Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Qе2 Rb1





Белые сдались, так как действие обходного движения ладьей неотразимо.

Впечатление таково, что система явилась существеннейшей поддержкой комбинационной работы.

Вниманию читателя предлагается короткая партия Земиш – Нимцович (Копенгаген 1923), получившая название «бессмертной партии цугцванга». Для нас она интересна в том отношении, что здесь форпост выступает лишь как угроза, которая, не будучи даже приведена в исполнение, оказала громадное влияние на ход игры. (См. партию № 14.– Прим. ред.)

 

№ 9. Защита Пирца-Уфимцева
Нимцович Притцель
Копенгаген 1922


1. d4 g6 2. е4 Bg7 3. Nс3 d6 4. Bе3 Nf6 5. Bе2 0-0 6. Qd2.

Чтобы при случае обменять слона g7 посредством Be3–h6.

6...е5 7. dxe5 dxe5 8. 0–0–0.

Избранный белыми план подкупает простотой применяемых средств; допуская размен ферзей, белые хотят добиться некоторого перевеса на открытой линии «d».


8...Qxd2+ 9. Rxd2.

№48


9...c6?

Таких ходов, ослабляющих важные пункты (d6), следует по возможности избегать; и в самом деле, белые вскоре занимают поле d6 фигурой. Изучающему полезно заметить, что если до хода с7–c6 линия «d» находилась только под давлением, то после этого хода она является уже ослабленной. Лучше было поэтому играть не 9...c6, а хотя бы 9...?с6. На это могло бы последовать 10. h3 (на 10. Nf3 черные сыграли бы 10...Ng4) 10...Nd4!? 11. Nf3! (но не 11. Bxd4 ed 12. Rxd4 из-за 12...Ng4!) 11...Nxе2+ (или 11...Nxf3) 12. Rxе2 (или 12. B:f3), и белые стоят лучше. Как бы то ни было, ход 9...Nс6 являлся солидным продолжением; черным следовало только в ответ на 10. h3 сыграть 10...Bе6. Например: 11. Nf3 h6 12. Rhdl a6. В этом положении белые, безусловно, владеют линией «d», но так как вторжение на d7 ладьей, равно как и создание форпоста посредством Nс3–d5, невозможно, то это преимущество несколько абстрактного свойства. Дело в том, что центральная пешка е4 нуждается в защите, и это обстоятельство в довольно значительной степени парализует игру белых. Черные могут сыграть Rf8–d8 с идеей Rd2xd8 Rа8xd8, Rd1xd8 Nc6xd8, Nf3xe5 Nf6xе4; конечно, этот вариант должен быть подготовлен ходом Kh7 или g6–g5, чтобы защитить пешку h6, иначе последует Nс3xе4 Bg7xe5, Bе3xh6. Но черные могут избрать и более спокойное продолжение: Rf8–с8 с последующим Kg8–f8–е8 и заключительным противостоянием ладей на открытой линии (Rс8–d8). Сама возможность последнего маневра в достаточной степени характеризует незначительную активность белых на линии «d».

 

А4.

Этот ход как будто компрометирует ферзевый фланг белых; в действительности же он вполне обоснован, ибо, во-первых, препятствует нежелательному ходу b7–b5, который явился бы косвенной атакой пешки е4, а во-вторых, помогает постепенно организовать осаду ферзевого фланга черных. Принять подобный честолюбивый план окружения белые были вправе, ибо неоспоримое теперь (после 9...с6) позиционное преимущество на центральной линии действует оживляющим образом и на фланги. Это можно сформулировать так: подавляющее положение в центре дает право начать активные действия на фланге.


10...Ng4 11. Bxg4 Bxg4 12. Nge2 Nd7.

В необычных позициях редко применяют нормальные ходы. Правильно было развитие коня на а6 с последующим Nfе8 и Bf8; слабый пункт d6 защищен, и позиция черных прочна.


13. Rhd1 Nb6 14. b3 Bf6 15. f3 Bе6 16. а5 Nс8 17. Nа4.

Теперь ясно, что развитие коня на а6 (12...Nа6) отняло бы меньше времени, чем последовавший в партии маневр Nb8–d7–b6–c8. Белые занимают сильную позицию на ферзевом фланге и грозят начать осаду посредством Nс5. Мы видим, что в ходе 10. а4! было не так уж мало атакующей силы.


17...b6!

Превосходно парировано: на 18. ab ab 19. Nxb6 Nxb6 20. Bxb6 последует, понятно, 20...Bg5.

№49


18. Кd3!

Частичное продвижение на открытой линии, проявляющееся здесь особенно пластично: ладья перебрасывается с линии «d» на линию «с», а оттуда – на линию «а».


18...bxa6.

Это плохо; правильно было 18...Rb8. В позиции черных все еще было много возможностей; вообще, мы, подобно д-ру Ласкеру, верим в ресурсы защиты.


19. Rс3 Nе7 20. Rс5 Rfb8 21. Nес3

Пешка «а» никуда не убежит 21...а6 22. R:а5 Kg7 23. Nb6 Rа7 24. Nса4 (один конь освободил место для другого) 24...Rаb7 25. Rxа6 Nс8 26. Nxс8 Rxс8 27. Nс5 Rbс7 28. Rd6. Только теперь белые занимают пункт d6, который черные ослабили еще 9-м ходом; однако возможность этой оккупации все время висела в воздухе.


28...Rd8 29. Rxе6. Черные сдались.

В примечаниях к этой партии мы близко подошли к тем возможностям, какие имеются в защите открытой линии. Так как знакомство с ресурсами защиты чрезвычайно важно в практической игре, мы рассмотрим вторую, столь же поучительную в этом отношении партию.

 

№ 10. Английское начало
Нимцович Тарраш
Бреславль 1925


1. Nf3 Nf6 2. с4 с5 3. Nс3 d5.

Так играть можно; однако солиднее как будто 3...е6 (4. d4 cd 5. Nxd4 Bb4) или 3...Nc6. Например: 4. d4 cd 5. Nxd4 g6. Теперь белые могли бы попытаться посредством 6. е4 начать постепенный зажим неприятельской позиции, но эта попытка в достаточной степени парируется продолжением 6...Bg7 7. Bе3 Ng4! (ход Д. Брейера) 8. Qxg4 Nxd4 9. Qd1! Nе6 (указано нами). В получившемся после 9...Nе6 положении у черных имеется целый ряд возможностей: 1) Qd8–a5, или 2) 0–0 с последующим f7–f5, или же 3) b7–b6 и Bb7. Читателю полезно исследовать получающиеся варианты.


4. cd Nxd5 5. d4 cd.

Наилучшим ответом для черных является, по-видимому, 5...Nxс3 6. bc cd 7. cd е6.

Date: 2015-09-02; view: 313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию