Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л. 3. НЕМИРОВСКАЯ 2 page





Философское мировоззрение. Слово " философия" происходит от греч, phileo — люблю и sophia — муд­рость. Буквально оно означает “любовь к мудрости”. Согласно историческим свидетельствам, слово “философ” впервые упо­требил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

На олимпийских играх, говорил Пифагор, можно видеть людей трех основных типов, Одни приходят, чтобы торго­вать— они стремятся к роскоши и богатству. Другие хотят прославиться — это рабы славы. Третьи — мудры, они довольствуются наблюдениями. Их не терзает страсть к богатству и славе, они свободны от страстей, а потому это свободные люди.

В школе последователей Пифагора(пифагорейской шко­ле), которая была своеобразным религиозно-этическим и фи­лософским братством, был открыт философско-иррационалистический смысл цифр. Число — это не просто выражение, а существо и ядро реальности вещи. Нечетные числа выражали лучшее, а четные — худшее. Число 10 означало гармонию. Математическое соотношение лежало и в основе музыкаль­ной гармонии. Музыке пифагорейцы приписывали магиче­ские свойства, она служила очищению и возвышению души от горестей. Пифагорейцы знали о шарообразной форме Зем­ли, оказали воздействие на развитие наук (математики, тео­рии музыки, медицины, астрономии), философского идеализ­ма (Платона) и мистики, особенно цифровой мистики (каббализм). Школе приписывается и открытие " золотогосечения" (или золотой пропорции, обеспечивающей гармоническое де­ление). Оно применялось уже в древности в искусстве и эсте­тике. Деление отрезка АВ точкой Р так, чтобы больший от­резок АР относился к меньшему РВ так, как весь отрезок АВ относится к большему АР.

А _________________Р___________В

 

Если АР = х, а АВ=а, то задача сводится к решению урав­нения а: х = х: (а—х), т. е. х2 + ах—а2 = 0.

Термин “золотое сечение” впервые стал употребляться в период Ренес­санса[9].

Философская мысль отличалась от мифологического и религиозного мировоззрения тем, что она представляла совершенно иной тип ми­ропонимания, фундаментом для которого стали позиции разума, интеллекта. Логический анализ и обобщения на основе наблюдений, выводы и доказательства вместо фантастиче­ских сюжетов, образов характерны для философии. Мудрость при этом не носит характера обыденного разумения, а проти­востоит ему, ибо основана на научном познании мира. То есть развитие философии означает не только отмежевание от ми­фологии, но и выход из тесных рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности.

Любовь к истине и мудрости представляет собой совер­шенно новую ценностную ступень развития духовной куль­туры. Мудрость, истина становились высшими ценно­стями. Из древнегреческой философии пришло к нам изречение, широко известное, и по сей день: “Платон мнедруг, ноистинадороже ”. Рождение философии стало составным элементом великого, культурного переворота в Древней Гре­ции VII—V вв. до н. э., в контексте которого возникла нау­ка, в том числе и греческая математика VI—IV вв. до н. э.

Слово “фи­лософия” стало синонимом теоретической мысли вообще. Главные вопросы, занимающие философию в древности: проблемы жизни, смерти, бессмертия, морального выбора, смысла жизни.

" Довольствуйсянемногим" — советуют фило­софы человеку, чтобы блага жизни не заслонили главного. Этому учили философы Сократ, Платон.

В Древней. Гре­ции философия была переплетена с жизнью, была способом жизни. Так, жизнь и его смерть философа Сократа стала уроком для многих поколений. Как свидетельствуют ученики Сократа, при жизни философа обычные люди не воспринимали его, иронизировали и даже побивали камнями. Ученики спрашивали Сократа: Почему ты не отвечаешь тем же? Сократ же отвечал: Если вас лягнул осел, не пота­щите же вы его в суд. Рассказывают, что философия Сократа позволяла ему вести здоровый образ жизни, и когда Афины поразила чума, он выжил. Другой учитель — Платон основал "Академию" (сад в Афинах, названный в честь греческого мифического героя Академа), где учил юношей искусству размышления. Истина добы­валась с помощью разумного анализа, а не основывалась на авторитете и вере.

О чем размышляли и размышляют философы? О природе, сущности мира. Об этом говорят и названия многих философских трудов: Лукреций Кар "О природе вещей"; Д. Бруно "О бесконечности Вселенной и мирах"; П. Гольбах "Система природы"; Гегель "Философия природы".

Ониразмышляли о природе и способности разума. Кант написал об этом произведения "Критика чистого разума" и "Критика практического разума". А Спиноза – "Трактат об усовершенство­вании разума".

Они думали о сущности человека и писали труды "О человеке" (Т. Гоббс и Гельвеций) и о мире человеческих представлений (А. Шопенгауэр “Мир как воля и представление”).

Они рассуждали обустройстве общественнойжизни Это произведения: "Государство" Платона, "Политика" Аристо­теля, "О гражданине" Гоббса, "Обществен­ный договор” Руссо.

Итак, предметом раздумий философов является человек, его природа, мораль, познание, религия, искусство и др. проявления человеческих способностей и связей в обществе; мир и человек в их сложном соотношении.

Философия рассматривает вопросы, на которые невозможно ответить ни с точки зрения науки, ни с точки зрения религии. Б. Рассел сформулировал некоторые из философских вопросов так. Разделен ли мир на дух и материю? Если "да", тогда что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он независим? Если единство во Вселенной или единая цель? Существуют ли законы природы или человек сам их создал? Является ли человек комочком из углерода и воды на крошечной планете, либо он велик? Нужно ли стремиться к добру всегда, даже если гибнет Вселенная? На эти вопросы нет ответов, их нельзя получить в лаборатории, изучить их – дело философии[10].

 

3. Предмет философии. Структура, основные функции и предназначение философии.

Философия — теоретически сформированное мировоззре­ние. Предметом философии является система общих теоретических воззрений на мир, человека, социальную структуру, уяснение разных форм отношения че­ловека к миру.

Философские учения представляют собой ту или иную систему. Философские системы существенно отличаются друг от друга.

Какговорилось, Б. Рассел рассматривал предмет философии как промежуточное знание между теологией и наукой. Подобно науке, философия обращена к знанию, а не к авторитету (будь то авторитет традиции или Откровения). Науке принадлежит точное знание, а теологии – догма. Между ними лежит область философии[11].

Что такое " философская система "? Рассмотрим это понятие на некоторых примерах.

Так, Вл. Соловьевназывал свою философскую систему " свободнойтео­софией". Онполагал, что философия должна стать не только теорией, но делом жиз­ни. Философия – такое знание, которое формирует особое религиозно-нравственное состояние. Философия формирует свободу выбора и мудрость, основанную на божественной Премудрости [12].

Другой русский философ Н.Бердяевсвоюфилософскуюсистемуназвал персонализмом. Он высказал мысль о том, что философия всегда сохраняет личностный характер. Как бы ни была философия многообразна, она всег­да беззащитна. Она находится под давлением и властей, и религии, и науки. Это происходит, потому что философия не работает на “социальный заказ”. Великие философы в своих учениях стремились к воз­рождению души, философия для них была делом спасения.

К числу таких мыслителей Бердяев относил индийских философов, Сократа, Платона, стоиков, Гегеля, В. Соловьева. Даже тогда, - писал Бердяев, - когда философ обращался к Богу или богам, то Бог философа был иным, чем в Библии. Философия всегда боролась против просто веры, против тра­диций. Сократ пал жертвой этой борьбы. Философия всегда претендовала не только быть любовью к мудрости, но и муд­ростью. Философа опасаются. Философ — угрожающее суще­ство, потому что стремится к самостоятельности. Философа не хотят признать свободным существом. Не успел он освобо­диться от подчинения религии, теологии и церковной власти, как потребовали его подчинения науке... Но философия не социальна, философия персональна. Персонализм — философ­ская система Н. Бердяева.

Н.Бердяев и В.Соловьев понимали под философской “любовью к мудрости” не только логику и полноту зна­ния. Философия формирует нравственное совершенство, внутреннюю цельность духа.

Соловьев толковал слово “философия” как стремление к духовной цельности человеческого существа. Именно в таком смысле это понятие им употреблялось с самого начала. Таким образом, слово "философия" получило более глубокий смысл, чем его этимология. И это Соловьев считал естественным. Соловьев при­вел в пример другое слово — “химия”. Этимологически оно значит “черноземная” или же “египетская” (от слова “хем”— черная земля, как собственное имя — Египет), в сов­ременном своем смысле оно имеет, конечно, мало общего с черноземом или с Египтом.

По Соловьеву, многие люди понимают философию буквально соответствующей ее этимологии. И в разговорном языке называют филосо­фом и малообразованного, и вовсе неграмотного человека, главное — чтобы он обладал определенным умственным и нравственным настроем. Значит, заключил В.Соловьев, не только этимология, но и общее употребление слова придают фи­лософии смысл размышления о жизни и дела жизни.

Именно такой смысл придавали философии многие мыслители: Л. Толстой называл философа и писателя “учителем жизни”, а философию “делом жизни”, Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше придавали философии глубоко личный, субъективный харак­тер; Маркс и Н. Федоров —- оба говорили, что философия может не только познать, по и изменить мир. Но какой раз­ный смысл они вкладывали в это “дело жизни”! У Маркса эта идея (и смысл ее хорошо понял Н. Бердяев) приобрела ка­рикатурные, уродливые формы, стала идеологией грубого на­силия и гибели духовной культуры, ибо поощряла разруше­ние. У Н. Федорова активность философии не несла политического смысла. Фи­лософия общего дела у Н. Федорова имела глубоко религиозный смыл. Она раскрывала тайны христианского Откровения и перспективы развития личности и свободы.

Большинство философов склонялось к мнению, что философия не должна зависеть от общества, а общество должно зависеть от фило­софии. Научив человека подлинным ценностям, философия должна способствовать переменам в мире.

Х. Ортега -и- Гассет, рассуждая о предмете философии, проводил существенную грань между предметом изучения естествознания (физики, например) и философии. С точки зрения мыслителя, в современном мире слишком большое значение придается физике. Но даже, если человек чувствует, что ему везет, и он пользуется благосклонным вниманием общества, то он тут же начинает переоценивать свои силы. Именно так случилось и с физикой. Интеллектуальная жизнь Европы уже более века страдает оттого, что можно назвать "терроризмом лабораторий". Философию же на протяжении весьма длительного времени стараются свести к теории познания.[13]

Х.Ортега-и-Гассет справедливо замечает, что философы "обожествляли способы познания мира, предлагаемые физикой". В то же время физики-теоретики признавали, что физика есть низшая, по сравнению с философией, форма познания, поскольку она познает мир с помощью символов. "Теоретическая физика входит в соприкосновение с Природой только в одной сфере – экспериментальной. Эксперимент – это та манипуляция, посредством которой мы вторгаемся в область Природы, заставляя ее отвечать на наши вопросы. …Физическая реальность – это квазиреальность, т. е. реальность не абсолютная, а зависимая, поскольку она зависит от человека и относится к человеку. Короче, физик называет реальностью тот процесс, который возникает в результате его манипуляций с объектом исследования. Эта его реальность существует постольку, поскольку существуют манипуляции".

Чем же отличается предмет исследования философии – объективная реальность – от предмета познания частных наук? В отличие от физики и других частных наук философия исследует реальность, которая не зависит от наших действий. Реальность, не зависящая от человека, и есть объективная реальность.

К суждению Ортега-и-Гассета о предмете философии и отличии ее предмета от частных наук можно только добавить, что в настоящее время мы порой под философией понимаем именно естественнонаучную теорию познания, в то время, как никакая иная философия, кроме классической, не способна дать человеку того, что он от нее ждет.

Чем же различается предмет физики и предмет философии? Физика – одна из форм познания природы. В ней природа познается с помощью математических и физических символов. Физика использует эксперимент как средство познания. Но эксперимент – это своего рода манипуляция, с помощью которой мы вторгаемся в область объективного мира, "заставляя" его действовать по нашим правилам. Ортега-и-Гассет говорил поэтому, что в данном случае мы имеем дело уже не с подлинной реальностью объективного мира, а с условной реальностью, или "квазиреальностью". Но эта реальность не является абсолютной, а - зависимой, она зависит от человека и его теории познания (физики, в частности).

Таким образом, предметом анализа в физике является процесс, который возникает в результате ее манипуляций с объектом исследования. Эта реальность существует постольку, поскольку существуют манипуляции. В отличие от физики и других частных исследований природы, философия изучает объективную реальность, которая не зависит от наших действий, в том числе и научных манипуляций[14]

Предметомфилософии является изучение проблем объективной реальности, т.е. мира, существующего независимо от нас и познаваемого нами с помощью средств научного познания.

Особенностью философии является то, что это мировоззренческая и методологическая наука. Именно этими двумя чертами она отличается от всех других наук.

Мировоззренческий характер философского знания выражается в следующем. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории. Философия может формировать материалистическое или идеалистическое мировоззрение.

Материализм принимает за основу мира материю, материальное, природное начало Идеализм – идеальное, духовное начало. Материализм может носить натурфилософский характер или механистический (когда природа и человек рассматриваются как механизм). Идеализм может быть объективным идеализмом или субъективным, поскольку идеальное начало может быть либо независящим от человека, объективным, либо субъективным, зависящим от субъекта.

Методологический характер философского знания выражается в том, что философия есть наука о методе (т.е. о пути) познания. Методы, применяемые в ходе познания, могут быть различными. Это может быть следование традиции и привычке, догме и авторитету. Такой метод называется догматизмом. Научная философия противопоставляет любой догме диалектику. Диалектический метод предполагает признание бесконечной изменчивости мира, развития, а следовательно, и – бесконечно развивающегося познания этого мира.

Немецкий философ нашего времени М. Хайдеггер определил филосо­фию как "спрашивание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что мы сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос". Категории философии — это понятия особого рода, они не являются формулами всеобщих свойств какой-то определенной области (животное, язык); но "они охватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие по­нятия".[15]

Предметом философии является анализ предельно широких, универсальных понятий, категорий. К ним относятся такие понятия как бытие и материи, предмет и явление, процесс и изменение. Философия изучает взаимодействие понятий причиныследствия, случайногонеобходимого, частицелого, элементаструктуры и т.д.

Философские категории отражают наиболее общие связи и отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Они относятся не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Так, без понятия причины невозможно обойтись ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в практической деятельности. Поэтому категории называются предельными основаниями и универ­сальными формами культуры. Их называют также вечными формами "чистого" разума (И. Кант).

Философия как представление о целом имеет свою структуру. Философское знание по своей структуре – сложное явление. В ней три основных компонента.

Первый компонент философии - учение о бытии, или онтология. Слово "онтология" происходит от греч. ontos — сущее и logos — учение. Онтология – это философскоеучениеосущностибытия.

Второй компонент философии – учение о познании, или гносеология. Слово "гносеология" происходит от греч. gnoses — познание и logos- знание. Гносеология – это философскоеучениеопознаниибытия.

Третий компонент философии – учение о ценностях, аксиология. Слово "аксиология" происходит от греч. axios — ценный и logos — знание. Аксиология – это философскоеучениеоценностяхбытия.

Философия включает в себя также философскуюантропологию, этику, эстетику, философиюистории, социальнуюфилософию, философиюправа, философиюнауки итехники, историюфилософии, философиюрелигии и другие разделы философского знания.

Основныефилософскиевопросы – это проблемы соотношения бытия и сознания, бытия и познания, материального и идеального. Философские вопросы, поистине, это "вечные вопросы" бытия.

Основные функции философии: мировоззренческая и методологическая. Эти две функции философии отражают ее главное предназначение. Эти функции можно назвать функциями экспликации (т. е. выявления). Они позволяют выделить “универсалии”, целое, построить целостное представление о мире.

Из других функций философии наиболее значительными являются следующие.

Функция рационализации и систематизации, теоретиче­ского выражения результатов человеческого опыта во всех его формах. К примеру, атомистика Демокрита берет начало из простого обыденного опыта и его обобщения; наблюдение пылинок в солнечном луче, растворение веществ в жидкостях и т. д. Повседневные наблюдения служили толчком к откры­тию закономерностей.

Критическая функция. Основа философского знания— это ориентация на научный рацио­нализм. Философское знание отвергает всякого рода заблуж­дения и ошибки, предрассудки и стереотипы, встающие на пути к истинному познанию и деятельности. Особое неприя­тие у философов во все времена вызывал догматизм (рели­гиозный или иной) и филистерство (самодовольное мещанство и ханжество, невежество обывателя и лицемерие).

Ориентация на будущее. Философия, опирающаяся на теоретическое осмысление жизни, обладает всеми возмож­ностями творческого формирования новых взглядов и идей, закладывает фундамент новых миропонимании, системы для будущего. Таковыми могут считаться “планетарная филосо­фия и этика”, или “русский космизм” Вернадского, Циолков­ского, Чижевского. Философия рассматривает единство человека и Вселенной, единство бытия, перспективы развития человека во Вселенной.

В чем состоит предназначении философии?

На этот счет есть замечательное рассуждение европейского мыслителя ХУП в. Р.Декарта. Обратимся к его произведению "Началам философии".

Во-первых, философия, по мысли Декарта, означает мудрость, "бдагоразумие в делах", "совершенное знание всего того, что может знать человек". Такое знание направляет самую жизнь.

Во-вторых, философия "одна только отличает нас от дикарей и варваров". Декарт замечает: "Каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют, поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов".

В-третьих, есть четыре ступени мудрости. Первая содержит ясные и всем понятные истины, которые не требуют особого размышления. Вторая включает все данные чувственного опыта. Третья – то, чему учит общение с другими людьми. Четвертая – знание книг как вид общения с их творцами. Таким образом, мудрость, которой обладает человек, приобретена этими четырьмя ступенями.

Однако бывают люди, которые пытаются овладеть пятой ступенью мудрости, более возвышенной и верной, чем четыре предыдущие. Они пошли по пути сомнения и новых открытий. Они и получили имя философов.

Декарт создал оригинальный образ философии. Он писал: "Вся философия подобна как бы дереву, корни которого метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицина, механика и этика. Под последней я разумею высочайшую и совершеннейшую науку о нравах; она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец"[16].

Итак, очевидно, что философия имеет свое особое предназначение, которое отличает ее от иных наук. Философия является методологией научного знания и определяет мировоззрение. Нет других наук в познании человека, которые имели бы подобное предназначение.

Далее мы обратимся к истории философии, и посмотрим, какую школу жизни прошло человечество и как оно размыш­ляло о мире и о себе самом.

Основные термины.

Философское знание, мировоззрение, структура мировоззрения, философское мировоззрение, философия, предмет философии, структура философии, онтология, гносеология, аксиология, функции философии.

Контрольные вопросы и задания к теме

1. "Философия, и притом каждая отдельная философия, имеет собственный язык. Язык философии отличается как от поэтического языка, так и от языка обыденной жизни" (Ф.Шлегель). Сопоставьте философский и обыденный язык:

- форма – это способ существования содержания

форма – это униформа

- сознание – это осознание поступка

сознание – это отражение объективной реальности

- материя – это материал (ткань, металл, дерево)

материя – это объективная реальность

- бытие – это частная жизнь

бытие – это материальная и идеальная реальность

Отделите понятия, относящиеся к философскому языку, от обыденных понятий.

 

2. Что означает добро и зло с точки зрения философии*

- разумность и неразумность

- правильность и неправильность

- мир и вражду

- ненасилие и насилие

Чем, на Ваш взгляд, отличается позиция философа от моралиста?

 

3. Как Вы понимаете выражение - "найти философский камень"?

- найти истину

- найти драгоценный металл путем сплава простых металлов

- это условное выражение, ничего не означающее

- заниматься бессмысленным делом, "самокопанием"

Откуда пришло это выражение?

4. "Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения…" (Т.Гоббс). Что значит "правильное рассуждение"?

- проверяемое практикой, чувственным опытом

- не требующее доказательств

- авторитетное

- устоявшееся во времени

Объясните.

 

5. "Философия…одна только отличает нас от дикарей и варваров…Каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют" (Р.Декарт). Что такое "философствование"?

- разумное осмысление жизни

- умение приспособиться к обстоятельствам

- образованность, знание

- гражданская позиция

В чем смысл понятия "философствование"?

 

6. Внимательно прочтите определение философии, данное Декартом и приведенное выше ("Вся философия подобна как бы дереву…"). Каково, на Ваш взгляд, соотношение между философией и частными науками?

- отношение взаимосвязи и взаимозависимости

- отсутствие всякой связи

- философия – основа и метод изучения частных наук

- философия – совокупное знание, сумма частных знаний о мире

Расскажите об этом соотношении.

 

Тема 2. Исторические типы философии. Ранняя философская мысль Древнего Востока

 

1. Исторические типы философии..

2. Ранняя философская мысль Индии. Философские школы о Вселенной, человеке и познании мира.

3. Философское содержание древнеиндийских текстов. Упанишады. Бхагавадгита. Дхаммапада.

4. Ранняя философская мысль Египта. Наука и формирование философского скептицизма.

5. Древнекитайская философия. Конфуцианство. Даосизм. Теория познания Мо-Цзы.

 

Основные термины.

Контрольные вопросы и задания к теме.

 

1. Исторические типы философии

Переходим к рассмотрению логики развития мировой фи­лософской мысли. В истории мировой философии ставились и решались разные проблемы, ставились и решались по-раз­ному. Эта история мысли охватывает более чем 2,5 тысяче­летия. Философское наследие актуально по сей день, имеет непреходящую ценность.

Генезис [17] философии связан с ее мифологической стадией. Первыеисторическиетипыфилософии – это философия Древнего Востока. К ней относятся индийская философия, древнеегипетская философская мысль, китайская философия.

В значительной степени этот период либо был близок к мифологии и религии, либо к народной традиции. Генезис философии – одна из важнейших философских проблем. При изучении ее философия опирается на генетический метод анализа, т.е. метод изучения явлений, основанный на изучении их происхождения и развития. Генетический метод является одним из элементов диалектического [18] метода в философии.

На рубеже 1У-Ш тыс. до н.э. на территории Месопотамии и Египта появилась письменность. Однако, согласно первым письменным источникам, поначалу еще не было целостных философских систем с каким-либо понятийным аппаратом. В них не отражена проблематика бытия существования мира (онтология), нет четкости в вопросе о возможностях познания мира (гносеология), а также – в проблемах ценности бытия (аксиология). На эту ступень развития вышли лишь античные мыслители, которые и стояли у истоков европейского философского мышления.

До античной философии вообще не было развитых философских систем.

Античная философия – следующий исторический тип философии после философии Древнего Востока. Это начало собственно философии. Именно античная философия лежала у истоков европейского философского мышления. На античную философию еще в значительной степени влияла мифология, однако, со временем ее развития это влияние ослабевало, и место мифологии занимала наука. Впервые в античной философии возникли первые теоретические системы онтологии и гносеологии, стали складываться научные представления о мире и человеке.

В этот исторический период развития философии стало очевидным, что традиционные мифологические представления недостаточны для объяснения бытия. Они оказались неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Изменились социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, которые требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.

Философия – мировоззрение, которое одно из первых давало ответ на подобные требования эпохи и ее культуры. Философия рекомендовала человеку обратиться не к привычке и традиции, а к собственному разуму. Отношение отец-сын постепенно заменялось отношением учитель-ученик. Философ говорил ученику: не принимай все на веру, думай сам. Место традиции заменяло образование. С возникновением философии функции отца и родовых отношений вообще ставились под сомнение. Возникла вражда между родом и философией. Можно сказать, что она продолжается, и по сей день.

Date: 2015-09-18; view: 569; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию