Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об отношении к смерти





Предзнаменования смерти в средние века были явлениями популярными и прочно укоренившимися в повседневном быту. То, что смерть объявляет о своём приближении, считалось нормой. Никто, ни лекарь, ни священник не знали о сроке наступления кончины лучше, чем сам обреченный, причем последний, как правило, объявлял это во всеуслышание. Считалось, если человек определил по какому-то явлению, что в скором времени его постигнет смерть, значит, так оно и есть. О смерти думали, о ней говорили, ее описывали и изображали – но не боялись так, как в наше время. Постоянно высокий уровень детской смертности, болезни и эпидемии, не говоря уже о голоде, заставляли людей относится к своей смерти более индифферентно. Естественная близость человека к смерти делала это событие менее ужасающим. Монахи и священники придавали большое значение проповедям о смерти: ведь именно после смерти человек попадает на Страшный Суд. Из этого следует, что смерть приходит вовремя и по божьей воле. В то время это имело огромное значение: чувствуя приближение кончины, человек не стремился успеть закончить свои дела перед смертью, он придавался созерцанию и анализу своей жизни. Конечно, рыцари, крестьяне, клирики и горожане относились к смерти по-разному. Также существовали особенности восприятия смерти у религиозных фанатиков и еретиков из любых сословий. Свой отпечаток религия наносила во все времена, но здесь мы рассмотрим те черты, которые присущи данной эпохе в общем. Рыцарь на смертном одре вспоминал свои былые подвиги и грехи, просил прощения у друзей: все это помогало ему крепче уверовать в грядущее спасение его души. Иными словами, мысли о прошлом помогали более спокойно воспринять свою смерть. Не так спокойно воспринималась смерть мужа, брата, друга и т.д. близкими – их горе восходило иногда к ритуальному оплакиванию у язычников: благородный рыцарь наряду с супругой или сестрой умершего мог рыдать у его смертного ложа и даже лишиться чувств.

3) Христианство – фактор социокультурной интеграции.

В условиях развала Римской империи, непрекращающихся набегов «варваров», восстаний рабов в бывших имперских провинциях, главной, а нередко и единственной реальной силой в Западной Европе стала католическая церковь. В эпоху средних веков католическая церковь вступила значительно усилившейся, с полностью оформившейся иерархической структурой, которую возглавлял римский епископ, или папа. О влиянии римской церкви и ее главы можно судить по словам английского философа Томаса Гоббса, который писал, что римское папство представляло собой «не что иное, как привидение умершей Римской империи, сидящее в короне на ее гробу», т.е. римско-католическая церковь в эпоху средневековья приобрела огромное влияние, сходное с влиянием некогда великой Римской империи. В структуре католической церкви большую роль играли монастыри. Они начали возникать еще во времена существования Западной Римской империи, а после ее падения распространились по всей Европе, пользуясь поддержкой светских и духовных властей. Со временем многие монастыри усиливались, приобретали большие земельные владения и начинали оказывать заметное влияние на все сферы жизни общества, в том числе и на развитие культуры. Обусловлено это влияние было множеством причин. Прежде всего, в монастыри уходили часто самые образованные люди своего времени. Поскольку одной из главных целей монахов было изучение священных текстов, то практически все они были грамотными, знали латынь, т.к. латынь была официальным языком католической церкви. При этом уровень грамотности светских слоев населения, в том числе и высших, был очень низким. При монастырях существовали библиотеки, часто очень обширные, а также школы, где обучали монахов, а иногда и мирян. При монастырских библиотеках, как правило, были скриптории - мастерские по переписыванию книг. Благодаря монастырским переписчикам до нас дошли многие произведения античных авторов, таких, как Платон, Аристотель, Цицерон, и многих других. Представления о мире в раннем средневековье были большей частью фантастическими. Сравнительно хорошо были известны только Средиземноморье и европейское побережье Атлантического океана, а также в большей или меньшей степени Балтика и Скандинавия. Знания о мире, накопленные античными путешественниками (а ведь они в свое время совершали даже морские путешествия вокруг Африки) были частью забыты, частью утрачены. Да и в условиях развала Римской империи и последовавших за ним веков элементарной борьбы за существование люди не особенно интересовались дальними странами и обычно довольствовались той картиной мира, которая вырисовывалась со слов священников и монахов, а они в свою очередь черпали информацию из священных текстов. В таком же плачевном состоянии находилась и наука раннесредневековой Западной Европы. Прошло много времени, прежде чем на базе монастырей стали возникать школы, дававшие более-менее основательное образование. За пределами же монастырей грамотных людей было очень мало. Даже среди дворян, не говоря уже о крестьянах, грамотность была ужасающе низкой. Сами короли, как правило, были неграмотны, и в качестве подписи использовали табличку, на которой было вырезано их имя (есть даже версия, что именно из этого явления вырос обычай скреплять документы личной печатью). Наиболее образованными людьми Западной Европы в то время были бывшие римляне, обычно монахи, которые после развала империи оказались на службе у папы или у варварских королей. Из них можно выделить таких деятелей, как Боэций и Кассиодор. Боэций (ок. 480-524) состоял на службе у остготского короля Теодориха, занимал высокие посты, впоследствии попал в опалу и после заключения казнен. К числу его заслуг относится создание учебников по различным отраслям знания, по которым позднее учились в школах и университетах, латинский перевод и комментарии к античным философам Аристотелю и Порфирию. В сокровищницу мировой литературы вошло его произведение «Утешение философией», созданное в заключении. Этим трудом впоследствии восхищались такие великие люди, как поэт Данте и писатель-гуманист Томас Мор. МагнАврелийКассиодор (ок. 490-583) также находился на службе у короля Теодориха, стремился к взаимопониманию готов и римлян. После ухода со службы основал Виварийский монастырь, где занялся сбором рукописей античных авторов и привлек монахов к их переписыванию. Этим он сыграл огромную роль в спасении древней литературы. Кассиодорнаписал также учебник для монахов «Институции», содержавший основы светского и духовного образования, «Историю готов» и хронику от сотворения мира до 519 года, комментировал псалмы и богословские тексты. К сожалению, несмотря на деятельность людей, подобных Боэцию и Кассиодору, огромная часть античного наследия была утрачена. Все, что осталось, оседало главным образом в монастырях. Монастыри же стали и центрами науки. И, хоть это и может показаться странным, не допускавшая свободной научной деятельности церковь, тем не менее, не только не преследовала, но даже и поощряла научную деятельность монахов, среди которых было немало выдающихся ученых, специалистов в самых различных отраслях научного знания. В монастырях работали химические лаборатории, больницы, велись астрономические наблюдения, изучались старинные, в т.ч. античные, книги, создавались философские трактаты.

Date: 2015-09-03; view: 323; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию