Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика медитации





 

 

1. Название лекции: Практика Медитации ‑ цикл занятий

2. Краткое описание:

На этом занятии практикующие задают вопросы, возникшие во время практики концентрации внимания, делятся опытом и ощущениями. Выполняют два упражнения: концентрация на произношении «про себя» мантры Хрим, и парная практика. Зачем нам нужно концентрироваться на том, что нам не интересно? Чего мы хотим достигнуть, практикуя медитацию? Что такое произвольная и непроизвольная концентрация внимания? Что такое «точка йоги»? Чем люди отличаются от животных? Нужна ли концентрация при общении?

3. Дата: 2011.01.18. Где: Международный Открытый Йога Университет

4. Читать Текст:

Сегодня 18 января 2011 года. Мы находимся в Культурном Центре «Просветление» около метро Новослободская в г. Москве. Меня зовут Виктория, а это – тематическое занятие для всех желающих на тему «Практика медитации».

Виктория: Какие есть вопросы по практике медитации? Какие были успехи в вашей концентрации? Кто хочет поделиться? Какие упражнения были даны для домашней практики?

Ответ 1: Перед сном нужно было расслабиться, лежать неподвижно в какой‑либо удобной позе, стараясь ни о чем не думать. Нужно было отметить для себя – получается ли делать это упражнение и сколько времени. У меня лично получается. В Шавасане лежать без движения легче. Труднее «замирать» в какой‑либо йоговской позе (асане), т.к. необходимо работать методом сознания.

Виктория: После 40 минут, конечно, становится трудно, а если делаешь 10‑15 минут, то я думаю, что это вполне нормально.

Ответ 2: И концентрация на кончике носа стала уже получаться намного лучше.

Виктория: Кто еще хочет поделиться с нами, насколько вам удавалось контролировать свои проявления с помощью воли, т.е. концентрируясь на чем либо, вы управляли своим сознанием, вниманием, тем самым разотождествляясь со своими проявлениями? Т.е. если мы контролируем свои проявления, тем самым мы уже меньше считаем себя этими проявлениями.

Выше нашего проявления стоит наше высшее Я, которое с помощью воли управляет этим инструментом. Инструментом, через который наше Я проявляется в этом мире. Насколько наше внимание рассеяно, бесконтрольно, не подчиняется нам? Что‑то интересное, что‑то заманчивое, и наше сознание без нашего ведома скачет как обезьянка то туда, то сюда. И очень сложно нам удержать свое проявление и контролировать этот поток сознания, внимания.

Домашнее задание было как раз в том, чтобы вы отслеживали эти моменты, когда наше сознание мечется или когда мы можем взять под контроль свое проявление. И опять же, чем больше под контролем наше проявление, тем в меньшей степени мы себя считаем не тем, чем мы являемся, т.е. своими проявлениями – энергией и сознанием. Или, чтобы было проще ‑ своим физическим телом, своими мыслями, своими эмоциями. И чем в меньшей степени мы считаем себя своими проявлениями, тем в большей степени мы свободны.

Студентка 1: Я стала замечать, что если находишься в обществе, где много народа и есть человек, который громко говорит или много жестикулирует, то сознание хочет обратить на него внимание, но благодаря осознанности я этот процесс контролировала и не пускала туда свою энергию.

Студентка 2: Аналогичный случай был у меня в метро. Я ехала в метро, и какая‑то женщина рядом толкалась и пихалась, потом, видя, что я на нее не реагирую, начала обзываться. У меня все внутри вскипало. Но я вспомнила наши занятия и просто ей улыбнулась. А она, ничего не поняв, отошла в сторону. Она не смогла меня зацепить.

Виктория: Мы с вами делали упражнение на концентрацию внимания – эти упражнения были связаны и с грубым телом – мы контролировали свое грубое тело, мы концентрировались на нем, мы управляли своим грубым телом. Также мы использовали упражнения, связанные с нашими мыслями, с нашим дыханием и с нашими эмоциями. Сегодня мы повторим упражнение, в котором мы старались эмоционально не реагировать на другого человека, когда этот человек олицетворял нашу карму, провоцирующую нас. Проверим, насколько мы неподвластны провокациям нашей кармы. Также на сегодняшнем занятии мы поработаем с нашим физическим телом и с более тонкими аспектами наших структур и повторим упражнения, связанные с эмоциями. Посмотрим, насколько мы можем контролировать свои чувства.

Вопрос: Я стала замечать, что когда ставлю себе ряд задач и какая‑то задача не выполнена, то я не могу сконцентрироваться и понять какая именно. И если я вернусь на то место, где я оставила эту задачу, то она начинает всплывать. Почему? Я не могу ответить. Возможно, какие‑то ассоциативные связи с окружающими предметами?

Виктория: Катя, а что ты сама думаешь по этому поводу?

Ответ: Может быть, пространство сохраняет информацию о том, какие задачи я ставила? Может быть, концентрация у меня маленькая и нужно больше концентрироваться на том, что я должна сделать.

Виктория: Хорошо. Итак, мы рассматривали с вами произвольную концентрацию и непроизвольную. Непроизвольная концентрация внимания – это когда наше внимание блуждает среди объектов, которые нам интересны. Мы сравнивали непроизвольное внимание с концентрацией у животных или у детей: «чего хочу – на то и направляю свое внимание». А произвольная концентрация внимания ‑ это аспект сознания,когда мы уже не направляем свое внимание туда, куда бы нам хотелось и на то, что нам интересно. Мы направляем свое внимание на те объекты, на которые мы волеизъявили обратить внимание. Надо ‑ решил, волеизъявил и направил, и удерживаешь столько, сколько решил. Этот элемент сознания нам просто жизненно необходим. Наша способность проявлять свою волю и концентрироваться не только на том, что нам интересно, отличает нас от животных.

Вы помните, мы приводили в прошлый раз пример с собакой и книгой. Собака решила, что она будет концентрироваться на книге. Конечно, она не способна это сделать. А вот на интересном для нее объекте – это другое дело. И то, внимание, конечно же, будет у нее метаться – ей будет очень сложно наблюдать за сахарной косточкой за стеклом. Потому что, если она не получила ее через несколько минут, то какой смысл на нее смотреть. В этом случае животное перенесет свое внимание на что‑нибудь более для него интересное.

Аспект произвольного внимания, аспект сознания нам необходим, потому что даже если нам объект интересен, то приходит момент, когда наше внимание ускользает даже от этого интересного предмета. И тогда нам нужен элемент сознания, чтобы удержать свое внимание. Удержать, потом через эту волну сознания (когда «надо») мы проявляем свою волю, и потом через волю может прийти волна интереса («хочу»). На прошлом занятии мы рассматривали жизненную ситуацию, связанную с йогой. Мы на волне интереса занимаемся йогой, все здорово и замечательно, мы концентрируемся на своей практике, на своих занятиях, на теории, нам все интересно.

Но проходит какое‑то время, и (приводили пример со студентами) нам уже становится не так интересно, и нужно прилагать усилия для продолжения занятий. Т.е. в этот момент необходимо привнести элемент сознания и заставить себя продолжать практику, заставить себя продолжать концентрироваться на этом предмете. И тогда через какой‑то период времени интерес опять возобновляется, и опять наше внимание непроизвольно стремится к этому явлению или предмету. Куда не посмотри – везде проявляется и аспект энергии, и аспект сознания. И отрабатывать нам нужно в первую очередь аспект сознания, потому что здесь у нас много пробелов. За чтобы мы не взялись ‑ на работе, в отношениях друг с другом – везде нужен этот аспект.

Возьмем Тантра йогу. Сначала идет Влюбленность. Все здорово, замечательно. Вы интересны друг другу. Но проходит какой‑то период, и чувства начинают угасать. В этот момент, если человек подобен животному, то его внимание начинает расходиться, сознание начинает метаться на других партнеров, и человека очень сложно бывает заставить преодолеть какие‑то сложные периоды в жизни. Он начинает метаться. Но, если бы у него был отработан этот аспект сознания, то он бы перешел во вторую стадию йоги Влюбленности и трудился бы над отношениями. А затем вышел бы в третью стадию, где опять же все здорово, интересно и замечательно. Поэтому во всех сферах нашей жизни нам нужно отрабатывать и одно и другое.

Вам давалось домашнее задание проследить, в каких ситуациях нам нужна концентрация внимания. И вы бы сказали: везде, абсолютно везде. Чтобы вы не делали – читаете ли вы книгу, играете ли вы с ребенком, смотрите ли вы телевизор, изучаете ли иностранный язык, что‑то разрабатываете, рисуете, пишете – везде нам нужна концентрация внимания. Как произвольная, так и непроизвольная. Самый идеальный вариант – это, конечно же, когда мы используем и то и другое. Даже если мы можем себя замотивировать и вызвать аспект «хочу» и «интересно», то потом все равно требуется элемент сознания.

Чем сильнее в нас способность к концентрации внимания, тем в большей степени мы контролируем свои проявления. А контроль означает, что мы управляем своим телом, мы управляем своими мыслями, мы управляем своими эмоциями. Не кто‑то посторонний дергает нас за ниточки, а мы сами. И чем больше этот контроль, тем больше нашей свободы. Если пробегает у вас какая‑то мысль и увлекает ваше внимание, значит вы несвободны. Если прибежала какая‑то эмоция и унесла вас, значит вы несвободны от этой эмоции – эмоция управляет вами. Если вами кто‑то управляет, значит ни о какой свободе не может идти и речи.

Занимаясь концентрацией внимания, мы напрямую занимаемся пониманием своего высшего Я, своей воли. Силу внимания, силу концентрации нужно каждый день оттачивать, каждый день развивать. Каждую секунду. В каждой ситуации. Вы общаетесь друг с другом ‑ и в этот момент, вместо того, чтобы услышать человека, установить с ним контакт, понять его, у вас в голове миллиард разных мыслей. Вы не видите человека, потому что вы все в себе. У вас рой, миллиард мыслей. При общении тоже нужна концентрация.

Пришли вы на лекцию. Если вы будете концентрироваться на предмете, то вы поймете этот предмет. Если у вас внимание рассеянное, концентрация нулевая или на низком уровне, то до вас не дойдет то, что хотел сказать преподаватель. Т.е. в каждой ситуации мы должны отрабатывать концентрацию внимания. Мы управляем своим вниманием, сознанием или кто‑то другой управляет нами? Кто хозяин?

Date: 2015-09-02; view: 278; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию