Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция эволюционного и революционного развития общества





 

Понятие «социальные изменения» носит самый общий характер. Социальное изменение – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Это понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием развития.

Развитие – это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный.

Эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов. Революционные же трактуются как относительно быстрые, коренные, качественные изменения. Абсолютизация того или иного типа изменения социальных объектов породила два методологически различных течения в социологии: социальный эволюционизм и революционизм.

Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса, как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли, культуры. Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г. Спенсера. Он разработал схему эволюционного процесса, которая включает в себя несколько принципиальных моментов. Ядро этой схемы составляет дифференциация. Эволюционные изменения происходят в направлении повышения гармонизации, структурного и функционального соответствия всех составляющих целого.

Дифференциация всегда сопровождается интеграцией. Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям. Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации.

Социальная эволюция, по мнению Г. Спенсера, составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне организации.

Основная идея социального эволюционизма XIX в. – это идея существования исторических стадий человеческого общества, развивающихся от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, использующего искусственно созданную силу, от нечетко интегрированного общества к строго интегрированному.

Вклад в развитие идей социального эволюционизма внес французский социолог Э. Дюркгейм: он обосновал положение, что разделение труда является причиной и следствием растущего усложнения общества; противопоставил два типа общества (простые общества с развитым разделением труда и сегментарной структурой и высокосложные общества, представляющие собой систему различных органов).

Переход из одного общества к другому происходит длительным эволюционным путем:

1) в сегментарном обществе растет население;

2) умножаются общественные отношения, в которые включен каждый человек, усиливается конкуренция;

3) отсюда возникает угроза сплоченности общества;

4) разделение труда призвано устранить сплоченность посредством дифференциации (функциональной, групповой, ранговой и т. д.)

Теории поступательного развития общества в рамках социального эволюционизма:

 

1 Немецкий социолог Ф. Теннис (1855 – 1936 гг.)

Ф. Теннис проводит разграничение между традиционным и современным обществом на основе пяти основных типов социальной взаимосвязи и при этом использует два понятия: «Гемейншафт» (о деревенской общине), «Гезельшафт» (к индустриальному городскому обществу). Основные различия между ними состоят в следующем:

1) общество типа «Гемейншафт» живет по общинному принципу и мирскими ценностями, а общество типа «Гезельшафт» основано на стремлении к личной выгоде;

2) Гемейншафт придает основное значение обычаям, Гезельшафт основано на формальных законах;

3) Гемейншафт предполагает ограниченную, в то время, в Гезельшафт – специализированные профессиональные роли;

4) Гемейншафт опирается на религиозные ценности, Гезельшафт – на светские ценности;

5) в основе Гемейншафт лежит семья и община, в основе Гезельшафт – это крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

 

Date: 2015-09-02; view: 1172; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию