Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская живопись второй половины XIX века





Одним из первых сторонников идеи критического реализма был Василий Григорьевич Перов (1833-1882 гг.). Он правдиво отображал русскую жизнь, не останавливаясь перед изображением самых неприглядных ее сторон. В картине «Сельский крестный ход на пасху» (1861 г.) художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство (см. прил. 1). Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына». В творчестве В. Г. Перова проявились наиболее значимые черты зарождающегося нового подхода к изобразительному искусству, для которого характерно сознание того, что помимо эстетических достоинств живопись должна иметь выраженное социальное, гражданственное звучание. Некоторые его работы проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Кисти В. Г. Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых писателей-современников (Островского, Тургенева, Достоевского).

Общепризнанным идейным лидером «Товарищества передвижников» был Иван Николаевич Крамской (1837–1887 гг.). Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Он призывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие общественные идеалы. Крупнейшая работа И. Н. Крамского – картина «Христос в пустыне» (1872 г.) (см. прил. 2). В картине нет внешней повествовательности и нет движения. Показана одиноко сидящая на фоне каменистого пейзажа и закатного неба фигура Христа. Крамскому удалось передать сильное внутреннее напряжение, титаническую работу души и мысли. За основу взят библейский сюжет, в картине нет и следа академической рутины. Тяжкая дума готового принести себя в жертву Христа воспринималась зрителями как призыв к самоотверженному служению высшей цели. В этом произведении воплотились лучшие качества передвижничества. Так же И. Н.Крамским созданы известные портреты писателей: Л. Н.Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, художника И. И. Шишкина, П. М.Третьякова. Большую популярность приобрела «Незнакомка», написанная художником в 1883 году.[3]

Ученик и последователь И. Н. Крамского – Илья Ефимович Репин (1844-1930 гг.). Талант Репина многогранен. Одна из первых больших работ мастера – картина «Бурлаки на Волге» (1873 г.) имела большой успех. Жанровая сценка приобрела в картине поистине монументальное величие. Каждый из изображенных персонажей наделен индивидуальной характеристикой. Художником подчеркивается трагизм низведения неповторимой человеческой личности (личности-лица бурлаков составляют смысловой центр картины) до элементарного действия – тянуть вверх по реке баржу. В целом композиция воспринимается как многозначная метафора, в которой даны тяготы трудового народа, дремлющие в нем силы и образ России (см. прил. 3) На протяжении всей жизни И. Е. Репин писал портреты. Им создана целая портретная галерея современников. Искусство И. Е. Репина – путеводная звезда как для его современников, так и для последующих поколений.[4]

Своей вершины русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве Исаака Ильича Левитана (1860-1900 гг.). Он - мастер спокойных, тихих пейзажей. И.И. Левитан не населял пейзажи людьми, однако его картины теснейшим образом связаны с переживаниями человека. На Верхней Волге он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». [5]

Василий Иванович Суриков (1848-1916 гг.) - ещё один мастер живописи конца XIX века. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг. Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.) - один из величайших шедевров русской и мировой исторической живописи. Величие русского народа, его красота, несгибаемая воля, его трудная и сложная судьба — вот то, что вдохновляло художника. Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики. Так же, он был прекрасным колористом (мастером цвета).

Помимо В. И. Сурикова картины на исторические темы писал Виктор Михайлович Васнецов. Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный, сказочный оттенок: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.), «Аленушка» (1881 г.), особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось в грандиозном полотне «Богатыри» (1898 г.).

Батальная живопись второй половины XIX века наиболее ярко представлена в России славным именем В.В. Верещагина. Раскрывая «оборотную сторону» войны; он показывал, что войны творятся тяжелым трудом, потом и кровью простого русского человека, одетого в солдатскую шинель. Свои творческие замыслы Верещагин осуществил в широких тематических сериях картин («Туркестанская серия», 1871-1873 гг., «Балканская серия», 1878-1881 гг.). Весьма интересен замысел «Индийской поэмы» (1876-1878 гг.).

Искусство Валентина Александровича Серова (1865—1911 гг.) подобно редкому драгоценному камню: чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования. У Серова особую прелесть картины составляет отсутствие пошлости. Он был глубокой русской натурой, всецело сливающейся со своей идеей (не страшиться умереть),к жизни относился прозаично. В нем чувствовалась некоторая таинственность сильной личности, оставшаяся в нем на всю жизнь.[6] Одна из работ художника – «Девочка с персиками». Несмотря на небольшой размер, картина, написанная в розово-золотистых тонах, кажется очень «просторной». В ней много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью. Да и все полотно было овеяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди — целая жизнь (см. прил. 4).

Многие картины передвижников: Репина, Сурикова, Левитана, Серова, - попали в собрание Третьякова. Павел Михайлович Третьяков (1832—1898 гг.), представитель старинного московского купеческого рода начал собирать картины русских художников с 1856 г. Постепенно увлечение переросло в главное дело жизни. В начале 90-х гг. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.

В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX в.

Date: 2015-09-03; view: 530; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию