Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Знак и символЗнак и система знаков Знак объединяет в себе форму и содержание. Если форма тяготеет к единству, повторяемости, то в случае содержания мы наблюдаем принципиальное стремление расширять области своего применения. Человек вынужден описывать мир меняющихся объектов с помощью сложившейся системы знаков. Знак не может существовать сам по себе, а только в системе. Минимальное количество знаковых состояний – два. Знак и символ Знак всегда функционирует в своем контексте, в окружении других знаков, символ может существовать и один. Отсюда следует, что знак всегда системен, нет системы, состоящей из одного знака. Символ же может существовать самостоятельно. В определенные исторические периоды политическое пространство вдруг становится очень чувствительным к символам. Любые революционные изменения связаны с изменением символов. Знак - материальный чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Такое определение зафиксировано в той или иной модификации во всех современных справочных изданиях. Хотя, по мнению Ю.А. Шрейдера, пытаться точно определить, что такое знак, невозможно, как невозможно определить никакое из первоначальных понятий науки. ЗНАКОВАЯ СИТУАЦИЯ. Знаковую ситуацию следует понимать как наличие чего-то обозначаемого и знака для обозначения этого. Это пара из знака и обозначаемого. Последний в семиотике принято называть ДЕНОТАТОМ. Денотат - то, что обозначается знаком. Рассмотрим несколько примеров знаковых ситуаций:
Такое многообразие знаковых ситуаций наблюдается в подавляющем большинстве отраслей знания и практической деятельности. Наблюдения специалистов позволили указать на целый ряд особенностей знака, проявляющихся по отношению к денотату. Здесь выделим только три, наиболее существенных для понимания нашего предмета:
1. Способность знака выступать как заменитель обозначаемого (денотата). Примеров этой особенности знака в библиотечно-библиографической деятельности невелико. Поскольку все профессиональные знаки в большинстве случаев представляют собой информационные модели (рефераты, обзоры, базы данных и др.) то целесообразность использования их как заменителей первичного документа (документов) уместна только в режиме слежения по теме, проблеме. В этом смысле эти информационные продукты удобны в силу своей оперативности, компактности и высокой степени мобильности. Но обозначенная выше особенность их как знаков проявляется только в прагматическом аспекте, то есть в ситуации, когда потребитель принимает решение о том, что предлагаемый в реферате, обзоре, базе данных объем информации достаточен для решения его конкретной задачи.
2. Нетождественность знака и денотата. Для иллюстрации этой особенности знака можно использовать те же примеры. Совершенно очевидно, что и реферат, и обзор и база данных как знаки не полностью адекватны своим денотатам. Использование знака - это всегда потеря информации относительно реального объекта - документа (документов). Показателен такой пример: документ содержит информацию, которую автор и не предполагал довести до потребителя и которую последний извлекает «между строк». Эвристичность содержания обеспечивает тексту как знаку дополнительную информацию. В этом проявляется неадекватность знака (текста) и денотата (процессы или явления реальной действительности, научный эксперимент, производственный опыт и т.п.). Точно так же в реферате может быть указана ошибка первичного документа или обращено внимание на связи документа с некоторыми другими источниками, оставшимися вне поля зрения автора документа. Кроме того, существует в практике преобразования информации явление «непоследовательности», проявляющееся во влиянии субъективных факторов на качество реферирования и индексирования, когда одним и тем же референтом (индексатором) подготовленный реферат (знак) в разное время может по разному отражать содержание одного и того же документа.
3. Многозначность соответствия «знак-денотат» (конвенциональность обозначений). Это соответствие проявляется двумя способами: · Первый - омонимия (иначе полисемия знака), обозначает ситуацию, при которой один и тот же знак может обозначать разные денотаты. Например: название раздела в картотеке (знак) предполагает множество документов (денотатов), относящихся к указанной теме или ключевое слово (знак) и документы (денотаты), в содержании которых это ключевое слово встречается. · Второй способ - синонимия знака, проявляющаяся в том, что один и тот же денотат может определяться разными знаками. Например: 1. библиотека (денотат) - ИПС, функционально-структурная блок-схема библиотечной системы (синонимичные знаки); 2. документ (денотат) - реферат, библиографическое описание, классификационный индекс, предметная рубрика, список ключевых слов (дескрипторов), аннотация (синонимичные знаки); 3. множество документов (денотат) - список, обзор, библиографический указатель, база данных (синонимичные знаки). Во всех этих примерах, как правило, знаки - это условные обозначения. По-разному обозначая денотаты, они (знаки) выражают разные функции и синонимичность их условна, она основывается на совпадении некоторых признаков. Так в примере 1, знаки «ИПС» и «блок-схема» условно синонимичны по признаку системности - и первый и второй знаки обозначают библиотеку как системный объект. В примере 2, знаки обозначают некоторое множество поисковых образов документов (ПОД) различной степени свернутости (редуцирования). В примере 3, знаки условно синонимичны по признаку (общему для приведенных данных) вторичности. Таким образом, условность обозначений денотатов (конвенциональность) определяется деятельностной природой знаков, стремлением дифференцировать подходы (библиотековедческий, библиографический, информационный), по сути дела, к одним и тем же объектам: книга - документ - источник информации; научная обработка документов - библиографирование - индексирование; каталоги - библиографическая информация - информационные модели. Ни одна из дисциплин не обходится без использования знаков, трудно определить какая из них в большей степени “семиотична”. Важнее подчеркнуть тот факт, что нет неразрывной причинно-следственной связи между знаком и денотатом. Эта связь определяется в конкретной знаковой ситуации, когда самые неожиданные факты могут повлиять на выбор знака. Например, заглавие статьи может выбираться произвольно под влиянием фактора престижности журнала, или желания автора «подстроиться» к тематике модного издания. Но в знаковых ситуациях проявляется и противоположное конвенциональности (условности) свойство знака - системность его употребления. Ю. Шрейдер отмечает, что даже при выборе личного имени не существует полного произвола. Имена, по его мнению, выбираются из сравнительно узкого списка, специфического для данной социальной среды. Собственное имя не столько различает людей, сколько характеризует их принадлежность к некоторому слою. Имя может отражать национальность, социальную принадлежность, семейную традицию и т.п. концепту, под которым понимается смысловое значение знака, т.е. содержание понятия, объем которого есть денотат. Именно наличие концепта означает проявление системности употребления знака. Каждый знак, кроме того, что он обозначает денотат, обозначает и признак, некоторое релевантное свойство этого денотата. Например, в слове «метаинформация» (информация об информации) можно обнаружить значение вторичности. Это значение и есть концепт знака «метаинформация», объем которого (денотат) может быть представлен любым библиотечно-библиографическим явлением такого свойства (каталог, библиографическая продукция, машиночитаемые информационные продукты, реферативная информация). Знак может означать и конкретный денотат и концепт. В западноевропейских языках это различие в употреблении знака отмечается артиклем. Неопределенный артикль при существительном показывает, что речь идет о выражении концепта, заключенного в этом существительном. Определенный артикль показывает, что этот концепт используется для обозначения конкретного денотата. В русском языке аналогичную роль играет указательное местоимение. Например, в предложении «Каждый ИПЯ имеет свой алфавит, лексику и грамматику» аббревиатура «ИПЯ» обозначает понятие о классе искусственных языков (возможных денотатах). В предложении «Этот ИПЯ применяется для координатного индексирования документов» аббревиатура «ИПЯ» явно указывает конкретный искусственный язык, о котором идет речь в данной ситуации. Таким образом, концепт - это информация, которую знак несет о возможных денотатах, об их положении в системе реалий. Конкретная знаковая ситуация определяет выбор денотата. Слово «ИПЯ» обозначает тот или иной конкретный информационно-поисковый язык в зависимости от конкретного контекста. Концепт же в противоположность этому внутренне (имманентно) присущ самому знаку и определяется местом знака в некоторой знаковой системе. Рассмотрим еще один пример. В предложении «Обзор - это информационное издание, создаваемое путем аналитико-синтизирующей (логической) переработки содержания определенного множества первоисточников» слово «обзор» (знак) обозначает концепт, понятие о классе обзоров как информационных изданий. Здесь денотатом может быть любой вид документа такого класса (аналитический, реферативный, монографический, библиографический). В предложении «Этот обзор является результатом сводной библиографической характеристики обозреваемых документальных источников» слово «обзор» указывает конкретный вид информационного документа, о котором идет речь в данной знаковой ситуации. Здесь концепт знака «обзор» выражает свойство денотата, позволяющее выделить библиографический обзор как конкретный вид информационного издания. Здесь как бы подчеркнута необходимость использования всех возможных библиографических критериев обозрения, но с точки зрения общей, а не отраслевой библиографии. Приведенные примеры достаточно убедительно показывают, насколько отношение знака к денотату не случайно, а обусловлено стремлением определить денотат в том или ином аспекте. Совершенно очевидно, что на уровне концепта мы отвлекаемся от обстоятельств конкретной знаковой ситуации и переходим к систематическим приемам обозначения. Но можно подойти к этому и с противоположной точки зрения: знаковая ситуация складывается таким образом, что ее особенности диктуют выбор того или иного знака с учетом присущего ему концепта. Непротиворечивость этих точек зрения позволяет описывать разные стороны связи между концептом и денотатом. Символически отношение знака к своему концепту и денотату выражает “семантический треугольник”, введенный в научный обиход американскими семантиками С.К. Огденом и И.С. Ричардсом. В этом “треугольнике” удачно, по мнению Д.И.Блюменау, представлена взаимосвязь трех главных семиотических категорий: v некий реальный объект действительности, именуемый в семиотике “денотат”, а в лингвистике “референт”; v возникающий в сознании мысленный образ(психическое представление) о данном объекте, который в семиотике называется “концепт”, а в лингвистике “значение”; принятое в обществе наименование объекта – “имя” (слово) Рисунок иллюстрирует… то обстоятельство, что знак выполняет две функции: 1) он (знак) обозначает денотат; 2) знак отражает его свойства, особенности (концепт). Специалисты замечают, что треугольник Фреге иногда может быть вырожденным. Так в знаковой ситуации, когда есть знак (порядковый номер документа), существует денотат (документ), но нет концепта (порядковый номер документа не отображает его свойств, особенностей). Возможна и симметричная ситуация, когда есть представление об обозначенном (концепт), но нет и не было самого обозначаемого (денотата). Сошлемся на пример из непрофессионального опыта: название мифического существа - «Пегас» (в греч. Мифологии крылатый конь) - знак, является символом поэтического вдохновения (концепт), денотат отсутствует. Означенный выше треугольник Фреге не только выражает отношение знака к своему концепту и денотату, но позволяет выявить и определить такие важные для семиотики понятия как экстенсионал и интенсионал. Разные денотаты могут быть обозначены одним и тем же знаком. Объем множества денотатов - это объем знака. Например, чтобы описать объем знака «пособия библиографические», нужно рассматривать все формы представления библиографической информации (дено таты): список, указатель, обзор. Этот класс всех допустимых денотатов и будет экстенсионалом знака. Разные знаки могут иметь общий экстенсионал. Например, знаки «автор данного текста», «Гиляревский Р.С.», «он» означают тот же самый денотат, определяемый рассматриваемой знаковой ситуации. Речь идет о конкретном ученом. Рассмотрим фразу: «Известный специалист в области информатики Р.С.Гиляревский в одной из своих работ обращает внимание на тесную связь информатики с практической деятельностью по информационному обслуживанию, автор текста выделяет проблемы представления информации как исходные с точки зрения науки и изучать их он предлагает с позиции семиотического подхода». Все три знака имеют один и тот же экстенсионал, они (знаки) по-разному характеризуют денотат (физическое лицо). Экстенсивность знака не является единственной его характеристикой, существует еще интенсиональный аспект, выражаемое знаком общее понятие. Интенсионал - это смысл знака, понятие, которое соответствует знаку, способ, которым знак указывает место денотата в системе явлений. Интенсионал знака можно определить как содержание понятия или как характеристику концепта, или как характеристику содержания знака. Различия между экстенсионалом и интенсионалом следует понимать как различие между объемом понятия и содержанием понятия, например, «библиографическое пособие» и «указатель библиографический». Оба понятия имеют общий экстенсионал, обозначают те же объекты, но эти понятия различаются интенсионально, поскольку первое - шире (может относиться к пособиям не только известным в библиографической деятельности, но и к тем, которые могут возникнуть в связи с потребностями общественной практики, т.е. различия видно в потенции). Экстенсионал же знака предполагает конкретное время или пространство.
|