Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типология личности собеседников ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 В научной литературе под типологией (от греческого tipos —* отпечаток, форма, образец и logos — слово) понимается метод познания, в основе которого лежат расчленение систем объектов и их последующая группировка с помощью идеальной модели или типа, а также результат типологического описания. Идеи типологического анализа людей ятникли давно и наиболее ярко про лись в классическом учении о типах темперамента. Развитие типологического подхода прошло много ступеней, каждая из которых претендовала на определенную завершенность анализа и предлагала какое-либо новое основание. Можно вспомнить гуморальное направление типологии (Гиппократ, П. Лесгафт), конституциональное, или физическое (Э. Кречмер, У. Шелдон), психофизиологическое (И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. С. Мерлин), психоаналитическое (3. Фрейд, К. Юнг), характерологическое (Хейманс, Ле-Сенн). Всем хорошо известно, что при принятии решений люди руководствуются разными принципами и мотивами. Но как это знание можно использовать на практике для улучшения взаимоотношений с коллегами, партнерами по бизнесу? Ответ на этот вопрос можно найти у японского дзен-философа и психолога Д. Одзавы, который разработал схему определения «типа» людей с разными стратегиями принятия решений. Эта схема, адаптированная и измененная, приводится в табл. 2. Та С Типология собеседников и принятие решений по Д. Одзаве
Первые четыре столбца позволяют по указанным в них принципам определить тип, к которому относится ваш собеседник. А последний столбец указывает на принципы, которыми тот или иной человек руководствуется при принятии решений. Как же использовать эту схему в ситуации, когда вам нужно убедить своего собеседника сделать что-то (или, наоборот, НЕ делать). Принцип, руководствуясь которым человек принимает решение, можно уподобить языку. Если вы говорите с китайцем, то 1 не рассчитываете быть понятым, если китайского не знаете, а ки-1 таец — не знает русского, не так ли? Поэтому не стоит рассчиты-1 вать на то, что собеседник поймет нас, если мы, убеждая другого, | исходим из своего принципа принятия решений... Л именно это! мы и делаем — стоит только понаблюдать повнимательнее и это i станет для вас очевидным. Неудивительно, что общение наше не ] отличается особой эффективностью и мы уже даже не огорчаемся, когда нам отказывают, говоря себе: «Хотели как лучше, но получи- лось как всегда...» Поэтому, чтобы сделать деловое общение более эффективным, нужно при убеждении собеседника исходить именно из его принципа принятия решений. Например, по указанным колонка1' определили, что ваш собеседник принадлежит к социальному типу. Убеждая его в необходимости совершения каких-либо действий, нужно основной акцент сделать на пользе, которую он от этого получит. Если же перед вами собеседник интеллектуального типа, то доказывать ему что-либо, основываясь на пользе, бесполезно. В | этом случае лучшим аргументом будет логика. Психика человека крайне сложна, и достаточно полных тео-! рий мотиваций человека, лежащих в основе его поведения, еще не построено. Считается, что мотивация является результатом постоянного взаимовлияния сложного комплекса сознательных и бессознательных, чувственных, интеллектуальных, а также культурных и физиологических потребностей, находящихся под воздействием социальных факторов и параметров среды обитания. Тем не менее, сейчас существует ряд теорий, описывающих виды поведения людей, на основании которых работник может действовать достаточно уверенно и добиваться хороших практических результатов. Одной из таких теорий является теория Э. Шострема—А. Маслоу, которая рассматривает две базовые психологические установки современного человека: манипуляторы — это люди, основная цель которых (сознательная или бессознательная) — контроль над ситуацией: для манипулятора деятельность, которой он занимается, играет второстепенную роль, главное — это роль, которую он играет в этой деятельности; манипулятор фактически не принимает себя как личность, не ценит себя и видит вокруг только «вещи», то есть объекты для манипуляции; актуализаторы — относятся к себе как к неповторимой личности и потому воспринимают других людей также как неповторимые личности; для них первична деятельность и вторична та роль, которую они играют в этой деятельности. Некоторые черты личности манипуляторов и акту ал и заторов приведены в табл. 3. Таблица 3 Черты личности манипуляторов и актуализаторов
По теории Шострема — Маслоу и манипуляторы, и актуализаторы образуют несколько психологических типов, которые представлены на рис. 26. Практически каждый тип имеет своего анта других людей. Вариации — Делец, Аферист, Игрок, Рекламщик, Шантажист, Шахматист. Прилипала является антагонистом Вычислителя. Он преувеличивает свою контролируемость. Это — личность, которая демонстрирует свою жажду быть ведомой, дурачимой, предметом забот окружающих. Он охотно позволяет другим делать за него его работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный. Хулиган преувеличивает свою агрессивность, жестокость, грубость, недоброжелательность. Его разновидности — Оскорбитель, Ненавистник, Братан, Угрожающий. Женская разновидность — Сварливая баба (рыба-Пила). Рубаха-парень, антагонист Хулигана. Преувеличивает свою заботливость, любовь, буквально убивает людей своей заботой. В некотором смысле он может оказать гораздо более разрушающеевоздействие При взаимодействии он практически всегда выигрывает. Разновидности — Угодливый, Добродетельный моралист, Свой Человек (парень из нашей команды). Судья (инквизитор). Преувеличивает свою критичность, никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнайка, Обличитель, Следователь, Судебный пристав, Позорящий, Оценщик, Мститель, Палач. Защитник (адвокат) — противоположность судье. Чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке дру-1 го го, но дает понять, что сам не ошибается никогда. Он портит других, сочувствуя сверх всякой меры и не давая подзащитным избавиться от опеки и двигаться самостоятельно. В реальном человеке-манипуляторе можно встретить как один выраженный тип, так и их комбинацию. Если это выраженный тип, то он практически навязывает другим людям роль своего антагониста и делает их целью своих манипуляций. Например, выраженный Диктатор будет стяряться рассматривать окружающих как людей-Тряпок и соответственно строить свои взаимоотношения с ними. Безусловно, манипулятивные установки зависят от ситуации. Так, в одной ситуации человек может вести себя как Диктатор, в Другой — как Судья, в третьей — как Хулиган. Все эти типы относятся к категории активных манипуляторов, в то время как Тряпка, Прилипала, Славный парень, Защитник — к категории пассивных Манипуляторов. Изменение категории, в отличие от типа, происходит достаточно редко. Кроме активных и пассивных, выделяют Категории манипуляторов-соревнователей (для них любая ситуация
— матч, в котором они могут либо выиграть, либо проиграть. — третьего не дано, а все остальные люди — либо соперники, либсй враги, реальные или потенциальные) и безразличных манипулятор ров. Последний вид встречается наиболее часто. В этом случае мая нипулятор играет роль безразлично, ни на что не надеясь и пыта-1 ясь ускользнуть, уклониться от контактов с партнерами. Он^ относится к другому человеку как к неживой кукле. Такое отноше-ч ние к окружающим взращивает аналогичное отношение к себе са-1 мому. Типы актуализаторов. Актуализаторы — это или достаточно! сильные и нестандартные личности, которым понимание своей1 неповторимости и неповторимости других людей было дано с детства, или бывшие манипуляторы, которым удалось избавиться от своих комплексов путем бескомпромиссной работы над l Шострему, «в то время, как манипулятор — это многогранная ли< ность с антагонистическими противоречиями, актуализатор многогранная личность, противоположности в которой взаим] дополняют друг друга». К сожалению, в современной цивилизг ции вообще, и в деловом мире в частности, актуализаторы — раздо более редкий тип людей, нежели манипуляторы. Типы акт ализаторов можно выделить по аналогии с типами манипуляторе (рис. 26). Руководитель. Этот тип соответствует эволюционирующем} Диктатору, но в отличие от него, Руководитель ведет людей за со-j бой, а не стремится их подчинить. Сочувствующий, антагонист Руководителя и соответствует манипулятору-Тряпке. В отличие от него, он не вымогает заботу других, а признает свою (и других) способность ошибаться. Внимательный соответствует Вычислителю, но не стремится*! эксплуатировать нримахи и слабости других, а уважает себя и дру-1 шх в качестве людей, а не вещей. Признательный — дополнение Внимательного, развивается из| Прилипалы. Он не только зависит от других людей, но дает высо- j кую оценку различным видам мастерства, которыми эти люди обладают; относится с уважением к точкам зрения, которые отличаются от его собственной, и не испытывает потребности, чтобьг другие думали так же, как и он. Напористый соответствует манипулятору — Хулиган. Напори-v стый рад стоящему противнику, прям и откровенен, но не жесток и не стремится доминировать, подобно Хулигану. Заботливый — взаимодополняющая противоположность Напористому, — не раболепный Славный парень, а расположенный, дружелюбный и любящий человек. Выразитель соответствует Судье. Выразитель не критикует других, но способен твердо выражать свои убеждения. Проводник — дополняющий тип для Выразителя. Проводник не защищает и не учит других, но мягко помогает каждому найти свой собственный путь. Он помогает людям помочь себе самим, выражая собственную точку зрения, после чего предоставляет каждому право найти свое собственное решение. В отличие от манипуляторов, выраженный актуализатор способен сочетать, интегрировать различные роли в различных ситуациях. Он ценит эти многие стороны своей личности. Чем менее человек способен принять какие-либо стороны своей личности, чем меньше он их ценит, тем в большей степени он ощущает себя «вещью». (От такой позиции — один uiai renj ными вещами, которыми не только можно, но и можно манипулировать.) Э. Шострем приводит такой пример: «Когда мы недовольны собой или своими поступками, мы говорим: «Это на меня нашло» или же: «Это мне не нравится». Вскоре тенденция отрекаться от себя и черт своей личности распространяется на все области нашей жизни. И мы становимся манипуляторами». Принимая себя, человек исходит из полноценности себя и других, так что необходимость в манипуляции, контроле, приведении в норму и т. д. просто отпадает. Напротив, манипулятор исходит из допущения собственной неполноценности, распространяя ее на всех представителей рода человеческого; он полагает, что эта неполноценность может быть преодолена путем борьбы с собой и другими людьми. Определить тип собеседника и разработать адекватную стратегию общения с ним позволяют знания теории Эрика Ьерна. Напомним, что проявления состояний человека получили у него названия Родитель, Взрослый и Ребенок. Состояния «Я» — это нормальные психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека. Ребенок — это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благодаря Родителю мНогйс наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии! Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действиз Родителя и Ребенка и является посредником между ними. Позиции партнеров в общении определяются теми состояние ями Я, которые в данный момент общения вступают во взаимодействие. Это, казалось бы, сугубо психологическая схема наии применение в разработке рекомендаций по психологии и технш делового общения. Так, она используется В. Зигертом и Л. Ланг| их работе «Руководитель без конфликтов» (табл. 4). Табл и ца Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка по В. Зигерту и Л. Ланге
Американские психологи Стейнберг и Миллер анализируют взаимодействие с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание. Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии. Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной удовлетворенности, а не односторонней. Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет выявить некоторые интересные закономерности общения. Так, «контролеры» и «пониматели» придерживаются совершенно разных стратегий в общении. Стратегия «контролера» — стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием. Стратегия «нанимателя» — адаптация к партнеру. Показательно, что раз!1 ■ тны с разным распределением позиций в общении. Так,«контролеры» всегда стремятся к неравнымвзаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям«вертикального взаимодействия». Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями. Следует отметить, что существуют и обратные влияния: например, человек, попавший в общении на самую «верхнюю» позицию, обязательно в большей степени будет «контролером», чем если бы он был внизу: положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие.
|