканта, развитая образная память. К ведущим свойствам относится свойство художественного, творческого воображения. Благодаря ему улавливается существенное и характерное в явлениях к жизни, производится обобщение или типизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этой способности выступает определенно эмоциональное настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.
|