Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы развития познавательного интереса учащихся





 

Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований жизни. Социально-экономические изменения в России начиная со второй половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития просвещения [27].

Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

Одним из самых значительных областей общего феномена “интерес” выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях [1].

Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности [43].

А.Н. Леонтьев [15], Л.И. Божович [16], Ю.К. Бабанский [17] рассматривали познавательный интерес как сильный мотив учения, как важный фактор успешности овладения знаниями.

Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Одни исследователи изучают психологическую природу интереса, другие рассматривают познавательный интерес как мотив или как отношение личности. Ряд исследователей изучают познавательный интерес как важное средство обучения. Эта же сторона познавательного интереса рассматривается и во многих дидактических исследованиях, посвященных проблеме активизации обучения [3].

Н.Г. Морозова считает, что «интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» [20, с. 24].

С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес – это "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями" [5, с. 15].

Под познавательным интересом мы понимаем положительное, эмоционально-поисковое отношение личности к предметам и явлениям действительности с целью их познания, проявляющихся в познавательной деятельности и являющееся её мотивом [2].

Изучению познавательного интереса посвящены многие научные исследования, в совокупности доказавшие его разностороннюю роль, как сложного и значимого образования в личности. Познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям. Находясь у основания творческой деятельности, он стимулирует выбор личных ценностей (Б.Г. Ананьев, В.Г. Иванов, Ю.А. Шаров, Г.И. Щукина).

Интерес создаёт благоприятные условия для развития активности и самостоятельности учащихся, нейтрализуя равнодушие и инертность (В.Б. Бондаревский, Н.Г. Морозова).

Интерес как отношение, как мотив оказывает воздействие не только на развитие мышления, памяти, воображения и других сторон сознания человека. Его воздействие проявляется в воспитании морально-волевых черт, в развитии целостности личности (В.С. Ильин, В.Н. Максимова, Ф.К. Савина, Н.К. Сергеев).

Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение информации вообще, и углубленным в определенную область познания. Познавательная направленность человека носит избирательный характер. Его познавательный интерес бывает, прежде всего, связан с тем, в чем он испытывает нужду, потребность, что для самой личности имеет особое значение, «особый жизненный смысл» [3].

В исследованиях Г.И. Щукиной выделены три вида познавательных интересов, представляющие последовательные фазы его развития:

- ситуативный, эпизодический интерес. Являясь относительно неустойчивым и неглубоким, ситуативный интерес способствует становлению познавательного интереса;

- устойчивый, активный интерес, проявляющийся в эмоционально-познавательном отношении к предметам, объектам или какому-либо виду деятельности;

- личностный интерес, являющийся отражением направленности личности [7].

По основанию тесноты связи с эмоциональной стороной личности Н. Г. Морозова выделяет следующие виды познавательного интереса: эпизодическое переживание; эмоционально-познавательное отношение к предмету; стойкая эмоционально- познавательная направленность личности на определённую область знания или деятельности [21].

В. Г. Денисова выделяет четыре уровня развития познавательного интереса:

· низкий уровень характеризуется внешне привлекательной, простой, кратковременной деятельностью узнавания и воспроизведения;

· средний уровень познавательного интереса характеризуется освоенной, алгоритмизированной (манипуляционной), более длительной деятельностью;

· высокий уровень познавательного интереса характеризуется длительной, самостоятельной, частично-поисковой деятельностью;

· высший уровень познавательного интереса характеризуется длительной, самостоятельной, сложной креативной деятельностью [28].

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Своеобразие познавательного интереса выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения [9].

Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность (Рубинштейн С.Л. [11], Менчинская Н.А [12]). Другой отличительной особенностью познавательной деятельности является характер ее протекания. В одних случаях ее процесс носит характер подражательный, репродуктивный, в других – поисковый, в иных – творческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на конечный ее результат – на характер приобретаемых знаний, умений, навыков.

Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения, имеющего социально-педагогические основы, стоит его личность, ее сознание, ее отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, и к соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учение [10].

Подлинный смысл формирования познавательного интереса для успешности учения состоит не только в том, что интерес помогает строить процесс обучения ярче, живее, разнообразит впечатления учащихся, но главное – в его влиянии на формирование личности. Воспитание интересов учащихся в русле проблемы развития личности рассматривали Л.С. Выготский [14], Г.И. Щукина [10]. Доказано, что познавательный интерес не обособлен в своем развитии от общего развития личности, он подвержен тем же закономерностям, что и процесс развития в целом.

Формирование и развитие познавательных интересов - это часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательной активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя [9].

Если говорить об общих требованиях развивающего обучения, на протекание которого предельно ясно реагирует познавательный интерес, то, опираясь на многовековой опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить о тех главных условиях, соблюдение которых способствует и укреплению познавательного интереса [10]:

1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации осмысленного напряжения, ситуации противоречивости суждений.

2. Организация учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся. Познавательный интерес ученика не может развиваться и крепнуть, если операционная сторона учения остается постоянной. В ней обязательно нужно поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возрастные возможности и силы, сознает, что теперь он по-другому, по-новому, лучше, легче, скорее, сноровистей действует в учебной обстановке.

3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Основой формирования познавательного интереса у учащихся в процессе обучения должен выступать принцип «каждый ученик талантлив». [4].

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса в развитии личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово “занимательный” как “способный занять внимание, воображение” [26]. К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным[35]. В процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными и находчивыми. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

ТАКИМ ОБРАЗОМ,…….. идет вывод по параграфу – 1-2 абзаца.

 

Date: 2015-08-24; view: 3553; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию