Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познание. Познавательное развитие — наиболее объемная, информативная и сложная область, включающая развитие основных познавательных процессов: восприятия





 

Познавательное развитие — наиболее объемная, информативная и сложная область, включающая развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания. Операциональная сто­рона познавательных процессов — это те действия и преобразования, которые ребенок может выполнить с получаемой им информацией. Так, он может ис­пользовать специальные приемы для запоминания слов (связывать их между собой по смыслу), определенные действия для группировки предметов (клас­сифицировать их), простейшие знаки (схемы, модели) для обобщения пред­ставлений и т.д. Содержательная сторона — это образы, представления и поня­тия, те знания о действительности, которыми ребенок владеет и которыми он может оперировать в процессе решения различных задач.

При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основ­ные характеристики. Первая — сами знания. Сюда входят представления ре­бенка о природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Эти знания на протяжении дошкольного возраста постепенно углубляются, расширяются и обобщаются.

Однако существует и вторая характеристика в овладении знаниями — осво­ение способов их получения. Сюда входит развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы, задавать их, самостоятельно экспериментиро­вать с действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с освоенной ребенком информацией характеризует содержательную сторону его умственного развития.

Имеет представления о природе, рукотворном мире, своем городе и стране

«Достаточный» уровень ставится, если ребенок:

— имеет четкое представление об отличии природы от рукотворного мира, без затруднений выбирает из предложенных воспитателем картинок, пред­метов природные объекты и умеет объяснить свою позицию;

— регулярно интересуется явлениями и объектами живой и неживой природы

 

 

(на прогулках, в группе, живом уголке), проявляет к ним бережное отношение;

— среди объектов живой природы без труда выделяет домашних и диких животных, может объяснить различия между ними;



— знает, в каком городе, в какой стране он живет, узнает символику своей страны (флаг, герб), как называется улица, на которой он живет, улица, на которой находится детский сад, знает несколько достопримечательнос­тей своего родного города и может рассказать о них.

Уровень, «близкий к достаточному», ставится, если ребенок:

— знает о существовании объектов природы и рукотворного мира, но имеет нечеткие представления об их отличии, может правильно выбрать необ­ходимые объекты из предложенных, но не может объяснить свой выбор.

— проявляет интерес к окружающим объектам только после рекомендаций взрослого, может объяснить различные изменения в природе только с помощью воспитателя, имеет нечеткие представления о взаимосвязях яв­лений, редко задает вопросы по поводу увиденного;

— ухаживает за растениями, животными только после напоминаний и просьб взрослого, делает это без особого желания, только под наблюдением вос­питателя, на словах понимает необходимость бережного отношения к жи­вотным, растениям, но на практике редко этому следует;

— понимает, что есть домашние и дикие животные, но затрудняется объяс­нить их различия и не всегда точно приводит примеры;

— может сказать, как называются его город, улица, но испытывает затруднения при ответе на вопросы о флаге и гербе страны, может назвать несколько достопримечательностей своего города, но ничего не может сказать о них.

«Недостаточный» уровень ставится, если ребенок:

— не имеет представления о том, что окружающие его объекты могут быть отнесены к миру природы и рукотворному миру, не понимает, о чем спра­шивает его воспитатель, затрудняется при выборе из предложенных кар­точек, предметов и подобных объектов природы и рукотворного мира, не может объяснить, чем они отличаются;

— равнодушен к объектам природы как в группе, так и за пределами детского сада, совершенно не реагирует на предложения воспитателя понаблюдать за природными явлениями, проявляет эмоционально-отрицательное от­ношение к объектам природы, иногда бывает жесток с животными (может ради интереса раздавить жука, червяка, разорить гнездо, муравейник и т.д.)

— никогда не проявляет самостоятельного интереса к животным, уходу а ними, не хочет этого делать и после напоминаний воспитателя, проявляг-агрессивность по отношению к ним (пытается ущипнуть их, ударить, схватить за хвост и т.д.);

— не имеет представлений о разделении животных на домашних и дики их отличий друг от друга;

— затрудняется в точном ответе на вопрос, в каком городе или в как Л стране он живет, какие знаменитые места есть в его городе, может назван лишь несколько мест, где он был (например, название станции, дерев ч» или города, куда он ездил летом).

Имеет представления о культуре быта «Достаточный» уровень ставится, если ребенок:

— знает, как зовут членов семьи, воспитателей, детей в группе;

 



- владеет элементарными формами вежливости (здоровается и прощается, благодарит, извиняется);

- знает, как соблюдать правила личной гигиены (умываться, причесываться, носить опрятную одежду, мыть руки после туалета, улицы и перед едой);

— может назвать профессии родителей;

— в общих чертах описывает работу водителя, воспитателя, врача;

— называет 2—3 вида транспорта и способы их перемещения;

— называет 5—6 видов посуды и описывает их назначение;

— узнает 5—6 видов одежды и говорит, на какую часть тела они надеваются;

— знает правила перехода улицы;

— имеет представление о правилах поведения по отношению к объектам живой и неживой природы, может объяснить их смысл и самостоятельно соблюдает на практике;

— имеет навыки рационального природопользования (экономия света, воды), понимает их смысл и применяет (хотя бы после напоминания взросло­го) в жизни, обращает внимание взрослых на незакрытые краны, невы-ключенный свет и т.д.

Уровень, «близкий к достаточному», — знает фамилии и имена людей, но не знает отчеств взрослых людей, называет среди предметов посуды другие пред-четы, называет правильно только ту одежду, в которую одет сам, не выделяет разных видов транспорта внутри одного способа передвижения, объясняет пра­вила экологически грамотного поведения в природе и в быту, но не реализует их на практике.

«Недостаточный» уровень — ребенок знает только имена людей, только 2— 3 названия самой обиходной посуды, путает названия одежды и обуви, надева­емой на одну и ту же часть тела, требуются напоминания при соблюдении правил личной гигиены и вежливого поведения, а также правил поведения в природе и семье.

Задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи

В качестве ведущего средства сбора информации выступает наблюдение за деятельностью детей в повседневной жизни, самостоятельной деятельности и в процессе непосредственного взаимодействия со взрослым. Особое внимание не­обходимо уделить ознакомлению с окружающим миром, развитию элементарных математических представлений, речи и речевого общения, конструированию.

Например, при наблюдении за деятельностью детей, выполняющих задание построить мост для пешеходов и машин, можно собрать данные о развитии у них способности к экспериментированию.

«Достаточный» уровень — ставится детям, которые проявляют интерес к самостоятельному преобразованию постройки, экспериментированию с дета­лями конструктора (при сооружении опор моста, опробуют кирпичи, кубы, ус­танавливая их на разные стороны, разном расстоянии).

Уровень, «близкий к достаточному», — ставится, если дети, сооружая пост­ройку, ограничиваются 1—2 поисковыми действиями и удовлетворяются полу­ченным результатом, если он и не совсем соответствует поставленной задаче.

«Недостаточный» уровень — ставится, когда дети ограничиваются любым результатом деятельности и совсем не проявляют интереса к экспериментиро­ванию с деталями конструктора

 

Способность устанавливать причинно-следственные связи можно опреде­лить в процессе ознакомления детей с природой. Так, организуя наблюдение в природе для развития у детей представления о ветре как о движении воздуха, воспитатель обращает внимание на шелест листьев на деревьях и обсуждает причины этого явления. В ходе разговора он убеждается в способности детей самостоятельно установить, что листья шелестят потому, что дует ветер, его не видно, но он есть — «достаточный» уровень. Другие делают такие «открытия» только после дополнительных объяснений взрослого — уровень, «близкий к достаточному», а третьи пока не выделяют такого рода взаимодействий явле­ний природы — «недостаточный» уровень.

Для изучения деятельности экспериментирования и установления ребенком причинно-следственных связей можно также организовать игру «Тонет — пла­вает»: подобрать 6—8 предметов (например, большие деревянные кирпич и куб. мяч, маленький металлический шарик, большую скрепку, пластиковую утку). На­лить в большой таз воду. Собрав вокруг него детей, завести разговор о том, какие из этих предметов утонут, а какие будут плавать. Затем, указывая поочередно на каждый предмет, предложить детям высказать предположение о том, будет ли он плавать или утонет. После чего следует бросить его в воду и обсудить результат. В процессе такого экспериментирования предметы распределяются на две груп­пы: плавающие и тонущие, после чего снова выясняется причина этого явления.

«Достаточный» уровень — ставится у детей, которые высказывали правиль­ные предложения, их можно отнести к способным устанавливать причинно-следственные связи.

Уровень, «близкий к достаточному», — выделяют эти связи только после практи­ческих действий и объяснений, необходима работа, развивающая эту способность.

«Недостаточный» уровень — пассивно наблюдают за активностью другил детей или стремятся просто поиграть с предметами.

Обобщенная оценка

«Достаточный» уровень — ребенок активно задает вопросы, предлагает свои ответы, дискутирует со взрослыми, с удовольствием экспериментирует с при­родными и другими видами материалов (камнями, семенами, ракушками, пес­ком, водой, глиной), использует их как материал для конструирования. Умеет самостоятельно выстроить гипотезу перед началом экспериментирования и сравнить ее с окончательными результатами («Если я брошу лед в стакан с водой, он утонет (будет плавать)»). Устанавливает причинно-следственные связи между различными явлениями («С первым теплом появляются растения» «Птицы улетают на юг, потому что исчезает корм», «Чтобы сохранить живот­ных, растения, нужно беречь их "дома" — места обитания»).

Уровень, «близкий к достаточному», — задает вопросы только в диалоге с» взрослым, устанавливает причинно-следственные связи, экспериментирует в условиях деятельности, возникающей по инициативе других (детей, взрослых.

«Недостаточный» уровень — не проявляет интереса к экспериментирозь-нию, установлению причинно-следственных связей, нелюбознателен.

Раскладывает по величине 10 и более предметов одинаковой формы

Предоставив ребенку возможность играть с набором конструкторских ма­териалов, различающихся по размеру на одну и ту же величину, можно по.~ чить данные о развитии способности систематизировать предметы по вьи;-ленному признаку.

 

Можно предложить детям построить забор из 10 кирпичей, начиная с само-

о низкого столбика и так, чтобы все остальные стояли на своих местах. Затем

з этих же палочек построить лесенку, начиная с установки самого длинного

гтолбика. После этого поиграть в игру «Чего не стало?». Предложить ребенку

закрыть глаза, а в это время убрать один столбик, сдвинув оставшиеся. Открыв

глаза, ребенок должен угадать, из какого места убрали столбик.

«Достаточный» уровень — ребенок самостоятельно раскладывает 10 и более лнородных предметов в возрастающем и убывающем по величине порядке, по своей инициативе исправляет допущенные ошибки.

Уровень, «блшкий к достаточному», — при раскладывании 10 предметов по зеличине допускает 1—3 ошибки и исправляет их с помощью наводящих во­просов взрослого.

«Недостаточный» уровень — при раскладывании 10 предметов по величине, юпускает более 3 ошибок и не замечает их, считая, что все сделано правильно.

Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посу­да, транспорт и др.)

Способность к обобщению можно наблюдать в играх «Кому что нужно», • Что лишнее?». Игра «Что лишнее?» представляет собой набор из 8—10 карти­нок, на которых нарисовано 4 предмета, один из них лишний. Например: муж­ские туфли, босоножки, сапоги и нога; морковь, огурец, помидор и ромашка и др. Ребенку предлагается найти лишний предмет, а остальные назвать одним аховом. Если ребенок самостоятельно выделяет лишний предмет и правильно называет одним словом оставшиеся, эта способность у него развита хорошо. Если он только указывает на лишний предмет, но не может одним словом назвать оставшиеся, а перечисляет их, у него эта способность развита еще недо­статочно. Дети, которые не могут сделать ни того, ни другого, нуждаются в ин­дивидуальной работе по развитию способности к обобщению.

Аналогичным образом может использоваться игра в магазин, классифика­ция объектов живой и неживой природы и различных предметов.

«Достаточный» уровень — ребенок может самостоятельно объединять пред­меты на основе общих понятий и давать им словесное обозначение: одежда, обувь, посуда, транспорт, овощи, фрукты, животные, растения и др.

Уровень, «близкий к достаточному», — объединяет предметы на основе об­щих понятий, однако затрудняется в словесном их обозначении.

«Недостаточный» уровень — не может объединить предметы на основе об­щих понятий.

Может запомнить в ситуации дидактической игры 6— 7 названий предме­тов

Развитие памяти ребенка можно изучать в процессе дидактической игры «Магазин», которая организуется в отдельном помещении, например в спальне. Воспитатель показывает детям товары, которые можно купить в магазине. Воз­вращается с детьми в групповую комнату и объясняет правила игры: ребенок-покупатель» должен выполнить поручение мамы — купить, например, булку, чай, молоко, коробку спичек, носовой платок, расческу, зажим для волос. «Про­давец» отпускает покупку только после того, как «покупатель» ее называет. Можно организовать «Магазин игрушек». Содержание игры заключается в том, что ре­бенок с помощью воспитателя определяет, какие игрушки он хочет купить (в пределах 6—7 названий).

 

 

Воспитатель заранее записывает названия предметов, которые должен на­звать ребенок. По ходу игры он записывает слова-названия предметов, вос­производимые ребенком при покупке их в магазине, и определяет их количе­ство.

Игровые задания выполняются ребенком индивидуально, остальные дети находятся в групповой комнате.

«Достаточный» уровень — ребенок понимает, принимает задачу и запоми­нает 6—7 названий предметов.

Уровень, «близкий к достаточному», — воспринимает задание запомнить толь­ко после дополнительных объяснений и запоминает 3—5 названий предметов.

«Недостаточный» уровень — после дополнительных объяснений запомина­ет и называет 1—2 предмета.

Использует незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции (в кон­струировании, рисовании, аппликации)

Построение образа способом включения незаконченной фигуры в бо­лее широкий тематический контекст конструирования — показатель раз­вития у детей воображения и творчества, готовности к поиску вариантов решения.

Для определения умения строить образ способом включения незакончен­ной фигуры в более широкий сюжет конструирования детей делят на подгруп­пы, предлагают Г-, или Т-, или П-образные фигуры, созданные взрослым из нескольких деталей конструктора, или крестообразную фигуру, сделанную вос­питателем из двух веток, и дать задание достроить их.

«Достаточный» уровень — ребенок создает конструкцию, включающую за­данную фигуру как деталь (например, крокодил с П-образной пастью или мель­ница, вертолет с деталью из крестообразной фигуры).

Уровень, «близкий к достаточному», — если заданная фигура дополняется ребенком так, что практически составляет основу конструкции (например, из Г-образной фигуры делаются буквы — П, Л, А; ворота, а крестообразная пре­вращается в окно, песочницу и т.д.).

«Недостаточный» уровень — задания не выполняет совсем.

Аналогичным образом можно использовать дорисовывание или апплика­цию из готовых форм на основе заданной фигуры.

Реализует замыслы в конструировании и других продуктивных видах дея­тельности

Способность строить замысел будущей конструкции и выполнять его гово­рит о развитии у детей образного мышления, умения планировать и контроля ровать свою деятельность, что очень важно для успешного формирования дать нейшей учебной деятельности.

Кроме наблюдения за свободным детским конструированием, по которое можно определить однообразие, бедность или богатство замыслов и налич* поиска оригинальных решений, можно предложить специальные задания ш конструирование из любого материала по собственному замыслу (задание шэ дивидуального типа). При этом важно, чтобы вначале дети сами ознакомили^ с материалом, а затем рассказали, что они хотят конструировать, из какого у~ териала и как.

Наблюдение за самостоятельным детским конструированием и анализ вы­полнения задания позволяет воспитателю сделать оценки.

 

 

 

«Достаточный» уровень — у ребенка богатые и разноплановые по тематике замыслы, целенаправленная поисковая деятельность и результат (конструкция) в целом соответствует задуманному.

Уровень, «близкий к достаточному», — замыслы бедны, однообразны, и ребе­нок всегда довольствуется тем, что получилось, а при выполнении несколько раз меняет первоначальный замысел и в результате создает конструкцию по одному из них.

«Недостаточный» уровень — не конструирует, а только играет с деталями конструктора и не может заранее описать замысел будущей постройки, что и как он будет делать.

Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цве­та) для познания окружающего

Для изучения способности ребенка использовать наглядные модели и симво­лические средства в познавательной деятельности можно организовать игры, зна­комящие детей с правилами дорожного движения, например «Путешествие», а также создать условия для игр типа «Лабиринт». Чтобы участвовать в игре «Путе­шествие», ребенку необходимо запомнить символическое обозначение правил дви­жения. Можно ввести в игру карточки, на которых стрелками обозначено направ­ление движения к отдельным пунктам: магазин, детский сад, театр и др. Наблюдая за игрой, можно выделить детей, которые самостоятельно и правильно используют модели и символы в своей деятельности. Обратить внимание на тех, которые нуж­даются в помощи и дополнительных объяснениях по использованию знаков и с1гмволов в игре. Отдельным детям символические средства пока недоступны.

В качестве примера приведем описание игры «Встреча с другом».

На большом листе картона изображен план городской площади с фигурка­ми, обозначающими театр, музей, магазины, жилые дома с дорогами, продвига­ясь по которым можно с разных сторон пройти на площадь. В игре могут участвовать одновременно 4 ребенка. Каждый играющий получает фигурку (тре­угольник, кружок, квадрат и др.), обозначающую здание, возле которого ему назначена встреча с другом, и карточку со схематическим изображением пути (рис. 1). В игре могут участвовать и 8 детей. В этом случае они распределяются по двое. Общение детей между собой позволяет воспитателю получить допол­нительную информацию для оценки способности детей использовать в дея­тельности наглядные модели и символические средства.

«Достаточный» уровень — ребенок самостоятельно использует наглядные мо­дели и символические средства в своей деятельности для познания скрытых связей и отношений (количественных, пространственных, временных и др.).

Уровень, «близкий к достаточному», — использует наглядные модели и сим­волические средства с небольшой помощью взрослого и в условиях совмест­ной с другими людьми деятельности.

«Недостаточный» уровень — не понимает назначения наглядных моделей, символических средств и не может использовать их в деятельности.


Рис. 1. Образец карточки

 

 


Рис. 2. Пример узора

 

Осуществляет деятельность по образцам и правилам

Выявить особенности развития способности ребенка действовать по образ­цу и правилу воспитатель может в процессе непосредственной образователь­ной деятельности, в ходе которой дети выполняют общие задания.

Например, каждому ребенку дается цветной карандаш и лист бумаги в ли­нейку. На листе в начале каждой из трех строк нарисовано (рис. 2).

Детям предлагается внимательно рассмотреть, что нарисовано на листе, и дорисовать узор до конца строки.

Кроме того, можно обнаружить способность действовать по правилу в ди­дактических играх.

Наблюдая за игрой, воспитатель выделяет тех детей, кто сразу запоминает правила и руководствуется ими в игре самостоятельно, тех, кто следует игро­вым правилам только после их коррекции в ходе игры, а также тех, кто не может самостоятельно играть по правилам.

«Достаточный» уровень — ребенок свободно и легко запоминает правила к руководствуется ими в своей деятельности, может внести правило, регулирую­щее взаимоотношения детей в совместной деятельности, умеет анализировать и воспроизводить образец (правильно продолжает узор).

Уровень, «близкий к достаточному», — запоминает правила и руководствует­ся ими в деятельности, может воспроизвести образец только после дополни­тельных объяснений (в процессе воспроизведения узора допускает ошибки в чередовании элементов или пропускает какие-либо из них).

«Недостаточный» уровень — может организовать свою деятельность только в условиях индивидуального общения со взрослым, не может воспроизвести образец (продолжить узор).

Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе Речь идет об общегрупповом темпе, который возникает при нормальной орга­низации жизни в детском саду, при грамотно проводимых музыкальных, физкуль­турных занятиях, дидактических, подвижных, двигательно-ритмических играх и др.

Это умение выявляется не индивидуально, а только в коллективной работ: под наблюдением воспитателя. Это могут быть росчерки, графические диктан­ты, выкладывание фигур из палочек, рисование под диктовку, например, раз­личных орнаментов, тех или иных геометрических фигур с ориентированием 1 их расположении на листе и др. Неуспевшие выявляются очень легко: все под­няли головы, а они еще нет. Очевидно, что составлять впечатление о наличии ? ребенка умения войти в общий темп необходимо из наблюдений во всех ука­занных видах работ. Если разброс по времени между первым и последним ре­бенком, выполнившим задание, составляет приблизительно 15 с, можно считать что в группе существует общегрупповой темп.

«Достаточный» уровень — ребенок сразу же, по сигналу воспитателя включи ется в работу, не отвлекается, иногда (боковым зрением) наблюдает за ближай­шим окружением. (Не наблюдает — также ставится «достаточный» уровень

Уровень, «близкий к достаточному», — отвлекается, заглядывает в работу дру­гого, не доверяет себе и т.д.

«Недостаточный» уровень — проявляет тревожность, не может начать рабо­ту, берет тот или иной инструмент для выполнения предложенного, кладет его, ."•пять берет.

 








Date: 2015-09-02; view: 169; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.056 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию