Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






исследования проблемы межнациональных конфликтов





Социально-психологические и педагогические основы

исследования проблемы межнациональных конфликтов

Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей – наций, народностей, этнических групп. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, образовании и воспитании. Но, однако, по-прежнему остаются актуальными и нерешенными проблемы межнациональных отношений, этнических конфликтов в мире в целом и в частности по России, их негативная роль в межэтническом взаимодействии этносов, проживающих в одном регионе, государстве [13].

Актуализация проблемы конфликта в социальной жизни людей усилила внимание ученых к данному вопросу.

Так, например, в социологии наиболее устоявшимся является подход, рассматривающий конфликт как столкновение интересов взаимодействующих групп (субъектов взаимодействия, а стало быть, и конфликта) [8; 15; 23].

С психологической точки зрения конфликт означает столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств, актов поведения. Основные отличия конфликта от противоречия заключается в силе эмоционального накала противостояния, остроте негативных переживаний их участников [4].

Конфликт разными учеными определяется как: «сложное стечение несогласованных обстоятельств» (Е.А. Климов) [21], «столкновение действительности во внутреннем или во внешнем плане» (Б.И. Хасан) [48], «стечение жизненных обстоятельств, пересечение жизненных интересов людей» (И.Е. Ворожейкин) [10], «острый способ разрешения и завершения значимых противоречий» (А.Я. Анцупов) [3], «социальное явление, поражденное самой природой общественной жизни» (Д.К. Захаров, А.Я. Кибанов) [15], «взаимодействие, удерживающее единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска средств разрешения представленного в столкновении противоречия» (О.А. Иванова) [12].

В социальных, психологических и педагогических науках сложились разные подходы к классификации конфликтов. Конфликты классифицируют на основе принципов: типологизации, систематизации и таксономии. В социальных науках определены следующие типы конфликтов: межэтнические, межнациональные, политические, социальные, конфессиональные (Г.С. Денисова, З.В. Сикевич); в психологических – внутриличностный, межличностный, ролевой (З. Фрейд, К. Левин); в педагогических – конфликт деятельности, конфликт поступков, конфликт отношений (А.Я. Анцупов, С.Ю. Темина).

В данной работе рассматривается межнациональный конфликт в поликультурном образовательном пространстве школы, который определяется как объективно и субъективно обусловленное явление, представленное межнациональным взаимодействием, проявляющимся в эмоциональном напряжении, межличностных трудностях общения, межнациональном противоборстве, в негативном поведении и общении, основанных на идеи национальной розни; а также как объект исследования, профилактика которого диктуется современными требованиями общества, целями образования в воспитании толерантной личности, готовой к межкультурным коммуникациям и способной вести диалог в поликультурном обществе [28].

Конфликт имеет определенные стадии генезиса – возникновение, развитие и завершение под действием системы факторов и причин [23].

Для понимания рассматриваемой проблемы необходимо уточнить суть понятия толерантности. Анализ педагогической литературы показал, что понятиям «толерантность» и производным от него отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений [13]. В научный оборот вошли такие понятия как «менталитет толерантности», «мировоззрение толерантности», «толерантное общение», «толерантное поведение». Так, С.С. Акавова определяет толерантное общение, как «взаимодействие представителей различных национальностей, что представляется чрезвычайно важным, имеющим определенные функции, направленные на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию отношений между субъектами и коллективами» [4, с.51].

Феномен толерантности изучают многие науки: философия, психология, педагогика, социология и другие. Естественно, что понимание предмета конкретной науки способствует порождению многочисленных определений. Так, п сихология в общем виде определяет толерантность как «свойство биологической или социальной системы принятия другой системы или ее элементов, неоказания им сопротивления» [13, с.13].

Социология считает, что «толерантность является той культурной направленностью, установкой, отношением личности, которая, в отличие от космополитизма, предполагает понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей» [6, с.77].

В философии под этим термином понимается «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам» [13, с.14]. В педагогике феномен толерантности трактуется, как «способность человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни» [54, с.70], т.е. подчеркивается взаимосвязь понятий «толерантность» и «взаимодействие». В силу того, что все общечеловеческие этические нормы, сконцентрировавшие в себе всеобщие идеи свободы и гуманизма, должны быть органически включены в правотворческий процесс, они присутствуют в нормах права. Толерантность в праве предстает как модель социального поведения, которая, с одной стороны, должна вырабатываться законодательными органами государств, а с другой – быть нормой поведения для каждого члена общества [6].

Анализ данных определений позволил прийти к выводу, что под толерантностью целесообразно понимать систему внутренних ресурсов, мировоззренческую позицию и нравственно-психологическую установку личности, отражающую готовность и способность позитивно и продуктивно решать сложные задачи взаимодействия с самим собой и другими, отличающимися по внешности, мыслям, чувствам, ценностям, поведению, способствующую невосприимчивости к провоцирующим факторам среды [38]. Изучение проблемы толерантности показывает, что исследования педагогических аспектов данной проблемы отстают от исследований ее социокультурного, правового и философского срезов.

В научных работах и исследованиях отражена взаимосвязь понятий «толерантность» и «взаимодействие». Так, Лобанов И.А. утверждает, что «толерантность это не уступка, снисхождение или потворство, а это, прежде всего, активное отношение, взаимодействие» [38, с.48]. Артюхова И.С. представляет такие типы взаимодействия, как диалог, сотрудничество, опека и пр., соответствующие позитивной толерантности [5]. Диалог культур, как путь к пониманию утверждает и И.А. Лобанов. По мнению Л.В. Байбородовой, А.Г. Асмолова и других известных отечественных ученых, толерантность рассматривается как ценность, как внутренний стержень каждого человека и его социально-психологического бытия, что позволяет определить отношение человека не только к себе, но и окружающей действительности.

В научной литературе существует разное отношение к конфликтам. Так, например, М.М. Рыбакова утверждает, что не каждый конфликт является разрушительным с психологической точки зрения. Своевременно разрешенный конфликт побуждает к самоанализу, самокритике и, в конечном счете, сплачивает взаимодействующие стороны [56]. С.С. Акавова в поддержании этой точки зрения, утверждает, что «культура разрешения конфликтов повышает интеллектуальную, эмоциональную и волевую активность взаимодействующих сторон, поднимая межличностные отношения на более высокий уровень» [4, с.52]. Иной точки зрения придерживался В.А. Сухомлинский. Он определил межличностные школьные конфликты как «большую беду». Он отмечал, что «частые столкновения учащихся являются показателем невысокой педагогической культуры учителя» [63, с.201].

В литературе определяются педагогические условия формирования толерантности. Под педагогическими условиями понимается создание условий приобретения, усвоения совокупности определенных устойчивых свойств и качеств учащимися. С точки зрения Н. Роговой и Ф. Гизатуллина, таковыми выступают гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса [55]. Гуманизация предполагает, прежде всего, становление духовности и гуманистической педагогической культуры педагогов, способных направить учебно-воспитательный процесс на раскрытие самоценности человека, приоритетности развития личности, обладающей чувством собственного достоинства, ответственностью.

Таким образом, проблема межнационального взаимодействия остается актуальной и по настоящее время.

 

Date: 2015-08-24; view: 874; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию