Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 66. Социологическая школа уголовного права и ее влияние на развитие современного уголовного законодательства





Преступление - это результат сложного взаимодействия разнообразных факторов, с одной стороны - индивидуальных (в том числе и биологических), а с другой стороны - физических и социальных. Физические факторы - это географическую среду, климат, поры года, количество осадков, время пор и т.п. Индивидуальные факторы - пол, возраст, происхождение и воспитание, образование, семейный положение, болезни, физическое и психическое свойства. Социальные факторы - безработицу, уровень цен на продукты питания, уровень потребления алкоголя, заработная плата, жизненный уровень, проституция, люмпенизация населения и др. Учение об опасном состоянии - это реакционная часть взглядов социологов. Кто не совершил конкретно ничего преступного, но вследствие определенных обстоятельств должны признаваться такими, что находятся в опасном состоянии. Это, по мнению социологов, участники антиобщественных организаций, нищие, бродяги, проститутки, сутенеры, безработные, алкоголики, дегенераты, душевно больные и т.п.. Социологи разработали классификацию преступников и в зависимости от этого рекомендовали разные виды репрессии. Представители социологической школы предлагали систему неопределенных приговоров, передавая вопрос о сроке наказания тюремной администрации. Вместе с тем они предлагали ввести к законодательству условное осуждение и условно-досрочное освобождение от наказания, замену краткосрочного лишения свободы штрафом, создание специальных судов и особых мест лишения свободы для несовершеннолетних преступников. Школа новой социальной защиты отстаивает сохранение основных концепций классиков, закрепленных в УК цивилизованных стран (принцип ответственности за вину, применение наказания согласно тяжести преступления), требуя лишь изъятие из научного употребления разнообразного рода фикций, связанных с "господством юридического априоризма" классической школы (например, учение о негодном покушении). Они считают необходимым введение должности специального "судьи из наказание", который бы контролировал поведение осужденного.

Вопрос 64. Сущность, истоки возникновения и этапы развития классической школы уголовного права. Работы Монтескье и Беккариа, что покачнули основания феодального криминального права, были направлены против его жестокости, смертного наказания и истязание, религиозной нетерпимости и сформулировали гуманистические идеи цивилизованного криминального права, положили начало классической школе. Особое место здесь занимает книга итальянского просветителя и юриста Чезаре Беккариа (1738-1794) "О преступлениях и наказании", что вышла в 1764 году. Эта книга за силой своего влияния на современников и на следующие поколения не имеет себе равных в истории науки криминального права. Книгу-памфлет содержала сокрушительную критику жестокости и несправедливости феодального криминального права и вместе с тем формулировала принципы криминального права, основанные на идеях просветительства и гуманизма XVIII ст.

Книга Беккариа приобрела чрезвычайную популярность во всем просвещенном мире, выдержала ряд изданий. В 1765 г. в Швейцарии была вычеканена медаль в честь Беккариа. Католическая церковь, которая отстаивала основания феодализма, занесла книгу Беккариа к Индексу запрещенных книг. Блестящий стиль, страстность изложения, сжатость и ясность мысли, а главное - идеи цивилизованного криминального права, которое в ней сформулированы, делают эту книгу актуальной и в наши дни. Каждый юрист должен прочитать книгу Беккариа (русское издание 1939 г., стало библиографической редкостью, в 1994 г. книга переиздана в России). Сформулируем коротко основные идеи Беккариа. Взгляды на криминальный закон. Беккариа, вслед за Монтескье, провозглашает верховенство закона, причем законодатель не только выдает законы, но и толкует их; судья же не может толковать законы, которые подлежат буквальному применению.

Закон должен определять преступность и наказуемость действия. Все граждане должны быть равными перед законом. Беккариа резко выступает против сословной неровности. Ф Взгляды на преступление. Преступление - это только действие, т.е. поступок человека, выраженный извне. Беккариа отвергает ответственность за намерение, за слова, мысли, ереси и колдовство, которое считалось одним из важнейших постулатов феодального права. Беккариа одним из первых дал материальное определение преступления, считая, что им есть лишь действие, которое причиняет тот или другой вред обществу.

Взгляды на наказание. Право на наказание вытекает, как считает Беккариа, не из требований искупления греху перед богом или монархом, а из необходимости защитить "общее благо от посягательств отдельных лиц". Поэтому наказание должно применяться лишь тогда, когда в этом есть "абсолютная необходимость".

Вслед за Монтескье, которого Беккариа считал своим учителем, он требует равновесия преступления и наказание. Он предлагал создать "точную и общую ступеньку преступлений и наказаний", в которой "отбивалась бы их соответствие".

Наказание,-писал Беккариа,-должно быть воздержанным, гуманным, а не жестоким. Уверенность в неизбежности, неотвратимости хотя бы и воздержанного наказания создаст, пишет он, "всегда большее впечатление, чем ужас перед другим, более жестоким наказанием, но таким, что сопровождается надеждой на безнаказанность".

Цель наказания - не отплата, а предупреждение совершения виновным нового преступления, причинение нового вреда обществу (то, что мы называем частной превенцією) и содержание других лиц от совершения преступления (общая превенція).

Беккариа считал, что более целесообразным есть предупредить совершение. преступления, чем потом наказывать за него.

Беккариа в принципе был против смертного наказания. Он припускает ее лишь в том случае, когда она является единым средством удержать других от совершения преступления или "когда нации возвращает или теряет свою свободу или во время анархии, когда беспорядок заменяет законы". Интересно, что когда в Конвенте во время Французской революции решался вопрос о казни Людовіка XVI, у обоснование применения ее были положены взгляды Беккариа.

Взгляды Беккариа сделали решающее влияние на развитие науки и законодательства следующего периода.

Представители классического направления были во многих странах Европы: в Англії-Бентам (1748-1832), в Рось^-Роси-франции-роси (1787-1848), в Германии - Кант (1724-1804), Гегель (1770-1831), А.Фейербах (1775-1833), Грольман (1775-1829), в России - Таганцев (1843-1923), Сергиевский (1849-1910), ученые, что работали на Украине: Кістяківський (1833-1885), Владимиров (1844-1917) и много других.

Значительное влияние на приверженцев классической школы имел ее немецкое направление, которое развивалось под влиянием философии Канта и Гегеля. 3. Кант - выдающийся немецкий философ, который впервые сформулировал идее правового государства, создал свою теорию криминального права. Взгляды на криминальный закон. Ум диктует воле человека определенные правила надлежащего поведения. Эти правила Кант называет императивами. Поскольку ум диктует эти правила безусловно, они є не просто императивами, а категоричными императивами. Те из них, что касаются этики, нравственности, дают понятие морального закона, те же, что касаются права, становятся юридическим законом. Таким образом, криминальный закон - это категоричный императив. Он є априорным синтетическим суждением, которые требует от человека руководствоваться в своей деятельности таким правилом: "робы так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой всех людей".

Взгляды на преступление. Преступление - это действия, которые поднимают криминальный закон, т.е. категоричный императив. При этом источником преступления является свобода воли. Воля, за Кантом, не зависит от внешних причин, она есть свободной, автономной, індетермінованою. Свободная воля - это такая причина что не имеет никакой причины, это первопричина всех поступков, которая не подчиняется необходимости. Это положение, по мнению Канта, не нуждается в доказывании - это вещь в себе, ей можно только верить, но ее нельзя познать.

Взгляды на наказание. Кант - творец теории материальной отплаты. Категоричный императив требует надлежащего поведения и содержит в себе идею наказания за ненадлежащее поведение. Наказание - это осуществление справедливости. Оно не ставит перед собой никакой утилитарной цели. Наказание - это справедливая отплата, самоцель. Оно назначается лишь потому, что содеянное преступление. Кант доказывал свое учение о наказании к абсурду. Он писал, что, если бы гражданское общество должно было прекратить свое существование, то должен был бы быть наказан последний убийца, который находился в тюрьме и был осужден к смерти - (І осуществится правосудие, хотя бы погиб мир). Наказание является отплатой взлом за зло, причиненное злочином.. Приведу лишь одну его мысль из "Метафизики морали". Кант спрашивает: "Аким есть род и размер наказания, которое бы отвечало принципам справедливости? "И отвечает: "Никакой другой, как только принцип равенства (в положении стрелки на терезах справедливости) - не склоняться ни на один, ни на вторую сторону. Таким образом, зло, которое ты причиняешь другому человеку без ее вины, ты причинил самому себе. Если ты ее обижаешь, то ты обижаешь самого себя; если ты ее обкрадываешь, то ты обкрадываешь самого себя; бьешь ты ее, ты бьешь себя; убиваешь ее, ты убиваешь самого себя. Только право отплаты, но непременно перед судорог (а не в твоем частном суждении) может точно определить и качество и количество (размер) наказание". Согласно этому предлагается и система наказаний: за убийство - смертная казнь; за изнасилование и мужеложство - кастрация; за аморальные преступления - изгнание из общества; за оскорбление - унизительное извинение перед потерпевшим, за имущественные преступления - криминальное рабство (каторга) на разные сроки.

Гегель - выдающийся немецкий философ, творец диалектического метода, развивал свои идеи и в области криминального права. Взгляды на криминальный закон. Право - это определенная абстрактная общая воля в своем проявлении. Криминальный закон - это тоже общая воля (тезис), которую нельзя поднимать. Гегель выступал за издание уголовного кодекса, который он считал более развитой формой права, чем сборники обычного права или права прецедентов. Он считал, что кодекс должен быть написан в доступной форме и доказанный к сведению население.

Взгляды на преступление. Гегель выступал против наказуемости преступных намерений и мыслей, доказывая, что уголовной ответственности может подлежать лишь содеянное лицом преступное действие.

Гегель был против объективного отношения, считая, что уголовная ответственность возможная лишь при наличии умышленной вины. Преступление, с точки зрения философа, это нарушение права, общей, абстрактной воли, отпадание от этой воли, т.е. что-то неразумное. Он представляет собой возражение общей воли, возражение права (антитеза). Поскольку преступление неразумное, то он не должен существовать, так как умное только и есть действительным.

Взгляды на наказание. Наказание является восстановлением права. Если преступление - это возражение права, то наказание - это возражение возражения права (синтеза). Наказание исключает преступление, делает его таким, которого вообще не было, будто некогда не существовало. Поэтому наказание не преследует никакой утилитарной цели, оно - самоцель. Оно является результатом свободної воли преступника, который сам себе требует наказания. Самым фактом совершения преступления преступник дает согласие на применение наказания. Тем не менее наказание, как правило, не таліон (кроме убийства), а должно отвечать за своей суровостью тяжести содеянного преступления.

Ансельм Фейербах (отец известного философа-материалиста Людвига Фейербаха) перевел философские концепции немецкой классической философии на ясный и четкий язык юриспруденции. Он дал латинские формулирования основных принципов криминального права, которое, по его словам, не подлежат любому исключению. Фейербах был устроителем одного из первых кодексов XIX ст., в котором воплотились его идеи, - Баварского криминального заключения 1813 г., что действовало почти к времени объединения Германии в 1870 г. Идеи Фейербаха повлияли на развитие науки криминального права не только в Германии, но и за ее пределами.

Взгляды на криминальный закон. Закон, за Фейербахом, общий и необходимый, он угрожает каждому, виновном в преступлении. Он вслед за Кантом считал криминальный закон категоричным императивом, который подлежит обязательному выполнению. Он выступал за резкое сужение судейского усмотрения, за установление абсолютно определенных санкций, сумев это воплотить в Криминальном заключении Баварии 1813 г. Взгляд на преступление. Преступление - это действие, опасное для общества. И хотя она вызывается свободною волей, но подчиненная закону причинности, детерминированная. Причиной преступления являются стремления человека получить удовлетворение или избегнуть неудовольствия, т.е. чувственная природа человека. Фейербах создал научное основание для разработки важнейших институтов криминального права - состава преступления, вины, покушения, соучастия и т.п.. Он различал объективные и субъективные основания уголовной ответственности (преступное действие, запрещенное законом, и вину лица - умысел или неосторожность, их виды и степени).

Взгляды на наказание воплотились в так называемой фейєрбахівській теории - теории психологического принуждения. Преступление возникает, за Фейербахом, из чувственных побуждений человека, а потому нужно что-то противопоставить этим стремлением. Эту роль сыграет наказание, для чего необходимо, чтобы каждый был убежденный, что за совершение преступления он будет иметь больше страданий, чем то неудовольствие, что он ощущает при сдерживании себя от совершения преступления. Наказание выступает в роли контрмотиву. Оно своей угрозой заставляет человека остановиться и не вчинювати преступление. Применение наказания за преступление и делает угрозу наказанием, предусмотренным в криминальном законе, целиком реальной.

Теория общего предупреждения за своей сутью является теорией запугивания. Она имела много приверженцев, но и не меньше неприятелей. Грольман - современник Фейербаха, выдвинул идею специального предупреждения, считая, что целью наказания являются предупреждения преступлений путем влияния на осужденного. Это достигается или запугиванием преступника, к которому примененное наказание, или тем, что он лишается физической возможности совершить новое преступление. Учитывая это Грольман был за широкие рамки усмотрения судей при применении наказания. Спор между приверженцами Фейербаха и приверженцами Грольмана прошла через все XIX век и намного пережила этих ученых. Возникновение так называемых смешанных теорий о цели наказания в значительной мере уменьшило остроту этих споров.

Наиболее известными представителями русской школы классиков были М. С. Таганцев и О. Ф. Кістяківський, который работал в Киеве. М. С. Таганцев - автор курса криминального права, которое не имеет аналогов. Над ним ученый работал почти тридцать лет. Последнее издание 1902 г. "Русское криминальное право. Лекции" (в двух томах), переизданное в 1994 г., стало доступным для всех юристов. М.С.Таганцев был воздержанным либералом, приверженцем точного применения криминальных законов, глубоко разработал проблемы почти всех институтов криминального права, резко выступал против смертного наказания. "Сделать преступление с помощью наказания таким, что не существовал, невозможно, - писал он, - никакое наказание убийцы не воскресит вбитого, смерть дает в результате не жизни, а две смерти". И дальше: "Угроза смертной казнью, если она с десяти преступников не применяется до девяти, менее действующая, чем угроза тюрьмой, если только угроза неизбежно осуществляется относительно любого преступления". Таганцев резко выступал против идей социологов об опасном состоянии: "Наказывая же за преступные склонности, возможность будущих нарушений, мы даем страшное оружие деспотизма власти, уничтожаем существование всякой свободы".

Либеральных взглядов придерживался и О.Ф.Кістяківський, учебник которого из Общей части криминального права выдержал несколько изданий. Особенно резко Кістяківський выступал против смертного наказания, выдал по этому вопросу отдельную книгу. В своих роботах ученый убедительно подвергал критике антропологическое направление и в то же время использовал при исследовании институтов криминального права не только юридический метод, но и социологические характеристики.

Классическая школа сделала решающее влияние на содержание как ранних кодексов (УК Франции 1791 г. и 1810г., Баварское заключение 1813 г.), так и на более поздние кодификации (Немецкое криминальное заключение 1871 г., Голландское криминальное заключение 1881 г., Итальянский УК 1889 г., Русское криминальное заключение 1903 г., главным устроителем которого был М. С. Таганцев). Да и в XX ст. кодексы, которые принимались в разных странах, хотя и ощутили на себе влияние социологической школы, сохранили все основные положения, развитые классической школой и присущий криминальному праву любого цивилизованного государства (например, Уголовные кодексы Бельгии 1930 г., Швейцарии 1950 г., Швеции 1965 г., Австрии 197п г., Франции 1992 г., Испании 1995г.).

В советской литературе имело место однобокое освещение идей классической школы. Если признавалась гуманистическая ее направленность в период борьбы с феодализмом, то после прихода к власти буржуазии классическая школа рассматривалась как течение реакционное, направленная на апологетику существующего порядка. Такой подход по сути перечеркивал те достижения прогрессивной уголовно-правовой мысли, которые были приобретены этой школой. Конечно, у классиков были недостатки, главными из которых следует считать чисто юридическое мировоззрение, которое рассматривает криминальное право в отрыве от социальной действительности, увлечение абстрактными конструкциями и котроверзами, нормативизм, который сводил исследование лишь к логическому построению юридических понятий, отсутствие в ряде случаев историзма в изучении преступления и наказание и некоторые другие. Тем не менее эти недостатки не могут обесценить всего того, что сделано классической школой в отстаивании цивилизованных основ криминального права. Основные идеи этого направления сохраняются и сейчас как в теории, так и в криминальном законодательстве всех демократических государств.

Date: 2015-08-22; view: 1356; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию