Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борьба со степью и упадок Киевского государства 1 page





 

Политическая неурядица была первым бедствием Киевской Руси. Вторым бедствием ее было соседство кочевников. Выше было сказано, что беспокоившие Русь печенеги были разбиты и прогнаны от Киева Ярославом Мудрым (1034). Вскоре после этого они совсем ушли из русских степей на Балканский полуостров. На их место из Азии появилось новое кочевое племя половцев, более сильное и беспокойное, чем печенеги. Впервые в 1061 г. половцы напали на русских и с тех пор непрерывно беспокоили русские области своими набегами и разбоями. Они нападали врасплох на села и города, жгли их и разоряли, жителей убивали или уводили в плен. Пленных они обращали в своих рабов или же продавали в рабство в Крым, откуда рабы развозились в разные страны Европы и Азии. В лучшем случае, после многих страданий, пленные выкупались обратно на Русь или же убегали сами из половецкого плена. Набеги половцев на Русь были так часты, что их нельзя и перечесть; наиболее крупных насчитывают около 50 в полтораста лет (1061—1210). Разумеется, от половецкого «зла» страдали больше всего южные русские волости, которые прилегали к степям: Киевская, Переяславская, Черниговская (Северская) и др. Чем больше бывало здесь междоусобий, тем свободнее и удобнее могли половцы проникать на Русь. Иногда сами князья вмешивали «поганых» в свои распри и показывали им путь в Русскую землю, обращаясь к ним за военною помощью и натравливая их на своих врагов — русских же князей.

Но так бывало, конечно, не всегда. Обыкновенно князья заботились об обороне русского населения и как могли боролись с половцами. Во-первых, они так же, как и ранее против печенегов, строили против половцев укрепления на границе. Эти укрепления представляли собою сплошной вал со рвом; он тянулся на десятки верст по степи и закрывал собою вход в русские земли. Через него можно было проникнуть лишь в нарочно устроенные ворота, прикрытые укрепленными городами, в которых всегда находилась стража. Если половцам удавалось так или иначе перебраться за вал, население спасалось в этих городах и отсиживалось в осаде, пока половцы не уходили. Не довольствуясь постройкою укреплений, князья держали на своих границах вооруженные отряды для наблюдения за степью. Иногда эти отряды составлялись из замиренных печенегов и торков («черных клобуков»), которых нарочно селили на границах государства — в степи, чтобы они сохраняли подвижность и удаль кочевников и тем успешнее боролись со своими исконными врагами, такими же кочевниками, половцами. Иногда же сами князья берегли границу с собственными дружинами. Во-вторых, принимая на своих границах оборонительные меры, русские князья пытались, сверх того, и сами переходить в наступление: они нападали на половцев в местах их кочевий для того, чтобы внушить им страх, отогнать их подалее от Руси и освободить от них торговые дороги, ведшие через степи к южным морям. Из всех князей в особенности Мономах отличался способностью переносить войну в половецкие кочевья, не ожидая половецких набегов на Русь. Он старался мирить усобицы и соединять силы враждующих князей против общего всем врага. Для этого он устраивал княжеские съезды и на них увещевал князей идти в степь на «поганых». Знаменит из таких съездов Долобский съезд (на Долобском озере близ Киева), на котором Владимир уговорил великого князя Святополка Изяславича начать поход на половцев. Последствием этого похода был разгром половецких сил (1103). К сожалению, после Мономаха постоянные усобицы князей не только давали половцам возможность оправляться от наносимых им ударов, но и вели к непрерывному их усилению. Половцы все более и более наседали на русские окраины, а наступательные действия против них русских князей становились менее часты и удачны. Так, предпринятый в 1185 г. в половецкие степи поход северских князей Игоря и Всеволода Святославичей (внуков Олега Святославича Черниговского) окончился их поражением и пленом. Подробности этого несчастного похода изложены в летописи и воспеты в знаменитой песне, носящей название «Слова о полку Игореве — Игоря, сына Святославля, внука Ольгова». Поражение русских дружин в далекой степи, плен нескольких князей и удачный побег Игоря из плена сильно действовали на умы русских людей. Причину неудачи Русь видела в отсутствии мира и согласия среди своих князей. Составитель «Слова о полку Игореве» горько жалуется на эту беду и призывает князей к единству и миру. Но увещания не помогали, князья продолжали ссориться, а половцы продолжали надвигаться на Русь. Наиболее близкое к степям Переяславское княжество во второй половине XII в. было почти занято половцами, которые в нем уже «жили», а не только его грабили наездом. Степные дороги оказывались совсем во власти кочевников. Русь потеряла свои владения на Азовском море (Тмутаракань), так как пути к ним были заняты половцами. Только с большим трудом русские купцы могли добираться через степь до Черного моря, и потому торговля Руси с Грецией постепенно падала и, наконец, совсем замерла. А вместе с этим упало и прежнее значение Киева. Отрезанный кочевниками от южных морей, Черного и Каспийского, Киев уже не мог посредничать в торговле Европы с востоком. Эта торговля нашла себе в ту эпоху иные пути, открытые благодаря Крестовым походам, и пользовалась средиземным бассейном. Киев же беднел и глох. Население южнорусских княжеств, не находя от постоянных усобиц и разбоев ни безопасности, ни заработка, понемногу оставляло свои места и переселялось подальше от степи или на север, или на запад. Так совершалось постепенное падение Киевского государства, утратившего свое политическое единство и торговое оживление.

Культура и быт Древней Руси. Жизнь в Древней Руси всегда была тесно связана с природой и от нее же зависела. Любой род занятий, будь то земледелие, скотоводство или ремесленничество, был привязан к природным дарам и к природным условиям, которые обеспечивали жизнь древнерусских людей. Чтобы узнать, каким был быт людей в Древней Руси, заглянем в их дома. Жилище богатых людей называлось хоромами (то же, что и терем). Обычно это высокое деревянное строение в два-три этажа, а то и больше, с несколькими маковками на крыше в виде бочки, шатра, клина или колокола, да еще украшенными деревянными петухами, лошадками, собачками, солнышками на самой макушке. Средний этаж терема опоясывает балкон, который назывался гульбищем. Из гульбища можно попасть в любую клеть (т.е. комнату) этого этажа. За хоромами, в глубине двора – другие строения: амбары, кладовые, погреба, баня, колодец, конюшня и прочие. Лестница, ведущая на крыльцо, крытая. С крыльца мы попадем в сени, а оттуда двери и прямо, и вверх, и направо, и налево. На среднем этаже находится горница – это самая просторная, парадная комната. А на нижнем ярусе – кухня и другие хозяйственные помещения, и отсюда есть отдельный ход во двор. А выше горницы – светелки, это индивидуальные комнаты для обитателей дома и гостей. Потолки в комнатах низкие, окна маленькие, слюдяные (стекло очень дорогое), чтобы беречь тепло.

В горнице вдоль всех стен – встроенные лавки, против двери стоит большой стол, а над ним – божница (полочка с иконами). Слева от двери, в углу, стоит красивая печь, которую выкладывали разноцветными узорными изразцами, на каждом из которых – разнообразные выпуклые рисунки. В простых и небольших избах людей бедных – сумрак, в них всего по два маленьких окошка, затянутых рыбьим пузырем. В избушке слева от входа – огромная печь. В ней готовили еду, на ней спали, сушили обувь, одежду и дрова. Из другой обстановки: лавки вдоль стены, полки над ними, полати, в правом углу – божница и маленький столик. А в чулане стоит небольшой лубяной сундучок, а в нем все семейные ценности: зеленый кафтан, червчатый летник, шубка и пара сережек. Если весной, летом и осенью люди были заняты хозяйственными делами, то зимой можно было заняться ремеслом.

Постепенно ремесло у некоторых людей становилось их основным делом и источником заработка. Ремесленники чаще жили в городах, поближе к базару. Изделия мастеров представляли собой не просто необходимые предметы обихода, это были красивые вещи, созданные с вдохновением, со вкусом и чувством прекрасного. Материалом для народного художника служили камень, металл, глина, кость, ткани и дерево – все, что вокруг в природе. Самым доступным материалом для мастеров было дерево. Из него строили жилища, мастерили орудие труда, средства передвижения, посуду, мебель, игрушки. И всякая вещь поражала своей продуманностью, отработанностью форм, выразительностью силуэта. Даже самые обычные предметы из дерева народные умельцы превращали в произведение искусства: ковшик превращался в плывущего лебедя, детская колыбель украшалась ажурной тонкой резьбой, а зимние сани выглядели роскошными от причудливых и красочных узоров. Все, сделанное из дерева русскими умельцами, окрашено талантом, воображением, радостным мироощущением, стремлением к красоте и совершенству. К сожалению, мало деревянных реликвий древности сохранило время. Ведь это недолговечный материал. Дерево быстро разрушается и легко горит. Частые пожары находили свою добычу и в деревянном зодчестве, и в изделиях мастеров-древоделов. К тому же, древесина была дешевой, и деревянные вещи особенно не берегли. А зачем? Ведь можно сделать новые вещи, еще лучше, удобнее, красивее. Фантазия неисчерпаема, руки золотые, душа просит красоты. Таким образом, быт древнерусских людей говорит об их самобытной культуре, взращенной талантливыми мастерами, народными умельцами эпохи.

Устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество

Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Большие церкви Древней Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Древнерусского государства утвердился под влияниемвизантийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качествекафедрального собора неподалёку от княжеского терема. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стилеукраинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы.1

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография)2. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания3.

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой. Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение). Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ".

Повседневная жизнь и обычаи древних русичей. Обычаи. Не принято здороваться или прощаться через порог, потому что власть домового, хранителя мира и тепла семейного очага, простирается только до дверей дома, а за порогом властвуют чуждые силы, могущие помешать дружеским пожеланиям и вызвать ссору. Принято на новоселье первой запускать через порог в новую квартиру кошку. Славяне считали кошку животным, посвященным домовому, часто она даже олицетворяла хозяина дома, и по ее поведению в новом жилище судили, какое будет житье. Святочные гадания должны были предсказать будущий урожай и приплод скота. Но более всего девушки гадали на будущее замужество. Существовали десятки различных способов гадания. Например, ночью девушки «пололи снег». Потихоньку выходили они за ворота, поворачивались в ту сторону, откуда дул ветер, и бросали против него снег. Если снег падал быстро и с громким звуком, то это предвещало скорое замужество с молодым парнем. Если же снег падал глухо и криво, то быть жениху глухим и старым. Подбрасывая снег на скатерти, девушки приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собачонка, дознай суженого». Затем девушки прислушивались, где и каким голосом лают собаки. Хрипловатый лай — будет суженый старик, громкий и звонкий — будет молодой. В какой стороне раздается лай, с той и появится жених.

В это же время совершались магические обряды, которые должны были обеспечить плодородие. Мальчики ходили по домам с рукавичками, полными зерна, и «сеяли» его. Одновременно исполнялись песни, славящие хозяев. Детей одаривали пирогами и сладостями.

Иван Купала. Летний праздник Ивана Купалы (Рождество Иоанна Крестителя) был одним из самых веселых и разгульных. Ночью накануне Иванова дня юноши и девушки плели себе венки, разводили в лесу костры, водили хороводы. Прыгая через огонь, они как бы приносили себя в жертву богам. Вот как об этом писала старинная летопись:

«Накануне Рождества Иоанна Предтечи с вечера собираются простые люди, парни и девки, и сплетают себе венки из съедобных трав или корений, разжигают огонь, рядом с ним ставят зеленую ветвь, и, взявшись за руки, водят хороводы вокруг огня, распевая песни. А потом через огонь перескакивают, самих себя бесу Купале в жертву приносят. Когда проходит ночь, тогда идут к реке с великим кричанием, умываются водой».

Считалось, что в Иванов день природа раскрывает все свои живительные силы. В полночь расцветает на мгновение папоротник; человек, нашедший цветок папоротника, становился всеведущим: он мог увидеть сокровища, скрытые под землей, понимать языки зверей и растений.

Ильин день. В августе праздновали Перунов (Ильин) день. В древности это был мрачный праздник, в который не пели веселых песен, не водили хороводов, а приносили жертвы грозному богу. В этот день люди ожидали грозы и дождя. По народному поверью, с этого дня вода в реках холодеет, запрещается купаться. Говорили: «Илья пришел, ледышку пустил».

Русь в XII - первой половине XV вв. Феодальная раздробленность – закономерный этап в развитии общества. Эту стадию прошли и другие феодальные государства. Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития.

· В самостоятельных землях Руси развивалась экономика, например, накануне монгольского вторжения было уже около 300 городов, распространялось пахотное земледелие, совершенствовались орудия труда.

Однако раздробленность вызвала ослабление военного потенциала страны, что трагически сказалось во время монгольского нашествия на Русь.

· Причины феодальной раздробленности:

· Рост численности населения и военного потенциала в разных областях Руси стали основой для образования суверенных княжеств.

· Княжеские и боярские вотчины имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Это, с одной стороны, укрепляло их суверенитет, а с другой – ослабляло власть великого князя.

· Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Теперь князья боролись не за захват власти по всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей, заботились об укреплении своих земель.

· Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве. Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между боярством и местными князьями возникли противоречия, борьба за влияние и власть.

· Великий князь уже не имел ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы предотвратить или хотя бы остановить политический распад единого государства. Ослабление центральной власти привело к тому, что Киевская Русь распалась на ряд суверенных княжеств.

· Существовавший на Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси.

В конце XII – начале XIII вв. на Руси определились три основных политических центра - Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская феодальная республика.

В XII –XIV вв. было две основных формы государственного устройства: феодальное княжество и феодальная республика.

Феодальные княжества были вполне сложившимися государствами, в которых князья обладали всеми правами суверенных государей во внутренней и внешней политике. Наиболее известными были Киевское, Черниговское, Муромское, Рязанское, Галицкое, Полоцкое, Пинское княжества и др. В каждой из земель правила своя династия - одна из ветвей Рюриковичей.

В XII веке происходит постепенное смещение центра государства с юго-запада на северо-восток, в междуречье Оки и Волги, междуречье Оки и Волги где выделяется Владимиро-Суздальское княжество, которое переживало значительный хозяйственный подъем: осваивались новые земли, развивались ремесла и промыслы, строились города-крепости.

В Суздале княжил шестой сын Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий (1125-1157). За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он и получил свое прозвище. Юрий всю свою жизнь посвятил борьбе за киевский великокняжеский престол. Захватив Киев и став великим князем, Юрий Долгорукий не забывал о своих северо-восточных землях. Он активно влиял на политику Новгорода. Юрий вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества. В 1147 г. появилось первое письменное известие о Москве.

Политику Юрия Долгорукого продолжил его сын Андрей Боголюбский (1157-1174.), который понял, что Киев утратил прежнюю роль. При нём великое княжение перешло из Киева во Владимир, своей столицей он сделал Владимир-на-Клязьме, его резиденция находилась в селе Боголюбово, за что он получил свое прозвище. Во Владимире были сооружены Золотые ворота, возведен величественный Успенский собор.

Для укрепления своей власти Андрей увеличил число младших дружинников, раздавал им земли, населенные крестьянами. Одновременно с раздачей земель усиливалась феодальная зависимость и эксплуатация крестьянства, кроме того, на него и городскую бедноту ложились тяжким бременем огромные строительные работы во Владимире и Боголюбове.

Войска Андрея успешно воевали с Новгородом, совершали походы на Киев

В 1174 г. Андрей Боголюбский был убит заговорщиками-боярами.

В княжение брата Андрея Всеволода Большое Гнездо (1176-1212 гг.) Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего могущества. Власть в княжестве окончательно установилась в форме монархии. Всеволод Большое Гнездо расширил территорию своего княжества за счет новгородских земель по Северной Двине и Печоре. Владимиро-суздальский князь в то время был самым сильным на Руси.

Владимиро-суздальское княжество сохраняло первенство среди русских земель, и после смерти Всеволода Большое гнездо. Процесс дальнейшего экономического подъема княжества был прерван монгольским нашествием.

Феодальные республики установились в Новгороде и Пскове. Главное место в управлении стали занимать не князья, а бояре и купцы. Эта верхушка учитывала активность городского плебса, и умело использовала ее в борьбе с княжеской властью, отстаивая свои собственные интересы. Князья приглашались только по собственному выбору и на определенных условиях. Князь управлял армией во время военных походов, его дружина поддерживала порядок в городе.

Большую роль играло народное собрание – вече, которое избирало, контролировало и смещало важнейших должностных лиц, было верховным органом законодательства, управления и суда, выбирало главу церкви – епископа. Фактическими хозяевами на вече были 300 «золотых поясов» - крупнейшие бояре Новгорода.

Главным должностным лицом в управлении был посадник, который был главой правительства, вершил суд. Тысяцкий ведал городским ополчением, судом по торговым делам, сбором налогов.

Таким образом, в период феодальной раздробленности русские земли успешно экономически развивались, но были слабыми в военном отношении.

Политическая раздробленность Руси. Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив 12 своих сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей, кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава.

Правление Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132) стало периодом политической стабилизации, и практически все части Руси, включая Полоцкое княжество, вновь оказались под властью Киева.

Однако после смерти Мстислава Русь разделилась на 13 самостоятельных государств.
За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями были Черниговская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения.
Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андреем Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками. После смерти Андрея и Всеволода вспыхивали распри между их наследниками.
Галицкое княжество усилилось при Ярославе Осмомысле (ум. 1187). В 1199 г., когда умер бездетным сын Ярослава Владимир, Галич захватил Роман Волынский, а в 1238 г. после долгой борьбы сын Романа Даниил. На развитие этой земли влияли Польша и Венгрия, активно вмешивавшиеся в местные распри, а также боярство, куда более влиятельное и сильное, чем в других княжествах.
Новгородцы в 1136г. изгнали князя Всеволода и стали с тех пор приглашать князей по решению веча. Реальная власть находилась у бояр, чьи группировки боролись между собою за влияние. Та же ситуация была и во Пскове, зависевшем от Новгорода.
В 1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в 1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.

Более грозная опасность пришла в XIII веке - на Русь начала наступление Монгольская империя. Сначала в 1223 году объединенное русско-половецкое войско потерпело поражение в битве при Калке, а затем в 1237-41 годах политическая раздробленность стала причиной захвата Руси татаро-монголами. Татары захватывали одно княжество за другим, а соседние князья, не спешили на помощь свом венценосным родственникам, радуясь тому, как внешний враг уничтожает конкурентов, о потом неизменно наступала очередь и этих князей лизать татарские сапоги. Но даже оказавшись под ордыским игом, князья не спешили объединяться. Наоборот, число самостоятельных княжество при этом ещё и росло. В 1299 году Киев утратил свой последний столичный атрибут — резиденцию митрополита. В 1321 году в битве на реке Ирпени киевский князь Судислав потерпел поражение от литовцев и признал себя вассалом литовского князя Гедимина, одновременно оставаясь и в зависимости от Орды. В 1362 году Киев был окончательно присоединён к Литве.

Причины раздробленности. Причины раздробленности Руси

Экономические: Развивалась вотчинная собственность и княжеский домен. В каждой земле существовало натуральное хозяйство

Политические:
Появление феодальных кланов, складывалась церковная иерархия
Киев, как центр, потерял своя прежнюю роль

У Руси не было необходимости быть единой в военном плане
Запутанный порядок престолонаследия
Распад Руси не был полным:
Существовала единая русская церковь
Во время вражеских набегов русские князья объединялись
Сохранились несколько краевых центров претендовавших на роль объединения

Возможные центры объединения русских земель
Три основных наиболее централизованных района
Претенденты на роль центра объединения
Политические особенности устройства этих земель. Взаимоотношения князя и феодальной аристократии
3 различных вида земель в каждом княжестве
Владимиро-Суздальская земля
Существовала сильная княжеская власть, княжеский домен
Мощное боярство только Суздальское и Ростовское
Андрей Боголюбский (1157-1174) переносит столицу во Владимир-на-Клязьме, обеспечивая себе автономия от бояр
Он объединяет Ростовскую и Суздальскую территорию во Владимиро-Суздальскую землю
Вёл войны, строительство
Хотел перенести митрополичью кафедру во Владимир, но в этом ему было отказано
Культ софии Киевской сменяется культом богородицы
Был убит в результате заговора бояр
К власти приходит Всеволод Юрьевич (1177-1212)
Боролся с боярами
Оказывал большое влияние на дела всей Руси
Воевал с Волжской Булгарией
При нем Владимиро-Суздальское княжество распалось
Галицко-Волынская земля
Удобное географическое расположение способствовало развития торговли и хозяйства
Оснывные города — Владимир-Волынский (мономаховичи) и Галич (потомки Ярослава Мудрого)
Мощное боярское землевладение, а следовательно слабая княжеская власть
Постоянная борьба Галича и Владимира-Волынского
Расцвет Галицкого княжества при Ярославе Осмомысле
Объединение воедино Галицкой и Волынской земель Романом Мстиславовичем Волынским
После смерти каждого князя, в Галицко-Волынской земле устанавливалось боярское правление
Новгородско-феодальная республика
Самая большая территория Руси
Экономические особенности:
Неплодородные земли, но обильный лесной массив
Новгородская республика — член ганзейского союза
Торговый и ремесленный центр
Во всех экономических аспектах Новгородской республики сплетались интересы боярства и купечества
Высокий культурный уровень, повсеместная грамотность
Особенности политического устройства:
Второй город Руси после Киева
Князя приглашали, заключали с ним договор, резиденция князя находилась вне города
Высший орган — Вече
Не притендовал на роль объединения в силу слабой княжеской власти

Date: 2015-09-18; view: 335; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию