Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 11





№ 11 (Основные функции культуры)

Определив предмет культурологии и ее своеобразие как самостоятельной науки о целостном и динамично развивающемся феномене культуру, можно сформулировать ее основные функции.

Они могут быть сведены к следующему.

* Познавательная функция культурологии имеет своей целью и содержанием изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, ее структуры и функций, ее типологизацию, дифференциацию на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры.

* Концептуально-описательная функция культурологии включает в себя разработку теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов.

* Оценочная функция представляет собой осуществление адекватной оценки того, в какой мере целостный феномен культуры, ее различные типы, отрасли, виды и формы оказывают благотворное влияние на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом.

* Объясняющая функция дает научное объяснение особенностям культурных комплексов, явлений и событий, механизмам функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов.

* Мировоззренчески-идеологическая функция претворяет в жизнь определенные общественно-политические идеалы в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм, на поведение личности и социальных общностей.

* Образовательная (обучающая) функция вытекает из того, что культурология, определив социальную сущность культуры, тех или иных ее типов, видов и форм, выяснив тенденции, способна через систему учебных заведений, различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять культурологические знания и оценки, помогая тем самым студентам, специалистам, а также всем людям, интересующимся проблемами культуры, лучше узнать особенности этого чрезвычайно важного социального феномена, его роль в развитии человека и общества.

И все-таки во множественном взаимопереплетении социальных функций, которые выполняет культура в обществе, первичной, т.е. исходной, является адаптационная функция. Благодаря культуре, применению ее норм, ценностей, образцов поведения каждый индивид и любое сообщество индивидов (семья, этнос, профессиональная группа, город, деревня и т.п.) адаптируются, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды. Адаптационная функция культуры позволяет людям, руководствующимся ее ценностями и нормами, обычаями и традициями, во-первых, приспосабливаться к окружающей среде, во-вторых, приноравливать ее к своим потребностям и интересам.

Адаптационная функция культуры тесно связана с ее познавательной функцией. Суть ее заключается в вооружении человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для познания общественных явлений и тенденций их развития, для определения в соответствии с этим определенной линии поведения, своей гражданской позиции.

Огромное значение имеет социализирующая функция культуры, позволяющая каждому индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей и норм, формироваться как личность. Именно в процессе социализации формирующаяся личность через усвоение и творческое воспроизведение ценностей, норм, идеалов приобретает социальные качества, самореализуется в определенных видах деятельности, становится саморазвивающимся субъектом социальных процессов.

Создавая необходимые для ориентации человека нормы, правила, стандарты поведения, культура выполняет еще одну важную функцию - нормативную. Сущность ее заключается в том, что культура, выступая в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складывается образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания и способы деятельности.

Донося до нас голоса прошлого, создавая возможности для диалога поколений и эпох, связывая прошлое с настоящим и подготавливая наступление будущего, культура выполняет трансляционную функцию. Важную роль в ее осуществлении выполняет традиция как способ сохранения и воспроизводства определенных образцов и ценностей, органично связанная с новацией как способом обновления культуры.

С этой функцией органично взаимосвязана функция производства новых, ранее не существовавших значений, знаний, ценностей и норм. В рамках существующей культуры в процессе ее воспроизводства и развития возникают новые символы, образы, стили, картины мира, способы духовного и практического освоения мира. Существенную роль во все времена, а особенно в нашу эпоху, когда осуществляется переход человечества к новому типу цивилизации - информационной или, как ее еще называют, ноосферной, играет информационная функция культуры. Она позволяет дать индивиду, социальным группам, обществу в целом достоверную, объективно верную информацию, без чего невозможна сама организация общественной жизни людей, их ориентация на те или иные виды деятельности и социальных отношений.

Культура не только формирует способы ориентации и деятельности человека в мире, но и является мощным фактором воспроизводства и развития его энергетики, а в этом большую роль играет ее игровая функция. Именно через игру ребенок входит как формирующаяся личность в мир взрослых, усваивает определенные социальные роли и ценности, через игру в театре и кинематографе творцы культуры доносят до зрителей и слушателей идеалы, ценности и нормы поведения.

Существенное значение имеет сигнификативная (от англ. sign - знак) функция культуры, представляющая из себя приписывание значений и ценностей определенным явлениям, процессам, событиям, людям. Например, звездное небо не имело для первобытного человека никакого значения, пока он не вовлек небесное пространство в круг своих мифологических представлений, а затем и астрологических предсказаний.

С сигнификативной функцией культуры тесно связаны ее коммуникативная функция. Она реализуется посредством передачи, приема, осмысления информации, общения людей, их групп, общностей, организаций.

Важное значение имеет мотивационная функция культуры, состоящая в том, что она формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам и т.д.

Только что описанная функция органично связана с мобилизующей функцией культуры, которая побуждает людей к определенным действиям и мобилизует их волю, интеллект, чувства, действия для достижения определенных целей.

Культура выполняет и релаксационную функцию, т.е. помогает человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстановить физические и духовные силы.

Кроме этого культура выполняет еще одну важную функцию: накопление и передачу из поколения в поколение социального опыта.

Взаимодействие названных функций позволяет культуре выполнять еще одну, едва ли не важнейшую, функцию - воспитательную. Создавая возможности для усвоения ценностей и норм, ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая от других, подвигая его к определенным целям, культура всем богатством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.

Интегрированным результатом взаимодействия всех охарактеризованных функций выступает еще одна, чрезвычайно важная и решающая функция культуры - человекотворческая. Будучи творением человека, культура в своем функционировании и развитии формирует человека, творит его по определенному образцу, определяемому ее ценностями, нормами и идеалами.

 

Вопрос 36. (Европейская культура Средневековья.)

Термин средневековье появился в эпоху Возрождения для обозначения историко-культурного периода, отделявшего ренессансную культуру от столь почитаемой и идеализируемой гуманистами античной традиции.

Ссылаясь на ситуацию религиозной нетерпимость, господство невежества и диких суеверий, феодальную раздробленность и междоусобицы, итальянские гуманисты отождествляли средние века с временем упадка в культуре.

Крушение Римской империи способствовало социальной и политической активизации многочисленных племен, населявших европейскую территорию и создававших ранние феодальные государства. По степени развития феодальных отношений народы Западной Европы значительно опережали восточнославянский мир, еще долгое время находившийся на стадии родового строя. Таким образом, в соответствии с общепринятой периодизацией в развитии европейской культуры выделяют Раннее (V–IX вв.), Высокое (Зрло) (X–XIII вв.) и Позднее средневековье (XIV–XV вв.).

Хронологические и типологические отличия имела культура ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, самостоятельно развивавшаяся с конца IV в. До времени турецкого завоевания в 15в. Своеобразие парадигмы византийской культуры заключалось в доминировании православной религии и греческого языка в социокультурной жизни, а так же в сохранении преемственности с традициями античной философии и искусства. В сознании византийцев народы западной Европы, несмотря на их христианскую веру, долгое время продолжали оставаться невежественными и грубыми варварами.

Византийская культура формировалась в сложных условиях религиозного, богословского, философского и эстетического противоборства. В Византии сформировались каноны православной культуры, распространявшиеся на богослужение, церковную письменность, храмовое зодчество и иконопись, песнопение… Христианско-просветительские тенденции мотивировали развитие искусства рукописной книги, постепенно вытесневшей неудобные для пользования папирусы.

В Византии сформировались многочисленные мистические учения о путях единения человека с Богом. Среди них большую известность приобрела аскетическая традиция ИСИХАЗМА (безмолвие), которая в период средневековья была распространена на Ближнем Востоке, в Египте, Малой

Азии, а своего расцвета достигла в XIII–XIV вв. в Византии. придавалось особое значение практике созерцательности, внутренней молитве и ОЧИЩЕНИЮ СЕРДЦА. В контексте европейской средневековой культуры социальная структура общества представлялась в виде 3 основных групп: те, кто молятся (священнослужители); те, кто воюют (воины-феодалы); те, кто трудятся (крестьянство). Соответственно выделялись такие направления культуры, как церковная, народно-языческая, феодально-рыцарская, которые не были абсолютно изолированными сферами, а вступали в сложные отношения между собой и подвергались взаимному влиянию. Рост городов в период Зрелого средневековья способствовал появлению бюргерства как особой социальной категории и обусловил формирование городской культуры.

Утверждение христианства в качестве официальной религиозно- идеологической основы феодальных государств европейских народов определило доминирование церковной культуры в средневековом обществе. Исключительную роль христианской идеологии в формировании централизованного государства и грамотном управлении им подтверждает культурная политика в период каролингского возрождения (в орая половина VIII – первая половина IX в.) Забота Карла Великого о подготовке образованных чиновников и духовенства обусловила расцвет христианской культуры просвещения и даже возобновила интерес к традициям античной учености. Духовное освоение мира человеком связывалось с постоянным стремлением к возвышенному, являвшемуся основной категорией христианской эстетики средневековья. Истинное предназначение творчества выражалось не в эстетическом наслаждении или чувственном, интеллектуальном упоении, а в постижении божественной мудрости с помощью глубокого созерцания и самоуглубленности.

Ментальность средневекового человека была обусловлена теоцентристскими представлениями о мире, согласно которым Бог являлся абсолютом, высшей истиной, проявлением совершенства и мудрости.

В эпоху средневековья образовательный процесс был частью религии зной жизни и осмыслялся как священный церемониал которому придавался мистический характер, о чем свидетельствуют обязательность молитвы в начале и после окончания каждого занятия.

Важную роль в расширении пространства христианской культуры и укреплении авторитета церкви играла письменность. Актуальность церковной литературы средневековья обусловливалась ее непосредственной связью с культовой деятельностью. В средневековой христианской письменности еще не выделялись жанры в современном литературоведческом понимании, а существовали каноны, закрепленные постановлениями Вселенских соборов, преданием, уставами и традицией.

В отличие от современного понимания книги как источника информации вообще книжные знания в эпоху средневековья отождествлялись с божественной мудростью Священного П сан я, овладению которой и посвящалось книжное обучение. В церковной культуре средневековья было принято строгое разделение всех письменных источников на ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ. Истинными считались только общепризнанные церковью канонические книги, соответствовавшие положениям христианской веры и получившие статус душеспасительных. Несмотря на все ограничения и препятствия со стороны православия, запрещенные книги были популярны среди немногочисленного грамотного населения и занимали важное место в духовной жизни народа.

В эпоху средневековья письменность не являлась единственным и самым простым средством христианского просвещения. В условиях тотального невежества и безграмотности церковное искусство было относительно доступным с особом усвоения религиозных истин, поскольку приобщение к Священному Писанию как откровению Бога оставалось уделом только избранных – книжных людей.

Главной задачей средневекового искусства являлось воплощение божественного начала.

Наивысшего расцвета церковная архитектура и скульптура достигли в романском и готическом стиле. РОМАНСКИЙ стиль, возникший в 10 в отличался суровостью, строгостью и простотой. Романское искусство отразилось в сооружении феодальных замков, соборов и монастырских комплексов. Готические Соборы (готический стиль-12в), наполненные обилием света и изящно тянущиеся ввысь, воплощали устремленность человека от мирских привязанностей в вечность, обещанную верой.

НАРОДНАЯ культура была самым архаичным пластом средневековой культуры и своими истоками и уходила в мифологическую память и языческие традиции. Важными компонентами средневековой народной культуры является устная поэтическая традиция эпического сказания, народной песни и баллады.

Рост военно-феодальной знати обусловил формирование своеобразной сословной организации, или РЫЦАРСКО субкультуры, которая с помощью собственной системы идеалов, неписаных уставов, морального кодекса и обычаеав утверждала право на привилегированное положение в обществе.

Программа воспитания рыцаря, кроме военной и физической подготовки, предполагала усвоение правил куртуазноcти предусматривавших галантность,безупречное поведение при дворе, владение музыкальными инструментами,умением танцевать, петь… В рыцарской поэзии получил отражение культ возвышенных чувств, развивавшейся в разнообразных жанровых формах. Эталоном рыцарской интимной лирики стала поэзия трубадуров, или труверов (фр. touver ‘находить’), сложившаяся в Прованс – наиболее раннем французском центре рыцарской культуры.

Идеалы рыцарской культуры воплощались также в рыцарском романе, выработавшем свои собственные каноны, предполагавшие наличие авантюрных, интимных и христианских мотивов. Ранние рыцарские романы возникали на основе поэтической обработки в духе рыцарского героизма наиболее подходящих по содержанию и соответствующих куртуазному пафосу античных сюжетов о взятии Трои, об Александре Македонском и Энее.

Городская культура была достаточно поздним по времени возникновения направлением средневековой культуры и имела синкретичный характер, поскольку впитала в себя разные традиции эпохи.

Важным стимулом для ее развития был рост городов и появление средневековых университетов. Городская культура отличалась демократическим, антифеодальным и антиклерикальным характером.

Интересам массовой аудитории вполне соответствовала городская литература, имевшая развлекательный характер и подходившая для публичных импровизаций, собиравших многолюдные толпы. Распространенным во Франции жанром городской литературы были фаблио представлявшие собой небольшие поэтические рассказы, которые основывались на забавных историях и случаях обыденной жизни и предполагали смеховую реакцию.

Уникальным направлением городской культуры была поэзия вагантов или бродячих школяров, которые являлись в основном выходцами из низших сословий и зарабатывали средства для существования путем исполнения латинских песен. Творчество вагантов очень приближается к народной поэзии. Поэзия вагантов проникнута идеями чувственного наслаждения и плотских удовольствий и имеет преимущественно анонимный характер.

Известным рукописным памятником 18в является “Carmina Burana”, которая послужила основой для создания одноименной кантаты Карла Орфа.

 

Date: 2015-09-03; view: 309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию