Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Программа обучения росписи по дереву





 

Автор Л.П.Дорофеева,

педагог дополнительного образования

Цель программы

Пробуждение в человеке тяги к творчеству,

повышение его самооценки при виде хороших результатов своего труда,

улучшение качества жизни вследствие освоения богатой народной культуры.

Задачи программы

1. Знакомство с историей возникновения и развития росписи по дереву на русском Севере.

2. Изучение видов северных росписей и их отличительных особенностей.

3. Обучение практическим навыкам росписи по дереву.

Самое главное в обучении росписи по дереву – это желание ученика освоить приёмы и методы работы. Как быстро пройдёт обучение – зависит от способности человека и количества времени практики в росписи изделий.

Итак, приступаем к освоению русских северных росписей по дереву. С чего лучше начать?

Если у вас есть возможность посетить музей, где хранятся деревянные предметы с росписью, то обязательно ознакомьтесь с ними, полюбуйтесь, рассмотрите все детали, узнайте назначение предмета. Если музей недоступен, найдите другие формы знакомства с изделиями народных промыслов через библиотеки, выставки, воспользуйтесь услугами Интернета.

Обучение росписи по дереву происходит постепенно. В начальной стадии я рекомендую копирование более лёгких композиций с образцов росписей, выполненных на картоне размером с альбомный лист. Если какой-либо элемент росписи не получается, его надо прорисовывать отдельно так, как в школе дети учатся писать буквы. После освоения росписи на бумаге можно расписывать деревянные изделия простой формы: квадратные подставки под горячее, прямоугольные панно и т. п.

Следующий этап – самостоятельная разработка композиции. Сначала надо выполнить эскиз на бумаге карандашом и красками. Затем нанести рисунок на изделие. Если роспись мелкая, графичная (борецкая, пермогорская, мезенская), то для переноса рисунка с бумаги на дерево можно использовать старую копировальную бумагу. Рисунок должен быть еле заметен на изделии, чтобы после росписи красками следов карандаша не было видно. Необходимо подобрать гамму красок в соответствии с характером росписи и назначением

предмета. Чаще всего предметы с росписью используются на кухне (разделочные доски, ступки, ложки, полочки и т. д.) и служат украшением интерьера столовой.

На третьей стадии освоения ремесла ученику уже будет под силу копирование художественных работ высокой сложности, т. к. появится более виртуозное владение кистью. Теперь возможна самостоятельная работа по росписи плоских и объёмных изделий из дерева.

Занятия с детьми 1-го года обучения

1. Знакомство с северными росписями на деревянных изделиях.

2. Рисование элементов росписи на бумаге.

3. Овладение техникой росписи гуашью на бумаге.

4. Роспись на деревянных изделиях простой формы.

второй год обучения

1. Тренировка техники исполнения росписи на бумаге.

2. Составление композиции на бумаге.

3. Самостоятельный перенос рисунка на деревянное изделие.

4. Роспись разделочных досок.

третий год обучения

1. Роспись на деревянных изделиях по готовому рисунку.

2. Самостоятельная разработка рисунка для росписи и перенесение его на изделие из дерева.

3. Подбор цвета и роспись объёмных изделий (из пиломатериалов, токарных, туесов).

4-й, 5-й годы обучения

1. Нанесение рисунка на изделие с помощью трафарета.

2. Роспись изделий с более высоким качеством исполнения.

3. Выполнение росписи на уникальных изделиях.

 

Программа «Русские северные росписи» направлена на творческое развитие детей 7 – 18 лет в области художественного оформления изделий доступными средствами традиционной народной культуры росписи по дереву. В течение трёх лет занятий учащиеся на практике знакомятся с девятью видами росписи в Архангельской области.

 

Занятия проходят в оборудованном кабинете школы-интерната пять дней в неделю: для детей первого года обучения – два раза по 2 часа, второго и третьего года – три раза в неделю по 2 часа. Программа составлена на основе моего 30-летнего опыта творческой работы по росписи изделий из дерева, она предусматривает принцип добровольного и заинтересованного обучения основным навыкам расписывания деревянных заготовок.

 

Умения юных мастеров наглядно отражаются на стенном планшете «Ступени мастерства». Ребёнок знает, чего он должен достичь, чтобы перейти на ступеньку повыше, и стремится самостоятельно выполнить работу, если уже готов к ней. Дети стараются расписать изделие красиво, по-новому. Они понимают, почему руководитель может возвратить рисунок на доработку, так как знают, что от хорошо выполненного эскиза зависит и качество готового изделия. Расписывая досочку, школьник учится ценить труд, постигает законы гармонии, ощущает радость от выполненной работы.

 

Участвуя в конкурсах «Моя фантазия» и «Серебряные ручки», дети начинают ответственнее и старательнее относиться к художественному оформлению изделий из дерева. У них повышается качество работ, развивается чувство прекрасного, умение самостоятельно разработать композицию и воплотить свою идею в конкретной форме. По завершении обучения по данной программе ребёнок сможет назвать вид росписи на изделии, сформулировать основные правила, которые необходимо соблюдать при работе над росписью, сможет самостоятельно расписать разделочную досочку.

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

 

 

  Раздел     Наименование
  Оборудование     – столы, стулья, освещение, вода
  Материалы     – бумага (для рисования, калька, копировальная, писчая, шлифовальная) – краски (художественная гуашь, темперная, акриловая) – изделия из дерева (заготовки) – лак (масляный, акриловый) – растворитель (нитроцеллюлозный, уайт-спирит, растительное масло) – подсобные (стакан для кистей, баночка для воды, обрезки ткани или поролона для обсушивания кистей, щётка для сметания пыли, ветошь)  
  Инструменты     – кисти (круглые № 1 – 3 беличьи и колонковые, плоские для лака) – карандаши (простые М и ТМ, цветные, восковые) – линейки (деревянные и металлические 15, 20, 30, 40, 50 см) – циркуль  
  Канцелярские принадлежности   – стиральные резинки, ножницы, угольник, шаблон с геометрическими фигурами, фломастеры, точилка для карандашей, клей ПВА, бритвочки, скотч, кнопки, скрепки, зажимы, папки, файлы  
  Учебные пособия   – образцы изделий с росписью – эскизы росписей на бумаге – фотографии расписных изделий – книги по народным промыслам  

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  №   Разделы, темы Всего часов Тео рия Прак тика Кор рект.
  Задача 1-го года обучения – копирование готовой композиции путём срисовывания с заданного образца  
        Вводное занятие Освоение русских северных росписей а) борецкой б) шенкурской в) пермогорской Экскурсия в Дом ремёсел, проведение викторины, встреча с народным мастером Итоговое занятие               -     -  
 
  Задача 2-го года обучения – самостоятельное составление композиции  
        Вводное занятие Освоение росписей а) мезенской б) пучугской в)пижемской Посещение музея, выставок, проведение конкурсов, встреча с народным умельцем Итоговое занятие               -     -  
 
  Задача 3-го года обучения – перенос рисунка с бумаги на деревянную заготовку с помощью копировальной бумаги  
        Вводное занятие Освоение росписей а) онежской б) ракульской в) уфтюжской Участие в городских выставках, посещение музея Итоговое занятие               -     -  
 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

Вводное занятие

 

1. Знакомство с учащимися.

2. Ознакомление детей с правилами внутреннего распорядка, организацией рабочего места, с правилами поведения в кружке росписи по дереву.

Освоение девяти видов росписи по дереву

 

1. Историческая справка о данном виде росписи.

2. Просмотр изделий народных мастеров в книгах, на фотографиях, в музее, на выставках.

3. Пробное копирование композиции с образца с целью выявления индивидуальных способностей каждого ученика.

4. Прорисовка на бумаге карандашом отдельных элементов росписи.

5. Копирование композиции с образца с последующим нанесением цвета.

6. Самостоятельная разработка композиции для деревянного изделия простой формы (для детей 1-го года обучения), столярного изделия (для детей 2-го года обучения) и токарного (для детей 3-го года обучения).

7. Подбор цветового сочетания для разработанной композиции, используя разноцветные бумажные полоски.

8. Перенос рисунка с бумажного эскиза на деревянную заготовку и роспись красками.

Смотр практических навыков и умений

 

1. Проведение викторины «Что я знаю о росписи по дереву?»

2. Проведение конкурса «Моя фантазия», где дети самостоятельно разрабатывают роспись досочки.

3. Проведение конкурса «Серебряные ручки», где дети стараются точно скопировать образец росписи на деревянном изделии, подготовленном педагогом.

4. Отражение практических навыков и умений учащихся в настенном планшете «Ступени мастерства».

5. Сохранение эскизов удачных детских работ в папках для дальнейшего их использования при разработке композиций.

Подведение итогов

 

1. Обсуждение выполненных учащимися работ.

2. Вручение грамот и призов.

3. Пожелания на летние каникулы.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

Правила при работе над росписью изделия

 

1. Подготовить инструменты и материалы: деревянную заготовку отшлифовать, достать нужные краски и кисти.

2. При нанесении рисунка на деревянную поверхность надо только слегка нажимать на карандаш, чтобы не осталось следов его после чистки изделия.

3. Перед раскраской следует тщательно размешать гуашь, разбавить её по мере необходимости водой с добавлением сахарного песка для прочности краски.

4. После высыхания красок очистить изделие от затёков и карандашных линий.

Правила ухода за инструментами

 

1. Хранить рабочие кисти в подставке вертикально волосом кверху.

2. Кисточку прополаскивать после каждой смены краски, не касаясь дна банки, чтобы не повредить у кисти волоски.

3. В баночку с краской кисть опускать, погрузив волос полностью, а снимать лишнюю краску можно, коснувшись волосом о край баночки.

4. Мазки кисточкой делать в одном направлении.

5. При обводке держать кисточку вертикально.

6. После завершения работы кисть надо тщательно промыть, обсушить тряпочкой и придать волосу острый кончик.

7. Баночку с краской закрывать крышкой сразу после пользования: так краска дольше не высыхает.

8. Не ронять на пол карандаши, чтобы не поломать грифель.

Правила поведения в кабинете росписи по дереву

 

1. Уважительно относиться друг к другу.

2. Разговаривать спокойно, без крика.

3. Не класть на рабочий стол посторонние предметы.

4. Соблюдать интервал между рабочими местами, чтобы не мешать рядом сидящему.

5. По мере необходимости помогать другим ученикам.

6. После занятия своё рабочее место оставлять в чистоте.

Контрольные вопросы для викторины

 

1. Какие виды росписей в Архангельской области вы знаете?

2. Каких вы знаете народных умельцев?

3. Почему люди украшают бытовые предметы росписью?

4. Какие предметы быта украшаются росписью?

5. Какие расписные изделия есть у вас дома?

6. Какая твоя любимая роспись?

7. Что из себя представляет пижемская (и т.д.) роспись?

8. Чем отличается онежская роспись от борецкой (и т.д.)?

9. Какие инструменты используются при росписи изделий из дерева?

10. Какие краски применяются в росписи деревянных изделий?

11. Какие используются кисти?

12. Как надо держать кисточку во время росписи?

13. Когда в росписи изделия используются циркуль и линейка?

14. Какие бывают шлифовальные материалы?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. В.С.Воронов «О крестьянском искусстве»

2. С.К.Жегалова «Русская народная живопись»

3. Н.В.Тарановская «Росписи на Мезени и Печоре»

4. О.В.Круглова «Народная роспись Северной Двины»

5. Л.В.Тимофеева «Уфтюжская роспись»

6. Л.П.Дорофеева «Русские северные росписи»

7. Н.К.Величко «Роспись. Техники. Приёмы. Изделия»

8. Т.М.Кольцова «Крестьянская живопись Поважья»

 

 


 








Date: 2015-08-24; view: 707; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.017 sec.) - Пожаловаться на публикацию