Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имени иммануила канта

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Р Е Ф Е РАТ

 

на тему:

 

«Основы типологии. Коммуникативное поведение в организации.»

 

по научной специальности

 

Организационное поведение

(шифр и наименование специальности)

 

Выполнил: А.А. Мухомор

Проверил: к. э. н., доцент кафедры менеджмента

С.Э. Солдатова

 

Калининград 2013

 

Содержание

Введение

 

1. Основные положения типологии Майерс-Бриггс

 

2. Основные положения соционики

 

3. Существенные черты коммуникативного поведения

 

4.Что представляют собой коммуникации в организации

 

Заключение

 

Список используемых источников……………………………………….

 

Введение

 

Успех многих, не только управленческих действий предопределяется качеством процесса коммуникации. Наше понимание окружающего мира основывается на получаемой и передаваемой нами информации и ощущениях. Передача и получение информации – одна из управленческих задач.

Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Значительную часть времени менеджеров занимают осуществляемые с помощью устных, письменных или электронных обращений коммуникации с руководителями, коллегами, подчиненным или потребителями. Менеджер ставит резолюции на документах и записывает свои замечания, отправляет и получает сообщения по электронной почте, просматривает отчеты, готовит презентации, проводит собрания групп, произносит речи и сообщает в своих решениях другим людям.

Под коммуникативным поведением понимается совокупность норм и традиций общения народа. Знания норм и традиций общения народа, позволит участникам речевого акта, принадлежащим к разным национальным культурам, адекватно воспринимать и понимать друг друга, то есть способствовать "межкультурной коммуникации".

Коммуникации – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.

 

 

 

1. Основные положения типологии Майерс-Бриггс

 

 

Изабель Бриггс Майерс узнала о законах конструирования психологических

тестов, просматривая личностные тесты в местном отделении банка. При

содействии друзей и членов своей семьи она разработала опросник, после чего опробовала свои первые тесты на тысячах учащихся школ штата Пенсильвания. Свое первое серьезное исследование Бриггс Майерс провела на студентах медицинского колледжа; спустя 12 лет она разыскала их и убедилась, что профессиональная занятость каждого из них соответствует его типу. Со временем она пришла к выводу, что медицинским работникам следует обладать такими чертами, как «точные ощущения и компетентное рассуждение». Она была уверена, что ее тест не только окажется подспорьем при профотборе, но и «что использование MBTI при обучении врачей и медсестер приведет к созданию и внедрению специальных программ по улучшению навыков восприятия и суждения у представителей всех типов личности, а также поможет учащимся в выборе специальности, наилучшим образом отражающей их способности».
Тест Майерс-Бриггс видоизменялся и совершенствовался другими, после чего в 1975 году стал собственностью СРР. Сотрудники СРР превратили его в тот инструмент, каковым он является и по сегодня. «Я знаю, что представители интуитивных типов наверняка будут видоизменять мой тест, — говорила Бриггс Майерс. — Такова их природа. Надеюсь, прежде чем вносить изменения, они попытаются разобраться в том, что проделала я. У меня были свои основания» (Center for Applications of Psychological Type: www. capt.org).
Как отмечалось выше, методика Майерс-Бриггс выделяет 16 различных психологических портретов согласно значениям четырех основных шкал. С формальной точки зрения, метод не был задуман для того, чтобы выдавать психологические штампы и метить людей Но, видимо, перед подобным соблазном нельзя устоять. Типологизация личности и чтение описаний стало видом развлечения для посетителей Internet. Выявление типов личности имеет и вредную сторону: оно может приводить к дискриминации и мнимой профессиональной непригодности. Начальство может нанимать, увольнять или назначать на определенную должность в зависимости от принадлежности к тому или иному типу, несмотря на то, что MBTI отнюдь не относится к надежным инструментам типологизации (Pittenger, 1993). Несколько исследований показали, что при повторном прохождении теста, даже после короткого интервала в пять недель, 50 процентов респондентов будут отнесены к другому типу.
Вот несколько выдержек из двух психологических портретов по методике Майерс-Бриггс. Обратите внимание, что многое из сказанного можно отнести к большинству людей.

 

 

1.Серьезный, спокойный, обретает успех благодаря сосредоточенности и скрупулезности. Практичный, дисциплинированный, сухой, логичный, реалистичный и надежный. Ответственный. Составляет собственное мнение насчет того, за какую работу следует браться, неуклонно продвигает ее и доводит до конца, невзирая на возражения и отвлекающие факторы.

2.Обычно обладают оригинальным мышлением. Мощный генератор идей и целей. Решая интересующие их вопросы, успешно организуют процесс и доводят его до конца, самостоятельно или при помощи других. Скептик, критически настроенный, независимый, решительный, иногда неподатливый. Ему следует пренебрегать менее важными делами, чтобы добиться успеха в делах более важных.

 

Первое описание соответствует типу ISTJ (интровертированный сенсорно-мыслительный тип со склонностью к суждению), он же «Попечитель». Обладателем второго портрета’ выступает INTJ (интровертированный интуитивно-мыслительный тип со склонностью к суждению), он же — «Ученый». Эти описания сродни тем, которые можно прочесть в колонке астролога. К тому же они служат примером эффекта Форера.

 

2. Основные положения соционики

 

Существует определенная закономерность, регулирующая человеческие отношения и поступки в процессе выбора (отдания предпочтений). Она определяется особенностями человеческой психики. Эти особенности не субъективны, а совершенно объективны и справедливы для любого человека, к какой бы культуре и расе он ни принадлежал. Их рассмотрением как раз и занимается соционика. Соционика — новое научно-практическое направление, представляющее собой синтез психологии, информатики, биоэнергетики — дает фундаментальную типологию. Предмет ее изучения — закономерности человеческого общения, понимаемые как механизм взаимодействия разных и совершенно конкретных информационно-психических структур. Соционика опирается на труды швейцарского психолога К. Г. Юнга, который в знаменитой работе «Психологические типы» разработал идею о том, что поведение человека не является случайным, но поддается предсказанию и классификации. Он ввел представление о двух универсальных типах — экстравертном и интравертном, которые, как он считал, дают возможность различать две обширные группы индивидуумов. «Рассматривая течение человеческой жизни, — писал Юнг, — мы видим, что судьбы одного типа (экстравертного) обуславливаются преимущественно объектами его интересов. В то время как судьба другого (интравертного) определяется, прежде всего, его внутренней жизнью, его субъектом». Помимо универсального разделения на Экстравертов и Интровертов Юнг ввел различия людей по «отдельным, основным психическим функциям». Основными психическими функциями он считал мышление и чувствование, ощущение и интуицию, полагая, что «если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип». Поэтому он различал мыслительный, чувствующий, сенсорный, и интуитивный типы, каждый из которых, кроме того, может быть интравертным или экстравертным. Таким образом, Юнг на основе собственных наблюдений выделил восемь личностных типов. Для мыслительного типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни. Для эмоционального типа главное — выражение отношения к событию, оценка события, «принятие или непринятие бытия», сенсорному (ощущающему) типу присуще принятие событий как реальности, как факта, чувственного опыта, присуще умение воспринимать реальность. Интуитивному типу свойственна способность прогнозировать будущее развитие событий и явлений, воображение.

 

3 Существенные черты коммуникативного поведения.

 

Коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение как нормативное или ненормативное.

Выделяют основные нормы коммуникативного поведения:

1. Общекультурные нормы отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование.

2. Ситуативные нормы - когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения – вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный – равный).

3. Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей и т.д.

4. Индивидуальные нормы отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности.

Коммуникации занимают важнейшее место в жизни организации и оказывают огромное влияние на индивидов и групп. Обмен информацией между сотрудниками в организации приводит к достижению намеченных целей.

Коммуникации – это передача информации от одного человека к другому, один из способов доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей. Цель коммуникации – добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. В коммуникациях всегда участвуют два лица – отправитель и получатель Отправитель – это индивид, имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации. Получатель – индивид, воспринимающий сообщение получателя. Коммуникационный процесс представляет собой способ, посредством которого сообщение отправителя достигает получателя.

Процесс коммуникации состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между собой:

1. Рождение идеи, которую хотел бы передать получателю отправитель.

2. Кодирование - идея зашифровывается с помощью подходящих слов, диаграмм, символов, используемых для передачи информации. Отправитель определяет способ передачи, наиболее адекватный порядок слов и символов.

3. Передача. После того как определена форма сообщения, осуществляется его передача, т.е. отправитель, ставит своей целью выражение сообщения в вербальной или невербальной форме.

4. Получение. Инициатива переходит к получателю, который должен настроиться на восприятие сообщения, т.е. при устном общении быть хорошим слушателем.

5. Декодирование сообщения. Отправитель стремится к тому, чтобы получатель адекватно воспринял сообщение, точно так, как оно было отправлено. Чем ближе декодированное сообщение к намерению, выраженному отправителем, тем более эффективна коммуникация.

6. Принятие сообщения. После того как получатель получил и расшифровал сообщение, он может принять его или отвергнуть. Факторы, влияющие на решение, зависят от восприятия адресатом степени достоверности сообщения, авторитета коммуникатора, от предполагаемого использования послания.

7. Использование информации. Использование информации получателем, который может никак не реагировать на сообщение; выполнить задачу в соответствии с указаниями; сохранить информацию на будущее или сделать что-нибудь еще.

8. Обеспечение обратной связи присутствует, когда получатель демонстрирует реакцию на полученное сообщение. Это может быть любой сигнал получателя отправителю. Двусторонние коммуникации, возникающие при наличии обратной связи, предполагают диалог получателя и отправителя. Отправитель всегда нуждается в обратной связи и должен прилагать все силы к ее установлению.

Коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Вербальные коммуникации – передача информации с помощью речи. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов.

 

4. Что представляют собой коммуникации в организации

 

Успешная и согласованная деятельность коллектива организации как в области производства продукции и услуг, так и в области управления организацией возможна при постоянном совершенствовании системы коммуникаций в организации.

Коммуникация – это общение людей в процессе их совместной деятельности, обмен идеями, чувствами, информацией. Без чего невозможны совместная деятельность и управление.

 

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между людьми с целью обеспечения понимания информации, являющейся предметом обмена.

 

В коммуникационном процессе можно выделить четыре базовых элемента: отправитель, т.е. лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; сообщение, т.е. собственно информация, закодированная с помощью символов; канал, т.е. средство передачи информации; получатель, т.е. лицо, которому предназначена информация и которое ее интерпретирует.

 

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов, задача которых – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею.

 

Обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.

На эффективность обмена информацией значительное влияние оказывает обратная связь. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя. Согласно некоторым исследованиям двусторонний обмен информацией (при наличии возможностей для обратной связи), будучи более медленным, чем односторонний (обратная связь отсутствует), тем не менее, эффективнее снимает напряжение, более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщения. Обратная связь позволяет обеим сторонам подавлять шум, т.е. то, что искажает смысл передаваемого сигнала, сообщения. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, различны – от использованного языка и различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл информации в процессах кодирования и декодирования, до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации (физический шум).

 

В принципе определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе коммуникационного процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла сообщения. Но уровень искажений можно регулировать в допустимых пределах, сохраняя основной смысл передаваемой идеи.

 

В организации руководители, сотрудники аппарата управления, конкретные исполнители связаны между собой различными видами делового и неформального общения, потоками информации, которые в совокупности представляют единую коммуникационную систему.

Принята следующая типология коммуникаций: между организацией и внешней средой и внутрифирменные коммуникации (между подразделениями организации; внутри подразделений по уровням производства и управления; межличностные коммуникации,

В процессе коммуникаций между организацией и внешней средой удовлетворяются собственные информационные потребности, обеспечиваются связи с клиентами, поставщиками, общественностью, государственными органами, формируется и поддерживается имидж организации, решаются определенные маркетинговые задачи.

Внутрифирменные коммуникации бывают вертикальными (восходящими и нисходящими), т.е. между различными иерархическими уровнями, и горизонтальными (между различными подразделе­ниями).

Нисходящий уровень вертикальных коммуникаций — это передача информации с высшего уровня на низший о текущих задачах, рекомендуемых процедурах, технологиях, изменении приоритета, уточнение конкретных заданий и т.п.

Восходящий уровень вертикальных коммуникаций — это передача информации с низшего уровня на высший о возникших идеях относительно рационализации процесса производства. Если руководитель решит, что идея заслуживает поддержки, он сообщает о ней на следующий, более высокий уровень. Инициатива, возникшая на низшем уровне, должна подняться на самый верх, последовательно пройдя все промежуточные уровни управления.

Коммуникации по горизонтали между различными функциональными подразделениями дополняют информацию по нисходящей и восходящей вертикали и необходимы для координацииих деятельности. Они способствуют формированию сплоченности и равноправных отношений в организации.

Коммуникации между руководителем и подчиненным непосредственно связаны с обменом информации по вертикали, они составляют основную часть коммуникативной деятельности руководителя.

 

 

Заключение

 

В заключении хотелось бы сказать, что коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, она прекратит свое существование. Коммуникация пронизывает все виды деятельности в организации, это важный рабочий инструмент для обеспечения восприятия индивидами своих организационных ролей и для интеграции организационных подразделений. Коммуникация представляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Коммуникации – это связующие нити, объединяющие взаимозависимые части организации.

Коммуникация является не только существенным элементом внутреннего функционирования организации, но и играет жизненно важную роль в обмене информацией между организацией и средой. Система коммуникации служит средством включения организации в их внешнюю среду.

Решающим соображением в пользу изучения коммуникаций в организации является тот факт, что они осуществляются в сильно регламентированных условиях, когда на процесс коммуникации воздействует организационная структура. Так, коммуникация между подчиненным и руководителем существенно отличается от коммуникации между людьми с равным статусом в организации.

 

Список используемых источников:

 

1. Джордж. Дж. М., «Организационное поведение», Москва, 2003 год.

2. Коренной А.А., «Информация и коммуникация», Москва, 1996 год.

3. Красовский Ю.Д., «Организационное поведение», Москва, 1999 год.

4. Молл Е.Г., «Менеджмент: организационное поведение», Москва, 1998 год.

5. Почепцов П.Г., «Теория и практика коммуникаций», Москва, 1998 год.

6. Роджерс Э. А., «Коммуникации в организациях», Москва, 1990 год.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Zusammensetzung und Typen der Komposita in zu vergleichenden Sprachen | 

Date: 2015-09-03; view: 376; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию