Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы классификации методов психологического влияния





«Благодаря силе общения... люди обретают чудодейственное свой­ство взаимовлияния...» — говорил А. Доде. На сегодняшний день су­ществуют разные способы типизации и классификации вариантов психологического влияния по видам, типам, формам, методам, при­емам. Они простираются от анализа, обобщения и классификации пре­цедентов до традиционного подразделения, принятого на практике, с опорой на легко поддающиеся рефлексии способы влияния — вну­шение, убеждение, заражение и подражание. При этом существование весьма значительной части возможных (и реально применяемых) ме­тодов влияния не принимается во внимание.

Существующие подходы к классификации весьма разнообразны, часто противоречивы и обладают неодинаковой ценностью, поэтому не станем их здесь подробно анализировать, а остановимся лишь на выверенных классификациях на основе сугубо научного подхода.

Классификации на основе строго научного подхода соотносятся со следующими факторами:

» конкретными видами общественной практики [И, 12, 93, 76]; * конкретными объектами у Ю. А. Акулинина;» конкретными формами реализации приемов влияния [9, 83]. Построены они, однако, в основном по принципу объединения всех имеющихся вариантов типологий и классификаций. Даже наиболее корректные и убедительные классификации тем не менее отличаются как фрагментарностью информации, так и неминуемыми повторениями при перечислении по существу подобных, но по-разному обозначен­ных единиц, или компонентов. По этим причинам самым целесооб-


разным, видимо, будет все же исходить при классификации вариантов влияния из анализа целей и задач, которые могут быть достигнуты в процессе оказания психологического воздействия, как предлагает Т. С. Кабаченко.

Итак, мы попробуем определить классы задач, основополагающих для психологического воздействия и классификации методов психо­логического влияния, для чего рассмотрим регуляторы активности человека как психологического феномена. Так, основные регуляторы ак­тивности человека описывались Е. А. Климовым в виде отображений отношений, субъекта и объектов. Главными факторами психической регуляции активности при этом выступают следующие субъективные модели, выделяемые на основе классификации.

1. Образы отношений — субъект-субъектных и субъект-объектных,
включающие психические процессы, свойства и состояния лич­
ности:

» направленность и характер как свойства личности;» ценностные отношения и мировоззрение;

* эмоции и чувства;

» мотивы и потребности;

» психические и эмоциональные состояния.

2. Образ «Я» или «Я-концепция» субъекта и объекта, состоящая из
следующих структурных компонентов:

* концепция ценностных ориентации личности;
» концепция номинаций личности;

» концепция времени личности;» концепция пола личности;» концепция социума личности.

3. Образы действительности, ее объектов. То есть предметов, явле­
ний, социокультурных процессов и систем:

* чувственных образов, возникающих в результате работы ор­
ганов чувств:

* конкретных репрезентаций, возникающих в результате познава­
тельных психических процессов представления памяти и пред­
ставления воображения;

4 отвлеченных репрезентаций, возникающих в результате по­знавательных психических процессов — системы понятий; сложные схемы; алгоритмы действий.


Соответственно, задачи психологического влияния могут быть под­разделены на две обширные категории по целям, которых они помога­ют достичь.

1. Изменение реальности:

» субъект-субъектных отношений;» субъект-объектных отношений;

* характеристика человека — психосоматических; психосоциаль­ных; психоэмоциональных;» параметров предметной среды;» параметров информационной среды.

2. Оказание воздействия на процесс конструирования самих обра­
зов и моделей.

Для субъекта влияния, имеющего целью оказание эффективного воздействия, основной мишенью психологического влияния при этом становится сам процесс конструирования объектом влияния образов. Для решающего задачу оптимизации процесса влияния путем под­бора адекватных методов первоочередным становится вопрос выбора стратегии и тактики воздействия. О стратегиях влияния импера­тивной, манипулятивной и развивающей — мы говорили выше, что ка­сается тактики, то ее определение состоит в постановке задач, решая которые субъект влияния достигнет цели изменения психологических регуляторов активности объекта.

Выбор субъектом тактики влияния, таким образом, складывается из определения:

«промежуточных целей влияния;

* мишени влияния;

«методов влияния.

Итак, теперь можно выделить влияющие на активность человека, актуализирующие ее, следующие группы факторов — психических фе­номенов:

» обеспечивающие ориентировку в ситуации — модели действи­тельности объекта;

» инициирующие активность, побуждающие к ней, — источники активности объекта;

» регулирующие активность, влияющие на реализацию побужде­ния, — проявления активности объекта;» создающие фон для реализации — фоновые состояния объекта.


Подводя итоги обсуждения возможной схемы классификации ме­тодов психологического влияния, остановимся на том, что все описы­ваемые и применяемые на практике методы и приемы могут подразде­ляться по своей направленности на следующие группы [32, 26]:

1) влияющие на источники активности объекта — инициирующие
активность;

2) влияющие на регуляторы активности объекта — регулирующие
активность;

3) влияющие на модели действительности объекта — модифициру­
ющие образы действительности;

4) влияющие на фоновые состояния объекта — модифицирующие
состояния;

5) влияющие на операциональный состав деятельности объекта -
модифицирующие деятельность.

Итак, в завершение теоретической части нашей работы мы коротко остановимся на классификации методов влияния в соответствии с решаемыми их посредством задачами и психологическими механиз­мами, лежащими в основе обеспечения и регулирования активности объекта влияния. Наиболее корректной нам представляется следую­щая классификация на основе представлений Т. С. Кабаченко.

Date: 2015-09-02; view: 467; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию