Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные концепции личностиСтр 1 из 6Следующая ⇒ ЛИЧНОСТЬ В ОБЩЕНИИ В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с починенными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и «грамотно ссориться», преподаватели изучают, как помочь справиться с эмоциональными волнениями и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений. Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего, на том, что происходит с ними в наши дни. Когда психологи обращаются к изучению личности, то, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое — вот далеко не полный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности. Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством); во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы. Это главные проблемы общей психологии. В рамках прикладного курса «Психология делового общения» мы лишь напомним суть наиболее известных теорий структуры личности. Пожалуй, самой популярной за пределами психологии является концепция человека, разработанная Зигмундом Фрейдом. Она заметно повлияла на западную литературу, искусство, медицину, астрономию. В 1923 году 3. Фрейд опубликовал работу «Я и Оно». Выдающийся психолог рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: «Оно» (ид), «Я» (эго) и «Сверх-Я» (супер-эго). Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, унаследованное людьми от животных, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция «Я» (эго). Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго — посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями — с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов, исходящих от ид. При желании дать графическое изображение можно прибавить, что «Я» не целиком охватывает «Оно», а накрывает его лишь постольку, поскольку система бессознательного образует его поверхность, то есть, расположено по отношению к нему примерно так, как зародышевый диск расположен в яйце. «Я» и «Оно» не разделены ровной границей, и с последним «Я» сливаются внизу. Однако вытесненное также сливается с «Оно». Вытесненное благодаря сопротивлениям вытеснения резко обособлено только от «Я», с помощью «Оно» ему открывается возможность соединиться с «Я». Г. Гродден утверждал, что то, что мы называем своим «Я», в жизни проявляется преимущественно пассивно, что нас, по его выражению, «изживают» неизвестные и неподвластные нам силы. Все мы испытывали такие впечатления, хотя они и не овладевали нами настолько, чтобы исключить все остальное, и Фрейд заявлял, что взглядам Гроддена следует отвести надлежащее место в науке. Особое значение Фрейд придавал «Сверх-Я» (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а «Я» — продукт индивидуального опыта, то супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей, с которыми мы общаемся в течение жизни. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. «Сверх-Я» образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит Для него моделью. Если «Я» (эго) примет решение или совершит Действие в угоду «Оно» (ид), но в противовес «Сверх-Я» (супер-эго), то «Оно» испытывает наказание в виде укоров совести, чувства Вины. Поскольку «Сверх-Я» черпает энергию от ид, постольку «Сверх-Я» часто действует жестко, даже садистки. От напряжений, Испытываемых под давлением различных сил, «Я» (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — вытеснения, рационализации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывать на него давление, переживаются в bi чувства тревожности. Большое функциональное значение «Я» выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставляется власть над побуждением к движению. По отношению к «Оно» «Я» подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами. «Я» же — силами заимствованными. Это сравнение может быть продолжено. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается вести ее туда, куда ей хочется, так и «Я» превращает обыкновенную волю «Оно» в действие, как будто бы это было его собственной волей. Выделенные Фрейдом понятия «сознательное» и "бессознательное » помогают нам воздействовать на поведение личности. При умелом использовании знаний о бессознательном можно выявить, а впоследствии и воздействовать на личность с девиантным поведением. Это является одной из важнейших задач в деятельности руководителя. Ученик 3. Фрейда Карл Юнг продолжил исследование психики человека. Его труды включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психическо-сознательного и бессознательного, обстоятельную теорию психических типов и, что еще вал нее, детальное описание универсальных и психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики. Юнг называл эти бессознательные образы архетипами коллективного бессознательного. Юнг разработал свою психотерапевтическую теорию, метод и технику. Центральным понятием его психотерапии является «индивидуация». Оно используется Юнгом в несколько ином значении, нежели в средневековой теологии. Речь идет о движении от фрагментарности к целостности души, о переходе от «Я», центра сознания, к «Самости» как центру всей психической системы. Такое; движение начинается, как правило, во второй половине жизни. Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией «психологических типов». Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего, следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт. Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии свнешним миром. Этот тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту — другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом («в своей тарелке»), когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми, и делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические. Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт любит свою компанию, свой «тесный мирок» и немедленно замыкается в больших группах. Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Экстраверсия и интроверсия — всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущения, интуиция. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными — внешним и внутренним восприятием, независимым от каких-либо оценок. В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом. Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление — чувство, ощущение — интуиция. Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные. Ее называют ведущей. Функция же, которая развита меньше остальных, как правило, пребывает в бессознательном состоянии и оказывается подчиненной. Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена другой парой противоположностей. Это функция вспомогательная. В соответствии с ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа личности: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный. Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам.Его ментальная жизнь сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы. В той степени, в какой этот тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознает в себе наличия других функций, а попросту подавляет их, его мышление носит автократический характер, интеллектуальные же формулы оказываются своего рода прокрустовым ложем, постоянно сковывающим целостное проявление жизни. В данном случае чувство оказывается функцией подчиненной, следовательно, чувственные оценки субъекта неизбежно пребывают в пренебрежительном запустении. Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь до тех пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легко приносятся в жертву. Чувственный тип, соответственно, больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством этого типа личности. Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других.О таких людях часто говорят: «Вечно он суется не в свои дела». Поскольку в данном случае мышление оказывается функцией подчиненной, то и способность к абстрактному безличному суждению у таких людей подвергается известному сомнению. Мышление как таковое принимается лишь в той степени (или до той поры), в какой (или пока),оно обслуживает интересы чувственных взаимоотношений. Носами взаимоотношения, как правило, очень неустойчивы, противоречивы, оценки постоянно колеблются, занимают крайние позиции. Мышление же служит стабилизирующим фактором. Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, к «здесь и сейчас». Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах, без каких-либо тонкостей, сложного размышления или туманного воображения. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности «жить» в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Глубинное зрение и воображение, способное приглушать это заземленное состояние, — продукты интуиции, выступающей в нашем случае как функция подчиненная. Ощущающий тип фактически подавляет все интуитивные проявления как нереалистические фантазии и таким образом и внутренней неуклюжести, инертности. Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых сведений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличающееся является для него приманкой. Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей. Эта функция позволяет видеть круглые углы: живя в четырех стенах и выполняя рутинную работу, к интуиции прибегают редко, но она очень нужна, скажем, при охоте в тайге на медведя. Интуитивный тип чаще видит слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Если попросить его действовать более медленно, он может раздражаться и посчитать своих собеседников тугодумами и тупицами. Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавлено. В реальной жизни такой человек зачастую остается непонятым окружающими, и его прозрения, если они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми. Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно. В результате мы имеем восемь возможных типов, впечатляющеописанных в шестом томе собрания сочинений К.Г. Юнга «Психологические типы». В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями (в расширенном виде — восемью) с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности это недостижимо, хотя и остается желанной целью, идеалом, определяя, таким образом, одна из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций, чтобы достичь психической целостности. Выдающийся психолог XX века Эрик Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого' намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества. По Берну, структура личности так же трехкомпонентна, как и у Фрейда. Термином «Я» («Эго») он обозначает личность. Каждое «Я» может проявляться в каждый момент времени в одном из трех состояний, которые Э. Берн назвал: «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». «Ребенок» — это источник спонтанных, архаичных, неконтролируемых импульсов. «Родитель» — педант, «голова», знающий, как надо себя вести, и склонный к поучениям. «Взрослый» — своего рода счетная машина, взвешивающая баланс «хочу» и «надо». В любом человеке эти «трое» живут одновременно, хотя и проявляются в каждый момент поодиночке (рис. 22). Эти три состояния «Я» определяются следующим образом: — состояние Я-Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предупреждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего ребенка; — состояние Я-Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и — состояние Я-Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других, выражается как «старое» поведение детства. Когда вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это делали ваши родители, вы находитесь в состоянии Я-Родителя. Когда вы имеете дело с текущей реальностью, даете фактам собственную опенку, вы находитесь в состоянии Я-Взрослого. Когда вы видите себя подобно тому, как вы делали это в детстве, вы находитесь в состоянии Я-Ребенка. Люди, находясь в каждом состоянии «Я», могут по-разному чувствовать, обонять, осязать, говорить, слушать, смотреть и вести себя. Каждое состояние «Я» имеет свою собственную программу. Некоторые люди находятся в конкретном состоянии «Я» чаще, чем другие. Например, те, которые находятся чаще в состоянии Родителя, видят мир глазами своих родителей. В этом случае их способности воспринимать этот мир снижены или искажены. После рождения ребенка его восприятие сосредоточено наличных потребностях и комфорте. Младенец стремится избегать болезненных ощущений и реагирует на уровне чувств. Почти срази же появляется уникальное состояние Я-Ребенка. Далее развивается состояние Я-Родителя. Часто оно впервые наблюдается, когда маленький ребенок играет в родителей, подражая их поведению. Одни родители бывают огорчены, увидев себя со стороны в игре ребенка, других же, наоборот, это радует. Состояние Я-Взрослого развивается по мере того, как ребенок старается осмыслить окружающий мир и начинает понимать, что людьми можно манипулировать. Ребенок может спросить: «Почему я должен есть, когда мне не хочется и я не голоден?», или же может симулировать боль животе, когда ему не хочется есть. Э. Берн обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти н ной теории, названной трансакционным анализом. Трансакции — единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажу, свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией. Как правило, трансакции следуют друг за другом в определен ной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями. Трансакционный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать за себя решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, с соседями — везде, где люди имеют; дело с людьми. Берн говорит, что важной целью трансакционного анализа является установление «возможно более открытых и поделенных взаимодействий между эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности. Когда это происходит, личность способна использовать как свои эмоции, так и свой интеллект, а не только одно за счет другого». Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа: — Структурный анализ — анализ отдельной личности. — Анализ трансакций — анализ того, как поступают люди и
— Анализ игр — анализ открытых трансакций, ведущих к расплате. — Анализ сценария — анализ индивидуального жизненного Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: «Кто Я?», «Почему Я поступаю именно так?», «Как Я приобрел эти качества?». Этот метод анализа мыслей, чувств и поведения человека, основанный на изучении состояния его собственного «Я». Представьте себе мать, громко ругающую своего ребенка. Ее лицо нахмурено, голос резок, а рука высоко занесена над головой. Вдруг звонит телефон, и она слышит голос подруги. Поза матери, тон ее голоса и выражение лица начинают меняться. Недавно напряженная рука спокойно опускается (рис. 23). Пересекающиеся трансакции (рис. 24) — это ситуация, когда два человека стоят, свирепо глядя друг на друга, поворачиваются спиной друг к другу, не хотят продолжать разговор или приведены в замешательство тем, что только что испытали пересекающуюся трансакцию. Пересекающаяся трансакция возникает в тех случаях, когда на стимул дается неожиданная реакция. Активизируется неподходящее состояние «Я», и коммуникации пересекаются. С этого момента люди стремятся удалиться, отвернуться друг от друга или изменить направление разговора. Если муж нечетко отвечает своей жене: «Ну, как, ты думаешь, я себя чувствую?», то он, вероятно, тем самым отталкивает ее от себя. Пересекающиеся трансакции — частые источники неприятностей, возникающих между людьми: между родителями и детьми, между мужем и женой, между руководителями и подчиненными, между преподавателями и студентами. Человек, начинающий трансакцию и ожидающий ответ, не получает его. Он чувствует, что ему перечат, и часто испытывает чувство пренебрежения и непонимания. Трансакции могут быть прямыми и косвенными, откровенными и разбавленными, интенсивными или вялыми. Косвенные трансакции являются трехсторонними. Один человек говорит с другим, надеясь повлиять на третьего, который их слышит. Например, мужчина может быть слишком робким, чтобы сказать прямо своему начальнику то, что он хочет, и говорит это сотруднику, надеясь, что начальник получит сообщение. Разбавленные трансакции часто носят полувраждебный оттенок. Сообщения скрывают в форме подшучивания. Например, один студент может сказать другому: «Эй, гений, когда ты собираешься закончить чтение этой книги? Я тоже хочу прочитать ее». Тот может бросить ему книгу со словами: «Вот она, ротозей, лови ее, если можешь!» Вялые трансакции являются поверхностными, небрежными и отличаются отсутствием глубоких чувств. Так происходит, например, когда жена говорит мужу: «Хотела бы я знать, мы выберем сегодня время поужинать вместе?», а он отвечает: «Мне все равно, дорогая. Как ты скажешь, дорогая». При здоровых отношениях между людьми трансакции являются прямыми и откровенными, и в случае необходимости — интенсивными. Эти трансакции являются дополнительными и свободными от скрытых мотивов. Скрытые трансакции являются наиболее сложными. Они отличаются от дополнительных и пересекающихся тем, что имеют более двух состояний «Я», так как скрытое сообщение маскируется в них под социально-приемлимой трансакцией. Реакция улыбки на вид человеческого несчастья является трансакцией виселицы. Например, в случае, когда учитель насмехается над «тупостью» ученика, мать смеется над своим упавшим ребенком, отец с сияющей улыбкой следит, как опасно рискует его сын. Трансакции виселицы, подобно другим трансакциям со скрытыми мотивами, широко распространены среди проигравших. Скрытые трансакции требуют одновременного участия более чем двух состояний «Я». Именно эта категория служит основой для игр. В двойной скрытой трансакции участвуют четыре состояния «Я». Она часто присутствует при флирте. Офицер: «Не хотите ли посмотреть конюшни?» Девушка: «Ах, я с детства обожаю конюшни». На рис. 25 (б) видно, что на социальном уровне происходит разговор о конюшнях между Взрослыми, в то время как на психологическом уровне это разговор Ребенка с Ребенком (заигрывание). На поверхности инициатива принадлежит Взрослому, но исход большинства подобных игр на самом деле предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз. Таким образом, трансакции классифицируют на дополнительные и пересекающиеся, на простые и открытые, а последние — на угловые и двойные. Люди играют в психологические игры, как в бридж, шашки, шахматы. Чтобы играть, игроки должны знать правила игры. При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж, в то время как остальные собираются играть в покер, ему вряд ли удастся хорошо сыграть с ними. Все игры имеют начало, заданные правила и вносимую плату. Психологические игры, кроме этого, имеют еще и скрытую цель, и в них играют не для удовольствия (хотя некоторые игроки в покер тоже не для удовольствия играют). Э. Берн определяет психологическую игру как часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешнее разумное обоснование, или более кратко, как серию трансакций с уловкой. Чтобы последовательность трансакций образовала пару, необходимо наличие трех аспектов: — непрерывная последовательность дополнительных трансакций, благовидных на социальном уровне; — скрытая трансакция, являющаяся сообщением источником в основе игры; — ожидаемая расплата, которая завершает игру и является ее настоящей целью. Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между игроками. Несмотря на это люди, играют в психологические игры, потому что они заполняют время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других и, наконец, превращаются в их судьбу. Игры имеют две основные характеристики: — скрытые мотивы; — наличие выигрыша. Процедуры бывают успешными, ритуал — эффективным, а времяпровождение — выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат «задней мысли»). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда — драматичным. Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом. Необходимо разграничить игры с ранее не обсуждавшимся типом социального действия, а именно с операцией. Операцией называют простую трансакцию, или набор трансакций, предпринятых с некоторой заранее сформулированной целью. Например, если человек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то это операция. Если кто-либо просит, чтобы его утешили, и, получив утешение, каким-то образом обращает его против утешителя, то это игра. Следовательно, внешне игра выглядит как набор операций. Если же в результате игры один из участников получает «вознаграждение», то становится ясно, что в ряде случаев операции следует считать маневрами, а просьбы — неискренними, так как они были лишь ходами в игре. Не следует заблуждаться относительно значения слова «игра». Игра совсем не обязательно предполагает удовольствие или веселье. Так же, как сегодня спортсмены всерьез играют в футбол, большинство игроков нельзя обвинить в отсутствии серьезного отношения к играм. Наиболее зловещей игрой является, конечно, война. Игры имеют тягу к повторению. Люди обнаруживают, что говорят те же слова с теми же интонациями, меняются только место и время. Повторение игры может восприниматься как ощущение, что это происходило раньше. Люди играют в игры различной степени напряженности от социально приемлемого уровня до убийственного (самоубийственного) уровня. Э. Берн различает: игры первой степени, которые приемлемы в обществе; — игры второй степени, которые не всегда наносят непоправимый ущерб, но некоторые игроки будут, скорее всего, скрывать это от посторонних; — игры третьей степени, в которые играют раз и навсегда и которые заканчиваются в кабинете врача, в зале суда или в морге. Игры индивидуально программируются. Их исполняют из состояния Я-Родителя, когда повторяют игры родителей. Их исполняют из состояния Я-Взрослого, когда они сознательно рассчитаны. Их исполняют из состояния Я-Ребенка, если основаны на ранних жизненных переживаниях, которые ребенок принял о себе самом и других в детстве. Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобы сохранить свое восприятие окружающего мира. Она становится ее жизненной позицией, с которой играют в игры и осуществляют жизненный сценарий. Чем резче выражена патология, тем сильнее потребность в подкреплении своей психологической позиции. Этот процесс можно изобразить следующим образом: Переживания — > Решение -- Психологические позиции —»Сценарии, подкрепляющие поведение. Анализ сценария можно кратко определить как жизненный план, удивительно напоминающий драматический спектакль, который личность вынуждена играть. Сценарий зависит от ранних решений и позиций, принятых в детстве. Он находится в состоянии Я-Ребенка и «записывается» через трансакции, происходящие между родителями и ребенком. Каждая личность имеет психологический сценарий и живет в культуре, которая также имеет свои сценарии. Психологический сценарий содержит программу исполнения индивидуальной жизненной драмы. Он берет свои корни из предписаний, принятых ребенком от родителей, которые могут быть конструктивными, деструктивными или непродуктивными, и из психологических позиций, которые ребенок, в конечном счете, принимает относительно себя и других. Позиции принимаются относительно людей в целом или относительно каждого пола в отдельности. В зависимости от того, насколько сценарные сообщения не соответствуют реальным возможностям ребенка и отрицают его желание быть, они могут приводить к развитию патологии. Патология имеет различные степени, резко мешающие личности использовать свои способности, вплоть до сильной, когда человек становится нелепой карикатурой на свое настоящее «Я». Анализируя теорию личности Эрика Берна, обнаруживаем, что связь с фрейдовской триадой («Я», «Оно» и «Сверх-Я») неоспорима. Главное различие заключается в том, что «Ребенок» в человеческой душе не сводился у Берна к бессознательным влечениям.Это не изначальная, биологическая по своей природе сила («Оно» у Фрейда). Ребенок есть результат множества взаимодействий, начиная с раннего возраста, поэтому он сам уже в определенном смысле является социальным продуктом. Изменилась у Э. Берна (по сравнению с фрейдовской) и трактовка других компонентов структуры «Я». Однако преемственность сохранилась, потому идеи Э. Берна можно безошибочно отнести к психоаналитической, фрейдовской традиции в психологии.
|