Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Философское понимание общества и его истории





Философское понимание общества и его истории.

 

Общество как подсистема объективной реальности изучается социальной философией. Философско-теоретический анализ предполагает исследование общества в целом как сложной системы "человек - общество".

Иначе говоря, задача социальной философии - анализ общественной сущности человека.

 

В философии существуют разные точки зрения по вопросам, относящимся к сущности общества, причинам его развития, движущим силам. Можно выделить, по крайней мере, четыре модели, подхода в решении этих проблем:

- натурализм

- идеалистическая модель

- материалистическая концепция

-плюралистическая (факторная)

 

Натурализм (или географическое направление)

исходит из того, что развитие общества определяется природными условиями (климатом, плодородием почвы, богатством минеральных ресурсов и т.д.). С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Л. И. Мечников) природная среда определяет характер людей, диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.

К натуралистическому направлению в философии относятся и геополитические взгляды, согласно которым политика государства ставится в зависимость от его "жизненного пространства" - территории, местоположения и др. Естественным правом государства объявляется захват чужих территорий, т.е. экспансионистская политика.

Идеалистическая модель

Она основывается на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности.

Для идеалистической модели характерно также отрицание объективных закономерностей развития общества. Наконец, в рассматриваемой концепции соответственно решалась и проблема движущих сил истории: основное внимание уделялось великим личностям - носителям идей: царям, королям, полководцам, законодателям. История представлялась результатом их деятельности, а народным массам отводилась роль пассивной, инертной толпы.

Материалистическая модель

Противоположной идеалистической является материалистическая модель общества, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Данная концепция явилась результатом распространения материализма на область общественных явлений и означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу.

Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание.

Общество как система. Структура общества. Общество – это прежде всего совместная жизнь людей, активно-взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно-необходимых потребностей.

В процессе такого взаимодействия складываются определенные отношения, которые с течением времени приобретают установленный характер. Общество предстает, как совокупность общественных отношений, т.е., деятельность людей и их общественные отношения выступают в качестве системообразующих факторов общества.

В обществе, как сложно структурированном целом, условно можно выделить четыре сферы:

-материально-производственную

-социальную

-политическую

-духовную

Каждая из них представляет систему различных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии. Эти сферы не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга.

В общественном производстве представлены две основные взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы:

-материальное производство

- духовное производство

 

Социальная сфера общественной жизни

1) Общество представляет собой не просто сумму индивидов, в нем действуют различные взаимосвязанные группы людей, т.е. социальные общности. Система исторически сложившихся относительно устойчивых и взаимодействующих социальных общностей составляет социальную сферу общества. Это сложное и многоплановое образование, которое включает различные по характеру, масштабу, общественной роли общности. Социальная сфера представляет собой целостный процесс взаимосвязи и взаимодействия общностей различного порядка и, прежде всего, макро- и микроструктуры. Но роль их неодинакова: большие группы людей оказывают определяющее влияние, так как в них наиболее концентрированно воплощены объективные законы общественной жизни.

 

2) политическая сфера - одна из подсистем общества, обеспечивающая интеграцию всех элементов общества, его существование как целостного организма.

Остановимся на характеристике некоторых элементов этой сферы.

Исторически первым и важнейшим политическим институтом является государство.

Можно выделить следующие признаки государства:

- наличие особого слоя людей, занятых управлением, т.е. аппарата чиновников:

- публичная власть, т.е. органы политического принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы, разведка и т.д.):

- территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления, при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием все население страны.

3) Термин "культура" был введен в европейскую социальную мысль во 2-ой половине XVIII в., первоначально обозначая в переводе с латинского возделывание почвы, а затем приобрел более широкое значение (воспитание, образование, развитие, почитание) и обобщил все созданное человеком

Термин "культура" был введен в европейскую социальную мысль во 2-ой половине XVIII в., первоначально обозначая в переводе с латинского возделывание почвы, а затем приобрел более широкое значение (воспитание, образование, развитие, почитание) и обобщил все созданное человеком

 

Философия истории. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.

Философия истории представляет собой раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания.

Этот термин впервые был употреблен в 18в. Вальтером. Но это не означает, что он является основателем этого направления.

В середине 19в. возник и укрепился материалистический подход к изучению и пониманию истории. Общество рассматривалось как постоянно развивающаяся система со специфической системой организации. Материалистическая направленность философии истории продолжили авторы ряда концепций, объединенных общим названием «концепция индустриализма».

Формационная концепция. Разработана Марксом. Успех этой концепции был определен системных подходом к пониманию общества и правильным выбором его системообразующих компонентов. Этим компонентом Маркс считал сферу материального производства, которое определяет все другие сферы жизнедеятельности общества: социальную, духовную, политическую. Опираясь на эту идею, Маркс в 1850-е гг. начал разрабатывать теорию общественно-экономических формаций. С его точки зрения, человечество в своем развитии проходит определенные, закономерные и исторически длительные этапы. Их он назвал формациями. Формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. Она характеризуется прежде всего господствующим в обществе способом производства, которое определяет все другие стороны социальной жизни. Сделанные Марксом открытия, что производственные отношения являются фундаментом всех остальных отношений и общества в целом, положило дорогу к созданию формационной теории, т.е. Маркс принимает экономические отношения как основные. Маркс выделил в истории общества 4 формации: 1) первобытно-общинная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) капиталистическая. Исходя из идеи о естественно исторической смене формации, Маркс предсказал появление новой коммунистической формации.

Во 2-й половине 20в. появляется цивилизационная концепция.

Цивилизационная концепция. Понятие «цивилизация» было введено в 18в французом. Согласно этой концепции, исторический процесс предстает последовательной сменой самобытных и исторически приходящих цивилизаций, число которых у разных авторов варьируется от 8 до 21. Каждая цивилизация рассматривается как самостоятельный уникальный феномен, не связанный с другими, и проходящий в своем развитии последовательно фазы роста, надлома и разложения. Жизнеспособность цивилизации определяется развитием духовных основ народа. Эту концепцию продолжил Гарвардский профессор.

 

 

Date: 2015-08-24; view: 7591; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию