Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слово как сигнал сигналов





Псковский государственный педагогический университет

Им. С. М. Кирова

РЕФЕРАТ

по дисциплине: физиология человека

на тему: “ Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах действительности.

Современное состояние проблемы”

Выполнил: Шелудякова Мария естественно-географический факультет, 4 курс, 1 группа Преподаватель: Кочеткова М.Т.

Псков, 2оо6 год.

СОДЕРЖАНИЕ:

1 Слово как сигнал сигналов……….……………………………………..…3

2 Речь. Функции речи…………………………..………………………….….5

3 Развитие речи у ребенка…………………………………………………….7

Взаимодействие первой и второй сигнальных систем.............................8

5 Речевые функции полушарий….………………………………………..11

Список использованной литературы………………………………………..16

 

СЛОВО КАК СИГНАЛ СИГНАЛОВ

Закономерности условно рефлекторной деятельности, ус­тановленные для животных, свойственны и человеку. Однако поведение человека настолько сильно отличает­ся от поведения животных, что у него должны сущест­вовать дополнительные нейрофизиологические механиз­мы, которые и определяют особенности его высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов считал, что специфика высшей нерв­ной деятельности человека возникла в результате ново­го способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и ко­торый выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка. И. П. Павлов писал, что «слово сделало нас людьми...». С возникновением языка у человека появилась новая система раздражите­лей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения. Таким об­разом, у человека в отличие от животных существуют две системы сигнальных раздражителей: первая сиг­нальная система, состоящая из непосредственных воз­действий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия.

Сигнальные системы это системы нервных процессов, временных связей и реакций, формирующиеся в головном мозге в результате воздействия внешних и внутренних раздражений и обеспечивающие тонкое приспособление организма к окружающей среде.

Первая сигнальная система, система условнорефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды. Первая сигнальная система — основа непосредственного отражения действительности в форме ощущений и восприятий. Этот термин введён в 1932 И. П. Павловым при исследовании физиологического механизма речи. По Павлову, для животного действительность сигнализируется главным образом раздражениями (и следами их в больших полушариях), которые воспринимаются непосредственно клетками зрительных, слуховых и др. рецепторов организма. «Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными»

Вторая сигнальная система,свойственная только человеку. Это качественно особая форма высшей нервной деятельности — система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Понятие, выдвинутое И. П. Павловым (1932) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Человек обладает помимо того способностью обобщать словом бесчисленные сигналы первой сигнальной системы; при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием второй сигнальной системы касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Способность к обобщённому отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире и позволила ему создать науку. Первая и вторая сигнальные система — различные уровни единой высшей нервной деятельности, но вторая сигнальная система играет ведущую роль. Формирование второй сигнальной системы происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, т. е. определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Характер взаимодействия первой и второй систем может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Одни люди отличаются относительной слабостью первой сигнальной системы — их непосредственные ощущения бледны и слабы (мыслительный тип), другие, наоборот, воспринимают сигналы первой системы ярко и сильно (художественный тип). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем.

Слово, обозначающее предмет, не является резуль­татом простой ассоциации по типу «слово — предмет». Связи слова с предметом качественно отличаются от первосигнальных связей. Слово хотя и является реаль­ным физическим раздражителем (слуховым, зритель­ным, кинестетическим), оно принципиально отличается тем, что в нем отражаются не конкретные, а наиболее существенные, основные свойства и отношения предме­тов и явлений. Оно обеспечивает возможность обобщен­ного и отвлеченного отражения действительности. Эта функция слова со всей очевидностью обнаруживает се­бя при исследовании глухонемоты. По данным А. Р. Лурии, глухонемой, который не обучен речи, не способен абстрагировать качество или действие от реального предмета. Он не может формировать отвлеченные поня­тия и систематизировать явления внешнего мира по от­влеченным признакам.

Интегративная деятельность нервной системы чело­века осуществляется не только на основе непосредствен­ных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. При этом слово выступает не только как сред­ство выражения мысли. Слово перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется с помощью слова.

Суть мышления в выполнении некоторых внутрен­них операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняю­щуюся модель мира. Благодаря слову картина мира становится более совершенной, с одной стороны, более обобщенной, с другой, более дифференцированной. При­соединяясь к непосредственному образу предмета, сло­во выделяет его существенные признаки, вносит в него формы анализа и синтеза, которые непосредственно не­доступны субъекту, слово переводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным как субъекту, так и любому слушателю.

Date: 2015-08-24; view: 2692; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию