Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






У каждого человека есть набор способностей, которые обеспечивают ускоренное развитие личности и доставляют материальное и духовное удовлетворение





Различают общие умственные способности и специальные способности.

Общие умственные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности, эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд родственных видов деятельности. Школьники, обладающие общими способностями, обычно хорошо и легко учатся по всем предметам. К общим умственным способностям относятся, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание.

Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности – музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технологической и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.

Например, в основе математических способностей большую роль играет математическая память, способность к логическому мышлению в области количественных и пространственных отношений; быстрое и широкое обобщение математического материала (способность увидеть общее); легкое и свободное переключение от одной умственной операции к другой; стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности рассуждений и решение и т.д.

Конструктивно-технические способности включают такие компоненты, как наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющую видеть их достоинства и не совершенства; точность и живость пространственных представлений; комбинаторное способность (способность составлять из данных узлов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов); техническое мышление (способность понимать логику технических устройств).

Музыкальные способности составляют единства таких способностей как ладовое чувство, проявляющиеся в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способность к слуховому представлению, проявляющуюся в точном воспроизведении мелодии по слуху музыкальное ритмичное чувство – способность чувствовать ритм и воспроизводить его. Большое значение имеет и абсолютный слух – способность точно определять высоту звука без сравнения его с эталона. Все эти частные способности и группируются вокруг стержневой способности – музыкальности, под которой понимают способность человека воспринимать музыку как выражение некоторого содержания (а не просто гармоническое сочетание звуков).

В основе литературных способностей лежат такие стержневые обра­зования, как творческая активность и эстетическая позиция, объединяющее частные способности – наблюдательность, впечатлительность (эмоциональные переживания воспринятого), наличие ярких, наглядных об­разов памяти, творческое воображение, а так же эмоциональность, образность и выразительность языка.

Художественно-изобразительным способностям относятся способность правильной оценки пропорций световых отношений, способность чувствовать выразительную функцию света, творческого воображения и др.

Практически судить о способностях можно по совокупности следующих показателей:

1. По быстрому продвижению (темпу продвижения) ученика, овладении соответствующей деятельностью.

2. По качественному уровню его достижений.

3. По сильной действенной и устойчивой склонности человека к занятиям этой деятельностью.

Прежде всего, способности тесно связаны с активным положительным отношениям к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность, в жизненную потребность в этом виде деятельности.

Интересы проявляются в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях.

Склонность – стремление выполнять соответствующую деятельность. Интересы и склонности личности не всегда совпадают. Можно интересоваться музыкой и не иметь склонности к занятию ею. Но у способных к определенной деятельности детей и взрослых интересы и склонности, как правило, сочетаются.

Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.

Сочетание способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к творческой деятельности. В области общественных отношений такие люди весьма успешно претворяют в жизни прогрессивные идеи своего времени, в области литературы и искусства создают совершенные произведения на уровне современной передовой мысли, в области науки и техники, они хорошо разрешают сложные теоретические и практические задачи.

Высшая степень талантливости называются гениальностью. Гениями считают тех, кто создает что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве, и т.п. Продукты творчества гениального человека является важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности.

Играют ли какую-либо роль в развитии способностей природные, врожденные факторы?

Многие как зарубежные, так и отечественные ученые стоят на позиции признания врожденного, наследственного происхождения способностей человека. Они считают, что и вид способностей, и их уровень предопределены от рождения, что способности заранее запрограммированы в генах, что это своеобразный дар природы. Другие категорически отвергают эту точку зрения, утверждая, что обучение и воспитание, условия жизни и деятельности человека активно формируют его способности. Означает ли это, что природные, биологические факторы не играют вообще никакой роли в процессе формирования способностей?

Ученые-материалисты признают известную роль природных, биологических факторов как природных предпосылок развития способностей. Такие природные предпосылки развития способностей называют задатками. Задатки – некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обуславливают природные, индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развития.

Однако задатки еще не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Задатки – это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может сжать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и находчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться в ней известных успехов.

Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка могут выработаться разные способности. Например, на основе такого задатка, как быстрота точность, тонкость и ловкость движений, могут в зависимости от условий жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела гимнаста и способность к быстрым и пластичным движением пальцев скрипача. На основе художественного типа могут сложиться способности и актера, и писателя, и художника; на основе мыслительного типа – способности математика, и лингвиста, и философа.

При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности могут формироваться очень рано и развиваться быстро (что и создает иногда иллюзию врожденности способностей). Известно, что В.А. Моцарт стал сочинять первые музыкальные пьесы в 3-4 года, А.С. Пушкин стал сочинять стихи с 8 лет, Н.И. Некрасов - с 9 лет. Однако следует помнить, что отсутствие ранних достижений не свидетельствует об отсутствии способностей. Например, такие крупнейшие таланты, как знаменитый математик Н.Н. Лузин, биологи Л. Пастер и К. Линней, писатель В. Скотт проявили себя в относительно позднее время.

 

Date: 2015-09-19; view: 347; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию