Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние посредством стимулирования сенсорной системы объекта





Одними из познавательных психических процессов, имеющих не­посредственное отношение к предмету нашего разговора — психоло­гическому влиянию, наряду с восприятием, памятью, воображением и мышлением, являются ощущения. Причем именно ощущения, равно как и восприятия, находятся на переднем крае осуществляющегося воздействия. Строго говоря, сенсорика как понятие, обобщающее ощущения и восприятия, могло бы точнее всего обозначить контекст рассматриваемого нами далее воздействия. Однако в отличие от ощу­щения в восприятии формируется образ целостного предмета посред­ством отражения всей совокупности его свойств.

Поскольку образ восприятия несводим к простой сумме ощущений, мы подойдем к рассмотрению вопроса о воздействии путем сенсорно­го стимулирования дифференцированно. Итак, изначально ощущения возникают вследствие действия стимулов-раздражителей химической или физической природы, вызывающих нервные процессы возбуж­дения, на рецепторы соответствующих анализаторов. Далее, переда­ваясь в корковую часть анализатора, физиологический процесс пре­вращается в психический — ощущение, которое может иметь разные модальности или быть интермодальным.

Вообще, одной из важнейших особенностей невербального влия­ния является его полисенсорная природа, когда воздействие осуще­ствляется через разные сенсорные системы — слух, зрение, хемо- и терморецепцию, а также кожно-тактильное чувство. Мы далее подроб­но рассмотрим действие стимулов, вызывающих лишь дистантные экстерорецептивные ощущения, к которым относятся слуховые, зри­тельные и обонятельные, памятуя, однако, о том, что контактные, так­тильные ощущения также играют существенную роль в процессе воз­действия. При этом мы полагаем возможным отнесение их к факторам


психологического воздействия постольку, поскольку при минималь­ных физическо-механических характеристиках (продолжительно­сти, интенсивности) воздействия их на соответствующие рецепторы психологический эффект может быть несоизмерим с силой раздра­жителя из-за наличия определенного гештальта у объекта. То есть при­косновения, воздействуя на тактильные анализаторы в силу своей фи­зической природы, могут иметь в основном символическое значение, возникающее путем обобщения чувственного опыта, помещенного в конкретный социо- или этнокультурный контекст. Таким образом, основой психологического влияния, оказываемого посредством таке-сического компонента общения как взаимодействия и интеракции, часто является именно гештальт. Выделим также еще две группы воз­действующих стимулов и, соответственно, ощущений: производные от первых трех — темпоритмальные и комплексные — интер- или поли­модальные. Последние две категории обозначены нами в соответствии с природой стимула-раздражителя, инициирующего физический — физиологический — психический процесс. На самом деле, вероятно, следовало бы описать здесь и воздействие контактных стимулов через интеро- и проприорецепторы, но в силу ограниченности эксперимен­тальных данных соответствующего формата и объема нашей работы мы лишь упомянем об их присутствии. Итак, ограничимся рассмотре­нием пяти упомянутых стимулов.

Средства психологического влияния, ориентированные на стиму­лирование различных анализаторов — зрительного, слухового, обоня­тельного, а также комплексно воздействующие на несколько анализа­торов, делятся на несколько групп:

» визуальные стимуляторы;

» аудиальные стимуляторы;

» ольфакторные стимуляторы;

» темпоритмальные стимуляторы;

» тактильные стимуляторы;

» полимодальные, объединяющие все предыдущие стимуляторы.

Визуальные стимулы. Итак, начнем с визуальных стимуляторов, действующих на зрительный анализатор. Представлены визуалисти-ческими и оптико-кинестетическими средствами общения. Рассмот­рим основные группы эффектов, возникающих при этом. Все они яв­ляются следствием действия следующих ориентировочных реакций, вызванных или вызывающих:

1) неравномерность визуального фона вследствие:


* появления или исчезновения визуальных стимулов;
«отличия от стимулов, расположенных в поле зрения;

2) несоответствие видимого фрагмента изображения зрительному
стереотипу вследствие:

«ракурса рассмотрения;

» отсутствия привычных фрагментов изображения;

» изменения темпа движения;

» появления объекта в непривычном контексте;

3) облегчение концентрации внимания вследствие:
» фиксации на движущихся объектах;

» светящихся точках и т. д.;

4) эмоциональную реакцию за счет физических характеристик сти­
мулов:

* цвета;

» яркости;

5) ассоциации и эмоциональные реакции, обусловленные специ­
фикой гештальта, связанного факторами:

» близости;

» продолжения;

» сходства;

» общей судьбы;

6) отнесение в рамках культуры стимула к конкретному смыслово­
му контексту:

» с возникновением эффектов комического;» связывания старого и нового контекста;

7) реакции, обусловленные символическим значением стимулов
в результате восприятия в соответствии:

» с чувственным опытом;

» с символическим значением сторон тела;

» с фантастическими допущениями;

8) наличие сложных композиций ситуации, несущей смысловую
нагрузку в конкретной культуре, задающей контекст, обеспечи­
вающий:

» эмоциональную нагрузку;» смысловую нагрузку;

9) включенность символов в определенный культурный контекст
вследствие наличия:


» конкретного коллективного опыта;» особой личностно значимой ситуации; 10) способность вызвать переживания, побуждающие активность.

Аудиальные стимулы. Следующий вид стимулирования анализа­торов — использование аудиальных средств, ориентированных на слу­ховой анализатор. Представлены аудиально-акустическими и акусти­ческими средствами общения.

Виды психологического влияния посредством оказания звукового воздействия могут быть следующими:

1) гетерогенность, или изменение аудиополя;

2) нарушение аудиоконтекста, добавление эмоционального компо­
нента;

3) концентрация внимания, обусловленная спецификой аудиосиг­
налов;

4) аудиогештальты, порождающие ассоциации и эмоциональные
реакции;

5) помещение аудиостимула в конкретный контекст в рамках куль­
туры;

6) сопоставление аудиостимула с конкретной ситуацией, наделен­
ной смыслом для индивида;

7) эстетические переживания, порождаемые комплексным аудио-
влиянием;

8) локальные переживания под влиянием аудиосигналов и их ос­
мысление и рефлексия;

9) символические значения аудиостимулов, порождаемые:
» чувственным опытом индивидуума;

* культурой социума;

10) физические свойства аудиостимулов:» высота звука;

* тембр звука;
» сила звука.

Таким образом, психологическое влияние на человека посредством аудиостимулов, воздействующих на слуховой анализатор, может быть сведено к перечисленным выше формам.

Темпоритмальные стимулы. Представлены аудиально-акустиче­скими и визуально-кинетическими средствами общения. Первые две группы стимулов могут влиять на объект непосредственно и за счет


специфического характера их предъявления, а именно темпа и ритма предъявления видео- и аудиостимулов, способствующих:

1) концентрации внимания в следующих ситуациях:
» во время суггестии и гипноза;

» в процессе овладения двигательными навыками;» для согласования совместной деятельности;

2) изменению актуального состояния сознания;

3) усилению эмоционального заражения.

Тактильные стимулы. Отдельная группа стимулов, достаточно рас­пространенных и имеющих определенное значение как средство воз­действия. Существенно отличается от всех остальных рассматривае­мых здесь групп стимулов тем, что, относясь к категории контактных, а не дистантных, иногда может оказывать преимущественно психоло­гическое воздействие. Поэтому может быть, по нашим представлениям, условно отнесена к средствам психологического влияния, поскольку характер и эффективность воздействия с ее помощью определяется, прежде всего, не физическими, а психологическими ее характеристи­ками. Прикосновения воздействуют на тактильные анализаторы в силу своей физической природы и часто имеют в основном символи­ческое значение, возникающее путем обобщения чувственного опыта, помещенного в некий социокультурный или этнокультурный кон­текст. Основой психологического влияния, оказываемого прикосно­вениями, часто также является именно гештальт. Представлены так­тильно-кинестетическими средствами общения:

«прикосновение;

* пожатие;

» поглаживание;

» похлопывание;

» ведение;

«объятие;

» рукопожатие.

Прикосновение может быть средством психологического влияния в силу следующих причин:

1) характера сложившегося у объекта гештальта;

2) отнесения объектом стимула к определенной ситуации или смыс­
ловому контексту путем:

# сопоставления стимула с конкретной ситуацией, наделенной смыслом для индивида;


* помещения стимула в конкретный контекст в рамках культуры;
3) символического значения для объекта стимулов, порождаемого:

» чувственным опытом индивидуума;

* культурой социума.

Ольфакторные стимулы. Отдельная группа стимулов, широко рас­пространенных и имеющих важное значение как средство воздей­ствия. Запахи воздействуют на обонятельные анализаторы в силу своей химической природы и часто имеют символическое значение, возни­кающее путем обобщения чувственного опыта, помещенного в социо­культурный контекст. Основой психологического влияния, оказывае­мого запахами, также является прежде всего гештальт. Представлено ольфакторными средствами общения.

Совокупность запахов, их композиция может быть средством пси­хологического влияния в силу следующих причин:

1) состава летучего химического вещества, способного вызвать со­
ответствующие ощущения;

2) внезапных изменений композиции веществ;

3) характера гештальта, сложившегося на основе композиции;

4) отнесения стимула к конкретному смысловому контексту или
ситуации путем:

* сопоставления стимула с конкретной ситуацией, наделенной
смыслом для индивида;

«помещения стимула в конкретный контекст в рамках культуры;

5) символического значения стимулов, порождаемого:
«чувственным опытом индивидуума;

» культурой социума.

Полимодальные стимулы. В отдельную обширную группу выделим стимулы, имеющие поливалентную природу, способные воздейство­вать на рецепторы нескольких анализаторов сразу. Итак, стимулы, от­носящиеся к разным сенсорным модальностям, или интермодальные стимулы, образуют полимодальные гештальты. Именно комплексные образы этих гештальтов, генез символического значения которых тесно связан с архетипами коллективного бессознательного, и предраспола­гают индивидуума к тому, чтобы испытывать некие чувства по поводу ситуации или предмета либо осмысливать неким образом явление.

Психическое отражение глобальных явлений природы и конструи­рование картин мира происходит с помощью создания масштабных символических образований. Как нам представляется, и организую-


щих связь впечатлений и переживаний с глубинной сущностью чело­века. Это интересная область, соприкасающаяся с разработками раз­ных отраслей психологического знания от глубинной, пренатальной и трансперсональной психологии до психолингвистики, важными для понимания их роли в контексте проблематики психологического вли­яния. Однако, поскольку их анализ не входит в число задач данной работы, заметим только, что диагностично само по себе существова­ние в языковой культуре целого класса метафор, а в культуре в це­лом — полимодальных гештальтов, воплощающих элементы чувствен­ного опыта в контексте общей картины мира.

Что касается темы психологического влияния, можно говорить о том, что полимодальные гештальты воздействуют на индивидуума в силу следующих причин:

» многомерности и разноплановости чувственного опыта, рожда­ющегося в контакте с масштабными явлениями природы;

* переживания и осмысления связей человека с миром и приро­
дой, отражающегося в концептуальной картине мира.

Date: 2015-09-02; view: 761; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию