Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция: Закономерности и принципы обучения





1) Понятие закон и закономерность в обучении

2) Закономерности обучения

3) Принципы обучения

 

1 – Закон – внутренняя связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. В нем всегда зафиксированы внутренние, сущностные связи между явлениями или свойствами объекта, при которых изменение первых явлений вызывает за собой определенное изменение других.

Педагогический закон – устойчиво-повторяющее связи между явлениями образования, которые отражают механизмы его организации, развития и функционирования.

Закономерность – результат совокупного действия множества законов. Закономерность выражает многие связи и отношения тогда, когда закон отражает одну определенную связь.

Если закон и закономерность отражают объективно-существующие в природе связи, то принципы – это те правила, которые вытекают из знания законов и закономерностей, которые позволяют организовать образовательный процесс.

Образовательные принципы определяют общую стратегию реализации образовательных целей. Они представляют собой указания для учителя, как следует действовать наилучшим образом в конкретных условиях обучения.

 

2 – Закономерности –

1. Закономерности целей обучения

1.1.1. Образовательный процесс будет наиболее эффективен, если в нем сбалансированы и находятся в гармонии цели общечеловеческие, государственные, общественные, региональные, школьные, учительские, родительские и ученические.

1.1.2. Чем больше свободы выбора предоставляется ученику в определении целей собственного обучения, тем выше элемент личностного содержания образования и тем эффективнее будет образовательный процесс.

1.1.3. Цель каждого нового этапа базируется на предыдущем и идет к развитию.

2. Закономерности содержания образования

2.1.1. Чем разнообразнее структура содержания образования, чем эффективнее процесс обучения.

2.1.2. При условии организации содержания образования как образовательной среды возникает возможность проявления индивидуальных черт учащихся.

3. Закономерности технологий, форм и методов обучения.

3.1.1. Эффективность образовательного процесса зависит от соответствия форм и методов обучения возрастных и индивидуальных особенностей.

3.1.2. Чем больше в образовательном процессе для открытых заданий (не имеющих однозначных решений), тем выше мотивация обучения и развития креативных качеств учащихся.

4. Закономерности применения методов обучения

4.1.1. Использование в обучении реальных объектов, обеспечивает природосообразный характер обучения, делая его доступным и эффективным.

4.1.2. Интерактивное обучение повышают эффективность, так как есть обратная связь.

 

3 – Классические принципы –

1. Принцип научности – соответствия содержания образования, уровню развития современной науки и техники.

2. Принцип воспитывающего поведения – реализуется в единстве процессов обучения и воспитания, и в результате формируется базовая культура личности.

3. Принцип фундаментальности – содержание образования должно быть строго-научным и обеспечивать глубину знаний.

4. Принцип преемственности, последовательности и системности обучения. Заключаются в научно-обоснованном построении плана учебных дисциплин.

5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Содержание образования, формы и методы обучения должны ориентироваться с возрастными особенностями учащихся.

6. Принцип сознательности и творческой активности. Заключается в инициативе и самодеятельности учащихся.

7. Принцип доступности. Требует учета реальных возможностей учащихся. Обучение не должно быть легким, но и должно быть посильным.

8. Принцип наглядности. «Все то, что можно представить для восприятия чувствами, необходимо представлять именно так: видимое для воспроизведения зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащие вкусом – вкусу, доступное осязанию – осязанием.

 

Лекция 3: Содержание образования (СО)

1) Понятие о СО

2) Принципы построения СО

3) Требования к СО

4) Обновление СО

5) Личностно-ориентированное СО (ЛОСО)

 

1- Первоначально под СО понимали опыт человечества, передаваемый для усвоения учащимися.

3 тенденции: дидактический формализм (Пестолотцции, Кант, Гербарт) – источник знаний человеческого разума, средство – древние классические языки. Дидактический материализм: (Ян Коменский) учить всех и всему и дать больше знаний. Дидактический прагматизм: (Дьюи) считали, что образование – непрерывный процесс реконструкции опыта.

В современной дидактике есть несколько концепций СО:

1. Педагогически-адаптированные основы наук.

2. Система ЗУН, а также опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру.

3. Педагогически-адаптированный социальный опыт, тождественный по структуре человеческой культуре.

4. содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности.

Хутарской: СО – образовательная среда, способная вызвать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее превращение. СО делится на внутреннее(то, что осваивает ученик) и внешнее(образовательная среда).

Внешняя и внутренняя среды не совпадают, поэтому диагностике и оценке подвергаются не полнота усвоения внешнего знания, а превращение его внутреннего СО за учебный период.

5 уровней организации представления СО (В.С. Леднев)

1. СО в целом.

2. СО по ступеням: базовое общее, профессиональное техническое образование, средне специальное образование, высшее, научное.

3. СО циклов учебных курсов – образовательные области: язык и литература, математика, природа, человек, общество.

4. СО по учебным курсам.

5. СО отдельных учебных дисциплин внутри учебных курсов.

 

2 - Принципы СО:

1. Принцип учета социальных усилий и потребностей общества.

2. Принцип соответствия СО целям и выбранным моделям образования. Каждая модель (концепция) задает свои требования к структуре СО.

3. Принцип структурированного единства СО на разных уровнях общности и на межпредметном уровне. Структурное единство должно быть во всех иерархически связанных элементах СО: от уровня общей теории, учебного предмета до уровня процесса обучения и личности учащегося.

4. Принцип единства содержательной и процессуальной деятельностной сторон обучения, то есть включение в учебные программы не только существующего материала, но и видов деятельности: конструирование, организации дискуссии учащихся и т.д.

5. Принцип доступности и природосообразности. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Требования СО:

Поскольку СО является один из факторов экономического и социального процесса общества, оно должно быть ориентировано на

- обеспечение самоопределения личности и создание условий и её самореализации;

- на развитие общества;

- ориентировано на укрепление правового государства.

Согласно федеральному закону об «образовании» (ст.14), СО должно обеспечивать

- адекватный мировому уровню общую профессиональную культуру общности;

- формирование у обучающегося адекватной научной картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина и интеграцию в современное общество и нацеленное на совершенствование общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала.

3- Обновление СО происходит в связи с социальными изменениями, с потребностями общества, с изменением Стандартов образования, в связи с доминированием традиций в образовании.

При обновлении СО необходимо соблюдать следующие условия:

- соблюдение личностной ориентации;

- принципа гуманизации и гуманитаризации;

- фундаментальности образования;

- приоритета сохранения здоровья обучения;

- усиления деятельностного компонента;

- оптимизации учебной нагрузки;

- целостности через интеграцию;

- профилирования и дифференциации обучения.

 

4 – С точки зрения ЛОСО никакая внешнепредназначенная информация не может быть перенесена или во внутрь, если нет соответственной мотивацией. Её Г.А. Щукина делит на три вида:

-социально-заданный мотив: общество диктует ребенку учится.

- перспективно-побуждающая: учится, ориентируясь на достижения в будущем.

- собственно-интеллектуальная мотивация.

Невостребованная информация будет складываться в пассивном отсеке и не способствовать развитию.

Личностно – ориентированное образование (Е.С. Екиманская) понимается и образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей, как субъекта познания и предметной деятельности.

Важным в процессе обучения является не только мотивы обучения, но и личностные субъективные смыслы. По мнению Леонтьева – психолога – смысл – это связь реальности с собственной индивидуальной жизни. Смыслообразовательные мотивы учения являются более действительными, нежели мотивы действия, стимула. ЛОСО имеет две составные части: инвариантная (неизменная) – внешняя установленная система, вариативная, то есть создаваемая отдельным учеником индивидуально, в соответствии с мотивами и интересами.

 

 

Date: 2015-09-02; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию