Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уважаемые коллеги.Есть у кого опыт выведения из тоталитарных и деструктивных сект и организаций? Поделитесь!





 

-«Чтобы вытянуть клиента из секты, нужно понять суть данного учения, (отыскать противоречия и абсурды, но без осуждения) выявить слабые и сильные стороны их влияния именно на этого клиента, найти альтернативу получения аналогичного аффекта во вне секты. Раскрыть клиенту понятие единства конечной цели всех попыток продвижения по пути соединения с Богом, но указать на множественные злоупотребления человеческим невежеством в целях собственного обогащения, приводящие к разрушению психики и души человека. Ловец душ, стяжатель силы духа, поддавшийся на искушение властью - типичный организатор секты себя самого.)))»

-- «Несколько лет назад в нашем городе основались сразу две секты: Мун (их представляла супружеская пара: американец и кореянка, кстати, очень приятные в общении люди, работали на восстановлении детского онкологического центра) и Белое братство. Именно в это братство ушел студент училища искусств. Об этом я узнала от ректора, он и попросил о помощи. Никто не знал, где находится мальчик. Нашли его люди из разведки. Как они вышли на секту, как туда внедрились - я не знаю, да и не пытала человека. Мальчик был серьезно обработан, я его и не видела. А вот с молодой женщиной, которая собиралась уже ехать в Москву на бракосочетание, работала очень успешно. Результат - девушка порвала портрет Муна, вначале на него смачно плюнув. К сожалению, сессии не записывала, подробностей уже не помню. Если задаться целью, восстановить смогу.»

…Началось с визита молодой женщины, которая поведала о том, что ее младшая сестра попала в секту Муна. Девушка жила какое-то время в Москве. Сейчас она вернулась домой для того, чтобы проститься с родными, т.к. ей предстояло бракосочетание с тем, кто ей будет назначен

Женщина была довольно стенична, в прошлом комсомольский лидер, в настоящем учительница начальных классов. Ответила я, как и полагается, что если работать с ней, то будем решать ее проблему, а не сестры, если сестра захочет, пусть приходит. Девушка, назовем ее С., пришла. В беседе выяснилось, что, действительно, с сестрой они разные: С. мягкая, впечатлительная, нерешительная, нуждается в психологическом комфорте, поддержке, поощрении. Закончила кооперативный техникум, пошла работать бухгалтером в какую-то контору, где взрослые тетеньки делились впечатлениями о магазинах, нехватке денег и пр. Я для чего так подробно излагаю - именно в этой сфере и кроется, во-первых причина "зависания" и здесь же находится ключ к желаемому. - С. нуждалась в сильном поводыре - Мун таким являлся, она нуждалась в группе равных - мунисты так себя и провозглашают. С. впадала в некое трансовое состояние только от одного представления портрета Муна - она оказалась, говоря сленгом "выдержанным коньяком". Работа проводилась в двух направлениях - разрушение влияния Муна - процедура рефрейминга, а другое направление - формирование желаемого будущего. Построили панораму ее жизни: прошлое, настоящее, будущее. С., путешествуя по ней, нашла те моменты, которые оказались ключевыми. Там же нашла то, что должно было ей помочь во всех последующих событиях. Как впоследствии выяснилось, она действительно вполне спокойно выдержала атаку со стороны адептов секты - не той сладкой парочки, о которых я писала выше, а наших, российских. Переключать на кого-то еще считаю опасным - после того, как пожила 10 дней в берлинской коммуне для зависимых, поняла, что разница не велика: от героина зависеть, или от коммуны. Здоровья, правда, побольше во втором случае. Вот, пожалуй, вкратце история С. Отвечу на все вопросы, с уважением, ЛБ

Это была визуально-кинестетическая диссоциация. Не буду писать о контракте, о запросе, который поступил именно от С. И вышеупомянутая процедура была предварительно подготовлена. В процессе разговора стало понятно, что С. особенно остро реагирует на портрет Муна: стоит ей посмотреть на него, тут же становятся невозможными все ее намерения выйти из секты, слова сестры и родителей не значимыми. С. очень легко представила портрет: видела его на расстоянии вытянутой руки, в действительную величину. Соматические явления были очень характерны: прерывистое дыхание, дрожащий голос, остановившийся взгляд. На вопрос, что она чувствует, С. назвала страх. Во время работы с субмодальностями страх сменился на гнев, возникло желание испортить портрет. Что она и сделала: вначале плюнула в него, а потом мысленно разорвала. После чего выдохнула, откинулась на спинку кресла и засмеялась. На этом сессия не закончилась. На следующую встречу С. принесла портрет Муна, мы вместе его рассматривали, беседовали о разном, Мун стоял себе и нам не мешал. На вопрос о том, что она чувствует к нему, С. ответила: "Это было в моей жизни. Я не жалею. Теперь все будет иначе"(таков был смысл ее слов). Хочу дополнить: смена чувств произошла на приближении портрета. Увеличение-уменьшение, изменение окраски, тона и яркости не меняли состояние. Стоило приблизить портрет, как возникла очень сильная реакция. Причем, это срабатывает в большинстве случаев.

 

 

Людмила Борисовна, занимались ли вы с этой клиенткой вопросами критичного отношения к доктрине культа? Наблюдали ли у дали у нее феномен удвоения? DDD-синдром?
Какую модель контроля сознания Вы считаете более приемлемой в работе по консультированию о выходе?

 

Техническая поддержка

     

 

 

 

 

Нужно работать не с Муном, а с доктриной культа, с ее развенчанием, с восстановлением критичного мышления по отношению к культу.
Культ - это не только Мун. Это доктрина, социальные связи, правила жизни в общине, правила и предписания относительно всех сторон жизни вообще, отношение к чужакам(не адептам), верования культа, личность гуру.
Так же важно дать информацию адепту о способах вербовки и удержания людей в культе, у культистов есть внушенные фобии. И вообще- работая с адептом любого культа надо знать, что прежняя личность человека подавляется, а вместо нее создается искусственно культовая личность.
Если все эти вопросы не будут решены в процессе работы, то эффект будет сомнительным.

Консультирование о выходе из деструктивных культов- весьма специфическая работа. Консультанту необходимо хорошо знать
1. Доктрину культа, из которого вы выводите человка.
2. Знать модели контроля сознания- например, BYTE- модель, хорошо разбираться в методах взятия контроля над сознанием.
3. Самому обладать критическим рациональным мышлением, свободным от ненаучных заблуждений.
4. Знать и уметь работать в специфическом режиме- работа по выходу серьезно отличается от обычного психологического консультирования и психотерапии.
5. Соответственно- есть литература о контроле сознания.

Работа эта тяжелая, лучше работать в бригаде специалистов: когда один устает- его сменяет другой(консультирование длится в режиме нон-стоп на протяжении нескольких дней).
Дальнейшая реабилитация имеет большое значение- в одиночку тут тоже не справишься, это отличается от обычной терапевтической практики.
Последствия пребывания в культах различной напрвленности по своему воздействию приравниваются к пребыванию в концлагерях, плену, войне итд
...
К тому же - само культовое воздействие представляет из себя очень специфический феномен: помимо всего прочего происходит так называемое удвоение, с которым приходится иметь дело. Это отличается от обычного расщепления или другого психиатрического феномена: человек не становится, вообще говоря, сумасшедшим(хотя одно из последствий пребывания в культах- шизофрения).

Ну вот, вкратце - примерно так. Если нужны дополнительные сведения или обучение, консультация, супервизия итд...обращайтесь, не стесняйтесь

- Интересный вопрос. Нет, критичных высказываний об учении с моей стороны не было. Более того, как можно критиковать довольно здравые идеи, которые содержатся в программе? Например, о равенстве членов общины? О труде на благо близких, о верности и взаимопомощи? Безусловно, на деле все оказывается иначе. Суть в другом - она сама пришла, хоть и по наущению сестры, но сама. Более того, могла бы и не приезжать домой с близкими прощаться. А, стало быть, в ее душе уже началась работа по разрушению влияния культа. Наша с ней работа в том и заключалась, чтобы красиво и достойно выйти из этой зависимости, обретя силу и мудрость на последующие выборы в жизни. DDD-синдром, к стыду своему, не знаю, что это такое. Если поясните, буду весьма признательна. Немного непонятен вопрос о контроле сознания - что Вы имеете в виду? Мб, о тактике речь? Уточните. С уважением, ЛБ
- Контроль сознания- это как раз и есть то, на чем держится культ: на контролировании мышления, эмоций, поведения, всех сторон жизни адепта.

Людмила Борисовна, насколько я понимаю- у Вас с клиенткой установлен контакт- НЕ БОЛЕЕ.
Это не умаляет Вашу работу, но, к сожалению, о реальном выходе из культа речь вести рано. Даже если она не вернется к мунитам, то легко попадет под влияние любого другого культа, так как основные вопросы освобождения от культового контроля сознания не решены.

---Стыжусь вместе с Людмилой Борисовной. Не знаю, что такое DDD-синдром.:(Первая ассоциация с 3D графикой. Буду благодарен за информацию.
Решены основные вопросы в данном конкретном случае или нет, мы знать не можем, можем только что-то предполагать и галлюцинировать на эту тему.
А вообще тема зависимостей очень интересна, можно выделить в отдельную.

--Олег Вячеславович, тут совершенно понятно: описание работы и признание о том, что человек не знает о DDD-синдроме уже говорит само за себя.
Это не в упрек, но все-таки, работа по выводу из культов очень специфична, так что....

Зависимости действительно интересно пообсуждать, но в случае с культами речь идет не совсем о зависимости, скорее -о насилии.

--Люди присоединяются к культам не потому, что они делают разумный выбор, а потому, что их обманули. Этот процесс является обольщением, а не свободным выбором, сделанным на основе необходимой и достаточной информации. Процесс присоединения к культам соответствует психотехнологии формирования DDD синдрома, который был одним из объяснений того, что в США принято называть "промыванием мозгов". DDD синдром (deception, dependency, dread - обман, зависимость, страх) соответственно состоит в сокрытии действительных целей культа, в камуфлировании первоначальной "бомбардировкой любовью" последующей жесткой эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинением культу и в страхе как главном инструменте манипулирования, основанным на постоянно поддерживаемом чувстве вины.
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/sekta/kondr/02.php

--http://www.scorcher.ru/mist/sects/sects.php
Здесь сжато, но качественно описано

- Синдром зависимости (DDD-синдром). Аб­бревиатуру термина составляют три английских слова — deception — обман, dependency — зависимость и dread — страх. Синдром проявля­ется: 1) в характерной для адептов потере собственной воли и интел­лектуальной критичности к культовому учению, 2) в принятии жиз­ненных решений только после совета и с разрешения старшего по культу, 3) в полной и неадекватной податливости лидеру, 4) в чувстве неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного стра­ха, 5) в страхе быть покинутым лицом, с которым установлена тес­ная связь. Синдром зависимости является начальным нарушением психики, вслед за которым возможно развитие более тяжелых пси­хических расстройств, вплоть до психозов с агрессивным поведени­ем или суицидальными действиями.

---Олег Вячеславович, думать, что в секты люди попадают по собственной воле- ошибка. В секты вербуют с использованием специальных технологий, человек даже не подозревает- что происходит. Такая вербовка- это насилие.
Ошибочно думать, что в секты попадают только люди с определенными характеристиками- исследования показывают, что абсолютно любой человек может оказаться жертвой такой вербовки.
Да, не каждая секта может ватянуть к себе любого, но на любого секта найдется.
Яркий пример тому- Лайфспринг, куда попали и продолжают попадать отнюдь не несчастные и зависимые... Туда попадают успешные, самостоятельные люди. Тем не менее- им мозги промывают тоже.

---- lorel, не буду с вами спорить. Нравится Вам видеть в людях беспомощных жертв - это Ваше право.
Только у меня - другая картина мира. И мне она больше нравится.
:)

--Это не вопрос нравится или не нравится. Это факты, подтвержденные исследованиями.
Почитайте работы Зимбардо, Стивена Хассена, Тимоти Лири.
Это деструктивные, отработанные технологии контроля сознания. У них есть четкие параметры, признаки и особенности.
Нельяз браться за реабилитацию жетрв культа, не понимая- какого рода воздействие было произведено, что это за технологии и где и как они применяются.
Одно из условий упешного выведения людей из-под контроля культов- это осознание человеком что имено и как именно с ним сделали.

--- lorel писал(а):
исследования показывают, что абсолютно любой человек может оказаться жертвой такой вербовки.
Да, не каждая секта может ватянуть к себе любого, но на любого секта найдется.


Ну раз абсолютно, то попробуйте меня завербовать в какую-нибудь секту. Подберите подобающую, плиз.
:)))

 

lorel

Не специалист

№45 | 30.01.2010-17:08

Я не вербую в секты. Я из них вытаскиваю людей

--так не бывает. Если человек не умеет вербовать, как же он перевербует? Технологии те же.

---Консультирование по выходу никого никуда не перевербовывает. У Вас неверное представление о такой работе.
Никто никого никуда не переключает.
Основная работа направлена на восстановление критичного рационального мышления адепта. Прежде всего по отношению в культу и доктрине.

--то есть обращаетесь ко Взрослому "жертвы", дабы справиться с Ребёнком?
Было бы интересно ознакомиться с результатами... Я, конечно, в чудеса верю, но не настолько.
:)))-- А вообще, почему бы Вам нормально не зарегистрироваться и вести диалог не в маске, коли Вы коллега? Или Вы чего то боитесь?

---Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния. Ф. Зимбардо и М. Лайппе в своей книге «Психология изменения установок и социальное влияние» приводят их перечень, типичный для большинства деструктивных культов и тоталитарных сект:

1.Технология "Step by step" — небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки: «приходи к нам — проведи у нас выходные — останься еще на недельку — отдай нам свои деньги».

2.Новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии секты наилучшим образом решит любые его личные проблемы.

3.Сила групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с посвященным. Немаловажное значение имеет сексуальность — часто к новичкам специально приставляются привлекательные представители противоположного пола.

4.Отсутствие возможности протестовать или спорить: новичка постоянно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями.

5.Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые гостю общины и т.п.

Последний метод нуждается в уточнении. Подкрепляется и одобряется не любое поведение новичка, а только желательное. Если он произносит в ответ на вопрос то, что хотят от него услышать, вокруг расцветают улыбки, каждое его слово воспринимается с радостью. Отрицательный или неуверенный ответ — и слушатели хмурят брови, избегают его взгляда. Сгущаются тучи. В какой-то момент человек начинает понимать, что если он и дальше хочет, чтобы его окружали сердечность и внимание, он должен начать говорить и вести себя так, как хотят его новые друзья. А дальше вступает в силу один из законов социальной психологии — внешние действия постепенно становятся внутренними убеждениями.

Опасность заключается в том, что описанные психологические манипуляции происходят незаметно и членами сект не распознаются. У новичков складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Все психологические изменения интерпретируются ими как признаки «духовного выздоровления»

«Бомбардировка любовью» обычно проводится в наилучших психологических условиях — вдали от семьи, от друзей, от искушений. Особенно сильный эффект достигается, когда теплый прием сочетается с красотой окружающей природы. В этом случае отказаться от повторного визита бывает очень сложно.

Куда более скрытно ведется наблюдение за новичками, их проверка, тестирование, оценка. Обычно каждый новичок становится после первого визита объектом глубокого изучения. Вербовщики, миссионеры, проповедники, руководители общин высказывают мнения, иногда противоречивые, по каждому конкретному случаю. Ведутся специальные картотеки. Фиксируются изменения в поведении. Определяются перспективы и целесообразность дальнейших контактов. Дело не в том, чтобы распахнуть ворота секты перед всеми «божьими детьми», а в том, чтобы вербовать крестоносцев.

Все секты и тоталитарные культы систематически избавляются под разными предлогами от сочувствующих, но не обладающих нужными качествами лиц. Это — один из самых главных секретов, о котором очень не любят говорить представители данных организаций. И одно из главных отличий деструктивных культов от традиционных религий — последние обычно открыты для всех желающих..

Казалось бы, руководители и лидеры культов не должны отказывать в приеме никому. На самом деле вербовщики, как работающие на улицах, так и ходящие по домам, должны направлять в центры только «позитивных» — подходящих, специально отобранных лиц.

Из воспоминаний бывшего члена «Церкви Единения»: «Мы охотились за «идеальным новопосвященным». Он должен был примерно соответствовать следующему описанию: от восемнадцати до двадцати четырех лет, серьезный, оптимист, идеалист, верующий, с крепким здоровьем, ищущий истину и смысл жизни, с открытым характером, холостяк, не имеющий крепких связей с семьей, постоянного жилья, профессии. Но мы подходили и к другим людям, к примеру, к богатым посетителям в холлах роскошных гостиниц, к деловым людям».

Рассказ бывшего саентолога: «Мы никогда не обращались к больным, беднякам, отбросам общества. У них — больной дух и они не годятся для выполнения миссии. Нам говорили, что ими мы будем заниматься позже. Прежде всего, следовало набрать энергичных людей».

Каждому культу нужны рядовые солдаты, готовые к самопожертвованию ради пророка, но победы немыслимы без привлечения в свои ряды генералов, уже занимающих нужные посты в цитадели, которую нужно покорить. Если на улицах миссионеры устанавливают контакт по большей части с «позитивными» по их мнению молодыми людьми, то метод «стучись в каждую дверь» нацелен на обращение в свою веру представителей благополучных и привилегированных слоев общества: высокооплачиваемых специалистов, бизнесменов, адвокатов, журналистов, политических деятелей.


http://www.gilbo.ru/index.php?page=psy&;art=3172

Lorel

Не специалист

№15 | 26.05.2010-03:34

http://www.gilbo.ru/index.php?page=psy&;art=3179

Есть описание физиологических механизмов обработки неофита

Определение культа в Вебстеровском Третьем Новом Международном Словаре: 1) религиозная практика; богослужение; 2) обычно небольшой или узкий круг людей, объединенных сильной привязанностью (преданностью) к некоторой художественной или интеллектуальной программе, тенденции или фигуре (привлекающей ограниченную популярность). По этому определению, большинство групп могут считаться культами. К тому же, культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности.

Деструктивный культ — это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая), которая практикует: а) обманную вербовку; б) прибегает к использованию контроля сознания, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине. По этой модели, именно то, что группа делает, придает ей деструктивный характер, а не ее неортодоксальные верования. Существуют теологические/ идеологические дефиниции, с помощью которых группа может быть оценена, как, например. Библия, какая-то политическая догма, и т.д. Установлено, что в США свыше 3000 деструктивных культов; и они существуют в самых разных размерах от весьма малочисленных до громадных международных общнос-тей с сотнями организаций в своем составе. Предполагается, что свыше 15 млн. американцев в настоящее время вовлечено в организации деструктивных культов.

КОНТРОЛЬ СОЗНАНИЯ И ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ (СРАВНЕНИЕ ДВУХ МЕТОДОВ).

Промывание мозгов:

* Принудительно.

* Физическое лишение свободы.

* Использование пытки, прямое насилие.

* Вначале промыватели мозгов рассматриваются как враги.

* Создает податливое поведение: ложные исповеди, признания.

Контроль сознания:

* Тонкий и изощренный (хитрый и обманчивый).

* Добровольное участие и сотрудничество.

* Вначале контролеры сознания рассматриваются как друзья (добрые).

* Создает новую идентичность (личность): интер-нализация новых верований.

КОНТРОЛЬ СОЗНАНИЯ
Контроль сознания может быть понят в свете четырех основных сфер: контроль поведения,

* информации,

* мышления (мыслей),

* эмоций (чувств).

Контроль поведения

1. Регулирование индивидуальной физической реальности: где и с кем живет последователь культа; какую одежду, прически он носит, какие цвета предпочитает; какую пищу он ест; сколько ему позволяется спать; финансовая зависимость.

2. Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.

3. Необходимо спрашивать разрешение для важных решений.

4. Награды и наказания.

5. Отбивается охота к индивидуализму. Превалирует групповая мысль.

6. Жесткие правила и предписания.

7. Необходимость покорности и зависимости.

Контроль информации

1. Использование обмана (лжи): умышленно утаивая информацию; искажая информацию, чтобы сделать се приемлемой; обманывая открыто.

2. Доступ к некультовым источникам информации сводится к минимуму или устраняется приверженность к ним: газеты, журналы, ТВ, радио; критическая информация; бывшие участники; загружать участников культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать.

3. Изолирование постороннего носителя информации в пользу внутренних доктрин: нет свободного доступа к информации; информация варьируется на различных уровнях и подразделениях внутри пирамиды; лидер решает, кто что «должен знать».

4. Поощряется слежка за другими участниками: объединение по парам по системе «приятельства» для наблюдения и контроля; доносительство лидеру об отклоняющихся от (культовых доктрин) мыслях, чувствах и действиях (поступках).

5. Широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды: бюллетени, журналы, газеты,, аудиозаписи, видеозаписи и т.п.; неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников.

6. Использование исповеди: информация о «грехах» используется, чтобы уничтожить границы личности; прошлые грехи используются, чтобы манипулировать и контролировать — нет прощения или отпущения грехов.

Контроль мышления

1. Необходимость интернализации (понуждение к восприятию) групповой доктрины как «Истины»: схема = реальность; черное и белое; добро против зла; Мы против Них (групповое против внешнего мира).

2. Принятие «нагруженного» языка (характеризующегося мыслительными клише).

3. Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли.

4. Техники прекращения мышления: отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительность (мышление желаниями); монотонное говорение (скандирование); медитация; произнесение молитв; общение на «языках»; пение или гудение.

5. Нет — критическим вопросам о лидере, доктрине или политике, признаваемой единственно правильной.

6. Нет — альтернативным системам верования и признанию их правильными или хорошими.

Контроль эмоций

1. Манипулирование и сужение спектра чувств личности.

2. Заставить людей чувствовать таким образом, что в любых проблемах всегда имеется их вина.

3. Чрезмерное использование вины:

а) Вина идентичности (личностной тождественности): кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом); откуда ты; твоя семья; твое прошлое; твои привязанности; твои мысли, чувства, поступки.

б) Социальная вина.

в) Историческая вина.

4. Чрезмерное использование страха: боязнь мыслить независимо; боязнь «внешнего» мира; боязнь врагов; боязнь потерять свое «спасение»; боязнь природных бедствий.

5. Крайности эмоциональных пиков и спадов.

6. Ритуальное и часто публичное признание «грехов».

7. Индоктринация фобии (внедрение в сознание страха): нет счастья или полноценности «вовне»;

страшные последствия будут иметь место, если вы уйдете; не может быть оправданных причин для выхода (из культа).

ТРИ СТАДИИ ЗАВОЕВАНИЯ КОНТРОЛЯ НАД СОЗНАНИЕМ
1. Размораживание (доведение до состояния психологической аморфности):

а) дезориентация (путаница),

б) сенсорная депривация и/или сенсорная перегрузка, физиологическая манипуляция: депривация сна;

в) депривация приватности; изменение диеты;

г) гипноз: визуализации; притчи и метафоры; двусмысленности (лингвистические двойственности); использование намека (внушения); медитации, монотонное говорение (скандирование), произнесение - молитв, пение;

д) люди принуждаются поставить под вопрос свою идентичность.

2) Изменение:

а) создание и навязывание новой идентичности, проделанное шаг за шагом: формально — в ходе ин-доктринальных занятий; неформально — другими членами, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.,

б) использование техник модификации поведения:

награды и наказания; использование техник, останавливающих мышление; контроль среды (окружения),

в) мистическая манипуляция, г. использование гипноза: повторение; монотонность; ритм; использование исповеди и доносов.

3. Замораживание {консервация новых стереотипов):

а) новая идентичность укрепляется, от старой идентичности отказываются: отделение от прошлого; передача собственности, банковского счета; переход к культовой деятельности — вербовке, сбору пожертвований, сближению с другими членами,

б) новое имя, новая одежда, новая прическа, новый язык, новая «семья»,

в) спаривание с новыми ролевыми моделями: система «приятельства».

г) индоктринация продолжается — семинары, учеба. усвоение групповых норм.

Культовый контроль сознания не столько стирает прежнюю личностную идентичность, сколько создает новую, чтобы подавить старую. (Джон-Джон и Джон-культ).

КУЛЬТОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Доктрина — это реальность.

Реальность черно-белая: добро против зла.

Элитарная ментальность.

Групповая воля превыше воли индивидуальной.

Строгая обязанность: подражать лидеру.

Счастье через хорошее внешнее поведение.

Манипуляция посредством страха и вины.

Эмоциональные пики и спады.

Изменения во временной ориентации.

Нет пути назад (нет выхода из культа).

ОЦЕНКА КУЛЬТА
1. Лидерство: претензии на исключительную мудрость (могущество, духовность); документы, удостоверяющие личность (рекомендации, прошлые криминальные истории); открытость к обратной связи, сдержки и противовесы власти.

2. Доктрина: доктрины для внутреннего употребления (внутренние доктрины); доктрины для внешнего окружения (доктрины для других); убеждение, что «цели оправдывают средства».

3. Членство:

а) Вербовка: обман, манипуляция, техники контроля сознания.

б) Удержание: степень контроля сознания (поведение, информация, мысли, эмоции).

в) Свобода выхода: индоктринация фобии (страха перед выходом из культа); изоляция; зависимость.

4. Возможность задать вопросы и возможность постоянно задавать вопросы — избегайте окружения, которое отбивает охоту к другим перспективам или к критичности.

5. Проводите независимое исследование — не полагайтесь в информировании только на группу.

6. Берите периодические «тайм-ауты» для проверки действительности.

7. Чем настойчивее группа провозглашает исключительную истину, тем более необходимо искать критическую информацию.

8. Будьте осторожны и преодолевайте эти психологические защитные механизмы: отрицание, рационализация, оправдание, мышление желаниями (принятие желаемого за действительное).

9. Уважайте свое собственное внутреннее Я: внутренний голос и внутренние чувства.

ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕРТВ КУЛЬТОВОГО КОНТРОЛЯ КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ
1. Крайнее нарушение идентичности.

2. Диссоциирующие состояния — «плавающие» (возвращающие по механизму триггера обратно к культовому образу жизни).

3. Приступы паники и тревожности.

4. Депрессия.

5. Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом (ПТСР).

6. Психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные нарушения).

7. Проблемы с зависимостью в принятии решений.

8. Замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы.

9. Вина (грех).

10. Страх.

11. Расстройства сна: кошмары.

12. Пищеварительные расстройства.

13. Сексуальные проблемы.

14. Потеря доверия: боязнь близости (интимности) и обязательств — окружающие и работа.

15. Преследование и угрозы.

16. Огорчающая потеря друзей, семьи.

17. Духовное «насилие» над душой.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Какого рода религиозные опыты были в вашей жизни?

Какого рода политический опыт был у вас?

Какой у вас был опыт психотерапии?

Кем вы работали?.

Участвовали ли вы когда-нибудь в тренингах и семинарах?

В каких?

Были ли вы когда-нибудь вовлечены в группу, которая считалась спорной или неортодоксальной?

Были ли вы когда-нибудь вовлечены в группу, требовавшую строгого повиновения?

ОЦЕНКА
Люди покидают культы несколькими путями: уходят, их выгоняют, им советуют уйти (уходят по совету, в результате консультации).

Название и характеристики группы? (Библейская, восточная, большая групповая тренинговая программа, коммерческая, политическая).

Лидер?

Сущность, глубина и вовлеченность?

Длительность и степень вовлеченности? (рядовой, лидер, сочувствующий)

Было ли участие в других группах — предыдущее или последующее?

Они до сих пор активные участники?

Какие контакты с группой у них сохранились?

Кто-нибудь из друзей, родственников до сих пор группе?

Какова их история пребывания в группе?

Быстро завоевали руководящую роль?

Были дважды понижены в звании?

Были всегда непослушны власти в группе?

Всегда послушный или непослушный участник?

Пытайтесь заставить клиента подробно изложить ситуацию последовательно от первого контакта до
настоящего времени.

СТРАТЕГИЯ ТЕРАПИИ
Должны создать терапевтический альянс. Сначала более директивно, потом менее. Должны быть готовы тратить время на обучение и тренировку клиента.

Должны быть способны использовать анекдоты, метафоры и примеры.

Занятия должны быть нередко по два-три часа и сначала более частыми.

Вероятна необходимость повторения материала. Должны подходить к клиенту на основе его (ее) модели реальности и вести и приводить их к такому состоянию, в котором они обретут контроль над собственным сознанием.

Давать домашние задания — составлять словарь культового языка и депрограммировать.

Если возможно, поручите им написать хронологию группового опыта.

Давайте им задания по чтению (библиотерапия), встречаться и беседовать с бывшими членами.

Работа по восстановлению прошлых воспоминаний (мест, людей, фотографий, музыки, учителей, пасторов).

Какая самая большая проблема в настоящее время? Удостоверьтесь в надлежащем сне, питании, общем физическом состоянии.

ПТСР (расстройства посттравматического стресса)?

Формируйте ощущение жизненной ситуации и отношений — обычно семья, друзья не понимают контроля сознания.

Понимает ли клиент контроль сознания и особенности деструктивных культов?

Имеет ли клиент доступ к другим бывшим участникам культа?

Должны принимать меры к проявлениям фобий, панического расстройства и приступам тревожности. Во многих случаях может помочь тестирование — профессиональное или пасторское консультирование. Практические советы о написании кратких анкетных данных (для поступления на работу), о выборе учебных заведений для поступления, о предпочтительных занятиях, как заводить знакомства, как общаться — особенно в связи с культовым опытом.

Устранение факторов, которые создают уязвимость (ранимость).

Обычно лучше сначала рассматривать текущую ситуацию, затем работать, возвращаясь к детству клиента. В основном лучше задавать вопросы, чем делать утверждения.

Давайте возможность проявлять себя, поощряйте критическое мышление.

Обращайте внимание на использование культового языка.

Поощряйте клиента использовать общепринятый язык и, если необходимо, обращаться к словарю.

Обучайте клиента, как иметь дело с триггерами — «плавающие» («блуждающие» состояния).

Никогда не отклоняйте, не преуменьшайте и не принижайте «духовные опыты».

Вы можете обсуждать альтернативные интерпретации.

Обращайте внимание на истории других людей и на то, как они приходят к тому, чтобы интегрировать свой опыт (судьбу).

Обращайте внимание на черно-белое и все-или-ничего-мышление.

Отговаривайте этих людей от поиска абсолютных ответов, заполняющих пустоту на месте культа. Обучайте стратегиям проверки реальности. Рассматривайте последующий год как переходный/ излечивающий период, в течение которого по возможности рекомендуется совершать немного или ни одного значимого действия — напр., женитьба, вступление в армию и т.д.

Поощряйте этих людей обретать снова самих себя докультовых (ценности, верования (убеждения), мечты, цели).

Если они не нравятся себе в своем докультовом состоянии, поддерживайте (подталкивайте) их в том, чтобы создать новую модель личности, которой они хотели бы стать, «что, если?» — сильная стратегия.

Побуждайте клиента воспринимать вещи шаг за шагом (по одному шагу за один раз).

Избегайте перегрузки (наверстывания потерянного времени).

Лучше всего планировать поддающиеся управлению, выполнимые задачи и решать их, развивая уверенность и доверие к себе.

Бывшие члены культа должны знать, что в них нет ничего «дефективного», что они не являются глупыми и что миллионы других людей прошли через такие же испытания, что присоединение к группе казалось в свое время наилучшим выбором.

Теперь они знают больше. Теперь они понимают контроль сознания. Теперь они знают, какие вопросы задавать, за какими поступками наблюдать. Они знают, как опираться на друзей или семью в проверке реальности.

Особенно прорабатывайте утрату чувства избранности. что они могут сделать, что может дать такую же силу чувства, будто вы спасаете целый мир.

Состояния «ПРИЛИВА».

Важно для начала близко ознакомиться как минимум с тремя большими культовыми группами, читайте о них, беседуйте с бывшими участниками. Вы будете использовать это как справочный материал в вашем консультировании.

Встречайтесь с другими бывшими участниками культов.

Выберите также время, чтобы побеседовать при случае (на улице) или преднамеренно с теми, кто состоит в культе. Вы можете сказать им, что проводите исследование или что вы знаете кого-либо, состоящего там.

Проведите встречи и опросите бывших членов культа из трех, как минимум, разных групп. Практикуйте мини-вторжения. Идите к членам культа и взаимодействуйте с ними.

Что это за блок, который держит людей изнутри, или чего такого не хватает, что позволило бы им покинуть культ. Нередко они могут сказать: «Покажите мне что-нибудь лучше, и я выйду из культа». Выявляйте их критерии для «более хорошего». Это больше по размерам, или это то, что больше пользуется Библией? Что? Будьте готовы упомянуть различные организации, которые законны — Армия Спасения, Международная Амнистия, Красный Крест, Объединенные Нации.

«Если бы вы никогда не встретились с группой и делали бы именно то, что вы хотели делать и были бы счастливы и удовлетворены, то что именно вы бы делали?». Если они не знают, озадачьте их этим. Побуждайте их фантазировать. Способность допускать приятные альтернативы — часть терапии фобий.

«Если бы лидер культа предстал перед своими последователями и признался, что ошибался и вводил в заблуждение, и призвал бы их разойтись, поверили бы вы этому».

«Если бы он был уличен в изнасиловании и воровстве, вы по-прежнему следовали бы за ним?»

«Если бы сам Господь посетил вас в ваших вечерних молитвах и велел вам покинуть группу, послушались бы вы Его?».

Знают ли они кого-нибудь, кто покинул группу.

Почему они вышли? Беседовали ли вы с ними когда-нибудь? Почему нет?

Есть ли у вас какое-нибудь желание говорить с ними? Почему нет?

«Возможно ли для кого-то покинуть группу по оправданным причинам?» По каким?

Подчеркивайте прямоту, честность, духовность, человеческую связь.

ТЕХНИКИ РЕАБИЛИТАЦИИ БЫВШИХ КУЛЬТИСТОВ
1. Моделирование:

а) знание того, что вы хотите (превосходство), б. знание того, чего вы не хотите (посредственность),

в) сравните и противопоставьте сходства и различия,

г) изучите, какие ресурсы необходимы (в настоящее время отсутствующие) и/или,

д) изучите, что препятствует свершению изменения,

е) рассмотрите ближайшие и отдаленные последствия (+ и -),

ж) изучите побочные выгоды для надежности (уверенности).

2. Локус контроля: внутренняя ссылка, внешняя ссылка,-

3. Стратегии мотивации: направленность к позитивному, отталкивание от негативного.

4. Ориентация во времени: прошлое, настоящее, будущее.

5. Работа с частями себя или с субличностями: обнаружение, принятие, сообщение, обучение и интегрирование.

6. Сделайте письменный конспект ваших впечатлений (опыта): временная линия, люди, события, места.

Рассортируйте на позитивные, негативные и курьезные впечатления (переживания). Восстановите мысли, чувства и поступки. Добавьте ресурсы, переделайте личную историю.

Имейте в виду:

1. Что эти плохие вещи случились с вами с более молодым.

2. Что вы сделали самое лучшее в соответствии с тем, как вы это тогда представляли, основываясь на вашей информации, возможностях и способностях.

3. Сейчас вы старше, мудрее и имеете больше возможностей!

Разум способен на научение с одной попытки (пробы). Все, что вам нужно — это знать, как воспринимать, обрабатывать и извлекать результат из информации, используя пять чувств:

1. Зрительное (визуальное): ассоциированное — диссоциированное; цветное — черно-белое; ассортимент перспектив — большая, малая, перевернутая; в фокусе — вне фокуса; двумерность — трехмерность.

2. Слуховое (аудиальное): громкость, тон (интонация), темп, тембр, опознавайте голос.

3. Двигательное (кинестетическое) — осязание:

внутреннее — внешнее, горячее — холодное, гладкое — грубое, наслаждение — боль.

4. Обонятельное — запах: свежий — прокисший, приятный — неприятный.

5. Вкусовое — вкус: хороший — плохой, острый — мягкий, сладкий — едкий (кислый).

Триггер (спусковой крючок) является якорем для переживания (обычно включает в себя 5 чувств). Выявляйте триггеры и создавайте новые ассоциации! Обучайтесь новому и репетируйте будущие переживания (будущий шаг, поступок).

Разум применяет язык к разрядам вещей, представляемым позитивно, а не негативно. Пример: не думайте о белой лошади; не думайте, что вы глупы; не беспокойся, он не придет и не обидит тебя.

Если вы не желаете какой-то мысли, думайте другую мысль.

Если вы не желаете какой-то ассоциации, образуйте другую ассоциацию. Пример: Думайте о том, какой вы находчивый, или думайте о том, насколько вы теперь способны защитить себя.

ПЕРЕСОЗДАНИЕ ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
Вы можете переделать вашу личную историю, приобщаясь к новым людям, обретая умения, и приобретая силу действовать так, как вам хотелось бы.

а) Создайте заново внутри себя мать, отца, братьев и сестер, друзей.

б) Тщательно исследуйте основные этапы своего развития, чтобы извлечь позитивный опыт.

Драконы

Драконы рыщут среди нас в поисках новой жертвы, ибо они ненасытны…

Date: 2015-08-24; view: 441; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию