Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстетическое направление в языкознании начала XX в. Школа эстетического идеализма Карла Фосслера





В начале XX в. параллельно с социологическим формируется эстетическое направление. Его основа­телем стал немецкий лингвист и литературовед, специалист в области романской филологии Карл Фосслер (1872 - 1947). Карл Фосслер выступил с программой эстетического идеализма. К нему присоединились немецкие лингвисты Эуген Лерх (1888 - 1953), Лео Шпитцер (1887 - 1960), итальянский учёный Джулио Бертони (1878 - 1942).

Наиболее известными работами Карла Фос­слера являются книги «Позитивизм и идеализм в языкознании» (1904 г.), «Язык как творчество и развитие» (1905), «Дух и культура в языке»(1925), «Культура и язык Франции» (1929).

Взгляды Фосслера основаны на философии Гегеля, В.фон Гум­больдта и итальянского учёного Бенедетто Кроче. Фосслер критикует всех лингвистов - и предшественников, и современников, поэтому его школа эстетического идеализма более известна своей программой отрицания, чем своей эстетической программой. Лозунгом Фосслера стали слова «Всякое языкознание является эстетическим!».

Фосслер критикует позитивизм, которым руководствовалось абсолютное большинство компара­тивистов. Позитивисты, пишет Фосслер, ставят своей целью точное описание наличных фактов, знание «материала». Они создали «сухую», наукообразную, «находящую­ся на периферии научных знаний» лингвистику. Вундт, Соссюр, Жильерон, Шухардт, Мейе, Балли и другие лингвисты не создали ничего достойного. «Никто лучше не ужи­вается друг с другом, чем материалисты, позитивисты, мисти­ки и мошенники». Позитивисты произвели над языком анатомическую опера­цию, насильственное расчленение и выделили фонетику, мор­фологию, синтаксис. «В действительности дело обстоит приблизительно так же, как в анатомии: если я отделю от туловища нижние конечности и при этом пере­пилю берцовую кость посередине, - это всегда остаётся меха­ническим разрушением организма, а не естественным расчле­нением». Всю совокупность грамматичес­ких дисциплин Фосслер представляет как «безграничное клад­бище, устроенное неутомимыми позитивистами, где совместно или поодиночке в гробницах роскошно покоятся всякого рода мёртвые куски языка, а гробницы снабжены надписями и пе­ренумерованы».

Сторонники же социологического направления, а также Вундт и Пауль заселяют периферию этого кладбища призрачной наукообразностью.

К. Фосслер отрицал не только сравнитель­но-исторический метод, но и все результаты исследований компаративистов, их дости­жения в области фонетики, морфологии и синтаксиса.

Фосслер активно выступал против логико-грамматического направления. Он говорил, что «Понятиями можно мыслить, но не говорить». Понятие в логическом мышлении не может быть выра­жено ни на одном из человеческих языков. Разум сковывает язык, это сдерживающее начало, а фантазия - созидательное. Рассматривать язык как узус и пра­вило - ненаучно, ибо они не вскрывают души языка.

Фосслер предложил положить в основу языкознания идеалис­тическую эстетику Бенедетто Кроче. В этой философии дух проявляет себя в четырёх формах: в двух теоретических (логике и эстетике) и в двух практических (этике и экономике). Ведущую роль в процессе познания играет интуиция, которая, в отличие от логического мышления, постигает мир в его конкретной, неповторимой индивидуальности. Своё развёр­нутое воплощение интуиция получает в произведениях искусства. Поэтому философия интуиции есть эстетика, «наука о выражении». Кроче отождествлял эстетику с «общей лингвистикой».

Фосслер считает языкознание частью эстети­ки. Эстетика - это наука о выраже­нии духа, или интуиции. Поэтому задача языкознания - познание духа, единственной действующей причины всех языковых форм. Фосслер сделал попытку связать языкознание с литературоведением. Он изучал параллели между языком и духовной культурой.

Фосслер, как и Кроче, главным в познании считал интуицию, эстети­ческий вкус. Именно интуиция и эстетический вкус определя­ют синтаксическую, морфологическую и фо­нетическую структуру языка. Язык определяется Фосслером как духовное выражение, а история языка - как история духовных форм выражения. Сле­довательно, история языка - это история искусства в широком смысле этого слова. Грамматика - это часть истории стилей, которая в свою очередь включается в историю культуры.

Позитивисты, по мнению Фосслера, исследовали языковые факты, описывали, систематизировали, но не выяс­няли причин языковых явлений. А самая серьёзная ошибка миро­вого языкознания состоит в том, что оно игнорирует лингвистический вкус и эстетическое чувство, которые и есть первопричина всех изменений. «Идея языка есть поэтическая идея, исти­на языка есть поэтическая истина, осмысленная красота».

Как и большинство компаративистов, Фосслера волновал вопрос о прогрессе в развитии языка. Он считал, что в языке возможен абсолютный и относи­тельный прогресс. Абсолютный прогресс - результат индиви­дуального духовного творчества. Он происходит в творчестве великих поэтов, например, Данте, Гёте. Относительный прогресс - результат коллективного духовного творчества. Относительный прогресс следует изучать с эстетической точки зрения, а абсолютный - с эстетико-исторической.

Иногда Фосслера называют основоположником современной стилистики. Но традиционная стилистика – это раздел языкознания. Для Фосслера же стилистика не может быть частью лингвистики. Стилистику он считает частью эстетики, отождествляя ее с языкознанием. Все лингвистические дисциплины он рассматривает как придаток стилистики. Фонетика, морфоло­гия, синтаксис имеют, по его мнению, истинные объяснения лишь в стилистике: «Сначала стилистика, а за­тем синтаксис!».

Фосслер много писал о стиле, в основном это образные и логически неопределённые рассуждения: «Стиль это индивидуальное употребление языка в отличие от общего»; «Сколько индиви­дов - столько стилей». Всякое языковое выражение Фосслер считал индивидуальным духовным творчеством. Он был уве­рен, что языку нельзя научить, его можно «разбудить». Повторение - дело попугая, но зато у попугая нет стиля.

Как и все лингвисты после Гумбольдта, Фосслер давал своё определение внутренней формы. Под внутренней формой он по­нимал «лингвистический вкус», «лингвистическое чувство». Язык имеет поэтическую сущность, поэтому именно в поэзии про­исходит слияние внутренних и внешних языковых форм. Поэзия - язык языков, потому что в поэзии язык находит своё выражение. Поэты - это художники, которым дано извлекать из языков народа язык сердца. Поэтический природный дух при­сущ всем языкам.

В своих работах Фосслер решает и вечный вопрос языко­знания: «Кто является творцом языка - индивид или народ?» Фосслер был убеждён в том, что творцом языка является личность.

Под влиянием младограмматиков, которые об­ратили внимание на живую речь, на говорящих людей, Фосслер занялся проблемой говорения, речи. Он считал, что язык немыслим без множества личностей и их общности. Язык в обиходном понимании - это осмысленный шорох, общительный шум, чередо­вание знаков, которые люди производят ртом и воспринимают посредством слуха, чтобы добиваться взаим­ного понимания. Но личность создаёт лишь разговор, а не язык. Язык предпо­лагает множество личностей в качестве его носителей.

При всех издержках, Фосслер пред­ложил новый взгляд на привычные лингвистические постула­ты. Полувековой интерес к школе эстетического идеализма можно объяснить тем, что она воспринималась как аль­тернатива традиционному сравнительно-историческому языкоз­нанию. Школа эстети­ческого идеализма занималась изучением исторической стилис­тики и индивидуальных стилей писателей и поэтов, которые вообще не интересовали компаративистов. Но многие выводы Фосслера, полученные в результате анализа индивидуально-поэтических стилей, механически переносились им на общели­тературные языки, что снижало их теоретическую и практи­ческую значимость.

 

Date: 2015-09-18; view: 1153; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию